Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 03-05-04-03/105933
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу наследования выморочного имущества и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 Гражданского кодекса), имущество умершего считается выморочным.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса иное выморочное имущество, не перечисленное в пункте 2 статьи 1151 Гражданского кодекса, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1162 Гражданского кодекса свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Свидетельства о праве на наследство выдают нотариусы (пункт 27 части первой статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате).
В соответствии со статьей 71 Основ о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.
Согласно пункту 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
На основании частей первой и второй статьи 22 Основ о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ о нотариате, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение указанных действий нотариусом, занимающимся частной практикой, взимается нотариальный тариф, который соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию уплачивается государственная пошлина в размерах, предусмотренных данным подпунктом.
Согласно абзацу первому подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7-10 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса.
По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7-10 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки) (абзац второй подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса).
Частью первой статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что проведение оценки объектов оценки (к которым относится, в том числе имущество) является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.
Вместе с тем в силу статьи 153 Гражданского кодекса сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
При этом, исходя из положений пунктов 1 статей 1152, 1157 Гражданского кодекса, полагаем, что наследование выморочного имущества сделкой не является.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что необходимость оценки выморочного имущества для целей исчисления государственной пошлины отсутствует, учитывая, что производить расчет размера государственной пошлины не требуется.
Необходимо также отметить, что вопрос исчисления стоимости услуг правового и технического характера не относится к компетенции Минфина России.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 03-05-04-03/105933
Текст письма опубликован не был