Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 27 ноября 2020 года N 51-25
Межпарламентская Ассамблея государств - участников
Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ по вопросам проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности
1. Общие положения
Рекомендации по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ по вопросам проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с положениями программ сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом и перспективных планов модельного законотворчества.
Основной целью Рекомендаций является формирование предложений по совершенствованию и гармонизации нормативной правовой базы государств - участников СНГ в сфере проведения исследований (экспертиз) информационных материалов на предмет наличия в них признаков преступлений экстремистской и террористической направленности.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- разработка общего понятийного аппарата, формулирование определений основных понятий в данной сфере;
- сравнительный анализ нормативных правовых актов государств - участников СНГ в данной сфере;
- учет особенностей проведения указанных исследований (экспертиз) в различных государствах - участниках СНГ при совершенствовании нормативных правовых актов.
Результаты анализа национального законодательства государств СНГ свидетельствуют о том, что в отдельных странах существуют пробелы в сфере правового регулирования проведения исследований (экспертиз) информационных материалов террористической и экстремистской направленности, что может стать одной из причин радикализации населения этих стран и активизации деятельности экстремистских и террористических структур на их территории.
В связи с этим необходимо принимать меры по совершенствованию национального законодательства государств - участников СНГ по вопросам проведения исследований (экспертиз) в указанной сфере, в том числе с помощью имеющихся законотворческих механизмов МПА СНГ.
Основными и значимыми характеристиками исследуемого на предмет наличия признаков терроризма и экстремизма материала являются:
1) целенаправленность деятельности автора по созданию материала, ее осмысленность;
2) публичность деятельности (публичный или массовый уровень коммуникации);
3) наличие в материале призывов к определенным действиям;
4) наличие в материале пропаганды национального, религиозного, языкового, расового превосходства, исключительности или неполноценности;
5) наличие в тексте оправдания терроризма или обоснования экстремистской деятельности;
6) направленность действий (материала) на возбуждение розни, вражды, ненависти, унижение достоинства человека, оскорбление человека по определенным признакам (пола, расы, национальности, отношения к религии и др.).
Внимания заслуживает также правоприменительная практика использования института проведения исследований (экспертиз) в указанной сфере. Представляется необходимым обеспечить единство подходов к проведению исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков как экстремизма, так и терроризма в силу близости этих явлений, в том числе в части обусловливающих их причин, а также сходства подходов к организации противодействия экстремизму и терроризму.
2. Особенности проведения в государствах - участниках СНГ исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности
Согласно статье 32 Закона Республики Молдова от 29 марта 2012 г. N 59 "О специальной розыскной деятельности" исследование предметов и документов заключается в их оценке с научной точки зрения с целью обнаружения признаков преступной деятельности, изучении их содержания, сравнении с другими предметами и актами, необходимыми для определения реальной действительности.
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 203-З "О противодействии экстремизму" информационная продукция признается экстремистскими материалами по решению суда на основании заявления государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму. Копия вступившего в законную силу решения суда о признании информационной продукции экстремистскими материалами направляется в Министерство информации Республики Беларусь для включения такой продукции в республиканский список экстремистских материалов, который подлежит размещению на сайте министерства, а также опубликованию в средствах массовой информации. Информационная продукция, содержащая призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующая такую деятельность, изымается уполномоченными должностными лицами органов государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, органа государственной охраны, Следственного комитета либо на нее налагается арест органами государственной безопасности, внутренних дел, пограничной службы, таможенными органами, Следственным комитетом, прокурором или судом.
Законом Республики Казахстан от 3 ноября 2014 г. N 244-V ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму" закреплена существенная новация в рассматриваемой сфере - глава 36-2 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан дополнена положениями, регулирующими вопросы производства по заявлению о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготовляемых и (или) распространяемых на территории Республики Казахстан, экстремистскими и террористическими.
Законом Республики Армения от 19 апреля 2005 г. N ЗР-79 "О борьбе против терроризма" устанавливаются правовые и организационные основы борьбы с терроризмом. Согласно статье 7 данного закона субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются следующие республиканские исполнительные органы: орган национальной безопасности, Полиция Республики Армения, орган по обороне. Законодательством республики предусмотрено полномочие Службы национальной безопасности Республики Армения и Полиции Республики Армения проводить экспертизы и исследования. Так, статьей 15 Закона Республики Армения от 24 января 2002 г. N ЗР-294 "Об органах национальной безопасности" устанавливается право органов национальной безопасности проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования. Согласно пункту 6 статьи 20 Закона Республики Армения 16 мая 2001 г. N ЗР-177 "О полиции" при выявлении и раскрытии преступлений полиция имеет право проводить экспертизы по уголовным делам, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, пунктом 6 части 1 статьи 14 Закона Республики Армения от 19 ноября 2007 г. N ЗР-223 "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматривается, что во время оперативно-розыскной деятельности может проводиться исследование вещей и документов.
В соответствии со статьей 15 Закона Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. N 687 "Об оперативно-розыскной деятельности" органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, имеют право производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятие документов, предметов, материалов и информации, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, угрозы общественной, государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Республики Таджикистан.
При этом согласно статье 8 Закона Республики Таджикистан от 16 ноября 1999 г. N 845 "О борьбе с терроризмом" основным субъектом, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, является Государственный комитет национальной безопасности Республики Таджикистан, в компетенцию которого входит проведение сбора, анализа, обобщения информации о состоянии и тенденциях терроризма, в том числе информации, поступающей в централизованный межведомственный банк данных по проблемам терроризма от субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона Республики Таджикистан от 2 января 2020 г. N 1655 "О противодействии экстремизму" Комитет по религии, упорядочению традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан в сфере противодействия экстремизму проводит государственную религиоведческую экспертизу.
Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. N 574 содержит следующие уголовно-правовые запреты в рассматриваемой сфере:
1) вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (статья 179 (1));
2) публичные призывы к совершению преступлений террористического характера и(или) публичные оправдания террористической деятельности (статья 179 (3));
3) возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды (статья 189);
4) публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан (статья 307);
5) публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и публичное оправдание экстремизма (статья 307 (1)).
В статье 3 Закона Республики Таджикистан от 2 января 2020 г. N 1655 "О противодействии экстремизму" даны определения понятий "экстремизм", "экстремистская деятельность", а также "экстремистские материалы".
В соответствии с пунктом 11 статьи 11 указанного закона Служба связи при Правительстве Республики Таджикистан осуществляет для обеспечения информационной безопасности контроль за деятельностью интернет-сайтов и социальных сетей (интернет-провайдеров), обязует физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг связи, в том числе интернет-провайдеров, обеспечить хранение информации экстремистского характера на своих серверах в течение шести месяцев. Кроме того, Служба связи при Правительстве Республики Таджикистан в случае необходимости предотвращения экстремистской деятельности ограничивает или приостанавливает работу сетей (интернет-провайдеров).
Статьей 474 (1) Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях от 31 декабря 2008 г. N 455 установлена административная ответственность за нарушение законодательства о производстве, ввозе, вывозе, реализации и распространении религиозной литературы и других предметов и материалов религиозного назначения.
Проведение исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности состоит, как правило, из следующих основных этапов:
1) определение оснований проведения исследования (экспертизы);
2) принятие решения о проведении исследования (экспертизы);
3) определение экспертного учреждения (организации), способного провести соответствующее исследование (экспертизу);
4) формулирование вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении исследования (экспертизы);
5) направление задания и материалов в экспертное учреждение для проведения исследования (экспертизы);
6) непосредственное проведение исследования (экспертизы) в экспертном учреждении, которое включает в себя:
- выбор соответствующих типовых методик проведения исследования (экспертизы), предполагающий наличие сформированного и утвержденного государственного перечня судебно-экспертных методик;
- анализ информационных материалов по формальным и содержательным признакам;
- формулирование выводов по поставленным перед экспертом вопросам;
- подготовка справки (заключения) по итогам исследования (экспертизы);
7) направление справки (заключения) лицу, назначившему исследование (экспертизу).
3. Правовые и организационные основы проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности
Согласование правового регулирования экспертной оценки наличия в деятельности отдельных организаций и физических лиц или распространяемых ими материалах признаков преступлений экстремистской и террористической направленности обеспечит единство подходов к данной процедуре.
Порядок проведения исследований (экспертиз) информационных материалов на предмет наличия в них признаков экстремизма достаточно урегулирован в национальном законодательстве государств - участников СНГ.
Так, правовое регулирование вопросов противодействия изданию и распространению экстремистских материалов, в частности признания информационной продукции экстремистскими материалами, содержится в статьях 14 и 14 1 Закона Республики Беларусь "О противодействии экстремизму".
Помимо этого, в целях предотвращения пропаганды экстремистской деятельности в информационной продукции Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 21 августа 2014 г. N 810 "Об экспертных комиссиях по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма".
Указанным постановлением в Республике Беларусь создан и законодательно определен межведомственный орган, не имеющий статуса судебно-экспертного учреждения в контексте процессуального законодательства, но специально уполномоченный на проведение подобного рода исследований с подготовкой соответствующего заключения - Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма.
В состав Республиканской экспертной комиссии входят представители государственных органов и организаций, специалисты в области социологии, философии, филологии, психологии и т.д.
Основными задачами Республиканской экспертной комиссии являются проведение экспертизы информационной продукции в целях определения (установления) наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма и подготовка по ее результатам экспертного заключения; взаимодействие с государственными органами, осуществляющими противодействие экстремизму, при реализации ими мер по предотвращению проявлений экстремизма в информационной продукции и их выявлению; разработка и совершенствование критериев экспертной оценки информационной продукции на предмет определения (установления) наличия (отсутствия) в ней признаков проявлений экстремизма.
Важно отметить, что заключение Республиканской экспертной комиссии не имеет процессуального статуса заключения судебной экспертизы, но может, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь, являться источником доказательств (статья 88), в связи с чем в рамках уголовного процесса подлежит проверке и оценке как любое другое доказательство в соответствии с порядком, установленным статьями 102-105 УПК Республики Беларусь. Аналогичные нормы присутствуют в уголовно-процессуальном законодательстве других государств - участников СНГ (например, статьи 74, 85 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 111, 121 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, статьи 104, 124 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения).
Кроме того, в стране ведется республиканский список экстремистских материалов, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Порядок ведения такого списка определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. N 513 "О порядке ведения и опубликования республиканского списка экстремистских материалов".
Ответственность организации за террористическую деятельность, а также процедура принятия решения о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, предусмотрена статьей 23 Закона Республики Беларусь от 3 января 2002 г. N 77-З "О борьбе с терроризмом".
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2006 г. N 1061 "О порядке ведения и опубликования перечня террористических организаций" в республике ведется перечень террористических организаций, подлежащий опубликованию в средствах массовой информации.
Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни (статья 130) и за призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь (статья 361).
Помимо этого, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь урегулированы вопросы о порядке назначения и проведения экспертиз (глава 26), в рамках которых проводятся, в частности, судебная психологическая экспертиза информационных материалов экстремистской направленности и лингвистическая экспертиза.
Также судебно-экспертную деятельность осуществляет Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, правовую основу которого составляют Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2013 г. N 292 "Вопросы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь" и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. N 293-З "О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь".
В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ специальные положения, регулирующие рассматриваемую сферу, закреплены в следующих статьях:
1) статья 205.2 "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма";
2) статья 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности";
3) статья 280.1 "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации";
4) статья 354.1 "Реабилитация нацизма".
Законом Республики Казахстан от 8 января 2013 г. N 63-V ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму" установлены следующие новации:
1) понятие "идеология насилия" определено как система общественных теорий, взглядов и идей, оправдывающих насилие, в том числе с применением террористических методов и средств для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей;
2) введена статья, посвященная вопросу информационно-пропагандистского противодействия терроризму (статья 10-1), в которой, в частности, определены цели такого противодействия: разъяснение опасности терроризма; разоблачение форм, методов и приемов, с помощью которых террористы осуществляют пропаганду своих взглядов и идей; формирования в обществе антитеррористического сознания; объединения усилий государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, и институтов гражданского общества в профилактике терроризма; сокращение социальной базы поддержки терроризма;
3) закреплена обязанность СМИ содействовать государственным органам, осуществляющим противодействие терроризму.
Законодательством Кыргызской Республики предусмотрены меры противодействия публичному одобрению террористической или экстремистской деятельности; деятельности, направленной на возбуждение национальной (межэтнической), расовой, религиозной или межрегиональной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной (этнической) или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием СМИ, а также посредством сети Интернет.
Законом Республики Таджикистан от 14 ноября 2016 г. N 1358 "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Республики Таджикистан" Уголовный кодекс дополнен статьей 137(1) "Публичное оскорбление Основателя мира и национального единства - Лидера нации или клевета в его адрес".
При совершении публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, или публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи либо с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, преступление следует считать оконченным с момента отправления сообщений, размещения обращений в сетях общего пользования (например, на сайтах, форумах или в блогах).
Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти либо вражды.
При решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней.
Также следует учитывать, что при назначении судебной экспертизы в случае необходимости применения специальных знаний в конкретной научной области (лингвистика, психология, религия, социология и т.д.) важнейшую роль играет правильная формулировка вопросов. Ошибочно ставить на разрешение судебного эксперта вопросы о наличии признаков состава правонарушения, в частности о наличии или отсутствии в информационном материале призывов к осуществлению экстремистской деятельности, признаков унижения национального достоинства человека либо группы лиц.
В противном случае заключение эксперта может быть признано недопустимым доказательством, поскольку судебный эксперт, отвечающий на правовые вопросы, выходит за пределы своей компетенции.
Сложности, возникающие при решении правоприменителями задач по установлению элементов состава преступлений экстремистской и террористической направленности, могут быть устранены посредством официального толкования правовых норм соответствующих статей уголовного законодательства либо внесением изменений в иное законодательство в части детализации данной деятельности и ее проявлений, запрещенных законом.
Например, можно детализировать такие понятия, как "разжигание", "возбуждение", "пропаганда" и ряд иных.
Указанное положительно скажется на уровне восприятия действующих запретов не только правоприменителями, но и населением государств - участников СНГ в целом.
4. Заключительные положения
При совершенствовании национального законодательства в сфере проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности должны быть учтены:
- положения основополагающих международных правовых документов и рекомендаций компетентных международных органов по вопросам совершенствования правового регулирования в рассматриваемой сфере;
- подлежащие гармонизации положения национальных законодательных актов государств - участников СНГ по вопросам проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности;
- особенности формируемых в настоящее время на пространстве СНГ критериев проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности.
Рекомендации направлены на закрепление в законодательстве государств - участников СНГ единых концептуальных подходов к формированию общегосударственной системы проведения исследований (экспертиз) в указанной сфере. При этом главным условием реализации таких подходов является качественное взаимодействие компетентных структур, как на государственном, так и на международном уровне.
На основании анализа сформулированы следующие предложения по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ по вопросам проведения исследований (экспертиз) информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности.
1. Рекомендовать ограничение распространения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
2. При выявлении информационных материалов экстремистского характера рекомендовать обеспечение проведения соответствующих исследований и экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений рекомендовать своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.
3. В целях недопущения затягивания сроков процессуальных проверок и предварительного следствия рекомендовать обеспечить своевременное назначение и проведение исследований материалов на предмет выявления в них признаков экстремизма и терроризма; производство экспертиз информационных материалов возложить на уполномоченное государственное учреждение; при установлении в ходе процессуальной проверки очевидных признаков преступления принимать решение о возбуждении уголовного дела с последующим получением заключения.
4. При необходимости оценки смысловой направленности информационного материала рекомендовать проведение его экспертного исследования с целью получения мнения специалиста соответствующего профиля. Рекомендовать привлечение к проведению таких мероприятий подразделений правоохранительных органов, органов безопасности, а также иных органов и организаций.
5. Рекомендовать создание при необходимости специального независимого органа по вопросам проведения комплексного исследования и предоставления экспертной оценки информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской и террористической направленности. В состав группы экспертов рекомендовать включение специалистов в области лингвистики, религиоведения, юриспруденции, политологии и психологии.
6. В случае если информационные материалы с явными признаками экстремистской направленности имеют или могут иметь широкий общественный резонанс, рекомендовать оперативное пресечение их распространения.
Приняты на пятьдесят первом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 51-25 от 27 ноября 2020 года)
<< Назад |
||
Содержание Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 27 ноября 2020 г. N 51-25 "О Рекомендациях по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.