Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республик Адыгея
от 12.05.2021 N 1101
Комплекс мер
по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
1. Общие положения
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления - это комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.
Целью комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления является создание условий для эффективных изменений в системе помощи детям, и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению детьми максимально возможного уровня развития и социализации.
Задачи комплекса мер:
- развитие социального партнерства, организация межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию комплексной помощи детям, признанным в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, а также семьям, воспитывающих таких детей;
- оказание психолого-педагогической помощи детям, признанным в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, а также семьям, воспитывающих таких детей;
- активная поддержка родителей, воспитывающих детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления посредством организации социально-педагогического сопровождения семей;
- повышение профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих работу по оказанию комплексной помощи детям, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, а также семьям, воспитывающих таких детей;
- изучение и распространение эффективных социальных практик комплексной помощи детям, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, а также семьям, воспитывающих таких детей;
Целевые группы, на которые направлена деятельность по комплексу мер:
- дети, признанные в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- родители (лица, их заменяющие), воспитывающие детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- Специалисты образовательных организаций.
Ожидаемые конечные результаты реализации комплекса мер:
- формирование механизма устойчивого межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, координация работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций (включая общественные), участвующих в оказании помощи детям, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, а также семьям, воспитывающих таких детей;
- улучшение состояния психического здоровья детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, повышение уровня их социализации и интеграции в общество;
- повышение качества сопровождения семей, воспитывающих детей;
- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, оказывающих комплексную помощь детям, признанным в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления и семьям, их воспитывающим;
- создание ресурсной базы методических, информационно-коммуникационных и других возможностей, позволяющих тиражировать эффективные реабилитационные практики работы с семьями, воспитывающими детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- включение местных социальных ресурсов в систему поддержки семей, воспитывающих детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, в том числе развитие добровольческих инициатив.
2) Мероприятия Комплекса мер по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1. |
Подготовка предложений по организации межведомственного взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
2 квартал 2021 |
Министерство образования и науки Республики Адыгея, Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, МВД по Республике Адыгея |
Анализ и актуализация ресурсов по психолого-педагогическому сопровождению |
2. |
Обеспечение индивидуального сопровождения и поддержки несовершеннолетних, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления; |
по запросу |
Образовательные организации, ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
Улучшение состояния психического здоровья детей |
3. |
Формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
4 квартал 2021 |
Руководители органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, государственных образовательных организаций |
Оказание практической помощи в процессе построения детско-родительских взаимоотношений |
4. |
Разработка и реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей, признанных в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, методам абилитации и реабилитации на дому, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения и сопровождения родителей. |
в течение года |
ГБУ ДПО РА "Адыгейский институт повышения квалификации" ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
Повышения психологической компетентности родителей |
5. |
Проведение обучающих мероприятий для специалистов |
ежегодно в соответствии с графиком |
ГБУ ДПО РА "Адыгейский институт повышения квалификации" ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
Повышение профессиональных компетенций специалистов |
6. |
Разработка рекомендаций для педагогов и психологов, сопровождающих несовершеннолетних в процессе следственных действий. |
2 квартал 2021 |
ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
|
7. |
Совершенствование деятельности служб примирения в образовательных организациях Республики Адыгея |
постоянно |
ГБУ ДПО РА "Адыгейский институт повышения квалификации" |
Повышение результативности индивидуальной профилактической работы |
3) Оказание психологической помощи несовершеннолетним, признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства
Оказание психологической помощи несовершеннолетним осуществляется специалистами ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" бесплатно на основании обращения несовершеннолетнего, его законных представителей, а также сообщения органов дознания, органов предварительного следствия или иных органов и лиц об участии несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве.
Работа в ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" по организации психологической помощи несовершеннолетним признанным потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства осуществляется в три этапа:
1 этап - получение информации о несовершеннолетнем, нуждающимся в оказании психологической помощи, из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Данная информация содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения потерпевшего. Информация о преступлении, совершённом в отношении несовершеннолетнего; место жительства, место учёбы, номер телефона несовершеннолетнего, а также фамилии, имена, отчества его родителей или законных представителей; адрес проживания, место работы, номер телефона. По результатам анализа полученных сведений, педагогом - психологом запрашивается недостающая информация о несовершеннолетнем в органах образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения.
2 этап - сбор информации и изучение ситуации непосредственно в семье несовершеннолетнего и его социальном окружении.
Педагог - психолог осуществляет социальную диагностику ситуации несовершеннолетнего, сбор социально - психологического анамнеза.
Изучается ситуация в семье несовершеннолетнего (характер взаимоотношений, стиль воспитания, семейные правила, история семьи, социальная история развития несовершеннолетнего и его психологические особенности, ближайшее социальное окружение несовершеннолетнего (родственники, одноклассники, соседи);
В процессе работы проводится анализ полученной информации и оценивается имеющиеся ресурсы.
По результатам анализа проведённой работы информация рассматривается на заседании психолого-педагогического консилиума с целью определения текущих, а также долговременных задач для проведения реабилитационной работы с несовершеннолетним, разрабатывается индивидуальный план оказания психологической помощи несовершеннолетнему.
3 этап - социально - психологическая реабилитация несовершеннолетнего включает в себя непрерывное систематическое сопровождение несовершеннолетнего и его семьи. На данном этапе уделяется большое внимание своевременному выявлению ситуаций психического дискомфорта, межличностного конфликта и других факторов, способных усугубить трудную жизненную ситуацию несовершеннолетнего и его семьи.
По мере необходимости оказывается консультативная, экстренная психологическая помощь несовершеннолетнему и его ближайшему окружению. Проводится работа на снижение острого эмоционального состояния и последствий психотравмирующей ситуации, работа с актуальным состоянием несовершеннолетнего и его семьи, ослабление или предотвращение напряжённости в детско-родительских, межличностных отношениях, формирование у несовершеннолетнего личностных гуманистических ценностей, посредством создания социально позитивного пространства. Оказывается помощь/ посредничество в восстановлении утраченных социальных контактов, восстановление недостающих/ отсутствующих детско-родительских контактов у несовершеннолетнего, социально-психологическое просвещение родителей или законных представителей несовершеннолетнего о возрастных и психологических особенностях развития личности, причинах, способствующих формированию нарушений в личностном развитии. Оказание помощи несовершеннолетнему и его семье в проживании психотравмирующих стрессовых ситуаций, определение жизненных перспектив, содействие семье в обеспечении необходимого уровня жизнеустройства несовершеннолетнего и защите его прав.
Основанием для завершения реабилитационной работы с несовершеннолетним является:
- осуществление поставленных целей и задач реабилитационной работы;
- нормализация ситуации у несовершеннолетнего и его семьи;
- достижение совершеннолетия;
- перемена места жительства за пределы Республики Адыгея.
Информация о ходе работы с несовершеннолетними направляется по запросу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также об окончании работы с несовершеннолетним - в течение 7 дней со дня окончания работы, в информации указывается результат проведённой работы.
4) Социальное сопровождение
ГБУ РА "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" оказывает социальное сопровождение семьям с детьми, нуждающимися в социальной помощи, признанными в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
Социальное сопровождение - это деятельность по оказанию содействия несовершеннолетним, признанными в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающимся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Цель - организация эффективного социального сопровождения семей с детьми, признанными в установленном порядке подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления для оказания им помощи в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышения качества жизни семей с детьми, уровня доступности и качества социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.
Специалисты организуют социальное сопровождение семьи совместно с медицинскими организациями, организациями образования, службами занятости населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями органов внутренних дел.
Социальное сопровождение семей с детьми организуется на принципах:
- добровольности принятия помощи в рамках социального сопровождения;
- комплексности, предусматривающей взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами социального сопровождения;
- межведомственности, предполагающей достижение высокой степени согласованности действий между всеми заинтересованными сторонами в решении проблем семьи с детьми, находящихся на социальном сопровождении;
- адресности и доступности;
- конфиденциальности;
- непрерывности, гарантирующей оказание содействия семье в процессе сопровождения на всех этапах помощи, согласно индивидуальной программе;
- активного участия семьи с привлечением ресурсов сетевого окружения в преодолении имеющихся проблем;
- взаимной ответственности специалиста сопровождения (куратора) и - семьи за результаты сопровождения;
- рекомендательного характера консультаций специалистов.
Основаниями для постановки семьи с детьми на социальное сопровождение являются:
письменное заявление родителя (законного представителя несовершеннолетнего);
- сообщение, поступившее от физических и юридических лиц, в том числе из служб экстренной социально-психологической помощи.
- сообщение, поступившее от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав для семей, находящихся в социально опасном положении.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 12 мая 2021 г. N 1101 "Об утверждении Комплекса мер по психолого-педагогическому... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.