Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2021 г. N 56-КАД21-2-К9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузнецовой Галины Лукьяновны на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2020 года по административному делу N 2а-4136/2019 по административному исковому заявлению Кузнецовой Г.Л. к департаменту здравоохранения Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконным ответа от 25 апреля 2019 года N 125/18-04-2637 и возложении обязанности принять решение о выдаче рецептов на бесплатное получение инсулина,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кузнецова Г.Л., инвалид ... группы и лицо, страдающее ... и иными сопутствующими заболеваниями, имеющая право на
получение жизненно необходимого лекарственного препарата инсулин, обратилась в Департамент с просьбой об обеспечении её инсулином бесплатно.
Письмом от 25 апреля 2019 года N 125/18-04-2637 Департамент отказал в выдаче рецепта на бесплатное получение инсулина, мотивируя тем, что Кузнецова Г.Л. отказалась от государственной помощи в виде набора социальных услуг в пользу денежной выплаты, в связи с чем оснований для бесплатного обеспечения инсулином не имеется; ей разъяснено право в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ) до 1 октября текущего года обратиться в орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возобновлении предоставления ей набора социальных услуг (включая лекарства) с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
Кузнецова Г.Л., не согласившись с указанным отказом, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, считая, что наряду с правом на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счёт средств федерального бюджета, имеет право на льготное обеспечение жизненно необходимыми лекарственными средствами, к которым относится инсулин. При этом административный истец сослалась на позицию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенную в письме от 3 февраля 2006 года N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой".
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2020 года указанные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Кузнецовой Г.Л. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос о её передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2020 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами такие нарушения допущены.
Отказывая в удовлетворении административного иска суды нижестоящих инстанций, исходили из того, что Кузнецова Г.Л.: отказалась от закреплённого пунктом 8 статьи 6 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ права инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6 2 поименованного закона включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия; получает денежную компенсацию, следовательно, отсутствуют правовые основания для её бесплатного обеспечения лекарственными препаратами.
В обоснование своей позиции судебные инстанции привели положения части 3 статьи 6 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о возможности гражданина, имеющего право на получение социальных услуг в соответствии с названным законом, отказаться от их получения путём замены на денежную компенсацию, статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой: в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов; если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по названному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется только по одному правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться с данными выводами судов не может.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 такой перечень утверждён, в него включён, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской
Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа), в её разделе II "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включающая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), оказываемая гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным ответчиком, что Кузнецова Г.Л. страдает ..., для лечения которого ей назначен инсулин двух видов, следовательно, имеет право на его бесплатное получение.
С 1997 года административный истец признана инвалидом ... группы бессрочно.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).
Иные нормы, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, упомянутый закон не содержит.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6 1, пункт 1 части 1 статьи 6 2 Закона N 178-ФЗ в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В Перечне (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 748 и Стандартом медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1581н (действующим на время возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения дела) определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание диабет, при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Исходя из приведённых нормативных положений отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N 890, которым препараты для лечения сахарного диабета (в частности, инсулины и их аналоги, метформин, глибенкламид) отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
При этом Судебная коллегия, учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти субъекта Российской Федерации и принимать конкретное решение по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, приходит к выводу о том, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления о выдаче Кузнецовой Г.Л. рецептов на бесплатное получение инсулина.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 4 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 октября 2019 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 мая 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные Кузнецовой Галиной Лукьяновной требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента здравоохранения Приморского края в выдаче Кузнецовой Галины Лукьяновны рецепта на бесплатное получение инсулина от 25 апреля 2019 года N 125/18-04-2637.
Возложить на департамент здравоохранения Приморского края обязанность повторно рассмотреть заявление о выдаче Кузнецовой Галине Лукьяновне рецептов на бесплатное получение инсулина.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2021 г. N 56-КАД21-2-К9
Текст определения опубликован не был