Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 апреля 2021 г. N 26-01-06-339
"Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае"
28 сентября 2021 г.
В целях обеспечения объективности при проведении оценочных процедур оценки качества образования и олимпиад школьников приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае (далее - Концепция).
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом.
3. Директору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" Шубину С.В. в срок до 19 апреля 2021 года обеспечить разработку плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Концепции на 2021 - 2024 годы.
4. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е.
Министр |
Р.А. Кассина |
Концепция изменена с 28 сентября 2021 г. - Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 28 сентября 2021 г. N 26-01-06-965
Концепция
региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае
(утв. приказом Министерства образования и науки Пермского края от 6 апреля 2021 г. N 26-01-06-339)
28 сентября 2021 г.
Настоящая концепция определяет цели, задачи и приоритетные направления развития региональной системы качества образования в Пермском крае (далее - Концепция, РСОКО соответственно).
Концепция разработана в целях:
достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
оценки функциональной грамотности;
повышения уровня образовательных результатов в регионе на основе результатов Национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования.
Основными задачами РСОКО являются:
интеграция края в единую систему оценки качества образования Российской Федерации через участие в международных и российских обследованиях качества образования и использование их результатов;
определение степени соответствия образовательных результатов в регионе федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям общества;
формирование и развитие единого образовательного пространства на основе целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на региональном уровне;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
стимулирование становления позиции учащегося как субъекта управления качеством своего образования.
В основу РСОКО положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления краевой системой образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию).
В соответствии со спецификой социально-экономического, культурно-образовательного потенциала региона и направлений его развития Министерством образования и науки Пермского края определены приоритетные направления региональных мониторинговых обследований:
1. Диагностика готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, направленная на повышение эффективности системы профориентации и успешной адаптации обучающихся на рынке труда региона.
2. Диагностика развития критического мышления. Обследование позволяет найти и обосновать наиболее эффективные решения по проблеме достижения метапредметных результатов, формирования познавательных и регуляторных универсальных учебных действий в период обучения.
3. Диагностика развития функциональной грамотности, включая математическую, естественно-научную, читательскую, финансовую грамотность. Обследование демонстрирует современные подходы к организации оценивания и контрольно-измерительной деятельности и влияет на изменение содержания обучения в сторону его компетентностной составляющей.
4. Диагностика базовой подготовки по английскому языку. Обследование проводится с целью выявления проблем и возможных сценариев их решения в области иноязычного обучения школьников.
Данные направления РСОКО являются региональным компонентом общероссийской системы оценки качества образования, включающей Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования оценки качества, Государственную итоговую аттестацию, участие в международных сопоставимых исследованиях качества образования, таких как PIZA, TIMSS, PIRLS и т.д.
Основным подходом к определению системы критериев и показателей РСОКО в Пермском крае является оценка качества освоения образовательных результатов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом: личностных, предметных и метапредметных.
Организационно-функциональная структура РСОКО предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.
Региональный уровень:
Министерство образования и науки Пермского края (далее - Министерство).
Министерство ежегодно определяет и утверждает нормативно-распорядительным актом направления и приоритеты региональных мониторинговых обследований, сроки, масштаб и формы их проведения.
Центр оценки качества образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" (далее - ЦОКО).
ЦОКО в рамках реализации РСОКО организует подготовку и проведение мероприятий (мониторинговых обследований и контрольно-оценочных процедур), анализирует и доводит результаты проводимых мониторингов до уровня региона, муниципальных образований, образовательных организаций и каждого обучающегося посредством формирования для каждого участника обследования индивидуальной карты прохождения мониторинга. Таким образом, у каждого обучающегося в региональной базе данных имеется многолетняя история индивидуальной образовательной траектории, используемая педагогами и тьюторами при сопровождении индивидуальных образовательных программ.
Показатели РСОКО на региональном уровне могут учитываться при:
планировании и осуществлении оценки эффективности реализации региональных программ развития образования;
планировании региональных исследований индивидуальных достижений обучающихся и региональных мониторингов;
оценке эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования;
определении приоритетных направлений повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования Пермского края;
проведении аттестации педагогических работников системы образования Пермского края;
аккредитации образовательной деятельности организаций Пермского края;
планировании методической работы с педагогическими работниками по повышению уровня профессиональных компетенций;
планировании и организации работы по развитию талантов;
планировании и организации работы со школами с низкими результатами;
организации взаимодействия с системами профессионального и дополнительного образования по повышению качества профориентационной работы;
информировании граждан о качестве образования в Пермском крае.
Основным поставщиком сведений о региональных показателях оценки качества подготовки обучающихся Пермского края является ЦОКО.
Муниципальный уровень:
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования.
Реализация РСОКО на муниципальном уровне позволит:
формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в пределах полномочий);
совершенствовать муниципальные системы оценки качества общего образования, применять аналоговые модели управления качеством общего образования;
оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания по предоставлению образовательной услуги по реализации образовательных программ общего образования;
соотносить результаты оценки качества общего образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями;
планировать мероприятия научно-методического сопровождения обеспечения качества общего образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
информировать граждан о качестве образования, предоставляемого муниципальной сетью образовательных организаций;
получать объективную информацию для проведения аттестации руководящих работников муниципальных образовательных организаций.
Исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Пермского края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, необходимо учитывать следующее:
недопустимо использовать результаты оценочных процедур для оценки деятельности руководителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Пермского края (далее - ОО), без учета имеющихся социально-экономических условий и условий обучения;
при оценке деятельности ОО необходимо опираться не только на результаты оценочных процедур, но и на другие достижения, использование которых в совокупности позволяет получать целостную и полную информацию о качестве обучения в данной ОО;
для получения объективной оценки деятельности ОО необходимо ориентироваться на их результаты с учетом динамики изменений на протяжении нескольких лет;
корректное сравнение ОО должно основываться не на линейном рейтинге, а на кластерном анализе данных и факторов, лежащих в основе низких результатов.
Институциональный уровень:
Образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенные на территории Пермского края.
ОО обеспечивают сбор и своевременное внесение сведений в базы данных в соответствии с регламентами проведения оценочных мероприятий и ведут работу по информированию родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Реализация модели РСОКО на институциональном уровне позволит обеспечить ОО востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате проведенных оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами региональной модели с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной ОО;
оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников и формирования по результатам оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, обеспечивающих достижение качества образования, а также выстраивания оптимальных траекторий профессионального развития педагогов, обеспечивающих выполнение требований к кадровым условиям реализации образовательных программ;
оценки качества реализуемых образовательных программ и принятия решений по их обновлению, доработке и корректировке;
оценки инфраструктуры ОО с точки зрения соответствия требований к условиям реализации образовательных программ и построения по результатам дорожных карт совершенствования таких условий, а также целенаправленного формирования содержания программ развития образовательных организаций и согласования их с учредителями;
информирования родительской общественности о качестве образования по результатам проведенного комплекса оценочных процедур, развития совместной детско-взрослой проектной деятельности по совершенствованию условий, способствующих достижению целей образования.
Эффективное использование результатов оценки на уровне ОО зависит от ряда условий, которые следует учитывать при организации и проведении процедуры оценки с целью достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества образования и формирование образовательной политики.
1. Необходимо проводить постоянный анализ результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, различных мониторинговых процедур.
2. Для объективной оценки результатов обучения школьников необходимо не только ориентироваться на результаты, показанные учениками в определенный момент времени, но и учитывать динамику их изменений.
3. При анализе результатов оценочных процедур рекомендуется избегать сравнения абсолютных показателей, используя относительные показатели, которые будут учитывать также и общий средний показатель по классу или по ОО, и опираться на различные данные, использование которых в совокупности позволяет получать целостную и полную информацию о результатах обучения школьников. Учет дополнительной к результатам оценочной процедуры информации позволяет лучше понимать и интерпретировать данные оценки, определять факторы, оказывающие значимое влияние на образовательные результаты, а также разрабатывать адресные меры по преодолению проблем в обучении для каждого обучающегося.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 апреля 2021 г. N 26-01-06-339 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества подготовки обучающихся в Пермском крае"
Вступает в силу с 6 апреля 2021 г.
Текст приказа опубликован не был
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 16 июня 2022 г. N 26-01-06-565 настоящий документ признан утратившим силу с 16 июня 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 28 сентября 2021 г. N 26-01-06-965
Изменения вступают в силу с 28 сентября 2021 г.