Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 15 апреля 2021 г. N 26-01-06-379
"Об утверждении Концепции региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае"
В целях совершенствования системы региональной оценки механизмов управления качеством образования в Пермском крае приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция).
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом.
3. Директору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" Шубину С.В. в срок до 15 апреля 2021 года обеспечить разработку плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Концепции на 2021 - 2024 годы.
4. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е.
И.о. министра |
О.В. Шабурова |
Концепция
региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае
(утв. приказом Министерства образования и науки Пермского края от 15 апреля 2021 г. N 26-01-06-379)
I. Общие положения
Настоящая Концепция региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция) разработана в целях формирования у обучающихся необходимых навыков выбора собственной образовательной и профессиональной траектории, активной жизненной позиции, формирования и развития компетенций, необходимых для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора с опорой на социально-экономическое развитие Пермского края.
Согласно Положению о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года N 1, профессиональная ориентация определяется как проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс и результат выбора личностью сферы профессиональной деятельности (на основе знания о своих индивидуальных особенностях и требованиях данной профессиональной области). Профессиональное самоопределение включает в себя набор компетенций постановки и достижения целей, который невозможно свести к единственному действию - выбору места обучения и направления подготовки. При этом для каждого из возрастных этапов характерна своя специфическая цель. Под ранней профориентацией следует понимать сопровождение профессионального выбора обучающимися 6, 7, 8 классов.
Наряду с понятием "профессиональное самоопределение" используется термин "профильное самоопределение". Профильное самоопределение можно понимать как процесс и результат нахождения подростком соответствия между своими индивидуальными особенностями и требованиями профилирующего направления своего образования. Таким образом, профильное самоопределение рассматривается как частный элемент профессионального самоопределения, связанный с обоснованным и осознанным выбором профиля обучения на уровне среднего общего образования.
Важным условием эффективности профильного и профессионального самоопределения является его непрерывность, которая обеспечивается прежде всего формированием и последующим развитием профориентационных компетенций на разных этапах формирования личности. На всех последующих этапах образования эти компетенции активно используются обучающимися при совершении профессионально-образовательных, профессиональных и карьерных выборов.
Эффективность деятельности по организации профессионального самоопределения определяется также рядом внешних объективных условий. Практика региона показывает, что в настоящее время наблюдается низкая степень координации деятельности участников данного процесса (школы, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, центры занятости населения, органы местного самоуправления), а также слабая вовлеченность работодателей. Это серьезное препятствие на пути становления региональных и муниципальных систем профориентации. С одной стороны, в этом проявляется неготовность работодателей выстраивать партнерские отношения с системой образования, недостаточное понимание взаимовыгодности таких отношений. С другой стороны, субъекты системы образования на всех уровнях не имеют достаточного опыта и развитых традиций взаимодействия с работодателями, не владеют необходимыми для этого юридическими, экономическими и социально-психологическими компетенциями.
Также следует отметить, что профориентационная работа в общеобразовательных организациях зачастую ведется "изолированно" от целостного образовательного процесса. Профориентационные мероприятия, при их безусловной значимости, проводятся эпизодически и не всегда имеют связь с учебной деятельностью обучающихся.
Основные механизмы, способствующие профильному и профессиональному самоопределению обучающихся образовательных организаций Пермского края:
организация профессиональных проб и практик;
создание сети центров профессиональных компетенций;
конкурсное движение в рамках реализации регионального проекта "Молодые профессионалы" ("WorldSkills Russia", "Абилимпикс");
организация работы по программе "Билет в будущее";
сотрудничество школ с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования в рамках совместных мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций;
организация участия обучающихся в онлайн-уроках, созданных с учетом открытых уроков "Проектория";
образовательный промышленный туризм;
интеграция в систему профессионального самоопределения сети новых сущностей дополнительного образования: детский технопарк "Кванториум "Фотоника" с парком мобильных технопарков; центры "Точка роста", Дом научной коллаборации, IT-куб;
индивидуальные образовательные маршруты и внедрение системы наставничества в дополнительном образовании детей.
На сегодняшний день можно выделить ряд проблем, от решения которых зависит успешное достижение поставленных целей. В числе наиболее актуальных проблем можно обозначить:
отсутствие единой обоснованной системы по сопровождению профильного и профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций Пермского края;
недостаточная координация деятельности различных субъектов по информационному, организационному и методическому сопровождению самоопределения обучающихся;
недостаточный уровень компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в вопросах сопровождения профильного и профессионального самоопределения;
слабое представление обучающихся о мире профессий, характеристиках современного рынка труда, а также о собственных психологических особенностях, возможностях и ограничениях в выборе профессии;
отсутствие готовности работодателей к сотрудничеству с образовательными организациями в содействии профессиональному самоопределению обучающихся.
II. Основные задачи по реализации региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае
Основными задачами по реализации региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае являются:
создание нормативно-правовой базы для реализации мероприятий в рамках Концепции;
координация деятельности по информационному, организационному и методическому сопровождению самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся;
организация мероприятий, направленных на знакомство обучающихся с миром профессий, предприятиями и организациями Пермского края;
организация мероприятий по психологическому просвещению по вопросам профильного и профессионального самоопределения для обучающихся и их родителей (законных представителей);
организация мероприятий по психолого-педагогической поддержке обучающихся в процессе самоопределения;
выявление, обобщение и распространение эффективного опыта профориентационной деятельности в образовательных организациях;
расширение содержания дополнительного образования на основе разработки вариативных модульных разноуровневых программ для обучающихся образовательных организаций края;
развитие системы социального партнерства образовательных организаций с предприятиями и организациями края;
развитие системы социального партнерства образовательных организаций с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования;
организация мероприятий по повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций края в сфере профессиональной ориентации обучающихся;
развитие системы мониторинга эффективности региональных мероприятий по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся, включая сбор и анализ данных о реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, состоянии и проблемах трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования;
разработка и апробация методических рекомендаций по организации консультационной поддержки образовательных организаций в соответствии с выявленными в ходе мониторинга проблемами.
III. Пути и этапы достижения поставленных целей и решения задач настоящей Концепции
1. Разработка нормативно-правового обеспечения взаимодействия субъектов региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае (разработка плана мероприятий (дорожной карты) по реализации настоящей Концепции).
2. Организационно-педагогическое сопровождение региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае:
2.1. организация работы по обеспечению учета достижений обучающихся общеобразовательных организаций (портфолио) в целях их дальнейшего профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития;
2.2. расширение форм профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе в условиях сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также предприятиями и учреждениями Пермского края;
2.3. повышение квалификации педагогических работников в сфере профессиональной ориентации обучающихся;
2.4. психологическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам профильного и профессионального самоопределения;
2.5. проведение диагностических обследований уровня готовности к профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций Пермского края.
3. Проведение мониторинга эффективности системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае, анализ эффективности принятых мер.
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию каждого из направлений работы (в соответствии с целью и задачами).
5. Выявление и трансляция лучших моделей профориентационной работы с обучающимися.
IV. Уровни реализации региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
В целях реализации региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
Министерство образования и науки Пермского края (далее - Министерство):
определяет основные подходы и приоритеты государственной политики региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае;
утверждает критерии и показатели региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае;
утверждает план мероприятий (дорожную карту) по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся на уровне региона;
организует проведение мониторинга эффективности системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае, анализа и на их основе принимает обоснованные управленческие решения.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (далее - ГАУ ДПО "ИРО ПК"):
обеспечивает организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение мероприятий по самоопределению профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае;
разрабатывает критерии и показатели региональной системы по самоопределению и профессиональной обучающихся в Пермском крае;
разрабатывает план мероприятий (дорожную карту) по самоопределению и профессиональной обучающихся на уровне региона;
проводит мониторинг эффективности системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае;
по результатам проведения мониторинга организует анализ результатов эффективности системы по самоопределению и профессиональной ориентации и предоставляет аналитические отчеты в Министерство.
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования:
разрабатывают план мероприятий (дорожную карту) по самоопределению и профессиональной ориентации с обеспечением участия в профессиональных пробах и практиках всех обучающихся;
ведут реестр заключенных договоров о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в том числе в пределах квоты приема на целевое обучение;
оказывают содействие образовательным организациям по взаимодействию с потенциальными работодателями, в том числе по прохождению обучающимися производственной практики.
Образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования:
осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.
Образовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированные основные общеобразовательные программы:
обеспечивают профориентационную направленность основных образовательных программ, в том числе адаптированных, и образовательной деятельности, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности;
формируют у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии со своими интересами, состоянием здоровья, а также с учетом потребности региона в кадрах;
организуют профессиональное просвещение и консультирование обучающихся;
используют возможности психологических служб для организации и проведения профориентационной работы.
Профессиональные образовательные организации и организации высшего профессионального образования:
проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии;
обеспечивают проведение профориентационной работы для обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе в условиях сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями, организациями высшего профессионального образования, а также предприятиями и учреждениями Пермского края;
развивают систему социального партнерства образовательных организаций с предприятиями и организациями края;
обеспечивают подготовку мастеров-наставников для проведения профессиональных проб с обучающимися общеобразовательных организаций края;
организуют мероприятия по повышению квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций края в сфере профессиональной ориентации обучающихся.
Организации дополнительного образования детей:
выявляют, поддерживает и развивают способности и таланты обучающихся посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ;
создают условия для успешной социализации и адаптации детей в современных социально-экономических условиях региона.
Центр опережающей профессиональной подготовки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова":
обеспечивает разработку и реализацию дополнительных образовательных программ, обеспечивающих профессиональную ориентацию обучающихся в виде профессиональных проб;
привлекает представителей научных организаций и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального, высшего образования и дополнительного образования, представителей промышленных предприятий и высокотехнологического бизнеса, представителей иных организаций для проведения профориентационных мероприятий;
содействует разработке и использованию современных методик, используемых при ранней профессиональной ориентации, видов мероприятий и образовательных программ, технологий профессиональной ориентации и методик тестирования (анкетирования), в том числе с использованием дистанционной формы, для проведения ранней профессиональной ориентации;
участвует в формировании экспертного сообщества из числа наставников эффективных практик профессиональной ориентации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 15 апреля 2021 г. N 26-01-06-379 "Об утверждении Концепции региональной системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в Пермском крае"
Вступает в силу с 15 апреля 2021 г.
Текст приказа опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 29 июня 2022 г. N 26-01-06-603 настоящий документ признан утратившим силу с 29 июня 2022 г.