Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 17 мая 2021 г. N 154
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Чукотского автономного округа
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи, построение и порядок организации, а также мероприятия по совершенствованию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Чукотского автономного округа, поддержанию ее в постоянной готовности к задействованию для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, на территории Чукотского автономного округа.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
1.2. В Чукотском автономном округе системы оповещения создаются:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - РАСЦО);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - МСО);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности).
1.3. РАСЦО создается исполнительными органами государственной власти Чукотского автономного округа. РАСЦО является звеном межрегиональной системы оповещения и составной частью системы управления гражданской обороной Чукотского автономного округа и представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления гражданской обороны, сил и средств Чукотской окружной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения Чукотского автономного округа.
1.4. Муниципальные системы оповещения создаются органами местного самоуправления Чукотского автономного округа на своих административных территориях.
В случае отсутствия на территории муниципального образования созданной и введенной в эксплуатацию муниципальной системы оповещения, допускается использование для оповещения населения муниципального образования отдельных взаимодействующих элементов региональной системы оповещения в качестве муниципальной системы оповещения, при наличии действующих соглашений (регламентов) информационного взаимодействия заключенных между органами местного самоуправления и Правительством Чукотского автономного округа, определяющих порядок задействования и использования элементов региональной системы оповещения развернутых на территории муниципального образования.
1.5. Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.6. На РАСЦО оформляется паспорт, согласно образцу, утвержденному Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Приказ МЧС России, Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года N 578/365).
1.7. РАСЦО должна соответствовать требованиям, утвержденным Приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года N 578/365.
2. Предназначение и основные задачи РАСЦО
2.1. РАСЦО предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, Чукотской окружной подсистемы РСЧС и населения Чукотского автономного округа об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, недопущения возникновения при этом паники и беспорядков, обеспечения эвакуационных мероприятий.
2.2. Основной задачей РАСЦО является доведение информации и сигналов оповещения до:
руководящего состава гражданской обороны и Чукотской окружной подсистемы РСЧС;
Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу;
Государственного казённого учреждения "Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа";
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории Чукотского автономного округа;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности и объекты жизнеобеспечения;
населения, проживающего на территории Чукотского автономного округа.
3. Порядок задействования РАСЦО
3.1. Задействование по предназначению РАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с положением о РАСЦО, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС получив в системе управления гражданской обороны и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей высших исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение на задействование РАСЦО принимается Губернатором Чукотского автономного округа.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти Чукотского автономного округа, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования РАСЦО.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основной режим функционирования РАСЦО и МСО - автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до трех минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные ("Радио "Пурга", "Радио "Маяк", "Радио России", "Вести ФМ") и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более пяти минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно Государственным казенным учреждением "Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа".
3.6. Для оповещения и информирования населения Чукотского автономного округа задействуются силы и средства:
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, входящих в систему единой дежурно-диспетчерской службы Чукотского автономного округа;
РАСЦО;
радиотрансляционные сети и радиовещательные станции (независимо от форм собственности);
радиопередатчики звукового сопровождения телевидения;
сети проводного вещания;
телефонные сети;
ведомственные радиоузлы и радиосети;
автомобили с громкоговорящими установками;
уличные громкоговорители с централизованным и местным запуском;
посыльные (пешие и на транспорте);
ручные сирены и мегафоны;
электросирены;
дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
3.7. Распоряжения на задействование РАСЦО отдаются:
Губернатором Чукотского автономного округа;
председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чукотского автономного округа (далее - КЧС и ОПБ);
начальником Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу (далее - Главное управление МЧС России по Чукотскому автономному округу).
3.8. Основной способ оповещения населения Чукотского автономного округа - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи телевизионного вещания и радиовещания, уличным громкоговорителям.
Речевая информация передается населению Чукотского автономного округа из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут.
Допускается трехкратное повторение передачи речевого сообщения.
В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в записи непосредственно из Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу.
Текст передаваемой речевой информации утверждается:
Губернатором Чукотского автономного округа;
председателем КЧС и ОПБ;
начальником Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу.
3.9. Исполнительные органы государственной власти Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности РАСЦО
4.1. Поддержание РАСЦО в готовности организуется и осуществляется исполнительными органами государственной власти Чукотского автономного округа.
РАСЦО создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности к задействованию под руководством Губернатора Чукотского автономного округа.
4.2. Готовность РАСЦО достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности системы оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. С целью контроля за поддержанием в готовности РАСЦО организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
План проведения комплексной технической проверки разрабатывается Государственным казённым учреждением "Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа", и утверждается распоряжением Губернатора Чукотского автономного округа.
Комплексные проверки готовности РАСЦО проводятся два раза в год, в первую среду марта и октября, комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Чукотского автономного округа, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время.
По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РАСЦО при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности РАСЦО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному Приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в месяц при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4.4. Зоны экстренного оповещения населения на территории Чукотского автономного округа отсутствуют.
4.5. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти Чукотского автономного округа, органами местного самоуправления, организациями.
4.6. Требования к системе оповещения населения должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
5. Распределение функций по оповещению населения Чукотского автономного округа
5.1. Государственным казённым учреждением "Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа" в пределах своей компетенции:
разрабатываются тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения Чукотского автономного округа об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и организуется их запись на магнитные или иные носители;
обеспечивается установка на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода условных сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
планируются и проводятся совместно с организациями связи и организациями телерадиовещания Чукотского автономного округа тренировки по передаче речевой информации и условных сигналов оповещения;
организуется и проводится подготовка оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной;
планируются мероприятия по совершенствованию региональной системы оповещения;
организуется приобретение, своевременный ремонт, техобслуживание и модернизация технических средств оповещения;
уточняются, не менее двух раз в год, списки оповещения членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чукотского автономного округа.
5.2. Организации связи и организации телерадиовещания (Межрайонный центр технической эксплуатации телекоммуникаций в г. Анадырь Хабаровского филиала публичного акционерного общества "Ростелеком" (Митюра О.В.), Автономная некоммерческая организация "Информационное агентство "Чукотка" (Ефимова Н.А.), филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Чукотка" (Багров В.В.):
обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
определяют по заявкам Государственного казённого учреждения "Управление гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа" и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения Чукотского автономного округа, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения Чукотского автономного округа на магнитные или иные носители.
5.3. Руководители опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности, находящихся на территории Чукотского автономного округа:
обеспечивают непосредственную организацию оповещения работников подчиненных структур и выделяют необходимое количество технических сил и средств, задействованных в локальной системе оповещения;
разрабатывают инструкции для личного состава дежурной службы по организации оповещения и информирования населения, проживающего вблизи опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;
проводят необходимые мероприятия по обеспечению функционирования локальных систем оповещения, подвижных средств с громкоговорящими установками и уличными громкоговорителями;
представляют донесения в органы, осуществляющие управление гражданской обороной, о состоянии элементов систем оповещения, находящихся в их ведении;
организуют подготовку дежурного персонала к действиям по передаче сигналов оповещения работникам организации и населению.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 17 мая 2021 г. N 154 "О региональной автоматизированной системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.