Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Совета глав
государств Содружества
Независимых Государств о
Концепции дальнейшего
развития Содружества
Независимых Государств и
Плане основных мероприятий
по ее реализации
от 18 декабря 2020 года
Концепция
дальнейшего развития Содружества Независимых Государств
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его эволюции.
Государства - участники СНГ подтверждают приверженность принципам, зафиксированным в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Протоколе к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года, Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года и Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года, которые сохраняют свое значение и в современных условиях.
Опираясь на эти принципы, они будут взаимодействовать в соответствии со своими реальными практическими потребностями и эффективно обеспечивать национальные интересы каждого государства - участника СНГ.
I. Общие положения
1.1. СНГ - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственных отношений, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, основанного на общности интересов и задач, стоящих перед государствами-участниками, взаимном доверии и уважении.
В рамках СНГ реализуется важный механизм проведения межгосударственных консультаций и переговоров на условиях равного партнерства.
1.2. СНГ играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия государств - участников СНГ в различных сферах.
Ограниченное участие отдельных государств - участников СНГ в деятельности его органов и принимаемых документах, обусловленное особенностями национальных интересов, воспринимается в СНГ с пониманием и уважением. Это не будет препятствовать рассмотрению государствами - участниками СНГ всех вариантов дальнейшего развития СНГ.
1.3. Влияние процессов глобализации, повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и процветания государств в современном мире, а также появление новых вызовов и угроз диктуют государствам - участникам СНГ потребность во все более тесном взаимодействии.
1.4. Государства - участники СНГ будут стремиться к увеличению количества проектов и программ, в реализации которых заинтересованы все государства - участники СНГ и которые призваны служить обеспечению их суверенитета и национальных интересов, прилагая усилия к созданию действенных согласованных механизмов мониторинга выполнения принимаемых решений и заключаемых международных договоров.
Наряду с этим в рамках СНГ реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств - участников СНГ.
1.5. При принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса.
II. Основные цели СНГ
2.1. Основной целью СНГ является развитие сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях и формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
2.2. Государства - участники СНГ придерживаются целей, принципов и норм, зафиксированных в Уставе ООН. В современных условиях СНГ представляет собой инструмент недопущения на пространстве СНГ межцивилизационных, межэтнических и межгосударственных конфликтов, что возлагает особую ответственность на государства - участники СНГ. Сотрудничество в рамках СНГ основывается на уважении общечеловеческих гуманистических ценностей, являющихся основой для противодействия идеологии экстремизма, нетерпимости и терроризма, которые угрожают стабильности не только государств - участников СНГ, но и мира в целом.
2.3. Исходя из объективных интересов государств - участников СНГ в создании благоприятных условий для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, укрепления благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические, социально-культурные и экономические процессы, следует определить в кратко- и среднесрочной перспективах следующие основные цели развития СНГ:
поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности;
укрепление добрососедских отношений между государствами - участниками СНГ, основанных на уважении интересов друг друга;
повышение конкурентоспособности государств-участников, обеспечение вхождения в мировое хозяйство в целях достижения прогресса и процветания на пространстве СНГ и в государствах - участниках СНГ;
достижение максимальной эффективности в совместном решении проблем, порождаемых глобализацией, использование ее преимуществ;
развитие сотрудничества в сфере цифровизации во всех отраслях экономики;
повышение уровня жизни, благосостояния граждан и социальной защиты населения государств - участников СНГ;
способствование присоединению государств - участников СНГ к Всемирной торговой организации;
противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам, включая сотрудничество в борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией и иными формами транснациональных преступлений, в том числе экономического характера;
развитие сотрудничества в гуманитарной сфере;
реализация основополагающих международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека;
дальнейшее развитие и сближение национального законодательства заинтересованных государств - участников СНГ в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;
углубление взаимодействия разноуровневых интеграционных структур на пространстве СНГ;
содействие развитию взаимовыгодной торговли государств - участников СНГ;
вовлечение молодого поколения граждан в интеграционные процессы посредством участия в реализации проектов и программ для устойчивого развития сотрудничества во всех сферах межгосударственных отношений;
обеспечение эффективной диалоговой площадки на всех уровнях для реализации перечисленных выше целей.
III. Общее видение путей достижения целей СНГ
3.1. При выработке путей дальнейшего развития СНГ государства-участники исходят из необходимости сохранения достигнутого и укрепления имеющегося позитивного опыта. Необходимы постепенность и поэтапность в достижении качественно нового уровня взаимодействия. На каждом этапе на СНГ будет возлагаться тот объем работы, с которым оно может успешно справиться в интересах всех государств-участников. При этом будет сохранен многопрофильный характер СНГ, не ограниченный отдельными областями сотрудничества. Будет обеспечено гармоничное развитие всех имеющихся и новых областей взаимодействия.
Государства-участники будут гибко подходить к временным ориентирам и конкретным формам развития СНГ, учитывать интересы и взгляды всех партнеров.
3.2. Повышение эффективности деятельности СНГ является его основной задачей, в том числе путем обеспечения выполнения государствами взятых обязательств, мониторинга их реализации.
3.3. Постоянное реформирование органов СНГ должно быть заменено адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам СНГ с сохранением преемственности целей и задач.
3.4. Важным условием успешного развития СНГ будет урегулирование имеющихся в нем конфликтов на основе взаимного доверия, принципов и норм международного права.
3.5. Объективной потребностью для решения задач СНГ является учет мирового опыта развития, налаживание контактов и взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными организациями и интеграционными объединениями.
3.6. Весомым фактором для поступательного и устойчивого развития СНГ будет обеспечение взаимодополняемости сотрудничества государств - участников СНГ в многостороннем формате и на двусторонней основе.
IV. Приоритетные направления деятельности СНГ
4.1. Ключевым приоритетом СНГ является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств - участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития государств - участников СНГ.
Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных принципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать развитие и функционирование зоны свободной торговли, создание благоприятных условий для дальнейшего экономического сотрудничества, перехода заинтересованных государств к более углубленным формам экономической кооперации, основанной на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капитала, согласно принципам, правилам и нормам Всемирной торговой организации.
Необходимы комплексные действия в данной сфере и разработка на основе долгосрочной стратегии экономического развития СНГ механизма экономического сотрудничества государств - участников СНГ с выделением современных приоритетов и ориентиров, направленных на содействие развитию национальных экономик, тесное сотрудничество во взаимовыгодных сферах экономики, создание принципиально новой инвестиционной и технической базы производства, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике, усиление научно-технического потенциала государств - участников СНГ.
При этом основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:
обеспечение развития и функционирования зоны свободной торговли;
содействие углублению взаимодействия разноуровневых интеграционных структур, созданных на пространстве СНГ;
либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, сокращение действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров и услуг национальных производителей на рынки государств - участников СНГ;
развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети мультимодальных транспортных коридоров на пространстве СНГ и их интеграция в международные транспортно-логистические цепи; развитие рынка транспортных услуг и повышение их качества; гармонизация законодательства государств - участников СНГ в области транспорта с учетом принципов и норм международного права; повышение эффективности тарифной политики и устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных перевозок; разработка и внедрение передовых транспортных технологий, в том числе стимулирование использования современных эффективных видов топлива на транспорте и создания необходимой инфраструктуры; внедрение и развитие цифровизации на транспорте; обеспечение транспортной безопасности; повышение роли транспортного образования и научно-технического обеспечения транспортного комплекса; гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
разработка и реализация кооперационных проектов в таких сферах, как сельскохозяйственное производство, легкая промышленность, производство строительных материалов, ювелирная промышленность, и в других отраслях;
углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов, развитие взаимодействия в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов, а также инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий;
развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции;
развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработка межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействие на передовых направлениях научно-технического сотрудничества, в том числе путем создания производственно-технологических и сбытовых альянсов между предприятиями государств - участников СНГ;
развитие и укрепление полномасштабной инвестиционной и научной кооперации, принятие совместных мер по разработке и ускоренному внедрению новых технологических укладов, в том числе по коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов, в первую очередь в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, оказывающих определяющее воздействие на развитие экономик государств - участников СНГ;
развитие совместной деятельности государств - участников СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях на основе действующей международно-правовой базы;
развитие межгосударственных платежно-расчетных отношений;
совместное создание конкурентоспособных импортозамещающих производств на основе региональных цепочек добавленной стоимости;
содействие участию заинтересованных государств - участников СНГ в реализации масштабных международных экономических проектов путем изучения международного опыта и использования лучших практик;
углубление сотрудничества по основным направлениям развития цифровой экономики в целях формирования благоприятной нормативной среды для внедрения сквозных информационных технологий, развития цифровых навыков, построения интегрированной цифровой инфраструктуры и обеспечения защищенности общих цифровых процессов;
стимулирование экономического роста за счет либерализации взаимного доступа на рынки государственных закупок заинтересованных государств - участников СНГ;
проведение консультаций государств - участников СНГ в случае применения третьими странами экономических ограничений против одного или нескольких государств - участников СНГ;
проведение и постоянное совершенствование согласованной политики в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия и аккредитации как основных инструментов обеспечения выпуска безопасной, качественной и конкурентоспособной продукции (услуг) в государствах - участниках СНГ.
4.2. Политическое взаимодействие является одной из центральных функций СНГ, дающей возможность заинтересованным государствам-участникам на разных уровнях на регулярной основе обмениваться мнениями по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию общих подходов.
Будет продолжена практика регулярного рассмотрения Советом министров иностранных дел СНГ наиболее важных внешнеполитических вопросов по представлению председательства и государств-участников с целью координации внешнеполитических подходов, а также механизмов их продвижения на различных международных площадках.
Заинтересованные государства-участники будут развивать сотрудничество в наблюдении за выборами и референдумами, внедрять единые и объективные критерии оценки избирательных процессов. Данная работа будет вестись с учетом суверенных прав и обязательств государств-участников привлекать к участию в мониторинге выборов на своих территориях представителей других международных организаций.
Государства - участники СНГ, подтверждая приверженность нормам и принципам Устава ООН, будут выступать против односторонних ограничительных мер, принимаемых в обход Совета Безопасности ООН в целях оказания политического и экономического давления на суверенные государства.
4.3. Межпарламентское сотрудничество заинтересованных государств - участников СНГ будет способствовать углублению интеграции, дальнейшему развитию экономических систем, укреплению гуманитарных связей, защите прав и интересов граждан, сближению национального законодательства в различных сферах на основе активизации разработки Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ модельных законов и их имплементации в правовые системы государств-участников.
4.4. Гуманитарное сотрудничество - важнейший элемент взаимодействия, который позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. Среди основных задач - дальнейшее сотрудничество по развитию общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, взаимодействие в сферах периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, охраны здоровья, спорта и туризма, работы с молодежью, развитие молодежных образовательных и культурных обменов, максимальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств - участников СНГ.
Расширению гуманитарного пространства СНГ послужит активизация народной дипломатии, вовлечение в гуманитарное сотрудничество широкого круга потенциальных партнеров, включая бизнес-круги и неправительственные объединения. Важную роль в решении задач гуманитарного сотрудничества играют языки государств - участников СНГ и русский язык как фактор межнационального общения на пространстве СНГ.
Активизация культурного сотрудничества в рамках Содружества будет способствовать созданию благоприятных условий для распространения общих гуманистических ценностей народов государств - участников СНГ, в том числе дружбы, добрососедства, взаимного уважения и понимания, межнационального и межконфессионального согласия, уважения к культуре, языкам и традициям других народов.
Значительное внимание должно уделяться социальной, демографической политике, здоровью населения, вопросам охраны окружающей среды и дальнейшей активизации сотрудничества государств - участников СНГ в области здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, производства и обращения лекарственных средств и медицинских изделий, оказания медицинской помощи гражданам одних государств - участников СНГ на территории других.
Укрепление здоровья граждан является одной из важнейших задач каждого государства. Требуется дальнейшая активизация сотрудничества в деле охраны здоровья граждан государств - участников СНГ. Необходимо развивать такие перспективные направления, как цифровизация системы здравоохранения, переориентация на профилактику и управление заболеваниями на ранних стадиях на основе внедрения персонифицированной медицины. Следует урегулировать вопросы предоставления гарантий на получение медицинской помощи трудящимся, постоянно проживающим в государствах - участниках СНГ.
СНГ придает особое значение развитию механизмов научной дипломатии как особой формы международного научно-технического сотрудничества, которая призвана стать значимым инструментом, в частности, при решении проблем, связанных с наиболее актуальными приоритетами научно-технологического развития, иными задачами публичной дипломатии и международного научно-технического сотрудничества, с учетом интересов СНГ и его государств-участников.
4.5. В целях выработки и проведения согласованной миграционной политики на основе формирования общих подходов к структуре, задачам и функциям компетентных в сфере миграции органов государств - участников СНГ требуется усилить их взаимодействие, обеспечить действенную координацию их деятельности с профильными органами отраслевого сотрудничества СНГ, совершенствовать информационный обмен, в том числе посредством повышения эффективности применения имеющихся и создания новых банков данных информации, использовать вклад диаспор в укрепление связей со странами исхода мигрантов.
Сотрудничество в этой области, основанное на взаимных интересах всех государств - участников СНГ, должно способствовать созданию благоприятных условий для социально-экономического развития, обеспечения безопасности, эффективного противодействия незаконной миграции, повышения качества жизни населения государств - участников СНГ. Совместные усилия компетентных в сфере миграции органов государств - участников СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ при участии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ должны быть направлены на формирование общего миграционного пространства, которое является необходимой основой для эффективного функционирования общего рынка труда, гарантирования гражданам государств - участников СНГ защиты их прав и законных интересов, укрепления правопорядка, а также гармоничной адаптации трудящихся граждан к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в государстве временного трудоустройства.
4.6. Сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам является и объективно остается одной из наиболее востребованных областей взаимодействия. Требуется дальнейшая активизация государств - участников СНГ и соответствующих органов отраслевого сотрудничества СНГ в области борьбы с терроризмом, экстремизмом, трансграничной преступностью, включая любые ее формы, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, торговле людьми и органами человека, а также в области обеспечения международной информационной безопасности и противодействия преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий, экономики и финансов, в обеспечении безопасности государственных границ.
Государства - участники СНГ обеспечивают сотрудничество компетентных органов СНГ в сферах выдачи лиц для уголовного преследования, оказания правовой помощи по уголовным делам, передачи уголовного судопроизводства, приема/передачи осужденных для отбывания наказания на территории государства своего гражданства, а также в иных областях уголовной юстиции.
Заинтересованные государства-участники будут сохранять и укреплять имеющиеся направления военного и военно-технического сотрудничества, в том числе обеспечение мира и безопасности, охрану и использование воздушно-космического пространства, техническое, военно-гуманитарное взаимодействие и др. Необходимо развивать такие перспективные направления, как координация усилий в сфере поддержания международной стабильности, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, укрепления международных и национальных систем экспортного контроля.
Заинтересованные государства - участники СНГ будут развивать военно-экономическое сотрудничество путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.
Будет продолжаться дальнейшее развитие механизма пограничного сотрудничества, в том числе посредством увеличения качества и масштабов проводимых мероприятий, максимального привлечения участников из числа пограничных ведомств государств - участников СНГ, пограничных структур стран, не входящих в СНГ, компетентных органов СНГ и профильных международных организаций.
Особое внимание необходимо уделять противодействию идеологии и пропаганде терроризма, вербовке граждан в террористические и экстремистские организации, а также совместным усилиям по пресечению трансграничных перемещений иностранных террористов-боевиков и финансирования терроризма. На фоне сохранения и укрепления правоохранительной составляющей в этом вопросе следует задействовать возможности гражданского общества, бизнеса, средств массовой информации и традиционных религиозных конфессий.
Следует рассмотреть возможность реализации различных целевых программ для повышения информированности общественности, укрепления культуры мира, практики межкультурного диалога, толерантности в национальных и религиозных вопросах.
Заинтересованные государства - участники СНГ будут работать на повышение эффективности реализации принятых в рамках СНГ и соответствующих его структур документов, действующих в сфере безопасности, продолжат сотрудничество и координацию в этой области с третьими странами и международными организациями, прежде всего с ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, Интерполом и другими.
4.7. Существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ является взаимодействие в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе направленное на борьбу с изменением климата, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государства-участники будут развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях совершенствования защиты населения и территорий от стихийных бедствий и техногенных катастроф, формирования эффективных механизмов оказания взаимной помощи и обеспечения устойчивого развития.
4.8. Особого внимания заслуживает укрепление региональной составляющей - многостороннее взаимодействие государств - участников СНГ и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства.
4.9. Важное значение имеют форумы для общения и взаимодействия по ключевым направлениям и вопросам деятельности СНГ представителей общественных организаций, молодежных объединений, СМИ, академических кругов, творческой интеллигенции, бизнеса, местного самоуправления и граждан.
V. Механизмы функционирования СНГ и его организационное совершенствование
Исходя из целей и задач дальнейшего развития СНГ, необходимы оптимальные и эффективные структуры и органы СНГ. Это подразумевает их упорядочение и унификацию в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международным опытом, совершенствование форм и методов работы уставных и других органов СНГ.
Определенное значение для повышения эффективности органов СНГ будет иметь следующее.
5.1. Совет глав государств СНГ определяет стратегию и направления дальнейшего развития СНГ, обсуждает и решает принципиальные вопросы деятельности СНГ, связанные с общими интересами государств-участников, без ущерба интересам других государств - участников СНГ.
5.2. Совет глав правительств СНГ концентрируется на обсуждении и принятии решений по ключевым вопросам экономической, социальной, финансовой политики, в иных сферах общих интересов и координирует сотрудничество органов власти государств - участников СНГ в этих направлениях.
5.3. Работа по конкретным направлениям должна быть сосредоточена в Совете министров иностранных дел и Экономическом совете СНГ, других уставных органах, а также в органах отраслевого сотрудничества СНГ, которые наделяются полномочиями на принятие окончательных решений по вопросам их компетенции, внесение для рассмотрения проектов решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ в установленном порядке.
5.4. Повышение роли и ответственности Экономического совета СНГ, Совета постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества, представителей государств - участников СНГ в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
5.5. Содействие работе Экономического Суда СНГ в новом формате ad hoc и усиление его роли, исходя из того, что важным элементом современной инфраструктуры международных экономических отношений является судебный механизм разрешения споров.
5.6. Совершенствование и дальнейшее развитие различных форм межпарламентского сотрудничества национальных парламентов в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
5.7. Учреждение в государствах - участниках СНГ института национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц призвано обеспечить выполнение решений высших органов СНГ в соответствии с национальным законодательством.
5.8. Повышение роли и эффективности деятельности Исполнительного комитета СНГ как постоянно действующего исполнительного, административного и координирующего органа СНГ, выполняющего организационную, прогнозно-аналитическую и информационную работу во исполнение решений, принятых в рамках СНГ.
5.9. Соблюдение соответствующего финансовому взносу в единый бюджет органов СНГ представительства в Исполнительном комитете СНГ государств-участников.
5.10. Совершенствование нормативно-правовой базы и механизма финансирования органов СНГ, в том числе в части исполнения государствами - участниками СНГ обязательств по их долевому участию в финансировании деятельности органов СНГ, соответствующему размерам, утвержденным высшими органами СНГ.
***
Выполнение положений Концепции будет осуществляться в соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, направленным на обеспечение взаимодействия государственных и общественных структур государств-участников, органов Содружества.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 г. "О Концепции дальнейшего развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.