Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению
администрации
муниципального образования
Кандалакшский район
от 22 апреля 2021 г. N 691
Программа
курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны
I. Общие положения
Программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее - ГО), разработана на основании Примерной программы курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны, утвержденной МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11.
Программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее Программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и:
- определяет организацию и порядок осуществления обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее - работающее население);
- устанавливает требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших курсовое обучение.
Курсовое обучение организуется на основании требований федеральных законов от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
II. Цель и основные задачи курсового обучения
Курсовое обучение работающего населения - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области ГО и ЧС, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов (далее - ЧС и военных конфликтах), а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
Цель курсового обучения по Программе является повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, характерным для района работы и проживания работников организаций.
Основными задачами обучения являются:
- усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
- изучение порядка и последовательности действий по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях;
- изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим; выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- подготовка работников организации к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.
Основными принципами курсового обучения являются:
- обучать работников организации знаниям и навыкам, необходимым в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;
- наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
- умелое сочетание различных форм и методов обучения;
- системность и методическая последовательность обучения ("от простого к сложному, от известного к неизвестному");
- сознательность и активность обучения;
- доступность обучения.
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является лекция.
Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
В ходе лекции руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.
Формами практических занятий работающего населения являются тренировки и комплексные занятия.
Тренировка проводится с целью выработки, поддержания и совершенствования работниками организации необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие - основной вид практической подготовки работников организации по действиям в различных условиях обстановки.
В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.
На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).
III. Организация курсового обучения
3.1. Порядок и последовательность проведения курсового обучения.
Курсовое обучение работающего населения проводится ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия проводятся в течение года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 12 часов в год.
Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.
Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, а также другие подготовленные лица. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.
При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.
Занятий проводятся в учебных классах и на учебных площадках. Знания и умения, полученные при освоении тем Программы, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.
3.2. Руководство курсовым обучением и учет результатов.
Руководство обучением должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.
Для достижения поставленных целей в руководстве обучением необходимо:
- качественное планирование учебного процесса;
- систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;
- изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
- эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
- постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
Руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.
В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.
Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения. Форма журнала учета определяется организацией.
Результаты обучения каждого работника также заносятся в журнал учета.
3.3. Мероприятия по обеспечению требований безопасности.
Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.
Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
IV. Планируемые результаты курсового обучения
Работники организации, прошедшие обучение в соответствии Программой должны:
знать:
- поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
- способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;
- места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
- порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
- правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;
уметь:
- действовать по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, и других опасностях;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- проводить частичную санитарную обработку;
- практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;
- оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.
V. Учебно-тематический план
N тем |
Наименование тем занятий |
Форма занятия |
1 |
Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия. |
Беседа |
2 |
Порядок получения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним. |
Беседа |
3 |
Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации. |
Тренировка |
4 |
Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации. |
Комплексное занятие |
5 |
Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершения террористических актов. |
Комплексное занятие |
6 |
Оказание первой помощи. |
Тренировка |
7 |
Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. |
Беседа |
Общее количество часов: |
12 |
VI. Содержание тем занятий
Тема 1. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.
Учебные вопросы:
1. ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.
2. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.
3. Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.
4. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.
5. Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.
6. Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
Тема 2. Порядок получения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.
Учебные вопросы:
1. Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией:
- о воздушной тревоге;
- химической тревоге;
- о радиационной опасности;
- об угрозе катастрофического затопления;
Порядок действия работников организаций при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" в рабочее время.
Особенности действий работников организаций при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" в нерабочее время.
Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.
Учебные вопросы:
1. Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.
2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.
3. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.
4. Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.
Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.
Учебные вопросы:
1. Основные требования охраны труда и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.
2. Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.
3. Порядок и пути эвакуации.
4. Профилактические меры по предупреждению пожара.
5. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.
6. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.
Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Учебные вопросы:
1. Действия по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информационными сообщениями.
2. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.
3. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.
4. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.
5. Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.
6. Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно-химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.
7. Действия при возникновении военных конфликтов.
8. Действия работников организаций при объявлении эвакуации.
Тема 6. Оказание первой помощи.
Учебные вопросы:
1. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
3. Практическое наложение повязок.
4. Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
5. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
6. Правила оказания помощи утопающему.
7. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
8. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Учебные вопросы:
1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.
2. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.
3. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.
4. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.
VII. Учебно-материальная база
7.1. Учебные объекты.
Для реализации программы курсового обучения работающего населения, в зависимости от численности сотрудников, в организациях необходимо иметь:
с численностью работников до 200 человек - комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС, один уголок по ГО и ЧС (далее - уголок ГОЧС);
с численностью работников свыше 200 человек - учебный кабинет (класс), учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании.
Комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защите от ЧС должен включать: приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и ЗНТЧС.
Уголок ГОЧС - информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования работников организаций по вопросам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
Учебный кабинет - помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.
Учебная площадка - специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.
7.2. Средства обеспечения учебного процесса.
7.2.1. Вербальные средства обучения.
Нормативные правовые документы:
1. Конституция Российской Федераций;
2. Федеральный закон от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
4. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
7.2.2. Учебная литература:
Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. - М.: Институт риска и безопасности, 2015. - 336 с.
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций для работающего населения: Пособие для самостоятельного изучения. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ООО "ТЕРМИКА.РУ", 2016.- 392 с.;
Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие / Под общ. ред. Г. Н. Кириллова. - 8-е изд. - М.: Институт риска и безопасности, 2013. - 536 с.;
Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС по пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. - М.: ИРБ, 2011;
Организация защиты от террористических актов, взрывов, пожаров, эпидемий и вызванных ими чрезвычайных ситуаций: Практическое пособие/Под ред. М.И. Камышанского. - 2-е изд., - М.: Институт риска и безопасности, 2011. - 512 с.;
Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008. - 320 с.;
Подготовка и проведение учений и тренировок с нештатными аварийно-спасательными формированиями, работниками организаций и предприятий: Методические рекомендации и образцы документов / Под общ. ред. В. Я. Перевощикова. - 4-е изд., - М.: Институт риска и безопасности, 2013. - 304 с.;
Оказание первой помощи пострадавшим: Практическое пособие. - М: МЧС России, 2010.84.
7.2.3. Визуальные средства обучения.
Плакаты:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
Гражданская оборона Российской Федерации;
Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;
Действия населения при авариях и катастрофах;
Аварии на газонефтепроводах;
Аварии на радиационно опасных объектах;
Аварии на химически опасных объектах;
Действия населения при стихийных бедствиях;
Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях;
Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; Охрана труда на объекте;
Радиация вокруг нас;
Радиационная и химическая защита;
Защитные сооружения гражданской обороны;
Средства защиты органов дыхания;
Средства радиационного и химического контроля;
Средства дезактивации и дегазации;
Средства индивидуальной защиты;
Умей действовать при пожаре;
Меры пожарной безопасности в сельском населенном пункте;
Пожарная безопасность на объекте;
Добровольная пожарная дружина;
Уголок гражданской защиты;
Терроризм - угроза обществу;
Безопасность людей на водных объектах;
Основы безопасности жизнедеятельности;
Единый телефон пожарных и спасателей 01, 112.
Макеты и манекены:
Макет простейшего укрытия;
Макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ).
Слайды:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;
Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах; Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; Техника, механизмы и приборы, состоящие на оснащении формирований ГО. Назначение, технические данные и порядок применения.
7.2.4. Технические средства обучения.
Приборы:
Рентгенометр ДП-5В и др.;
Прибор химической разведки ВПХР и др.;
Дозиметры-радиометры: ДРБП-03, ДКГ-ОЗД "Грач", ДБГБ-01И "Белла", ДКГ-02У "Арбитр", ДКС-96 и др.;
Комплекты измерителей дозы: ДП-22В, ИД-1, ИД-02 и др.;
Индивидуальный измеритель дозы ИД-11 и др.;
Комплект отбора проб КПО-1 М.
Средства индивидуальной защиты:
Ватно-марлевые повязки;
Противопылевые тканевые маски;
Респираторы типа ШБ-1 "Лепесток-200", У-2К, РПА-1 и др.; Газодымозащитный респиратор ГДЗР и др.;
Самоспасатель СПИ-20, СПИ-50 и др.;
Самоспасатель "Феникс-1";
Противогазы типа ГП-7, ПДФ-7, ПДФ-ША, ИП-4 М и др.;
Аптечка первой помощи офисная "СТС";
Защитная фильтрующая одежда ЗФО-58;
Аптечка противоожоговая "Фарм+газ";
Аптечка индивидуальная КИМГЗ;
Аптечка первой помощи офисная "СТС";
Комплект "Аптечка первой помощи";
Пакет перевязочный индивидуальный ИПП-1;
Пакет перевязочный медицинский ППМ;
Индивидуальный противохимический пакет;
Индивидуальный дегазационный комплект ИДП и др.;
Образцы огнетушителей всех типов;
Первичные средства пожаротушения.
Тренажеры:
Робот-тренажер "МАКСИМ".
7.2.5. Информационные средства обучения.
Аудио-, видео-, проекционная аппаратура:
Персональный компьютер (планшетный ПК) ноутбук;
Слайд-проектор;
Экран настенный;
Экран проекционный с электроприводом.
7.2.6. Аудиовизуальные материалы.
Фильмы:
Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, 2016;
Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения, 2016;
Средства коллективной и индивидуальной защиты, а также первичные средства пожаротушения. Порядок и правила их применения и использования, 2015;
Чрезвычайные ситуации, характерные для региона, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации, 2015; Средства индивидуальной защиты органов дыхания;
Стихийные бедствия;
Безопасность при землетрясениях;
Безопасность при ураганах и смерчах;
Пожарная безопасность;
Промышленная безопасность;
В зоне затопления;
Средства индивидуальной защиты;
Средства и способы защиты населения;
Лавинная опасность;
Действия населения при химически опасных авариях;
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения;
Химическая опасность и эвакуация населения;
Травматизм. Оказание первой помощи;
Подготовка и проведение комплексных учений и тренировок по гражданской обороне;
Гражданская оборона в современных условиях. Природные чрезвычайные ситуации. Техногенные чрезвычайные ситуации. Опасности в быту;
Гражданская оборона современной России;
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;
Обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров;
Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Электронные учебные пособия:
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.