Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 30 апреля 2021 г. N 181-рп
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития и ситуацией на рынке труда, в целях выработки целостного подхода к формированию и осуществлению работы по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года;
комплексный план мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года (далее - комплексный план).
2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, рекомендовать местным администрациям муниципальных районов, городских округов, образовательным организациям высшего образования, осуществляющим деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, участвующим в реализации комплексного плана:
обеспечить его выполнение;
ежегодно до 1 февраля представлять в Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики информацию о ходе исполнения мероприятий комплексного плана.
3. Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики организовать контроль за реализацией комплексного плана.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Хубиева М.Б.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 30 апреля 2021 г. N 181-рп
Концепция развития
системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года
I. Общие положения
1. Концепция развития системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и приоритетные направления профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике, включающей:
содействие профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, стоящих перед выбором профессии или места работы;
качественное формирование трудовых ресурсов и их использование в интересах социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;
рациональное использование ресурсов образовательных организаций при решении вопросов профессионального самоопределения и социализации учащейся молодежи, создание условий для осознанного выбора профессии.
Концепция разработана на период до 2030 года в целях выработки целостного подхода к осуществлению работы по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике (далее - система профессиональной ориентации) в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и ситуацией на рынке труда.
2. Концепция направлена на решение следующих задач:
определение основных целей, принципов, структуры системы профессиональной ориентации;
совершенствование нормативных, правовых, организационных и информационных механизмов формирования и осуществления профориентационной работы;
создание комплексной системы профессиональной ориентации на основе межведомственного взаимодействия;
обеспечение потребности предприятий, осуществляющих деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, необходимыми кадрами;
привлечение к участию в профориентационной работе представителей органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, работодателей и общественности;
активизация работы по профессиональной ориентации обучающихся;
проведение исследований в сфере профессиональной ориентации и обеспечение внедрения их результатов в практику;
усовершенствование механизма научно-методического и учебного обеспечения по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
совершенствование работы органов и организаций, осуществляющих профориентационную работу, в целях повышения ее эффективности.
3. Основные положения Концепции являются основанием для определения субъектами профориентационной деятельности специфики, направлений, форм и методов профориентационной работы.
4. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации,
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения";
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. N 23-РЗ "Об образовании";
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 апреля 2020 г. N 86-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике";
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 г. N 191-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Содействие занятости населения Кабардино-Балкарской Республики";
распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 июля 2019 г. N 327-рп об утверждении Комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике центра опережающей профессиональной подготовки;
распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 сентября 2020 г. N 395-рп об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в Кабардино-Балкарской Республике.
5. Субъекты системы профессиональной ориентации:
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности, энергетики и торговли Кабардино-Балкарской Республики; Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство спорта Кабардино-Балкарской Республики; Министерство цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики; Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики;
органы местного самоуправления;
профессиональные образовательные организации;
образовательные организации высшего образования;
общеобразовательные организации;
объединения работодателей, предприятия и организации различных отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики;
общественные объединения, организации и другие заинтересованные, ответственные за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство граждан;
средства массовой информации.
Ответственным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики за координацию взаимодействия субъектов системы профессиональной ориентации является Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
6. Субъекты системы профессиональной ориентации руководствуются настоящей Концепцией при проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся.
II. Актуальность разработки Концепции
7. В Кабардино-Балкарской Республике система образования охватывает более 206 тыс. детей и молодежи (более 20% от общей численности населения республики), включая 51 тыс. дошкольников всех возрастных категорий, 110 тыс. школьников, более 15 тыс. студентов в средних профессиональных образовательных организациях и более 14 тыс. обучающихся в системе высшего образования.
Образовательная инфраструктура представлена 384 образовательными организациями, в том числе:
265 общеобразовательных организаций;
12 организаций среднего профессионального образования;
50 организаций дополнительного образования детей;
31 дошкольная образовательная организация;
25 организаций дополнительного профессионального образования взрослых;
1 организация иного типа (центр психолого-медико-социального сопровождения).
Единая политика в области образования, выстроенная в предыдущие годы, позволяет повышать качество образования.
В последние годы сфера профессиональных предпочтений обучающихся образовательных организаций и структура профессионального образования смещены в пользу образовательных организаций высшего образования. Как следствие, профессии, которые приобретают выпускники, не дают им возможности быть востребованными на рынке труда.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста Кабардино-Балкарской Республики.
В Кабардино-Балкарской Республике проводится целенаправленная работа по привлечению инвестиций в экономику, что способствует развитию и модернизации ведущих отраслей, открытию новых производств и созданию современных, высокоэффективных рабочих мест.
Вопросы обеспечения новых и модернизируемых рабочих мест кадрами специалистов и рабочих соответствующей квалификации на основе межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон рынка труда выходят на первый план. В данный процесс вовлечены органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, служба занятости населения, система профессионального образования, объединения работодателей, профсоюзы, население.
Таким образом, на ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан как базовый элемент формирования трудового потенциала населения. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация обучающихся.
Учитывая изложенное, особую актуальность приобретают следующие вопросы:
формирование системы профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций республики;
формирование современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появление новых, изменение содержания и условий труда традиционных профессий;
исследование перспективных потребностей рынка труда;
обеспечение эффективной политики занятости населения;
повышение престижа рабочих профессий;
укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.
III. Цели, задачи, принципы и этапы развития системы профессиональной ориентации
8. К основным целям системы профессиональной ориентации относятся:
сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с учетом их потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике и на рынке труда;
обеспечение гарантий свободного выбора профессии и формы занятости;
укрепление взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг;
обеспечение квалифицированными и конкурентоспособными кадрами организаций, осуществляющих деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики;
повышение доступности профориентационных мероприятий.
9. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
методическое и организационное обеспечение, информационное сопровождение профориентационной деятельности;
проведение профориентационной работы с учетом развития рынка труда и кадровой потребности экономики Кабардино-Балкарской Республики;
проведение регулярных мониторингов и социологических исследований профориентационной направленности;
активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций как средства укрепления взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда и перспективами его развития;
психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
обеспечение непрерывности сопровождения профессионального самоопределения, формирование профориентационной культуры населения и значимости профессиональной ориентации в общественном сознании;
использование возможностей организаций, осуществляющих деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики, для профессиональной ориентации обучающихся;
введение в практику работы региональной, отраслевой и территориальной системы социального партнерства, планирование и реализацию профориентационных мероприятий;
повышение престижа рабочих профессий и инженерно-технических специальностей, а также укрепление у населения уважительного отношения к специалистам рабочих профессий;
проведение через средства массовой информации Кабардино-Балкарской Республики агитационной работы, направленной на получение гражданами профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям;
профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров, обеспечивающих профориентационную деятельность.
IV. Система профессиональной ориентации
10. Система профессиональной ориентации состоит из субъектов, указанных в пункте 5 настоящей Концепции, их скоординированных действий и объекта системы профессиональной ориентации.
11. Объектом системы профессиональной ориентации являются обучающиеся образовательных организаций в возрасте от 6 до 22 лет.
12. Формы добровольного участия субъектов системы профессиональной ориентации в мероприятиях Концепции определяются в соответствии с настоящим разделом.
13. Субъекты системы профессиональной ориентации совместно на добровольной основе:
разрабатывают и осуществляют меры по развитию системы профессиональной ориентации;
осуществляют информационное обеспечение профориентационной работы;
обеспечивают планирование и реализацию мероприятий по профессиональной ориентации;
разрабатывают методические рекомендации по организации профориентационной деятельности в условиях образовательной организации и производственной сферы на основе внедрения инновационных технологий трудового воспитания и профессионального самоопределения обучающихся.
14. Формы участия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики:
14.1. Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики:
осуществляет руководство профориентационной работой в Кабардино-Балкарской Республике;
обеспечивает координацию деятельности образовательных организаций по проведению профориентационной работы;
проводит мониторинг использования программ профориентационной направленности в общеобразовательных организациях во внеклассной работе и в рамках основной образовательной программы;
оказывает информационную и методическую помощь органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в организации профориентационной работы;
обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области профориентационной работы в образовательных организациях;
организует проведение региональных этапов чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) и "Абилимпикс";
организует профориентационные мероприятия для обучающихся выпускных классов в ходе проведения региональных этапов чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) и "Абилимпикс";
содействует активизации общественно полезной деятельности обучающихся в целях трудового воспитания и профессиональной ориентации.
14.2. Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики разрабатывает прогноз потребности по востребованным массовым профессиям и специальностям среднего профессионального образования по видам экономической деятельности в территориальном и профессиональном разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда республики.
14.3. Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности, энергетики и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство спорта Кабардино-Балкарской Республики, Министерство цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики в пределах своей компетенции:
оказывают содействие Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в проведении профориентационной работы, распространении информации о востребованных профессиях (специальностях) и проведении массовых мероприятий по профессиональной ориентации;
участвуют в реализации мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, осуществляют информационное обеспечение профориентационной работы;
осуществляют координацию деятельности подведомственных организаций (при наличии) по вопросам профессиональной ориентации обучающейся молодежи и иных категорий граждан;
содействуют в организации профориентационных экскурсий для обучающихся на предприятия и организации;
организуют в рамках мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, профориентационные акции с привлечением предприятий и организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, работников предприятий и организаций, ветеранов труда, обучающихся и их родителей, средств массовой информации;
организуют мероприятия по повышению престижа и популяризации рабочих профессий, инженерно-технических специальностей, востребованных на рынке труда;
оказывают содействие в разработке профессиограмм по ведущим профессиям (специальностям) отраслей с учетом происходящих изменений в условиях, характере и содержании труда;
участвуют в подготовке и проведении отраслевых и республиканских мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.
15. Рекомендуемые формы участия органов местного самоуправления:
способствуют формированию и развитию системы профессиональной ориентации в муниципальных образованиях;
оказывают всестороннее и комплексное содействие образовательным организациям в проведении профориентационной работы, распространении информации о выборе профессии и проведении массовых мероприятий по профессиональной ориентации;
осуществляют координацию и методическое сопровождение деятельности подведомственных организаций по организации профориентационной работы.
16. Рекомендуемые формы участия для профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования:
организуют мероприятия по популяризации профессий (специальностей), востребованных на рынке труда, в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
разрабатывают новые направления и формы профориентационной работы с различными категориями населения;
способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений;
информируют обучающихся общеобразовательных организаций о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных ими областях профессиональной деятельности;
осуществляют совместно с организациями профильных отраслей экономики разработку профессиографических материалов по профилям профессий (специальностей) образовательной организации;
обеспечивают совместно с организациями профильных отраслей экономики условия для качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
проводят профессиональную, производственную и социальную адаптацию студентов - будущих квалифицированных рабочих и специалистов;
осуществляют целевое обучение обучающихся, студентов соответствующего профиля по договорам с органами местного самоуправления, работодателями;
организуют просветительскую работу среди родителей по вопросам планирования обучающимися профессиональной карьеры;
рекомендуют наиболее способных и обучающихся на "отлично" студентов к трудоустройству в организации, соответствующие профилю их обучения.
17. Рекомендуемые формы участия для общеобразовательных организаций:
создают условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы с обучающимися;
включают в систему внеурочной деятельности обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационных экскурсий на предприятия и организации Кабардино-Балкарской Республики, профессиональных проб, социальных практик, мастер-классов, анкетирования и тестирования;
обеспечивают участие в профориентационной работе педагогических коллективов, родителей, специалистов соответствующих организаций с использованием программ профориентационной направленности и соответствующих учебно-методических материалов;
совместно с организациями дополнительного образования детей привлекают обучающихся во внеурочное время к техническому и художественному творчеству с целью ранней профессиональной ориентации в выборе специальностей соответствующего профиля;
формируют у обучающихся на основе результатов диагностики и профессиональных наблюдений осознанный подход к выбору профессии (специальности) с учетом потребностей регионального рынка труда;
знакомят обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиями (специальностями), деятельностью предприятий и организаций Кабардино-Балкарской Республики;
организуют профессиональное консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности обучающихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и потребностей регионального рынка труда;
разрабатывают новые направления и формы профориентационной работы с обучающимися;
организуют просветительскую работу среди родителей обучающихся по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
18. Рекомендуемые формы участия для объединений работодателей, предприятий и организаций различных отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики:
участвуют в формировании прогноза региональной потребности по востребованным массовым профессиям и специальностям по видам экономической деятельности в территориальном и профессионально-отраслевом разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда в Кабардино-Балкарской Республике;
оказывают всестороннее содействие образовательным организациям и центрам занятости населения в проведении профориентационной работы, массовых мероприятий по профессиональной ориентации, распространении информации о выборе профессии, профагитации на получение востребованных профессий и специальностей;
содействуют в реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с населением, в том числе в средствах массовой информации;
содействуют созданию и оснащению кабинетов по профессиональной ориентации в образовательных организациях, центрах занятости населения;
содействуют созданию материально-технической базы для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях проведения профессиональных проб, прохождения производственной практики, стажировки на предприятии;
проводят работу по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, лиц, вступающих в трудовую деятельность, формируют у них интерес к профессиям данного производства в процессе их посещений, прохождения производственной практики;
внедряют методы профессионального отбора при подготовке и переподготовке молодых рабочих на производстве, осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых рабочих и специалистов;
обеспечивают реализацию мероприятий по закреплению молодых работников путем планирования их карьеры в организации, социальной поддержки, материального стимулирования;
проводят мероприятия, направленные на создание положительного имиджа рабочего и инженера, поиск талантливой молодежи, участие в организации олимпиад и конкурсов для обучающихся и студентов;
организуют профориентационные экскурсии с целью формирования устойчивых интересов к востребованным профессиям;
принимают участие в Днях открытых дверей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с целью ознакомления обучающихся с условиями труда в той или иной профессиональной области, спецификой профессиональной деятельности, перспективами профессионального роста;
организуют встречи обучающихся общеобразовательных организаций с лучшими молодыми профессионалами и ветеранами производства.
19. Рекомендуемые формы участия для общественных объединений и организаций:
участвуют в профессиональной ориентации обучающихся в соответствии с родом их деятельности;
оказывают всестороннее и комплексное содействие образовательным организациям в проведении профориентационной работы, распространении информации о выборе профессии и проведении массовых мероприятий по профессиональной ориентации.
20. Рекомендуемые формы участия для государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного профессионального развития профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики:
обеспечивает совершенствование методической базы по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике;
повышает квалификацию педагогических и управленческих кадров образовательных организаций, сопровождающих организацию профориентационной работы с обучающимися;
проводит семинары и научно-практические конференции и другие эффективные виды современных методических активностей по осуществлению поддержки и сопровождения профориентационной деятельности в целях инновационного развития республиканской системы профессиональной ориентации;
формирует целостную образовательно-методическую среду развития профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров регионального образования на основе выявления, сопровождения и распространения эффективных практик профориентационной деятельности образовательных организаций, организации системы адресной поддержки субъектов системы профессиональной ориентации в сфере общего, дополнительного, высшего и среднего профессионального образования.
21. Рекомендуемые формы участия для средств массовой информации:
систематически информируют о состоянии регионального рынка труда, потребностях экономики Кабардино-Балкарской Республики по профессиям и специальностям;
знакомят с содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к гражданину, возможностями профессионального и квалификационного роста;
знакомят население с современными видами экономической деятельности;
распространяют профессиографические материалы.
V. Механизм реализации Концепции
22. В развитии системы профессиональной ориентации особое значение приобретают скоординированные действия субъектов системы профессиональной ориентации, которые в пределах своей компетенции на добровольной основе участвуют в организации и проведении мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, а также утвержденного комплексного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике до 2030 года.
23. Реализация основных направлений Концепции обеспечивается следующими механизмами:
организационно-методическими - мониторинг состояния профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике и профессиональной востребованности на рынке труда, развитие системы взаимодействия всех субъектов системы профессиональной ориентации и реализация ими основных функций в области профориентационной деятельности, расширение инфраструктуры республиканской системы профессиональной ориентации, методическое обеспечение процесса профессионального самоопределения обучающихся;
информационными - информационное взаимодействие всех субъектов системы профессиональной ориентации, обмен инновационным опытом (конференции, семинары, специализированные интернет-порталы), формирование информационного пространства, образовательных услуг и перспективной потребности в кадрах организаций Кабардино-Балкарской Республики, формирование позитивного общественного мнения о людях труда и востребованных профессиях и специальностях, в том числе рабочих и инженерно-технических, информационное сопровождение профориентационной работы;
кадровыми - кадровое обеспечение процесса профессионального самоопределения обучающихся, организация мониторинга профессионального самоопределения и проведение научно-социологических исследований.
24. Финансовое обеспечение расходов по реализации комплексного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ответственным исполнителем в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетах.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
25. Ожидаемыми результатами реализации Концепции должны стать:
создание условий для формирования и развития умений и навыков, необходимых обучающемуся для профессионального самоопределения и построения различных вариантов развития профессиональной карьеры;
обеспечение непрерывности профориентационной работы;
развитие системы профориентационного информирования населения с использованием средств массовой информации;
рост числа обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике;
рост уровня трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в первый год после выпуска;
сбалансированность профессиональных интересов граждан и потребности экономики Кабардино-Балкарской Республики в кадрах.
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 30 апреля 2021 г. N 181-рп
Комплексный план
мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года
N |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
|||
1. Организационно-методическое обеспечение профориентационной работы | ||||||
1. |
Координация деятельности субъектов системы профессиональной ориентации, информационная и оказание методической помощи органам местного самоуправления по вопросам организации и ведения профориентационной работы |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР |
|||
2. |
Содействие Минпросвещения КБР в проведении профориентационной работы, распространении информации о востребованных профессиях |
в течение всего периода |
исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
|||
3. |
Оказание информационной и методической помощи органам местного самоуправления в организации профориентационной работы |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР |
|||
4. |
Формирование электронного банка успешных программ и проектов профориентационной работы образовательных организаций |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНПРППР" |
|||
5. |
Формирование методических рекомендаций по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций |
1 октября 2021 г. |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНПРППР" |
|||
6. |
Проведение семинаров, конференций для педагогических и руководящих работников образовательных организаций |
ежегодно февраль, сентябрь |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНПРППР", органы местного самоуправления |
|||
7. |
Разработка прогноза потребности республики по востребованным профессиям и специальностям среднего профессионального образования по видам экономической деятельности в территориальном и профессиональном разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда в Кабардино-Балкарской Республике |
ежегодно до 1 октября |
Минэкономразвития КБР, Минтрудсоцзащиты КБР |
|||
2. Информационное сопровождение профориентационной работы | ||||||
1. |
Информационное обеспечение профориентационной работы |
в течение всего периода |
субъекты системы профессиональной ориентации |
|||
2. |
Разработка и выпуск информационных материалов о профессиях |
в течение всего периода |
Минкультуры КБР, Минпросвещения КБР |
|||
3. |
Создание интернет-портала для профессиональной ориентации обучающихся |
1 октября 2021 г. |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНПРППР" |
|||
3. Проведение профориентационной работы с обучающимися | ||||||
1. |
Реализация мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, субъекты системы профессиональной ориентации |
|||
2. |
Организация мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, профориентационных акций с привлечением работников предприятий, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, ветеранов труда, обучающихся и их родителей, средств массовой информации |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, Минэкономразвития КБР, Минтрудсоцзащиты КБР, Минпромторг КБР, Минсельхоз КБР, Минспорта КБР, Минцифра КБР, Минкурортов КБР, Минздрав КБР, Минкультуры КБР, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
|||
3. |
Организация мероприятий по повышению престижа рабочих профессий, инженерно-технических и других специальностей, востребованных на рынке труда |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
|||
4. |
Обеспечение временной занятости обучающихся образовательных организаций |
в течение всего периода |
органы местного самоуправления, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
|||
5. |
Организация профессиональными образовательными организациями культуры и искусства наставнической деятельности по сопровождению перспективных обучающихся муниципальных детских школ искусств и музыкальных школ |
в течение всего периода |
профессиональные образовательные организации культуры и искусства |
|||
6. |
Включение в систему внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций профориентационных экскурсий на предприятия и организации Кабардино-Балкарской Республики, профессиональных проб, социальных практик, мастер-классов, анкетирования и тестирования |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, органы местного самоуправления, общеобразовательные организации |
|||
7. |
Проведение мероприятий, способствующих популяризации сельского труда |
в течение всего периода |
ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, Минпросвещения КБР |
|||
8. |
Обеспечение участия волонтерских групп в профориентационных мероприятиях |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, Минтрудсоцзащиты КБР |
|||
9. |
Проведение профориентационных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций в рамках проведения чемпионатов "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) и "Абилимпикс" |
ежегодно сентябрь - апрель |
Минпросвещения КБР |
|||
10. |
Организация и проведение ярмарок вакансий для выпускников общеобразовательных организаций, включая экспресс-тестирование профессиональных склонностей и интересов обучающихся, а также организация ролевых игр по выбору профессии и рабочих мест |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, Минтрудсоцзащиты КБР, органы местного самоуправления, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
|||
4. Кадровое обеспечение | ||||||
1. |
Организация методического сопровождения и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы образования по вопросам профориентационной деятельности |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНПРППР" |
|||
2. |
Проведение мероприятий, направленных по распространению лучших практик профориентационной работы |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦНПРППР" |
|||
5. Мониторинг развития системы профессиональной ориентации | ||||||
1. |
Разработка и реализация критериев мониторинга эффективности профориентационной работы в образовательных организациях |
1 октября 2021 г. |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦОКОПМиКП" |
|||
2. |
Мониторинг организации профориентационной работы в образовательных организациях республики |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦОКОПМиКП" |
|||
3. |
Проведение мониторинга поступления выпускников общеобразовательных организаций в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда |
в течение всего периода |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦОКОПМиКП", профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, органы местного самоуправления |
|||
4. |
Проведение мониторинга численности выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудоустроенных, в том числе по полученной профессии (специальности), в первый год после выпуска, в общей численности трудоустроенных выпускников указанной категории |
в течение всего периода |
Минтрудсоцзащиты КБР, Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦОКОПМиКП", профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
|||
5. |
Проведение мониторинга численности выпускников образовательных организаций высшего образования, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудоустроенных, в том числе по полученной профессии (специальности), в первый год после выпуска, в общей численности трудоустроенных выпускников указанной категории |
в течение всего периода |
Минтрудсоцзащиты КБР, Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "ЦОКОПМиКП", профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования |
Примечание. Указание органов местного самоуправления, федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования в качестве ответственных исполнителей носит рекомендательный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция разработана на период до 2030 года для выработки целостного подхода к осуществлению работы по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в КБР с приоритетами социально-экономического развития республики и ситуацией на рынке труда.
Концепция направлена на определение основных целей, принципов, структуры системы профориентации; совершенствование нормативных, правовых, организационных и информационных механизмов формирования и осуществления профориентационной работы; создание комплексной системы профориентации на основе межведомственного взаимодействия; обеспечение потребности предприятий, осуществляющих деятельность в республике, необходимыми кадрами и т.д.
Ответственным исполнительным органом государственной власти за координацию взаимодействия субъектов системы профессиональной ориентации является Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР.
Субъектами системы профориентации являются органы исполнительной власти и органы МСУ. Объектом системы профориентации являются обучающиеся в возрасте от 6 до 22 лет. Определены ожидаемые результаты Концепции.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2021 г. N 181-рп
Вступает в силу с 30 апреля 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 6 мая 2021 г.