Social services of the population. Rehabilitation services given for elderly. Basic kinds
ОКС 03.080.30
Дата введения - 1 мая 2021 г.
Взамен ГОСТ Р 53349-2009
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 г. N 496-ст
4 Взамен ГОСТ Р 53349-2009
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на реабилитационные услуги гражданам старшего поколения (далее - граждане) и устанавливает основные виды и краткую характеристику предоставляемых услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 54341 Социальное обслуживание населения. Контроль качества реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 58552 Социальное обслуживание населения. Качество реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 реабилитационные услуги гражданам старшего поколения: Действия реабилитационных служб, направленные на улучшение самочувствия граждан, восстановление или продление их возможностей к осуществлению бытовой, общественной и трудовой профессиональной деятельности и на адаптацию к условиям проживания.
4 Общие положения
4.1 Процесс реабилитации должен основываться на целях, задачах и приоритетных направлениях, установленных в [1].
4.2 Реабилитационные услуги должны быть направлены на создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, на достижение полного или частичного восстановления здоровья и самочувствия, общественного, профессионально-трудового и социального статуса граждан, на применение (использование) потенциала граждан в интересах общества, в том числе в воспитании молодежи, путем устранения или частичной компенсации нарушений жизнедеятельности и продления срока последней, социального и профессионального функционирования.
4.3 Реализация реабилитационных услуг должна быть направлена на достижение наибольшего воздействия и максимального эффекта при минимальных затратах времени и труда на их выполнение.
4.4 Комплекс реабилитационных услуг должен содержать психосоциальные и биологические методы воздействия на граждан и должен быть направлен и на организм, и на личность, и на социум.
4.5 Реабилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разных профилей.
4.6 Реабилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяются в каждом конкретном случае состоянием граждан; реабилитация считается завершенной, когда граждане во всем многообразии социальных отношений достигли уровня, приближенного к уровню, соответствующему нормальному состоянию человека в их возрасте.
4.7 Каждый этап предоставления реабилитационных услуг и их вид должны быть ориентированы на решение конкретной реально возможной и достижимой задачи, о которой должны знать граждане и к достижению которой они должны стремиться совместно со специалистами.
4.8 Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг представляет собой систему следующих реабилитационных мероприятий:
- обследование граждан;
- проведение индивидуальной оценки потребности в мероприятиях по реабилитации;
- постановка диагноза;
- уточнение реабилитационного потенциала;
- проведение реабилитации;
- мониторинг (наблюдение);
- оценка эффективности реабилитационных воздействий;
- коррекция реабилитационных мероприятий.
4.9 Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки предоставления реабилитационных услуг определяются в соответствии с потребностями в них конкретных граждан.
4.10 Гражданам следует предоставлять комплекс оптимальных для них реабилитационных услуг, включающий в себя услуги по медицинской, социальной и профессионально-трудовой реабилитации, направленные на восстановление или продление способностей граждан к выполнению определенных свойственных их возрасту видов жизнедеятельности.
4.11 Предоставление реабилитационных услуг осуществляют с учетом следующих факторов, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:
- наличие и состояние документации, в соответствии с которой учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации;
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам;
- наличие и состояние собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
Требования к качеству реабилитационных услуг гражданам старшего поколения - по ГОСТ Р 58552, а осуществление контроля качества этих услуг - по ГОСТ Р 54341.
4.11.1 Документы
В состав документов должны входить:
- Устав (положение) учреждения, в котором должны быть изложены полное, сокращенное и фирменное (при наличии) наименование учреждения, правовой статус, ведомственная принадлежность, юридический статус, структурные подразделения учреждения, цели, предмет и виды деятельности учреждения (состав, содержание и форма предоставляемых реабилитационных услуг), порядок принятия граждан на обслуживание и снятие с него, имущество и финансы учреждения, финансово-хозяйственная деятельность учреждения, управление учреждением, порядок реорганизации и ликвидации учреждения;
- руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения;
- эксплуатационные документы на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации, способствующие обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии;
- национальные стандарты Российской Федерации, применяемые на добровольной основе и составляющие нормативную основу практической работы учреждения.
В учреждении следует осуществлять постоянный контроль состояния документов для своевременного включения в них необходимых изменений и изъятия из обращения устаревших документов.
4.11.2 Условия размещения учреждения
4.11.2.1 Условия размещения учреждения, в котором оказывают реабилитационные услуги, должны предусматривать его расположение в специально оборудованных для него зданиях (помещениях), доступных для граждан старшего поколения; помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания клиентов и обслуживающего персонала, оснащены телефонной и электронной связью.
4.11.2.2 Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение персонала, клиентов учреждения и предоставление им реабилитационных услуг.
4.11.2.3 По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда и должны быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенные температура воздуха, влажность воздуха, несоблюдение норм по запыленности, загазованности, шум, вибрации и т.д.).
4.11.3 Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
4.11.3.1 Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
4.11.3.2 Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
4.11.3.3 Специалисты учреждения должны периодически повышать свою квалификацию в соответствии с графиком повышения квалификации специалистов, утвержденным руководителем учреждения.
4.11.3.4 У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
4.11.3.5 Все специалисты учреждения, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны быть аттестованы в установленном порядке.
4.11.3.6 Наряду с соответствующей квалификацией все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе с гражданами старшего поколения принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
4.11.3.7 При оказании реабилитационных услуг персонал учреждения должен проявлять к обслуживаемым гражданам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать их физическое и психическое состояния.
4.11.3.8 Сведения личного характера о гражданах старшего поколения, ставшие известными сотрудникам учреждения при оказании ими реабилитационных услуг, составляют профессиональную тайну.
Сотрудники, виновные в разглашении этой тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.11.4 Специальное и табельное техническое оснащение
4.11.4.1 Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, приборами, аппаратурой, техническими средствами реабилитации граждан, обеспечивающими надлежащее качество всего комплекса предоставляемых реабилитационных услуг, отвечающими требованиям соответствующих стандартов, технических условий и других подобных документов, обеспечивающих безопасную и эффективную эксплуатацию оборудования.
4.11.4.2 В каждом учреждении должен быть перечень применяемого при реабилитации специального и табельного технического оснащения, обеспечивающего своевременное, полное и качественное предоставление реабилитационных услуг.
4.11.4.3 Специальное и табельное оборудование, приборы, аппаратуру и технические средства реабилитации следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
4.11.4.4 Неисправное техническое оснащение должно быть снято с эксплуатации, заменено или отремонтировано (если оно подлежит ремонту), а пригодность отремонтированного должна быть подтверждена его проверкой.
4.11.5 Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг
4.11.5.1 Состояние информации об учреждении и правилах предоставления учреждением услуг должно соответствовать требованиям [2].
4.11.5.2 Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение.
4.11.5.3 Учреждение должно предоставлять гражданам в доступной форме необходимую и достоверную информацию об оказываемых учреждением реабилитационных услугах.
4.11.5.4 Если предоставление недостоверной, несвоевременной или недостаточно полной информации о реабилитационной услуге повлекло за собой причинение вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу гражданина, то он вправе предъявить учреждению требования о возмещении причиненного ущерба в установленном законодательством порядке.
4.11.6 Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг
4.11.6.1 Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию реабилитационных услуг на их соответствие стандартам и другим внутренним и внешним документам по вопросам объема, качества и безопасности предоставляемых услуг.
4.11.6.2 Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с гражданами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
4.11.6.3 Внешняя система контроля включает в себя контроль, который осуществляют органы государственной власти и организации общественного контроля в соответствии с действующим законодательством, а также вышестоящий орган, которому подведомственна организация.
4.11.6.4 Учреждение может оценить качество и безопасность предоставляемых им реабилитационных услуг и подтвердить их соответствие национальным стандартам или требованиям системы добровольной сертификации, созданной в соответствии с [3].
4.12 При поступлении граждан в реабилитационное учреждение проверяют:
- состояние их физического здоровья и потребности в уходе за ними;
- состояние зрения, слуха и разговорной речи;
- состояние полости рта;
- состояние ног;
- их мобильность и сноровку;
- историю их болезней;
- способность регулировать экскреторные функции;
- необходимость в медикаментозном лечении;
- состояние рассудка и когнитивные способности (способность узнавания, восприятия, познания);
- социальные интересы, хобби, религиозные и культурные потребности.
5 Основные виды и краткие характеристики реабилитационных услуг
Реабилитационные услуги гражданам подразделяют на следующие основные виды:
- услуги по медицинской реабилитации;
- услуги по профессионально-трудовой реабилитации;
- услуги по социальной реабилитации.
5.1 Услуги по медицинской реабилитации
Услуги по медицинской реабилитации направлены на компенсацию нарушенных или возобновление утраченных функций организма, продление способностей граждан пожилого возраста к выполнению определенных видов деятельности.
В состав услуг по медицинской реабилитации входят:
- восстановительная терапия;
- санаторно-курортное лечение;
- обеспечение лекарственными средствами;
- динамическое наблюдение;
- прочие услуги.
5.1.1 Восстановительная терапия
Восстановительная терапия заключается в воздействии на организм человека для восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, а также для восстановления или улучшения жизнедеятельности, трудовых функций и проводится по назначению врача в формах, перечисленных в 5.1.1.1-5.1.1.11.
5.1.1.1 Медикаментозная терапия - применение лекарственных средств для предупреждения прогрессирования болезни, ее обострений и осложнений.
5.1.1.2 Физиотерапия - применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления или повышения физической работоспособности.
5.1.1.3 Механотерапия - применение различных механизмов и приспособлений для восстановления нарушенных функций, систем организма. Она основана на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей), осуществляемых с помощью механотерапевтических аппаратов, облегчающих движение или, наоборот, требующих дополнительных усилий для его выполнения.
5.1.1.4 Кинезотерапия - применение комплекса лечебных мероприятий, включающих активную и пассивную гимнастику с целью восстановления нарушенных функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
5.1.1.5 Психотерапия - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение человека методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств.
5.1.1.6 Лечебная физкультура - применение различных физических упражнений (гимнастических, спортивно-прикладных, идеомоторных, т.е. выполняемых мысленно, прогулок, упражнений в посылке импульсов к сокращению мышц), игр, естественных факторов (солнце, воздух, вода).
5.1.1.7 Ультразвуковая терапия - применение упругих механических колебаний ультразвука для слабого прогревания тканей с целью повышения их эластичности, уменьшения мышечного спазма.
5.1.1.8 Лечебный массаж (ручной, аппаратный и комбинированный), проводимый для улучшения функционирования того или иного органа, профилактики и улучшения микроциркуляции крови.
5.1.1.9 Мануальная терапия - система ручных лечебных приемов, с помощью которых можно избавиться от заболеваний или других изменений позвоночника, суставов, мышечного и связочного аппарата, внутренних органов, костей черепа, мембран спинного и головного мозга, а также черепно-мозговых нервов.
5.1.1.10 Рефлексотерапия - лечение иглоукалыванием и прижиганием.
5.1.1.11 Оздоровление клиентов путем предоставления процедур с использованием местных природно-климатических факторов (грязелечение, водолечение, электрофорез, магнитотерапия, световая ванна, электромассаж, ультразвук, УВЧ-терапия, электросон, парафино-озокеритное лечение, ингаляция, ЛФК, фитотерапия и т.п.).
5.1.2 Санаторно-курортное лечение
5.1.2.1 Санаторно-курортное лечение представляет собой мероприятия, при осуществлении которых для восстановления и компенсации нарушенных функций организма применяют природные факторы (минеральные воды, лечебные грязи, климат и т.д.).
5.1.2.2 Организацию направления и предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляют в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации и результатами медико-социальной экспертизы.
5.1.3 Обеспечение лекарственными средствами
5.1.3.1 Обеспечение клиентов лекарственными средствами осуществляют в соответствии с перечнем жизненно важных для них средств, предусмотренных индивидуальной программой социальной реабилитации.
5.1.3.2 Учет, хранение, обращение, назначение и уничтожение лекарственных средств, в том числе принимаемых клиентами самостоятельно, должны осуществляться под контролем руководителя учреждения, предоставляющего реабилитационные услуги гражданам; с этой целью для каждого клиента должен быть заведен лист назначения принимаемых лекарственных средств (включая принимаемые самостоятельно).
5.1.4 Динамическое наблюдение за гражданами
5.1.4.1 Динамическое наблюдение заключается в наблюдении, изучении, исследовании изменений в состоянии здоровья граждан.
5.1.4.2 Цель динамического наблюдения - контроль за ходом и эффективностью реабилитационного процесса.
5.1.4.3 Динамическое наблюдение проводят в соответствии с индивидуальной программой социальной реабилитации.
5.1.5 Прочие услуги
К прочим услугам относятся:
- организация прохождения диспансеризации [4] с целью углубленного и всестороннего обследования состояния граждан;
- содействие в направлении граждан в учреждения медико-социальной экспертизы (по медицинским показаниям) для решения вопросов, связанных с возможной инвалидностью;
- привлечение граждан к добровольному участию под наблюдением медицинского персонала в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний и в соответствии с трудовыми рекомендациями;
- предоставление или содействие в оказании медицинской помощи, в случае необходимости, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
- содействие в предоставлении медицинскими учреждениями услуг по протезированию и ортезированию.
5.2 Услуги по профессионально-трудовой реабилитации
Услуги по профессионально-трудовой реабилитации направлены на обеспечение гражданам возможности получить или сохранить наиболее соответствующую работу и тем самым способствовать их социальной интеграции, обеспечению материальной независимости, возможности самообеспечения и повышения социального статуса.
Услуги по профессионально-трудовой реабилитации включают в себя:
- оказание помощи в овладении новыми знаниями и информационными технологиями по имеющимся у них специальностям, компьютерной грамотностью и ее применением в работе;
- содействие в правильном выборе и рациональной организации труда по своей бывшей профессии, но в сокращенном объеме и на должностях, соответствующих психофизическим возможностям клиентов, способствующих их социальной адаптации к пенсионному периоду;
- трудотерапию - оказание помощи в осуществлении индивидуально подобранных мероприятий, направленных на содействие активной и самостоятельной трудовой деятельности;
- организацию видов деятельности, связанных с занятиями творческим трудом (цветоводством, тканебумагопластикой, глинопластикой, плетением, изготовлением предметов по технологиям традиционных художественных промыслов и т.д.);
- привлечение добровольцев из числа мобильных граждан к работе в общественных организациях в качестве членов научных, общественных советов и т.д. с целью сохранения ими ощущения своей значимости как личности, важности своего труда, чувства собственной необходимости.
5.3 Услуги по социальной реабилитации
Услуги по социальной реабилитации граждан направлены на их реактивизацию (переориентацию с пассивного образа жизни на активный), ресоциализацию (возобновление социальных связей), реинтеграцию (возвращение в общество), снятие остроты ощущения собственной социальной малозначимости, осуществление возможной адаптации к новым условиям проживания.
Услуги по социальной реабилитации включают в себя:
- услуги по социально-средовой реабилитации;
- услуги по социально-психологической реабилитации;
- услуги по социокультурной реабилитации;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация);
- услуги по социальной адаптации;
- социальные услуги.
5.3.1 Услуги по социально-средовой реабилитации
Услуги по социально-средовой реабилитации включают в себя:
- оказание помощи в социально-средовой ориентации, предполагающей определение интересов, склонностей и способностей граждан применительно к сложившимся условиям жизнедеятельности с целью правильной их ориентации в окружающей среде и последующего подбора на этой основе посильного и устраивающего их вида деятельности;
- консультирование по правовым вопросам с целью обеспечения правовой помощи в области социальной защиты и реабилитации, информирование граждан об их правах и мерах социальной поддержки, положенных им в соответствии с действующим законодательством;
- проведение с гражданами мероприятий обучающего и развивающего характера с целью приобретения ими опыта совершенствования навыков, умений по самообслуживанию и жизненному самообеспечению;
- помощь в создании условий для свободного и разнообразного общения с окружающими гражданами и с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней работы, друзьями.
5.3.2 Услуги по социально-психологической реабилитации
Услуги по социально-психологической реабилитации включают в себя:
- психодиагностику, в том числе компьютерную, и обследование личности граждан для определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей их личности;
- психологическое консультирование и оказание квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим ограничениям, в правильном понимании и налаживании межличностных отношений, в том числе связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов;
- социально-психологический патронаж граждан для обеспечения своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, оказание необходимой в данный момент социально-психологической помощи;
- психологическая коррекция - активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в психическом и эмоциональном состоянии и поведении граждан на основе создания оптимальных психологических возможностей и условий для реализации их личностного и интеллектуального потенциала в целях приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;
- психологический тренинг - применение психотерапевтических, психокоррекционных методов, направленных на развитие или формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, ослабленных в силу возрастных изменений или особенностей социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах возможной деятельности;
- психопрофилактику - комплекс мероприятий, направленных на приобретение гражданами психологических знаний, формирование общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений;
- психогигиеническую работу - комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на возможном рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен клиент);
- психотерапию - применение комплекса лечебных воздействий на психику, организм и поведение граждан психологическими методами, обеспечивающими оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств граждан;
- тренинг на стрессоустойчивость;
- биоэнергетический тренинг;
- тренинг методом биологической обратной связи (БОС);
- энергоинформационную терапию (музыкотерапию, ароматерапию);
- индивидуальную терапию по работе с алкогольной, никотиновой зависимостью, игроманией;
- фитотерапию;
- коррекцию психоэмоциональных нарушений с помощью БОС;
- коррекцию речевых нарушений (в том числе с помощью БОС);
- электросон;
- создание условий для здоровой активной старости и благоприятного морально-психологического самочувствия граждан, их продуктивной адаптации к смене социального статуса;
- содействие в решении жизненных проблем пожилых людей, их обучение методам самообеспечения и взаимопомощи в целях борьбы с депрессивным состоянием, чувством социального одиночества;
- организацию выступлений граждан с воспоминаниями для стимулирования их памяти и независимого мышления, поддержки чувства собственного достоинства, возможности обмена опытом, способствования более тесному и открытому общению;
- культивирование у граждан положительных эмоций (чувства благодарности, радости, веселья, любви) для предотвращения или устранения психических срывов, сохранения здоровья и продления жизни.
5.3.3 Услуги по социокультурной реабилитации
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
- организацию досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей граждан, расширения их культурного и общего кругозора: посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, выезды на природу, празднование юбилеев, дней рождения, государственных и религиозных праздников, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов, спектаклей, организацию работы кружков художественной самодеятельности, театральных кружков, реализацию образовательных программ по историческим, краеведческим, политическим, искусствоведческим и другим вопросам;
- разработку и реализацию разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, оздоровительно-развлекательных и др.), способствующих удовлетворению потребностей граждан в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, развитии творческой инициативы;
- обеспечение граждан - клиентов стационарных реабилитационных учреждений книгами, журналами, газетами и содействие в обеспечении этим клиентов, обслуживаемых в полустационарных учреждениях и на дому;
- оказание помощи гражданам в овладении компьютерной грамотностью, открывающей доступ к рабочим местам и служащей сокращению информационного разрыва между поколениями;
- организацию работы клубов общения, использующих все технологии социокультурной реабилитации (приобщение к ценностям культуры, участие в культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятиях и т.д.);
- привлечение граждан-добровольцев к проведению уроков мужества в школах, индивидуальной работы с трудными детьми, испытывающими затруднения в учебе, с молодежью с целью сохранения ощущения собственной компетентности и нужности.
5.3.4 Физкультурно-оздоровительные мероприятия (физическая реабилитация)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя:
- разъяснение гражданам сущности и содержания физкультуры как части физической реабилитации, направленной на формирование или совершенствование необходимых навыков, физических качеств и способностей;
- проведение контроля и оценка физического состояния граждан в период реализации программы физической реабилитации, физического восстановления или развития;
- подбор и оптимизацию физической нагрузки, которая должна представлять комбинацию упражнений различной интенсивности, быстроты, силы, выносливости;
- определение и рекомендации гражданам вида и объема физических нагрузок, учитывающих особенности их физического состояния и физиологические механизмы воздействия физических нагрузок на системы и организм в целом;
- выполнение гражданами под руководством обслуживающего персонала физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах, оздоровительная гимнастика и др.), адекватных их физическим возможностям, оказывающих тренировочное действие и повышающих физические реабилитационные возможности.
5.3.5 Услуги по социальной адаптации
Услуги по социальной адаптации включают в себя:
- обеспечение или содействие в обеспечении необходимыми техническими реабилитационными средствами (ходунки, кресла-коляски, ортопедическая обувь, протезы, очки, слуховые аппараты и др.);
- систематическую санитарно-просветительскую работу для формирования положительного отношения к активному образу жизни, заботы о сохранении здоровья, продления жизни;
- индивидуальную психотерапевтическую помощь, направленную на формирование психологической установки на жизнь в новых условиях;
- создание комфортных условий проживания (создание комфорта в жилых комнатах, адекватное расселение клиентов, организация бытовых комнат, благоустройство прилегающих территорий, оборудование молельных комнат и т.д.);
- предоставление гражданам разносторонней информации о жизнедеятельности учреждения и событиях в стране и мире;
- применение терапии занятостью для организации осмысленного досуга, установления межличностных отношений;
- организацию занятий по способностям - музыка, изобразительное искусство, литература, художественная самодеятельность или занятия прикладного характера (цветоводство, рукоделие и т.д.);
- оборудование кабинетов ЛФК и тренажерных залов, проведение мероприятий с клиентами;
- организацию коллективных мероприятий развлекательно-познавательного характера (литературных вечеров, экскурсий, вечеров встреч и воспоминаний, празднований различных дат);
- организацию проведения выставок художественного творчества проживающих в учреждении граждан, шахматных и шашечных турниров и других мероприятий, где демонстрируются их достижения.
5.3.6 Социальные услуги
5.3.6.1 Услуги по социальной реабилитации граждан могут быть дополнены при необходимости социальными услугами.
5.3.6.2 Социальные услуги предоставляются гражданам учреждениями социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации по социальному обслуживанию в качестве постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
5.3.6.3 Социальные услуги в зависимости от их назначения в соответствии с [5] предоставляют следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния граждан для их адаптации в социальной среде;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности граждан, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание помощи семье в восстановлении детей;
- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов граждан;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности;
- срочные социальные услуги.
Библиография
[1] |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р "Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года" |
[2] |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
[3] |
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" |
[4] |
Приказ Министерства здравоохранения России от 26 октября 2017 г. N 869н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" |
[5] |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53349-2020 "Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста. Основные виды" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2020 г. N 496-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 мая 2021 г.