Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
"Усть-Цилемский"
от 15 января 2021 г. N 01/43
(приложение)
Положение
о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми
1. Настоящее Положение о муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми определяет порядок организации и функционирования муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района "Усть-Цилемский" Республики Коми (далее - муниципальное звено ТП РСЧС).
2. Муниципальное звено ТП РСЧС объединяет органы управления, силы и средства отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений администрации муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - муниципальный район "Усть-Цилемский"), организаций, предприятий и учреждений муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - организации), в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Республики Коми от 19.10.1999 N 48 "О защите населения и территорий Республики Коми от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона от 19 октября 1999 г. следует читать как "N 48-РЗ"
3. Муниципальное звено ТП РСЧС создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах границ муниципального района "Усть-Цилемский", в его состав входят объектовые звенья, находящиеся на территории муниципального района "Усть-Цилемский".
Организация, состав сил и средств объектовых звеньев, а также порядок их деятельности определяются соответствующими положениями, решениями о них, которые утверждаются руководителями организаций (объектов).
4. Муниципальное звено ТП РСЧС включает два уровня:
- муниципальный уровень - в пределах территории муниципального образования;
- объектовый уровень - в пределах площади земельного участка (застройки) организации (объекта) и прилегающей к ней территории.
На каждом уровне муниципального звена ТП РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
5. Координационными органами муниципального звена ТП РСЧС являются:
- на муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Усть-Цилемский";
- на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются главой муниципального района "Усть-Цилемский - руководителем администрации и руководителями организаций.
Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в соответствующих положениях о них или в решении об их создании.
6. Постоянно действующими органами управления муниципального звена ТП РСЧС являются:
- на муниципальном уровне - отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального района Усть-Цилемский" (далее - отдел по делам ГО и ЧС).
- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления муниципального звена ТП РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и правовыми актами муниципального района "Усть-Цилемский".
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления муниципального звена ТП РСЧС определяются в соответствующих положениях о них или в уставах указанных органов.
7. Органами повседневного управления муниципального звена ТП РСЧС (далее - органы) являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба муниципального района "Усть-Цилемский", созданная в составе отдела по делам ГО и ЧС (далее - ЕДДС);
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми, правовыми актами муниципального района "Усть-Цилемский" и решениями руководителей организаций (объектов).
Размещение постоянно действующих органов управления муниципального звена ТП РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащенных техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
8. К силам и средствам муниципального звена ТП РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства отраслевых структурных подразделений муниципального района "Усть-Цилемский", организаций и общественных объединений, расположенных в границах муниципального района "Усть-Цилемский", предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав сил и средств каждого уровня муниципального звена ТП РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил и средств постоянной готовности составляют ведомственные профессиональные аварийно-спасательные службы и спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны организаций, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами (с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток).
Перечень сил постоянной готовности муниципального звена ТП РСЧС утверждается администрацией муниципального района "Усть-Цилемский".
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, организационно-методическое руководство планированием действий в рамках муниципального звена ТП РСЧС, организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального характера на территории муниципального района "Усть-Цилемский" осуществляет в установленном порядке отдел по делам ГО и ЧС.
10. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- по решению уполномоченных на то должностных лиц органов исполнительной власти Республики Коми, администрации муниципального района "Усть-Цилемский", руководителей организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований установленным порядком при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций.
11. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
- резервы финансовых и материальных ресурсов муниципального района "Усть-Цилемский";
- резервы финансовых и материальных ресурсов организаций и общественных объединений муниципального района "Усть-Цилемский".
Порядок создания, хранения, использования и восполнения резервов, финансовых и материальных ресурсов территориального звена ТП РСЧС определяется правовыми актами администрации муниципального района "Усть-Цилемский", на объектовом уровне - решением руководителей организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального звена ТП РСЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
12. Информационное обеспечение территориального звена ТП РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется отделом по делам ГО и ЧС и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Республики Коми и администрацией муниципального района "Усть-Цилемский".
13. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках муниципального звена ТП РСЧС осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального района "Усть-Цилемский", разрабатываемого отделом по делам ГО и ЧС.
14. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территории муниципального района "Усть-Цилемский" органы управления и силы муниципального звена ТП РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями главы муниципального района "Усть-Цилемский" - руководителя администрации, руководителей организаций по предложению КЧС и ОПБ, на территориях которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
- режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зависимости от факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):
- объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
- местный уровень реагирования - решением главы муниципального района "Усть-Цилемский" - руководителя администрации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский", оказавшимися в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории муниципального района "Усть-Цилемский";
- региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением Главы Республики Коми при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский" и органов исполнительной власти Республики Коми, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории Республики Коми.
16. Решениями главы муниципального района "Усть-Цилемский" - руководителя администрации и руководителей организаций о введении для соответствующих органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
- обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
- границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
- силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
- перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
- должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Должностные лица муниципального района "Усть-Цилемский" и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
17. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации и по решению КЧС и ОПБ, глава муниципального района "Усть-Цилемский" - руководитель администрации, руководители организаций отменяют установленные режимы функционирования.
18. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС глава муниципального района "Усть-Цилемский" - руководитель администрации или должностное лицо структурного подразделения администрации муниципального района "Усть-Цилемский" может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
- определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного и регионального материального резерва;
- определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский" и организаций;
- приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
- осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия, в том числе:
- проводить эвакуационные мероприятия,
- привлекать к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ,
- привлекать на добровольной основе население к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации.
Руководитель работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информирует о принятых им в случае крайней необходимости решениях главу муниципального района "Усть-Цилемский" - руководителя администрации и руководителей организаций, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация.
19. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами муниципального звена ТП РСЧС, являются:
19.1. В режиме повседневной деятельности:
- изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих полномочий контроля по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального района "Усть-Цилемский";
- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
- подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещение и возвращение соответственно в места постоянного проживания либо хранения, организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
19.2. В режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- оповещение главы муниципального района "Усть-Цилемский" - руководителя администрации, организаций, населения о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил территориального звена ТП РСЧС на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам муниципального ТП РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
- приведение при необходимости сил и средств муниципального звена ТП РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайную ситуацию, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, создаваемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
19.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
- оповещение главы муниципального района "Усть-Цилемский" - руководителя администрации, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Усть-Цилемский", органов управления и сил муниципального звена ТП РСЧС, руководителей организаций, а также населения муниципального района "Усть-Цилемский" о возникающих чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств муниципального звена ТП РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района "Усть-Цилемский" и организаций. Поддержание непрерывного взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Коми и территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
- информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
20. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
- локального характера - осуществляется силами и средствами организаций муниципального района "Усть-Цилемский";
- муниципального характера осуществляется:
- силами и средствами функциональных звеньев муниципального звена ТП РСЧС и структурных подразделений функциональных звеньев территориального звена Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района "Усть-Цилемский", создаваемых органами исполнительной власти Республики Коми, государственными учреждениями Республики Коми, организациями осуществляющих свои полномочия и деятельность на территории муниципального района "Усть-Цилемский", по перечню согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
- силы и средства структурных подразделений территориальных звеньев функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющих свои полномочия и деятельность на территории муниципального района "Усть-Цилемский", по перечню согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства органов исполнительной власти Республики Коми.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зону чрезвычайной ситуации первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, назначенных лицами, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайной ситуаций.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации по согласованию с руководителями организаций, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
21. Финансовое обеспечение функционирования территориального звена ТП РСЧС осуществляется за счет средств бюджета муниципального района "Усть-Цилемский", собственников (пользователей) имущества, страховых фондов и других источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Финансирование программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и правовыми актами администрации муниципального района "Усть-Цилемский".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.