Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 марта 2021 года (протокол N 306, пункт 80) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект разработан в целях реализации механизма экспериментальных правовых режимов, предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 258-ФЗ). Так, пунктом 3 части 5 статьи 10 Федерального закона N 258-ФЗ программа экспериментального правового режима (далее - ЭПР), утверждаемая Правительством Российской Федерации, должна содержать "положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, которые не подлежат применению, а также положения, соблюдение которых является обязательным". Таким образом, Федеральный закон N 258-ФЗ предусматривает определение в программе ЭПР правовых норм, которые будут применяться в рамках ЭПР. В целях учета принципов делегирования законодательных полномочий Правительству Российской Федерации вносятся изменения в отраслевые федеральные законы.
Законопроектом вносится изменения в 12 Федеральных законов:
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
2. Воздушный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи";
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
6. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
7. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
8. Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
9. Федеральный закон от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
11. Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
12. Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон N 323-ФЗ:
1) понятия, используемые в Федеральном законе N 323-ФЗ, могут быть уточнены в соответствии с программой ЭПР;
2) способ подписания информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа может быть изменен в отношении участников ЭПР;
3) требования в рамках клинической апробации медицинской помощи с применением медицинских изделий, созданных с использованием технологий искусственного интеллекта, могут быть изменены или исключены в отношении участников ЭПР;
4) особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, могут быть изменены или исключены в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников ЭПР в части необходимости очного приема (консультации), постановки диагноза, дистанционного наблюдения, коррекции ранее назначенного лечения, а также применение иных средств идентификации пациентов, а не только единой система идентификации и аутентификации. При этом устанавливается, что финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках ЭПР не может осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая средства обязательного медицинского страхования.
5) требования в части обращения и регистрации медицинских изделий могут быть изменены в отношении участников ЭПР.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает важность развития информационных технологий в сфере охраны здоровья, а принятие законопроекта будет способствовать такому развитию. В тоже время отмечаем, что программы ЭПР в области медицины должны выполняться под строгим контролем Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1129501-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 7 апреля 2021 года, протокол N 162.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.