Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Данная Программа разработана с учётом существующей ситуации в образовательных учреждениях и направлена на приведение системы образования муниципального образования "Багратионовский городской округ" в соответствие с приоритетами социально-экономического развития муниципалитета. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают учреждения, подведомственные управлению образования администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ", и призваны решить проблемы в развитии муниципальной системы образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Система образования муниципального образования "Багратионовский городской округ" обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
Реализация предыдущей целевой программы "Развитие образования" на 2015-2018 годы", а также федеральных и областных и муниципальных целевых программ - проектов, обеспеченных финансовыми вложениями, - обеспечила реальные изменения в системе образования муниципалитета. Данные мероприятия позволили создать необходимые условия для дальнейшего поступательного развития системы образования муниципального образования "Багратионовский городской округ", а также скорректировать цели и задачи последующих целевых программ развития образовательной системы муниципалитета.
В системе образования происходят комплексные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества: увеличивается количество детей, охваченных услугами дошкольного образования; активно проводится комплексная модернизация школьного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
Наиболее значимым результатом, достигнутым в общем образовании области, стало доведение размера средней заработной платы педагогических работников до уровня средней заработной платы по экономике региона, который теперь необходимо сохранить.
В общеобразовательных учреждениях созданы необходимые условия для перехода и реализации на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) общего образования.
Для организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС повышение квалификации прошли 100% учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.
В системе дополнительного образования создаются условия для внедрения и развития системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Вместе с тем, остается ряд проблем в области развития образования:
- потребности в развитие кадрового ресурса: дефицит квалифицированных работников системы, необходимость в обновлении педагогического корпуса, совершенствование механизмов привлечения в сферу образования и закрепления в ней молодых специалистов (негативное влияние на развитие муниципальной системы образования оказывает возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет 33%, доля педагогов-мужчин - чуть более 9%; постепенно происходит обновление педагогического корпуса: доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 20%); требует совершенствования система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных организаций;
- материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений, по-прежнему, не в полной мере отвечает современным требованиям; наличие предписаний надзорных органов (Роспотребнадзора, Госпожнадзора и пр.) о несоответствии зданий образовательных учреждений современным требованиям и правилам безопасности в том числе отсутствие условий доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (в части доступности зданий и территорий), отсутствие условий оказания медицинского обслуживания (отсутствие медкабинетов); а также значительный износ зданий (более 50%);
- нехватка мощностей действующих дошкольных образовательных учреждений;
- недостаточное обеспечение детского населения в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования
Численность воспитанников, получающих дошкольное образование, на 01.12.2020 г. составляет 1355 человек.
На территории Багратионовского городского округа функционирует 10 учреждений, реализующих уровень дошкольного образования:
6 - детских садов (МБДОУ "Детский сад г. Багратионовска"; Чеховский детский сад, МБДОУ "Нивенский детский сад", МБДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "Детский сад п. Долгоруково", МБДОУ "Пограничный детский сад");
1 - МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское";
на базе МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" функционирует группа дошкольного воспитания: учитывая особую значимость формирования готовности детей к обучению в школе, еще в 2-х школах действуют группы кратковременного пребывания (МБОУ "СОШ п. Тишино", МБОУ "СОШ п. Корнево").
Все дошкольные образовательные учреждения муниципалитета реализуют федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ДО) дошкольного образования. Внесены изменения в нормативные документы, разработаны программы, приобретены методические пособия, материалы и игрушки для развития предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Педагогические работники и руководители прошли курсовую подготовку по разным направлениям введения ФГОС ДО.
В настоящее время полностью ликвидирована актуальная очередь детей с 3 до 7 лет. Сегодня поставлена следующая задача: доступность дошкольного образования детьми в возрасте от 2-х месяцев. В настоящее время группы раннего возраста (до 3 лет) посещают 208 детей. Очередь этой возрастной категории по сравнению с 2019 годом увеличилась с 171 до 271 ребенка, поэтому остается актуальной.
Анализ показывает, что задача обеспечения доступности качественного дошкольного образования для всех детей (от 2-х месяцев и старше) может быть решена через:
расширение вариативности его форм, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (сегодня это 3% воспитанников, план - 4%);
строительство детского сада в п. Чехово на 120 мест - 2020-2021 гг. (в связи с территориальной удаленностью данного поселка от других населенных пунктов муниципалитета, количеством очередников, невозможностью реконструкции здания (находится в аренде) острая необходимость в дошкольном ОУ);
строительство детского сада в направлении Нивенского территориального управления на 240 мест (здесь сегодня наибольшее количество очередников, а с открытием шахты в п. Нивенское произойдет увеличение численности населения, в т.ч. детей, поэтому возникнет необходимость в дошкольном ОУ);
капитальный ремонт здания МБДОУ "Детский сад г. Багратионовска" по адресу: ул. Багратиона, 21;
развитие негосударственного сектора, предоставляющего услуги по образованию и услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.
В настоящее время ведется проверка проектной и рабочей документации по объекту "Строительство детского сада в пос. Чехово Багратионовского городского округа". Заключен муниципальный контракт с ООО "Центр комплексного проектирования". Исходные данные для проектирования переданы проектировщику.
Модернизация системы общего образования
В сфере общего образования 7 средних общеобразовательных учреждений и 1 учреждение начальная школа - детский сад.
Для реализации прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов необходимо совершенствование материально-технической, средовой и кадровой составляющих общеобразовательных учреждений. Проведенный комплекс мероприятий в совокупности направлен на создание в школах комфортных условий обучения в соответствии с СанПиН. Вместе с тем, ещё существуют проблемы в школах муниципалитета, не позволяющие отнести их к категории учреждений, соответствующих современным нормативным требованиям.
В связи с этим в 2019 году в рамках национального проекта "Образование" федерального проекта "Современная школа" в МБОУ "Южная СОШ" создан Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
В 2020 году к региональному проекту "Современная школа" присоединились еще 3 школы:
- МБОУ "Средняя школа города Багратионовска";
- МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина";
- МБОУ "СОШ п. Пятидорожное".
Данные Центры создаются, как структурные подразделения школы и их деятельность направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности".
В 2021 году открытие Центров образования естественнонаучного и технологической направленностей "Точка роста" планируется в 2 школах:
МБОУ "СОШ п. Нивенское", МБОУ "СОШ п. Корнево".
В 2022 в МБОУ "СОШ п. Тишино".
В 2023 в МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское".
Таким образом, к 2023 году все школы муниципалитета войдут в национальный проект "Современная школа".
Все образовательные организации, в которых создан Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" выполнили индикативные показатели результативности деятельности Центров "Точка роста", включая охват детей дополнительным образованием 100 процентов.
Кроме того, в 2020 году по результатам отбора проведённого Министерством просвещения России в двух школах муниципалитета МБОУ "СОШ п. Нивенское" и МБОУ "СОШ п. Корнево" была внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая школа" национального проекта "Образование".
В 2021 году цифровую образовательную среду планируется внедрить в 5 школах муниципалитета:
- МБОУ "Средняя школа города Багратионовска";
- МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина";
- МБОУ "СОШ п. Пятидорожное";
- МБОУ "Южная СОШ";
- МБОУ "СОШ п. Тишино"
Также немаловажными факторами являются развитие дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, материальное и техническое оснащение образовательных учреждений, обновление методов обучения и образовательных программ на основе использования современных электронных систем.
Для кардинального изменения ситуации по обеспечению улучшения условий качества предоставляемых услуг в образовании необходимо решить вопрос строительства новых школ в г. Багратионовске (на 1000 мест), в п. Нивенское (на 700 мест), а так же строительство корпуса начальной школы МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" (на 250 мест).
Для создания в школах комфортных условий обучения в соответствии с СанПиН, актуальным является улучшения санитарно-гигиенических условий:
- доведение до нормы уровня освещенности в учебных кабинетах (сегодня не соответствуют норме 75 учебных кабинетов). Замена светильников необходима в учебных кабинетах в МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина", МБОУ "СОШ п. Пятидорожное", МБОУ "СОШ п. Нивенское", МБОУ "СОШ п. Тишино" и МБОУ "Южная СОШ";
- обеспечение ремонтов туалетных комнат в соответствии с требованиями (требуют ремонта 19 шт.). Ремонт будет осуществлен поэтапно в течение реализации Программы:
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" - 4 шт.;
МБОУ "СОШ п. Корнево" - 6 шт.;
МБОУ "СОШ п. Нивенское" - 3 шт.
- замена оконных блоков: подлежат замене 465 окон из 2035. Наиболее актуальные учреждения: МБОУ "Средняя школа г. Багратионовска", МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина" МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское";
- обеспечение обустройства и лицензирования медицинских кабинетов в школах и детских садах, на сегодняшний день лицензии имеют МБОУ "Средняя школа города Багратионовска", МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" и МБДОУ "Владимировский детский сад".
Учитывая значительный износ зданий образовательных учреждений, требуются значительные затраты для обеспечения их жизнедеятельности, проведение капитальных ремонтов кровель, утепления фасадов, восстановление отмосток и др. В ближайшей перспективе необходим ремонт в 5 учреждениях:
МБОУ "СОШ г. Багратионовска" (утепление фасада, восстановление отмостки, ремонт кровли);
МБОУ "СОШ п. Корнево" (ремонт кровли, утепление фасада);
МБОУ "СОШ п. Тишино" (утепление фасада);
МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина" (утепление фасада, составление проекта для капитального ремонта и реконструкции электрощитовой и электропроводки, установка ограждения);
МБОУ "СОШ п. Нивенское" (здание начальной школы п. Владимирово, пер. Школьный, 8а) (ремонт кровли, капитальный ремонт второго этажа).
Для приведения зданий в нормативное состояние в соответствии с требованиями Госпожнадзора 8 образовательным учреждениям необходим вынос 12 котельных:
МБОУ "СОШ п. Нивенское";
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" (вынос котельных в двух зданиях);
МБДОУ "Пограничный детский сад";
МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" (вынос котельных в двух зданиях);
МБДОУ "Нивенский д/с" (вынос котельных в трех зданиях);
МБДОУ д/с пос. Долгоруково;
МБУ Центр ППСП Багратионовского городского округа.
Развитие "безбарьерной среды" в муниципальной системе образования для получения качественного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит особой задачей.
Вопрос обустройства доступной среды в образовательных учреждениях (элементы "безбарьерной среды") решен только в двух школах: г. Багратионовска и п. Долгоруково, в двух дошкольных учреждениях МБДОУ "Владимировский детский сад" и МБДОУ "Детский сад г. Багратионовска" и в учреждении дополнительного образования МАУ ДО "ДЮСШ г. Багратионовска". Так как, субсидии из федерального и областного бюджета на обустройство доступной среды в школах не предусмотрены, следовательно, стоит задача поэтапного обустройства оставшихся школ только за счет местного бюджета: МБОУ "СОШ п. Пятидорожное", МБОУ "СОШ п. Нивенское", МБОУ "СОШ п. Корнево", МБОУ "СОШ п. Тишино", МБОУ "Южная СОШ", МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское". Для решения задач по созданию "доступной среды" в учреждениях дошкольного образования муниципалитет участвует в конкурсном отборе по привлечению субсидий из федерального и областного бюджетов.
Особенностью муниципальной системы образования является значительное количество детей на подвозе - 1461 обучающихся (48%). Подвоз школьников к месту проведения занятий и в обратном направлении осуществляет МУП "Площадка - накопитель 33 км" - 17 автобусов, МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" - 3 автобуса. Однако данное количество не обеспечивает комфортный и своевременный подвоз детей. Необходимо увеличение как минимум на 3 автобуса максимальной наполняемости, чтобы обеспечить своевременный подвоз в МБОУ "Средняя школа города Багратионовска", МБОУ "СОШ п. Корнево", МБОУ "СОШ п. Нивенское", МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" и МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина". Для обеспечения безопасности детей на подвозе необходима замена автобусного парка на школьные автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет.
При всей сложности бюджета необходимо приобретение два автобуса в 2021 году и один автобус в 2022 году.
Вместе с задачами требующими значительных финансовых затрат актуальным остается развитие воспитывающей среды образовательных учреждений, формирование социального партнерства в сфере воспитания детей, обеспечивающих их позитивную социализацию. Здесь ведущая роль принадлежит дополнительному образованию.
Обеспечение доступного качественного дополнительного образования детей
Для решения задачи по обеспечению условий для выявления и развития талантливых детей независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей, увеличению количества воспитанников и совершенствованию организационных механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования необходимо:
- распространение модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования;
- введение ставок педагогов в учреждения дополнительного образования;
- мероприятия по улучшению условий и увеличению площадей ДДТ Багратионовского городского округа: капитальный ремонт переданной части здания по адресу г. Багратионовск ул. Пограничная, 62 в 2019 году, и, в перспективе, здания в г. Багратионовске по ул. Пограничной, 81 и передача его ДДТ Багратионовского городского округа (при условии строительства новой школы) или какого-то другого помещения.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в муниципального образования "Багратионовский городской округ" реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования.
Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования Управление образования администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании "Багратионовский городской округ". Количество реализуемых сертификатов в статусе персонифицированного финансирования в 2020 г составило 347.
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в муниципальном образовании "Багратионовский городской округ" реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
В настоящее время количество выданных сертификатов дополнительного образования - 3530 (или 61%) целевой показатель 100%. Дополнительным образованием с использованием выданных сертификатов охвачено 2320 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет (или 40,2,7%) целевой показатель - 76%. Количество зачислений с использованием сертификатов на программы дополнительного образования 5076 (или 88,4,7%).
Кроме этого в рамках национального проекта "Образование", федерального проекта "Успех каждого ребенка", регионального проекта "Доступное дополнительное образование для детей в Калининградской области" в муниципальном образовании в системе дополнительного образования на базе следующих образовательных учреждений: ДДТ Багратионовского городского округа, МАУ ДО ДЮСШ г. Багратионовска, МДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "Д/с г. Багратионовска", МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское" было создано 146 новых инфраструктурных что составляет 408 ученико-мест. Создание и оснащение новых мест дополнительного образование позволит увеличить долю детей, охваченных дополнительным образованием, что влечет за собой увеличение муниципального задания в учреждениях дополнительного образования и изменение штатного расписания организаций.
Повышение квалификации работников системы образования, совершенствование механизмов привлечения в сферу образования и закрепления в ней молодых специалистов
Кадровое обеспечение - ключевая задача для улучшения качества системы образования. Данный вопрос остаётся одним из самых актуальных на современном этапе. В системе образования трудится более 600 человек, в том числе педагогические кадры: на уровне дошкольного образования 81 педагог; школы - 201 педагогических работников общего образования, в системе дополнительного образования - 28 педагогов дополнительного образования.
Из 81 педагогических работников дошкольного образования количество педагогов имеющих высшее образование в сравнении с 2018 годом повысилось с 39% до 44%; среднее профессиональное и неоконченное высшее имеют 56%. В связи с получением педагогами первой квалификационной категории высшую категорию, увеличилось количество педагогов имеющих высшую квалификационную категорию с 14% до 28% и не значительно снизился показатель педагогических работников первой квалификационной категории - с 46 до 41%. Общее значение по педагогам имеющим высшую и первую квалификационную категорию сохранилось и составило 69%.
Из 201 педагогических работников общеобразовательных организаций высшее образование имеют 167 работника, что составляет 83%, среднее профессиональное 33 работников (19,8%) 114 педагогов общеобразовательных организаций имеют высшую и первую квалификационные категории, что составляет 56,7%. Данный показатель увеличился на 5,7% в сравнении с прошлым показателем. Из 18-ти педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования высшую и первую квалификационную категории имеют только 10 педагогов (55,6%). Таким образом, только 32% педагогических работников имеют квалификационные категории. Анализ данной статистики показывает необходимость дальнейшее повышение квалификации (не менее 38%) и уровня образования педагогических работников.
Несмотря на то, что школы обеспечивают выполнение всего учебного плана, достигается это большой нагрузкой педагогов, зачастую до двух ставок и выше. В ряде образовательных организаций существует острая потребность в педагогических кадрах. Серьезная кадровая проблема в МБОУ "СОШ им. А. Антошечкина", МБОУ "СОШ п. Пятидорожное", "МБОУ СОШ п. Корнево" и МБОУ "Средняя школа города Багратионовска".
Негативное влияние на развитие муниципальной системы образования оказывает возрастной дисбаланс: численность учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций составляет 17%.
Кадровую проблему в системе образования муниципалитета возможно решить через реализацию комплекса мер по привлечению молодых специалистов в школы городского округа, активная социальная поддержка педагогов, в том числе:
введение подъемных для молодых специалистов;
предоставление служебного жилья нуждающимся;
развитие института наставничества;
мотивация профессионального роста через конкурсное движение, совершенствование систем оплаты труда;
адресную поддержку педагогов, подтвердивших высокую профессиональную квалификацию, имеющих значительные успехи в конкурсном движении;
участие в федеральной программе "Земский учитель", в рамках которой учителям, заключившим трудовой договор со школами, предусмотрена единовременная компенсационная выплата. В 2022 году в данной программе запланировано участие одной школы муниципалитета.
Выбор программно-целевого метода для решения комплекса проблем в системе образования муниципального образования "Багратионовский городской округ" обусловлен следующими условиями:
- проблемы имеют крупномасштабный характер, затрагивают каждого жителя муниципалитета;
- проблемы не могут быть устранены в краткосрочной перспективе;
- решение проблем невозможно без широкого участия и взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления;
- для устранения проблем требуется обеспечить концентрацию финансовых и иных видов ресурсов и предусмотреть механизмы их эффективного использования.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач, стоящих перед системой образования в 2019-2024 годах.
Мероприятия Программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их реализации, а также определены исходя из приоритетов социально-экономического развития с учётом ресурсных возможностей на муниципальном уровне.
Таким образом, в данной Программе определен комплекс мер по созданию условий на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ" для дальнейшего улучшения качества образования и воспитания детей. Результатом реализации муниципальной Программы должно явиться предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования, дополнительного образования и воспитания детей в соответствии с современными требованиями общества и потребностями каждого гражданина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.