Открытое письмо
Определение КС РФ N 169-О вызвало беспрецедентную реакцию - после первой волны "правовых" комментариев, оценивающих в первую очередь юридическую корректность выводов КС РФ, пришла вторая - "экономическая". Предприниматели, оценив всю тяжесть последствий невозможности зачета НДС, уплаченного за счет заемных средств, выступили с многочисленными инициативами по изменению позиции, высказанной КС РФ. Одна из наиболее массовых и заметных инициатив такого рода - Открытое письмо Президенту РФ. Несмотря на то что в какой-то части это обращение носит не вполне правовой характер, оно тем не менее остается важнейшим событием юридической жизни, и вокруг обсуждения этой проблемы высказываются крайне интересные правовые позиции.
В Сопроводительном письме организаторы акции дают возможность лицам, подписавшим письмо, внести конкретные предложения по сути вопроса. Однако собранные здесь предложения являются мнениями конкретных организаций и не были рассмотрены всеми лицами, подписавшими письмо. Оно не формирует единого мнения, а содержит предложения по решению ситуации.
В.В. Брызгалин, директор Агентства правовой безопасности "Налоговый щит":
- Определение КС РФ от 08.04.2004 N 169-О ввергло в шоковое состояние юридическую и предпринимательскую общественность. Действительно, КС РФ ввел новые правовые нормы, которые не предусмотрены НК РФ; экономические последствия данного Определения просто непредсказуемы.
При этом в соответствии со ст. 71 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" определение является одним из видов решений указанного органа судебной власти. Поэтому в силу ст. 6 указанного Закона оно (определение, решение) является обязательным на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В связи с указанными обстоятельствами, по нашему мнению, использование данного Определения налоговыми органами и его применение в практической деятельности не заставит себя долго ждать, что должно выразиться в дополнительном начислении налога и пеней налоговыми органами предприятиям, использующим займы (кредиты), в том числе, авансы.
Однако в условиях обязательности применения Определения N 169-О мы считаем, что, учитывая его "юридическую несодержательность" (заключающуюся в отсутствии ссылок на правовые нормы, учета общих принципов налогообложения и налогового права) и использование экономических терминов, решение вопросов, связанных с установлением правомерности действий плательщиков налогов по применению налоговых вычетов по НДС при осуществлении им "фактической уплаты предъявленного НДС", должно решаться арбитражными судами (в компетентности которых сомневаться не приходится) исходя из фактических обстоятельств дела.
При этом, при применении Определения в конкретном деле решающее значение для объективного и правильного судебного решения должно иметь установление факта добросовестности плательщиков налогов. По нашему мнению, Определение КС РФ N 169-О основывается на действиях недобросовестного налогоплательщика, а следовательно, данная правовая позиция КС РФ не подлежит применению к большинству плательщиков налогов, являющихся добросовестными.
Предложения по принятию поправки к ст. 171 НК РФ, изложенные в письме, по нашему мнению, являются несостоятельными, в связи с тем что юридическая сила рассматриваемого Определения "не может быть преодолена повторным принятием этого же акта" (ч. 2 ст. 79 ФЗ о КС РФ).
Поэтому с учетом вышесказанного, мы предлагаем к рассмотрению Проект "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", придание обратной силы которого допустимо согласно п. 3 и п. 4 ст. 5 НК РФ. По нашему мнению, принятие данного законопроекта позволит внести ясность в установлении обязанности налогоплательщика по уплате НДС.
Открытое письмо Президенту России в отношении
Определения КС РФ от 08.04.2004 N 169-О
Президенту РФ В.В. Путину
Председателю Правительства РФ М.Ф. Фрадкову
Председателю Совета Федерации С.М. Миронову
Председателю Государственной Думы РФ Б.В. Грызлову
Директору ФСБ РФ Н.П. Патрушеву
Министру финансов РФ А.Л. Кудрину
Министру экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефу
Министру юстиции РФ Ю.Я. Чайке
Председателю Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькину
Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ В.Ф. Яковлеву
Председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву
Уважаемые господа!
В конце июля предпринимательской общественности стало доступно Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 года N 169-О, которым введено новое понятие "реально понесенные затраты", отсутствующее в Налоговом кодексе РФ. Фактически Конституционный Суд РФ подменил собой федерального законодателя. При этом Конституционный Суд РФ не наполнил юридическим содержанием данное понятие, отдав это на откуп налоговым органам. Данное Определение не согласуется с курсом реформ, озвученным в Послании Президента РФ к Совету Федерации в 2004 году.
Согласно Определению налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету НДС в случаях использования безвозмездно полученных средств, при расходовании средств, полученных не от реализации, и при использовании заемных средств до момента их возврата, а также при расходовании полученных авансов до момента реализации.
Особую тревогу в данном случае вызывает то, что Конституционный Суд РФ дает толкование существующих уже 3,5 года положений законодательства, что позволит налоговым органам заново, с учетом нового толкования закона, доначислить НДС, пени и штрафы, начиная с момента введения 21-й главы Налогового кодекса РФ в действие, т. е. с 1 января 2001 года.
Применение понятия "реальные затраты", приведет к тому, что большинство организаций, получивших финансовую помощь, привлекших инвестиции (в т. ч. от реализации акций, увеличения уставного капитала), займы (кредиты) и использовавших данные средства, будут признаны недоимщиками по НДС, а все их руководители соответственно уголовными преступниками.
Будут близки к разорению жилищно-коммунальные, сельскохозяйственные и социальные предприятия, средства массовой информации, получившие различные виды государственной поддержки в виде субсидий, дотаций и т. п., при этом они будут вынуждены доплачивать НДС за счет дополнительных бюджетных средств.
Определение Конституционного Суда РФ поставило под угрозу жилищную реформу, поскольку строительные фирмы используют кредиты и привлекают к инвестированию строительства дольщиков.
Модернизация производства в России часто осуществляется с привлечением услуг лизинговых компаний. В сложившейся ситуации они будут банкротами, поскольку все они кредитуются и возмещают НДС. Их разорение ставит под сомнение техническое перевооружение предприятий и как следствие - конкурентоспособность российских товаров, рост экономики, увеличение занятости и удвоение ВВП.
В области банковской деятельности возможен отказ юридических лиц от кредитования, что повлечет банковский кризис.
Считаем необходимым безотлагательно разработать и принять соответствующие поправки к статье 171 Налогового кодекса РФ, что исключит двусмысленность налогового регулирования при применении вычетов по НДС и сделает неактуальным данное Определение Конституционного Суда.
Всего письмо подписали 68 компаний, в том числе РСПП, "Опора России", объединения предпринимателей, аудиторские и к
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru