Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1141868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается распространение института единого налогового платежа (далее - ЕНП), применяемого в настоящее время только в отношении налогов, уплачиваемых физическими лицами, на организации и индивидуальных предпринимателей. Им предоставляется возможность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов (торгового сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов), страховых взносов одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к конкретному бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта направлена на создание для налогоплательщиков более комфортных условий для исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, на сокращение издержек субъектов, участвующих в расчетно-кассовых операциях, и времени оформления расчетных документов, а также на обеспечение понятного и простого состояния расчетов плательщика с бюджетом.
Для достижения указанных целей законопроектом предлагается:
признание исполнения обязанности по уплате обязательного платежа с использованием ЕНП со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств в качестве ЕНП при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа либо со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи или в МФЦ наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства в качестве ЕНП, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога;
возможность аккумулирования в рамках ЕНП сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) обязательных платежей;
самостоятельный учет налоговым органом на основании имеющихся у него документов (информации) перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в качестве ЕНП в счет исполнения плательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (в первую очередь - в счет уплаты имеющейся у плательщика недоимки с наиболее ранней датой возникновения; при отсутствии недоимки - в счет исполнения обязанности по уплате обязательного платежа с наиболее ранним сроком уплаты; в последнюю очередь - в счет уплаты задолженности по пеням, процентам, штрафам с наиболее ранней датой возникновения).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, такое регулирование будет способствовать формированию единого сальдо расчетов плательщика с бюджетом (единый налоговый счет) и позволит избежать излишнего начисления пеней и излишних процедур взыскания, фактически приводя данные процедуры к использованию единой суммы, отражающей результат расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и плательщиком.
Вступление в силу предлагаемых законопроектом изменений предполагается с 1 января 2022 года.
Учитывая направленность законопроекта на создание комфортных условий исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов концепция законопроекта поддерживается.
В то же время при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть следующие вопросы:
1) определение той "единой точки" (как это называется в пояснительной записке к законопроекту), в которой будут объединены ЕНП налогоплательщиков Российской Федерации, а также конкретизация порядка перечисления денежных средств в счет ЕНП (будет ли это соответствующий единый счет Федерального казначейства; будут ли денежные средства в счет ЕНП перечисляться в бюджетную систему Российской Федерации по месту учета налогоплательщика (месту жительства налогоплательщика - физического лица). Также представляется целесообразным определить "единую точку", в которой будут объединены все налоговые обязательства, налогоплательщика ("единый налоговый счет");
2) целесообразность нормы проектируемого пункта 7.1 статьи 45 Налогового кодекса, которым определяется порядок учета налоговыми органами денежных средств, поступивших в счет уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации в счет уплаты недоимки по налогу, в том числе, в связи с тем, что ее положения не соответствуют содержанию указанной статьи;
3) обоснованность срока, в течение которого налоговый орган должен осуществить зачет суммы ЕНП в счет предстоящих платежей налогоплательщика (он установлен как не позднее десяти дней со дня установленного срока уплаты налога), поскольку:
это означает, что такой зачет может быть осуществлен после срока уплаты налога (что нецелесообразно);
после наступления срока уплаты налога зачет уже не будет считаться зачетом в счет предстоящих платежей;
указанный срок отличается от срока зачета ЕНП, предусматриваемого для налогов, уплачиваемых физическими лицами на основе налоговых уведомлений (не позднее установленных сроков уплаты таких налогов);
дата исполнения обязанности по уплате налога (которая проектируемым подпунктом 8 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса определяется со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства денежных средств в качестве ЕНП, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога), может наступить раньше даты осуществления налоговым органом зачета;
4) целесообразность уточнения положений проектируемого пункта 3 статьи 45.1 Налогового кодекса, которым предусматривается зачет суммы ЕНП в случае отсутствия недоимки по налогам (сборам, страховым взносам), в том числе, в счет предстоящих платежей по авансовым платежам по сборам, страховым взносам, поскольку уплата авансовых платежей по страховым взносам, торговому сбору и сбору за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов не предусмотрена.
Кроме того, обращается внимание на то, что проектируемым пунктом 3 статьи 45.1 Налогового кодекса предусматривается, что зачет суммы ЕНП осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет уплаты недоимки по налогам (сборам, страховым взносам), в случае ее отсутствия - в счет уплаты предстоящих платежей по налогам (авансовым платежам по налогам, сборам, страховым взносам), а в случае их отсутствия - в счет уплаты задолженности по пеням, штрафам, процентам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
При этом для целей указанной статьи под предстоящими платежами понимаются платежи в счет исполнения обязанности по уплате налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов), известной налоговому органу, срок уплаты которых не наступил. Однако, срок, в течение которого налоговый орган должен осуществить зачет суммы ЕНП в счет предстоящих платежей налогоплательщика устанавливается как не позднее десяти дней со дня установленного срока уплаты налога.
Представляется, что осуществление зачета в счет уплаты налога, срок уплаты которого не наступил, требует дополнительного обоснования, поскольку это может привести к несоблюдению той очередности зачета ЕНП в счет уплаты налогов, которая предусматривается законопроектом. При этом следует учитывать разные сроки, способы представления налоговых деклараций (расчетов), а также возможность представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций (расчетов).
Проектируемые изменения в статью 45.1 Налогового кодекса в части порядка зачета суммы ЕНП определяют только порядок зачета в счет предстоящих платежей по налогу и не регулируют ситуацию, когда срок и дата представления налоговой декларации, а также срок уплаты налога совпадают (например, по налогу на добавленную стоимость срок представления налоговой декларации и срок первого платежа по этому налогу совпадают). Соответственно, в случае представления налоговой декларации по НДС в последний день срока ее представления представляется неоправданным признание зачета суммы ЕНП в счет уплаты НДС зачетом в счет предстоящего платежа.
Терминология, используемая в законопроекте, требует приведения к единообразию (пени и пени по налогам, сборам, страховым взносам; штрафы и штрафы за налоговые правонарушения).
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1141868-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.