Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства образования
Саратовской области
от 12.05.2021 N 751
Порядок
проведения перепроверки работ участников всероссийских проверочных работ
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения перепроверки работ участников всероссийских проверочных работ (далее - Порядок) определяет организационную схему проведения перепроверки работ участников всероссийских проверочных работ (далее - перепроверка), сроки проведения и использование результатов перепроверки.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 февраля 2021 года N 119 "О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году";
1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на лиц, участвующих в подготовке и проведении перепроверки на территории Саратовской области.
1.4. Подготовку и проведение перепроверки на территории Саратовской области обеспечивают:
министерство образования Саратовской области (далее - министерство образования);
государственное автономное учреждение Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - РЦОКО);
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" (далее - СОИРО);
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы управления образованием);
общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации).
1.5. Информация об итогах перепроверки является информацией для служебного пользования. Используется в целях устранения необъективности оценивания ответов участников всероссийских проверочных работ (далее - ВПР).
2. Цель и задачи перепроверки
2.1. Перепроверка проводится в целях повышения объективности результатов ВПР.
2.2. Задачами перепроверки являются:
2.2.1. выявление факторов, влияющих на объективность результатов ВПР;
2.2.2. выяснение причин необъективного оценивания ответов участников ВПР;
2.2.3. выработка механизмов, способствующих устранению признаков необъективности результатов ВПР;
2.2.4. создание условий для заинтересованности образовательных организаций в получении объективных результатов для своей дальнейшей работы.
3. Полномочия и функции при подготовке и проведении перепроверки
3.1. При подготовке и проведении перепроверки министерство образования осуществляет следующие функции:
3.1.1. принимает решение о проведении перепроверки работ участников ВПР;
3.1.2. определяет:
порядок и сроки проведения перепроверки на территории Саратовской области;
место проведения перепроверки;
индикаторы для отбора работ участников ВПР для перепроверки;
количественные показатели работ участников ВПР для перепроверки;
3.1.3. организует:
формирование состава региональной экспертной комиссии при проведении перепроверки работ участников ВПР (далее - РЭК);
обучение лиц, привлекаемых к проведению перепроверки работ участников ВПР в составе РЭК (далее - эксперты РЭК);
3.1.4. обеспечивает соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
3.1.5. принимает управленческие решения в целях повышения объективности результатов ВПР.
3.2. РЦОКО:
3.2.1. организует на своей базе пункт перепроверки работ участников ВПР;
3.2.2. осуществляет организационное и технологическое обеспечение проведения перепроверки;
3.2.3. обеспечивает:
формирование перечня образовательных организаций, предоставляющих работы участников для перепроверки;
прием от органов управления образованием работ участников ВПР (индивидуальных комплектов с уникальными идентификаторами, которые содержат бланки заданий с полями ответов), вошедших в банк данных для перепроверки, посредством сети интернет;
подготовку материалов для проведения перепроверки;
предоставление работ участников ВПР для перепроверки в РЭК;
соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
3.2.4. направляет посредством сети интернет протоколы перепроверки в образовательные организации, предоставившие работы участников ВПР на перепроверку, для дальнейшей загрузки в личном кабинете на сайте федеральной информационной системы оценки качества образования (далее - ФИС ОКО) формы сбора данных результатов ВПР, в соответствии с протоколом перепроверки, полученным от РЦОКО;
3.2.5. осуществляет подготовку статистической информации о соответствии результатов проверки работ участников ВПР педагогами образовательных организаций и перепроверки РЭК (далее - статистическая информация);
3.2.6. направляет статистическую информацию в министерство образования, органы управления образованием, СОИРО.
3.3. СОИРО:
3.3.1. обеспечивает подготовку материалов для проведения обучения экспертов РЭК посредством дистанционных обучающих мероприятий;
3.3.2. проводит обучение экспертов РЭК;
3.3.3. взаимодействует с:
председателем РЭК по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при перепроверке работ участников ВПР;
органами управления образованием по формированию базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР;
3.3.4. формирует базу данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР;
3.3.5. проводит анализ причин разногласий при оценивании работ участников ВПР педагогами в образовательных организациях и экспертами РЭК на основании аналитических справок по результатам работы РЭК и направляет его в министерство образования;
3.3.6. разрабатывает и направляет в министерство образования план работы по устранению необъективного оценивания работ участников ВПР;
3.3.7. исполняет мероприятия, предусмотренные планом работы по устранению необъективного оценивания работ участников ВПР.
3.4. Органы управления образованием:
3.4.1. организуют:
участие педагогов образовательных организаций, задействованных в ВПР в качестве экспертов РЭК, в обучающих мероприятиях СОИРО по вопросу единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР;
прием работ участников ВПР для перепроверки от образовательных организаций;
сканирование работ участников ВПР для перепроверки;
передачу электронных образов работ участников ВПР для перепроверки посредством сети интернет в РЦОКО;
возврат оригиналов работ участников ВПР для перепроверки в образовательные организации после их сканирования и передачи электронных образов работ участников ВПР для перепроверки в РЦОКО;
ознакомление образовательных организаций с результатами перепроверки после получения статистической информации от РЦОКО;
3.4.2. обеспечивают соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
3.4.3. выявляют причины необъективного оценивания работ участников ВПР в образовательных организациях (при наличии);
3.4.4. не позднее 7 рабочих дней после получения статистической информации от РЦОКО направляют в министерство образования отчет о причинах необъективного оценивания работ участников ВПР (при наличии) (приложение N 1 к настоящему Порядку);
3.4.5. по итогам перепроверки предоставляют в СОИРО списочный состав педагогов для формирования базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР (при наличии) (приложение N 3 к настоящему Порядку);
3.4.6. принимают в рамках своей компетенции управленческие решения по устранению причин необъективного оценивания работ участников ВПР в образовательных организациях (при наличии).
3.5. Образовательные организации, в соответствии с перечнем (приложение N 4 к настоящему приказу):
3.5.1. предоставляют в органы управления образованием оригиналы работ участников ВПР для перепроверки;
3.5.2. загружают в личном кабинете на сайте ФИС ОКО форму сбора данных результатов ВПР в соответствии с протоколом перепроверки работ участников ВПР (далее - протокол перепроверки), полученным от РЦОКО, в сроки, определенные графиком проведения ВПР;
3.5.3. выясняют причины необъективного оценивания работ участников ВПР педагогами образовательной организации (при наличии);
3.5.4. направляют в орган управления образованием отчет о причинах необъективного оценивания работ участников ВПР в образовательной организации (приложение N 2 к настоящему Порядку);
3.5.5. обеспечивают:
участие педагогов образовательной организации, задействованных в ВПР в качестве экспертов РЭК, в обучающих мероприятиях СОИРО по вопросу единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР;
соблюдение информационной безопасности и конфиденциальности при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции;
ознакомление педагогов с результатами перепроверки после получения от органа управления образованием статистической информации, предоставленной РЦОКО (ознакомление участников ВПР, их родителей (законных представителей) не предполагается);
участие педагогов в мероприятиях, направленных на оказание методической поддержки по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР, организованных на муниципальном, региональном и (или) федеральном уровнях;
3.5.6. по итогам перепроверки предоставляют в орган управления образованием:
списочный состав педагогов для формирования базы данных педагогов, которым требуется методическая поддержка по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при проверке работ участников ВПР (при наличии) (приложение N 3 к настоящему Порядку);
план работы по устранению причин необъективного оценивания работ участников ВПР в образовательной организации (при наличии);
3.5.7. принимают в рамках своей компетенции управленческие решения по устранению причин необъективного оценивания работ участников ВПР в образовательной организации (при наличии).
4. Состав и структура региональной экспертной комиссии
4.1. РЭК формируется в целях повышения объективности оценивания ответов участников ВПР и выявления причин наличия фактов необъективного оценивания работ участников ВПР посредством проведения перепроверки.
4.2. РЭК создается из числа педагогов образовательных организаций с учетом предложений органов управления образованием, образовательных организаций.
4.3. В состав РЭК по каждому учебному предмету и уровню образования включаются лица, соответствующие следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не менее трех лет.
4.4. Формирование РЭК организуется министерством образования. Состав РЭК утверждается приказом министерства образования.
4.5. РЭК включает в себя комиссии по учебным предметам, которые входят в критериальную основу для определения образовательных организаций с признаками необъективности - русский язык и математика (4, 5 класс) (приложение N 3 к настоящему приказу).
4.6. Численный состав РЭК определяется исходя из количества работ участников ВПР для перепроверки.
4.7. В состав РЭК входят председатели комиссий по соответствующему предмету и уровню образования (далее - председатель РЭК) и эксперты.
4.8. Председатель РЭК назначается из числа экспертов РЭК, соответствующих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования не менее трех лет;
наличие опыта проверки работ участников ВПР.
4.9. Эксперты РЭК проходят обучение:
по организационно-технологическому обеспечению работы РЭК, которое обеспечивает РЦОКО;
по вопросам единого подхода и понимания критериев, применяемых при перепроверке, которое осуществляет СОИРО.
5. Полномочия и функции региональной экспертной комиссии, отдельных ее структур и лиц
5.1. РЭК выполняет следующие функции:
5.1.1. осуществляет перепроверку;
5.1.2. составляет и направляет в СОИРО и РЦОКО аналитические справки по результатам работы РЭК.
5.2. РЭК работает в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации. В помещениях, предназначенных для перепроверки, организовано три рабочих места для заполнения протоколов перепроверки в формате Excel, одно с выходом в сеть Интернет для обеспечения возможности уточнения изложенных фактов в работах участников ВПР.
5.3. Ответственность за создание условий работы РЭК, в том числе организационных, информационных и технологических, несёт руководитель РЦОКО.
5.4. При работе РЭК в помещениях, организованных в РЦОКО для перепроверки, запрещается находиться лицам, не входящим в состав РЭК, за исключением:
5.4.1. должностных лиц комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования министерства образования и других должностных лиц, уполномоченных министерством образования (далее - должностные лица);
5.4.2. сотрудников РЦОКО, осуществляющих организационное и технологическое сопровождение работы РЭК;
5.4.3. сотрудников СОИРО (по решению министерства образования).
5.5. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Порядком, решение принимает председатель РЭК и (или) руководитель РЦОКО в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием министерства образования.
5.6. Функционал председателя и экспертов РЭК определяется настоящим Порядком.
5.7. Председатель РЭК:
5.7.1. организует работу экспертов РЭК;
5.7.2. консультирует экспертов РЭК по вопросам оценивания работ участников ВПР с предварительным коллегиальным обсуждением единых подходов к оцениванию;
5.7.3. выдаёт экспертам РЭК материалы для перепроверки по ведомости приёмки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку);
5.7.4. заполняет протоколы перепроверки в формате Excel по количеству образовательных организаций, предоставивших работы участников на перепроверку (приложение N 5 к настоящему Порядку);
5.7.5. взаимодействует с руководителем и сотрудниками РЦОКО по техническим вопросам;
5.7.6. по завершению перепроверки составляет аналитическую справку по результатам работы РЭК, в которой указывает:
количество рассмотренных работ;
нарушения, выявленные при перепроверке;
результаты перепроверки по количеству работ;
темы, которые вызвали наибольшее расхождение при оценке педагогами в образовательной организации и экспертами РЭК;
5.7.7. направляет аналитическую справку по результатам работы РЭК в СОИРО и РЦОКО;
5.7.8. соблюдает информационную безопасность и конфиденциальность при осуществлении мероприятий, связанных с организацией и проведением перепроверки в рамках своей компетенции.
5.8. Эксперт РЭК:
5.8.1. осуществляет перепроверку согласно установленным критериям. Балл за каждое задание вписывается гелиевой ручкой с чернилами чёрного цвета рядом со специальным полем в бланках с заданиями, где уже выставлен балл школьным экспертом;
5.8.2. взаимодействует с председателем РЭК по вопросам оценивания работ участников ВПР;
5.8.3. несет ответственность за объективность и независимость перепроверки;
5.8.4 соблюдает информационную безопасность и конфиденциальность при осуществлении перепроверки в рамках своей компетенции.
5.9. Председатель и эксперты РЭК в помещении для перепроверки не имеют право использовать средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, иные средства хранения и передачи информации, пользоваться личными вещами, за исключением жизненно необходимых: лекарства, продукты питания и прочее.
5.10. РЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения министерством образования нового состава РЭК на соответствующий период.
6. Организационная схема проведения перепроверки
Перепроверка осуществляется в соответствии с графиком проведения перепроверок работ участников ВПР в 2021 году, (приложение N 2 к настоящему приказу).
I этап - сбор материалов для перепроверки.
6.1. РЦОКО:
6.1.1. формирует банк данных для перепроверки на основании информации, доступной РЦОКО в системе ВПР и, используя индикаторы для отбора работ участников ВПР для перепроверки в 2021 году, утвержденные пунктом 1.3 настоящего приказа;
6.1.2. осуществляет запрос в органы управления образованием о предоставлении электронных образов работ участников ВПР для перепроверки посредством сети интернет;
6.1.3. выполняет сбор электронных образов работ участников ВПР для перепроверки, направленных органами управления образованием по сети интернет.
6.2. Орган управления образованием:
6.2.1. организует прием от руководителя образовательной организации или уполномоченного им лица оригиналов работ участников ВПР для перепроверки;
6.2.2. сканирует оригиналы работ участников ВПР для перепроверки;
6.2.3. формирует электронные папки с электронными образами работ участников ВПР для перепроверки от каждой образовательной организации (далее - электронная папка образовательной организации). Название электронной папки образовательной организации содержит: код образовательной организации_код предмета_класс_количество работ для перепроверки, например, 201013_01_5_25;
6.2.4. формирует электронную папку от муниципального района (городского округа), которая содержит электронные папки образовательных организаций. Название электронной папки от муниципального района (городского округа) содержит: код АТЕ_код предмета_класс_количество электронных папок образовательных организаций, например, 201_01_5_2;
6.2.5. направляет по сети интернет электронную папку от муниципального района (городского округа) в адрес РЦОКО, оповестив об отправке сотрудников РЦОКО.
II этап - подготовка материалов для перепроверки.
6.3. РЦОКО не позднее, чем за один день до даты перепроверки:
6.3.1. осуществляет тиражирование электронных образов работ участников ВПР для перепроверки, полученных от органов управления образованием;
6.3.2. формирует материалы для выдачи председателю РЭК:
в конверт помещаются работы участников ВПР одной образовательной организации для перепроверки. На конверт наклеивается "Сопроводительный бланк" (форма СБ-К)" (приложение N 6 к настоящему Порядку). Поля сопроводительного бланка заполняются:
"Предмет", "класс";
"Код образовательной организации";
"Количество работ";
конверты с работами участников ВПР для перепроверки образовательных организаций одного муниципального района (городского округа) упаковываются в пакет (далее - пакет). При формировании пакета заполняются поля сопроводительного бланка (форма СБ-П) (приложение N 7 к настоящему Порядку):
"Предмет", "класс";
"Код административно-территориальной единицы (далее - АТЕ)";
"Всего работ";
"Код образовательной организации";
"Количество работ";
комплекты критериев оценивания работ участников ВПР "Система оценивания проверочной работы" (далее - критерии оценивания) по количеству экспертов РЭК;
ведомость приемки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку);
предоставляет доступ председателю РЭК к рабочему месту для заполнения протоколов перепроверки в формате Excel, по количеству образовательных организаций, предоставивших работы участников на перепроверку (приложение N 5 к настоящему Порядку);
бумагу для использования ее экспертами РЭК в качестве черновиков.
III этап - проведение перепроверки.
6.4. В день проведения перепроверки представитель РЦОКО по ведомости выдает председателю РЭК:
пакеты по количеству муниципальных районов;
комплекты критериев оценивания по количеству экспертов;
ведомость приемки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку).
предоставляет доступ председателю РЭК к рабочему месту для заполнения протоколов перепроверки в формате Excel по количеству образовательных организаций, предоставивших работы участников на перепроверку (приложение N 5 к настоящему Порядку);
6.5. Председатель РЭК выдает для работы одному эксперту РЭК:
один комплект критериев оценивания;
единовременно один пакет, сформированный согласно пункту 6.3.2 настоящего Порядка. Следующий пакет для проверки выдается после того, как предыдущий был возвращен председателю РЭК. Запрещено выдавать для перепроверки эксперту РЭК работы участников ВПР образовательной организации, в которой эксперт РЭК осуществляет профессиональную деятельность в должности учителя.
6.6. Каждая работа проверяется один раз одним экспертом РЭК. При перепроверке эксперт РЭК балл за каждое задание вписывает гелиевой ручкой с чернилами красного цвета рядом со специальным полем в бланках с заданиями, где уже выставлен балл школьным экспертом. При возникновении у эксперта РЭК затруднений по оцениванию работы участников ВПР решение об окончательном результате оценивания принимает председатель РЭК.
6.7. Эксперт РЭК:
6.7.1. единовременно получает от председателя РЭК один пакет по ведомости приемки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку);
6.7.2. перепроверяет работы участников ВПР, строго руководствуясь критериями оценивания;
6.7.3. вносит результат оценивания каждого задания в работе участника ВПР рядом со специальным полем в бланках с заданиями, где уже выставлен балл школьным экспертом, гелиевой ручкой с чернилами красного цвета;
6.7.4. по окончании перепроверки эксперт передает материалы председателю РЭК по ведомости приемки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку);
6.7.5. получает от председателя РЭК следующий пакет.
6.8. Председатель РЭК:
6.8.1. принимает от каждого эксперта РЭК пакет по ведомости приемки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку);
6.8.2. заполняет протоколы перепроверки в формате Excel по количеству образовательных организаций, предоставивших работы участников на перепроверку (приложение N 5 к настоящему Порядку).
IV этап - завершение перепроверки.
6.9. Председатель РЭК передает по ведомости в РЦОКО материалы перепроверки:
пакеты с перепроверенными работами участников ВПР;
комплекты критериев оценивания по количеству экспертов;
заполненную ведомость приемки-выдачи материалов для перепроверки (приложение N 4 к настоящему Порядку);
заполненные в формате Excel протоколы перепроверки по количеству образовательных организаций, предоставивших работы участников на перепроверку на электронных носителях (приложение N 5 к настоящему Порядку);
бумагу, которая использовалась экспертами в качестве черновиков.
6.10. РЦОКО направляет посредством сети интернет протоколы перепроверки в образовательные организации, предоставившие работы участников ВПР на перепроверку, для дальнейшей загрузки в личном кабинете на сайте ФИС ОКО формы сбора данных результатов ВПР, в сроки, определенные графиком проведения ВПР;
6.11. Председатель РЭК в течение 3 рабочих дней после окончания перепроверки:
6.11.1. готовит аналитическую справку по результатам работы РЭК, в том числе, используя протоколы перепроверки с контекстными данными: "Расхождение в баллах по участникам", "Расхождение в баллах по образовательным организациям, "Расхождение в баллах по АТЕ";
6.11.2. направляет аналитическую справку по результатам работы РЭК в РЦОКО и СОИРО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.