Исчисление единого социального налога и взносов в ПФР в 2005 году
Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ были внесены изменения в главу 24 "Единый социальный налог" НК РФ и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Этими изменениями, которые вступают в силу с 1 января 2005 года, предусмотрены меры, направленные на снижение налоговой нагрузки по единому социальному налогу. О новом порядке исчисления ЕСН и взносов в ПФР в 2005 году рассказывает доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ С.А. Харитонов.
Единый социальный налог
Как заявлено законодателем, изменения, внесенные в главу 24 "Единый социальный налог" НК РФ, направлены главным образом на снижение налоговой нагрузки на плательщиков единого социального налога. В чем же это проявилось?
Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок:
для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5% до 26%;
для выступающих в качестве работодателей сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - с 26,1% до 20%;
для индивидуальных предпринимателей - с 13,2% до 10%;
для адвокатов - с 10,6% до 8%.
Во-вторых, изменена шкала регрессии. В частности, для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок:
- при величине выплат до 280 тыс. руб. в год - 26%;
- при величине выплат от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 72 800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;
- при величине выплат свыше 600 000 руб. в год - 104800 + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.
В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы. Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников.
Что же на самом деле стоит за приведенными цифрами и нормами? Как принятые изменения по единому социальному налогу фактически скажутся на налоговой нагрузке на организацию?
Пример
В январе 2005 года налоговая база по единому социальному налогу составила 2 100 000 руб., в том числе:
Иванов И. И. - 100 000 руб.
Петров П. П. - 200 000 руб.
Иванова И. И. - 300 000 руб.
Петрова П. П. - 400 000 руб.
Сидоров С. С. - 500 000 руб.
Сидорова С. С. - 600 000 руб.
Рассчитаем сумму авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из действующих налоговых ставок и ставок, вводимых с 1 января 2005 года.
Расчет авансовых платежей по ЕСН
Работник | Налоговая база за январь |
Суммы авансовых платежей, исчисленные по действующим ставкам налога |
Всего | Суммы авансовых платежей, исчисленные по ставкам, вво- димым с 1 января 2005 г. |
Всего | ||||||
Федера- льный бюджет |
ФСС РФ | ФФОМС | ТФОМС | Федера- льный бюджет |
ФСС РФ | ФФОМС | ТФОМС | ||||
Иванов И.И. |
100 000 |
28 000 |
4 000 |
200 |
3 400 |
35 600 |
20 000 |
3 200 |
800 |
2 000 |
26 000 |
Петров П.П. |
200 000 |
43 800 |
6 200 |
300 |
5 300 |
55 600 |
40 000 |
6 400 |
800 |
4 000 |
51 200 |
Иванова И.И |
300 000 |
59 600 |
8 400 |
400 |
7 200 |
75 600 |
57 580 |
9 180 |
2 340 |
5 700 |
74 800 |
Петрова П.П. |
400 000 |
67 500 |
9 500 |
500 |
8 100 |
85 600 |
65 480 |
10 280 |
2 840 |
6 200 |
84 800 |
Сидоров С.С. |
500 000 |
75 400 |
10 600 |
600 |
9 000 |
95 600 |
73 380 |
11 380 |
3 340 |
6 700 |
94 800 |
Сидорова С.С. |
600 000 |
83 300 |
11 700 |
700 |
9 900 |
105600 |
81 280 |
12 480 |
3 840 |
7 200 |
104800 |
Итого | 2 100 000 | 357 600 | 50 400 | 2 700 | 42 900 | 453600 | 337 720 | 52 920 | 13 960 | 31 800 | 436400 |
Приведенные данные показывают, что в целом налоговая нагрузка на организацию в части единого социального налога с 1 января 2005 года уменьшится. В большей степени это почувствуют организации, в которых выплаты на одно физическое лицо, учитываемые при определении налоговой базы, не превышают нарастающим итогом с начала года 100000 руб. Сумма единого социального налога в этом случае уменьшится более чем на 35 процентов. Однако по мере увеличения налоговой базы разница между суммой налога, исчисленной по действующим ставкам, и ставкам, вводимым с 1 января 2005 года, постепенно "растает". При налоговой базе 200 000 руб. налоговая нагрузка снизится лишь на 8 процентов, при налоговой базе более 300 000 руб. - разница в платежах не превысит 1 процента (!).
Для новой шкалы налоговых ставок характерно смещение акцента при распределении единого социального налога в пользу отдельных фондов. Так, при налоговой базе свыше 280000 руб. сумма платежей в Фонд социального страхования РФ увеличится на 5-10%. Отчисления на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования, возрастут более чем в 4 раза.
Взносы на обязательное пенсионное страхование
Существенно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.
Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как сейчас, а на две возрастные категории независимо от пола:
- лица 1966 года рождения и старше;
- лица 1967 года рождения и моложе.
Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в "обычных" организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 процентов и 4 процента на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно).
В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет.
Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников.
В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно. Таким образом, с 1 января 2005 года на выплаты указанным лицам по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значения, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты.
Рассмотрим, как изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, отразятся на налоговой нагрузке на организацию.
Все работники организации относятся к лицам 1967 года рождения и моложе.
Рассчитаем сумму авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из действующего порядка и порядка, вводимого с 1 января 2005 года.
Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное
пенсионное страхование
Работник | Налоговая база за январь |
Суммы авансовых платежей, исчислен- ные исходя из дейс- твующего порядка |
Всего | Суммы авансовых платежей, исчислен- ные исходя из поря- дка, вводимого с 1 января 2005 г. |
Всего | ||
На финан- сирование страховой части трудовой пенсии |
На финан- сирование накопите- льной ча- сти тру- довой пе- нсии |
На финан- сирование страховой части трудовой пенсии |
На финан- сирование накопите- льной ча- сти тру- довой пе- нсии |
||||
Иванов И.И. |
100 000 |
8 000 |
6 000 |
14 000 |
8 000 |
6 000 |
14 000 |
Петров П.П. |
200 000 |
12 500 |
9 400 |
21 900 |
16 000 |
12 000 |
28 000 |
Иванова И.И |
300 000 |
17 000 |
12 800 |
29 800 |
23 020 |
17 280 |
40 300 |
Петрова П.П. |
400 000 |
19 260 |
14 490 |
33 750 |
26 120 |
19 680 |
45 800 |
Сидоров С.С. |
500 000 |
21 520 |
16 180 |
37 700 |
29 220 |
22 080 |
51 300 |
Сидорова С.С. |
600 000 |
23 780 |
17 870 |
41 650 |
32 320 |
24 480 |
56 800 |
Итого | 2 100 000 | 102 060 | 76 740 | 178800 | 134 680 | 101 520 | 236200 |
Приведенные данные показывают, что в 2005 году с базы, превышающей 100 000 руб., организациям придется платить большую сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, в среднем на 30 процентов. Вместе с тем, с учетом нормы, предусмотренной пунктом 2 статьи 243 НК РФ, это увеличение будет компенсировано уменьшением суммы налога (авансовых платежей по налогу), зачисляемой в федеральный бюджет.
Работник | Налоговая база за январь |
Действующий порядок | Порядок, вводимый с 1 января 2005 г. |
||||
Исчислено налога в федераль- ный бюд- жет |
Налого- вый вы- чет (взносы в ПФР) |
К уплате в феде- ральный бюджет |
Исчислено налога в федераль- ный бюд- жет |
Налого- вый вы- чет (взносы в ПФР) |
К упла- те в федера- льный бюджет |
||
Иванов И.И. |
100 000 |
28 000 |
14 000 |
14 000 |
20 000 |
14 000 |
6 000 |
Петров П.П. |
200 000 |
43 800 |
21 900 |
21 900 |
40 000 |
28 000 |
12 000 |
Иванова И.И |
300 000 |
59 600 |
29 800 |
29 800 |
57 580 |
40 300 |
17 280 |
Петрова П.П. |
400 000 |
67 500 |
33 750 |
33 750 |
65 480 |
45 800 |
19 680 |
Сидоров С.С. |
500 000 |
75 400 |
37 700 |
37 700 |
73 380 |
51 300 |
22 080 |
Сидорова С.С. |
600 000 |
83 300 |
41 650 |
41 650 |
81 280 |
56 800 |
24 480 |
Итого | 2 100 000 | 357 600 | 178 800 | 178 800 | 337 720 | 236 200 | 101 520 |
Таким образом, фактически увеличение суммы взносов в ПФР не приведет к повышению налоговой нагрузки на организацию.
Прочие изменения
В настоящее время при определении налоговой базы учитываются выплаты и вознаграждения как в пользу физических лиц - работников организации, так и членов их семей. С 1 января 2005 года полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для членов семьи работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, не будет облагаться единым социальным налогом.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года единым социальным налогом будут облагаться:
суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
выплаты членам профсоюзов, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов;
выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1 000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц;
суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту, инвалидам), а также членам их семей стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Вместе с тем, для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, необлагаемая единым социальным налогом совокупная сумма материальной помощи, выплачиваемая физическому лицу за счет бюджетных источников, повышена с 2000 руб. до 3000 руб.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, включаются также вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам.
Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ установлено, что льготы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ (освобождение от налогообложения выплат и иных вознаграждений льготным категориям граждан, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года), с 1 января 2005 года. распространяются на всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, независимо от того, работают они в организации по трудовому договору или состоят с организацией в гражданско-правовых отношениях.
Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налоговых льгот для организаций, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.
Вместе с тем, с 1 января 2005 года российские фонды поддержки образования и науки не смогут больше воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Теперь суммы выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений, подлежат налогообложению ЕСН.
От редакции:
В соответствующие типовые конфигурации экономических программ фирмы "1С" будут своевременно внесены изменения, обусловленные принятием закона N 70-ФЗ. Следите за рубрикой "Обновления" нашего журнала, а также за новостями сайта www.buh.ru.
С.А. Харитонов,
доктор экономических наук,
профессор Финансовой академии при Правительстве РФ
"БУХ.1С", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667