Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1143296-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1143296-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях установления дополнительных особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что в целях снижения напряженности на рынке труда, минимизации рисков циклической безработицы и недостатка создания новых рабочих мест в условиях неопределенности эпидемиологической ситуации в 2021 году необходимо обеспечить финансирование мероприятий по стимулированию работодателей к найму работников (выплата компенсаций работодателям), а также реализации программ обучения ищущих работу граждан с выплатой стипендии.
При этом источником финансового обеспечения указанных мероприятий могут выступить частично высвобождающиеся бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон N 385-ФЗ) в целях предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление социальных выплат безработным гражданам, в результате уточнения численности получателей указанных выплат.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть правовое основание для корректировки утвержденного Федеральным законом N 385-ФЗ распределения указанных субвенций между субъектами Российской Федерации в случае перераспределения в 2021 году бюджетных ассигнований федерального бюджета с мероприятий по их предоставлению, утвержденных в федеральном бюджете, либо в случае формирования в течение финансового года экономии на указанные цели с увеличением объема резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В данных целях законопроектом предлагается приостановить на 2021 год действие абзаца третьего пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в части требования о распределении субвенций между субъектами Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), а также предоставить право Правительству Российской Федерации вносить изменения в распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете в 2021 году на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
При этом в пояснительной записке к законопроекту не указывается механизм, согласно которому будут образовываться свободные бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом N 385-ФЗ в целях предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление социальных выплат безработным гражданам, в результате уточнения численности получателей указанных выплат, поэтому соответствующее положение законопроекта нуждается в дополнительном обосновании. Кроме того, полагаем, что в законопроекте необходимо конкретизировать перечень субвенций, в отношении которых Правительство Российской Федерации вправе будет вносить изменения по их распределению между субъектами Российской Федерации, предусмотренное Федеральным законом N 385-ФЗ.
По итогам совещания у Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 18 ноября 2020 года Правительством Российской Федерации было обеспечено выделение в 2020 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и медицинского автомобильного транспорта при условии восстановления в 2021 году объема бюджетных ассигнований в резервный фонд Правительства Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
В связи с этим законопроектом предлагается предоставить право Правительству Российской Федерации в 2021 году вносить изменения в распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения.
В соответствии со статьей 35 БК РФ при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общий объем расходов федерального бюджета увеличивается на сумму расходов, осуществляемых в случаях и в пределах поступления в федеральный бюджет отдельных видов доходов.
В связи со снижением планового объема поступления "связанных" доходов в течение финансового года возникает необходимость осуществить соответствующее уменьшение общего объема расходов федерального бюджета.
В соответствии со статьями 212 и 213 БК РФ уменьшение общего объема расходов федерального бюджета возможно при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. При этом в настоящее время бюджетное законодательство Российской Федерации не предусматривает основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, которое бы позволило не перераспределять, а уменьшить (увеличить) бюджетные ассигнования по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета, что затрудняет эффективность осуществления бюджетного процесса в ходе исполнения федерального бюджета в 2021 году.
В связи с изложенным в законопроекте предусмотрены основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в 2021 году, без внесения изменений в Федеральный закон N 385-ФЗ, позволяющее уменьшить (увеличить) общий объем расходов федерального бюджета в связи со снижением (увеличением) планового объема поступлений "связанных" доходов, а также в случае необходимости уменьшить либо увеличить утвержденный объем расходов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния, в целях его приведения в соответствие с фактической потребностью, определяемой заявкой Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается установить норму, аналогичную действовавшему до 31 декабря 2020 г. положению пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающую зачисление в 2021 году в бюджеты субъектов Российской Федерации сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Указанные штрафы подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в случае, если постановления о наложении данных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных именно должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.