Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и иными актами, составляющими право ЕАЭС, по вопросам, регулирующим применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза таможенная процедура свободной таможенной зоны - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее - СЭЗ) или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Возможность применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны является одной из действенных преференций для резидентов (участников, субъектов) СЭЗ. Ее применение наряду с иными льготами, действующими на территориях СЭЗ, способствует повышению экономической эффективности инвестиционных проектов, снижению сроков их окупаемости, что, в свою очередь, обеспечивает благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику регионов.
Поскольку применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации возможно только резидентами (участникам, субъектам) СЭЗ, законопроектом вносятся изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Так, законопроект обеспечивает имплементацию правовых основ, предусмотренных правом ЕАЭС, определяющих применение упрощений, связанных с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (глава 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 88 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны").
В частности, предусматривается упрощенный порядок завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и (или) товаров, изготовленных (полученных) из таких товаров и, соответственно, прекращения нахождения таких товаров под таможенным контролем. Данное упрощение распространяется, в том числе на расходование (потребление) товаров при создании, эксплуатации (содержании), ремонте и реконструкции на территории СЭЗ объектов недвижимости, эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин, агрегатов, расходование в научных целях.
Одним из важных положений законопроекта является расширение возможности вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Указанное упрощение распространяется, в том числе на случаи вывоза товаров с территории СЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации для собственных производственных и технологических нужд, а также для совершения операций по переработке (обработке), изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку.
Следует отметить, что согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 88 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны" упрощенный вывоз товаров исключительно для собственных производственных и технологических нужд без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны возможен только с территорий опережающего социально-экономического развития и территорий свободного порта Владивосток. В этой связи законопроектом вносятся изменения в соответствующие законодательные акты Российской Федерации, обеспечивающие правовое регулирование данного вопроса.
Законопроектом также определяется формирование механизма завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны для отходов, полученных на территории Калининградской области, для их вывоза на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.
Необходимо отметить, что каждый из федеральных законов, в которые вносятся изменения, в системной связи с нормами права ЕАЭС содержит механизм применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, учитывающий особенности конкретного типа СЭЗ. Помимо этого законопроект также содержит положения, которые в соответствии с правом ЕАЭС регулируются законодательством государств - членов ЕАЭС.
Таким образом, законопроектом достигнута необходимая степень определенности правового регулирования применения механизма таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать усилению привлекательности СЭЗ для потенциальных инвесторов, развитию действующих и созданию новых производств, обеспечению устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.