Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях),
внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, М.В. Кузьминым, С.И. Крючеком, М.И. Щаблыкиным, А.В. Якубовским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, наряду с сохранением биологического разнообразия и поддержанием в естественном состоянии природных комплексов и объектов, одной из целей создания особо охраняемых природных территорий является их использование в рекреационных целях. Однако на практике это использование остается недостаточным, что во многом связано с низким уровнем гарантий защиты прав инвесторов, создающих и эксплуатирующих рекреационную инфраструктуру на таких территориях.
В соответствии с действующим законодательством в составе национального парка выделяются рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристкой индустрии, музеев и информационных центров. Осуществление рекреационной деятельности также допускается на территории зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Зоны, имеющие рекреационное назначение, могут выделяться и в составе природных парков.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не определены допустимые параметры осуществления на особо охраняемых природных территориях рекреационной деятельности, а также основные принципы осуществления такой деятельности. Правовая неопределенность в этих вопросам, с одной стороны, ограничивает законное использование особо охраняемых природных территорий в целях осуществления рекреационной деятельности, а с другой стороны, повышает риски причинения вреда природным комплексам и объектам при осуществлении такой деятельности.
Для устранения этого недостатка в проекте федерального закона закрепляются основные принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся:
экологическое ориентирование рекреационной деятельности;
не превышение предельно допустимых значений рекреационной нагрузки при осуществлении рекреационной деятельности;
обеспечение индивидуального подхода к осуществлению рекреационной деятельности;
использование при осуществлении рекреационной деятельности объектов инфраструктуры, транспорта и оборудования, оказывающих минимально возможное негативное воздействие на окружающую среду;
вовлечение местных жителей природных территорий в сферу развития рекреационной деятельности.
Для предотвращения изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями устанавливать особенности рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях и перечни некапитальных строений, сооружений и объектов благоустройства, допускаемых к созданию на особо охраняемых природных территориях.
Применительно к национальным паркам вводится обязанность организовывать рекреационную деятельность с учетом предельно допустимых рекреационных нагрузок, которая рассчитывается для каждого национального парка отдельно и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк. При этом остаются в силе действующие запреты на осуществление деятельности, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национальных парков, в том числе запрет на создание объектов капитального строительства. Данные изменения позволят обеспечить учет индивидуальных особенностей национального парка при планировании рекреационной деятельности на его территории.
Кроме того, законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие проекта федерального закона обеспечит дальнейшее развитие рекреационных зон особо охраняемых природных территорий, при сохранении их природных комплексов и объектов.
Законопроект необходимо соотнести с принятым в первом чтении проектом федерального закона N 793310-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры".
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1130300-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.