Решение Курганского областного суда от 12 февраля 2021 г. по делу N 3а-8/2021
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Губиной С.А.,
с участием прокурора Поляковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Платоновой Лилии Николаевны, Коркунова Михаила Григорьевича, Коркуновой Татьяны Александровны об оспаривании в части постановления Правительства Курганской области от 26 августа 2019 г. N 306 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 г. N 315",
установил:
постановлением Правительства Курганской области от 26 августа 2019 г. N 306 внесены изменения в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 г. N 315 "Об утверждении государственной программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" (далее также - постановление N 306).
Приложение к государственной программе Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" (далее также - государственная программа) изложено в редакции согласно приложению к данному постановлению.
Разделом III приложения к государственной программе "Механизм предоставления субсидий из областного бюджета на снижение процентных ставок кредитных организаций при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах" предусмотрено, что субсидия на снижение процентных ставок при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах предоставляется заемщику при условии его регистрации по месту жительства на территории Курганской области. Подтверждение регистрации по месту жительства осуществляется заемщиком путем представления акционерным обществом "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (далее также - АО "КИЖК") в срок до 15 декабря каждого года документа, подтверждающего регистрацию его по месту жительства на территории Курганской области (абзац 11).
Заемщик лишается права на получение субсидии на снижение процентных ставок при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах по истечении 30 календарных дней с даты снятия его с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области (абзац 12).
В случае снятия заемщика с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области заемщик обязан в течение 30 календарных дней со дня наступления соответствующего обстоятельства сообщить об этом в АО "КИЖК" путем представления документа, подтверждающего снятие его с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области (абзац 13).
Невыполнение заемщиком в установленные сроки обязанности по уведомлению АО "КИЖК" о снятии с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области, о расторжении брака заемщиком, относящимся к категории "молодые семьи", об увольнении заемщика, относящегося к категории "работники бюджетных организаций", из бюджетной организации, не освобождает его от обязанности возвратить сумму излишне выплаченной субсидии из областного бюджета (абзац 26).
В случае непредставления в срок до 15 декабря каждого года заемщиком документа, подтверждающего регистрацию заемщика по месту жительства на территории Курганской области, документа, подтверждающего нахождение заемщика, относящегося к категории "молодые семьи", в браке, копии трудовой книжки или справки, подтверждающей место работы заемщика, относящегося к категории "работники бюджетных организаций" в бюджетной организации, соответствующие сведения подлежат запросу до 25 декабря каждого года Департаментом экономического развития Курганской области в органах государственной власти, органах местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Полученные сведения в течение пяти дней со дня получения направляются Департаментом экономического развития Курганской области в АО "КИЖК". При получении сведений, подтверждающих наличие оснований для лишения заемщика права на получение субсидии на снижение процентных ставок при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах, АО "КИЖК" прекращает выплату субсидии на снижение процентных ставок при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах со дня получения указанных сведений и направляет заемщику уведомление (абзац 27).
Положения, установленные абзацами одиннадцатым - тринадцатым данного раздела, распространяются на заемщиков, получивших ипотечные кредиты на условиях Программы, целевой программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 гг.", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 25 октября 2010 г. N 495, подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" государственной программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014 - 2018 гг., утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. N 504 (абзац 29).
Указанные нормы (абзацы 11, 12, 13, 26, 27, 29 раздела III приложения к государственной программе) административные истцы полагают противоречащими иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обращают внимание, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта государственная программа не предусматривала возможности исключения из нее участников в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства в Курганской области.
По мнению административных истцов, изложенное свидетельствует о придании оспариваемому нормативному правовому акту обратной силы, что нарушает принцип правовой определенности и противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Полагают, что постановление N 306 нарушает права административных истцов, которые являются участниками целевой программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 25 октября 2010 г. N 495.
Указывают, что 6 июня 2011 г. Платоновой Л.Н. и АО "КИЖК" заключен договор оказания услуг, по которому в рамках областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 гг." АО "КИЖК" приняло на себя обязательства определить возможности участия Платоновой Л.Н. в областной программе, оказать содействие в получении и перечислении ипотечного кредита Курганского отделения N 8599 ОАО "Сбербанка России" (далее также - Сбербанк России, Банк) на строительство однокомнатной квартиры в жилом доме в г. Кургане, а также оплачивать за счет бюджетных средств разницу между кредитной ставкой Банка и реальной процентной ставкой по ипотечному кредиту, выданному Платоновой Л.Н., при наличии у АО "КИЖК" денежных средств, перечисленных из бюджета Курганской области специально для указанной оплаты.
17 июня 2011 г. Платоновой Л.Н. и Сбербанком России заключен ипотечный кредитный договор о предоставлении 1108000 руб. под 12,75% годовых, из которых 5% годовых выплачивает заемщик, а 7,75% годовых Банку возмещает АО "КИЖК".
В феврале 2020 г. Платоновой Л.Н. стало известно, что АО "КИЖК" перестало исполнять свои обязательства.
Коркунов М.Г. и Коркунова Т.А., являясь участниками целевой программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 гг.", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 25 октября 2010 г. N 495, заключили со Сбербанком России договор об открытии невозобновляемой кредитной линии от 28 апреля 2012 г. N 44716 на приобретение строящегося жилья в г. Кургане по программе "Молодая семья" в сумме 1563000 руб. под 11,25% годовых, из которых 5% годовых выплачивают созаемщики, а 6,25% Банку возмещает АО "КИЖК".
Письмом от 16 сентября 2019 г. АО "КИЖК" уведомило Коркуновых о прекращении предоставления субсидии на снижение процентной ставки с 8 сентября 2019 г. по кредитному договору от 28 апреля 2012 г. N 44716.
Прекращение предоставления субсидии мотивировано снятием административных истцов с регистрационного учета по месту жительства в Курганской области.
Учитывая изложенное, административные истцы просят признать недействующими абзацы 11, 12, 13, 26, 27, 29 раздела III приложения к государственной программе Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 августа 2019 г. N 306.
Платонова Л.Н., Коркунов М.Г., Коркунова Т.А. в судебное заседание не явились, их представитель - Кучин С.А. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Правительства Курганской области - Ларионова М.С. против заявленных требований возражала.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Поляковской И.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72).
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы).
В целях развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области и повышения эффективности использования бюджетных средств Правительство Курганской области утвердило государственную программу Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области" согласно приложению к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 г. N 315.
В соответствии с разделом II указанной государственной программы "Характеристика текущего состояния в сфере развития ипотечного жилищного кредитования и индивидуального жилищного строительства в Курганской области" формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной политики - современным механизмом повышения доступности жилья и приобретения гражданами жилых помещений в собственность.
Государственная программа является логическим продолжением региональных ипотечных программ (подпрограмм), действовавших с 2000 по 2016 год (включительно), и призвана обеспечить дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области, улучшение жилищных условий с использованием механизмов субсидирования ипотечного кредитования отдельных категорий граждан, не имеющих высоких доходов, достаточных для приобретения (строительства) собственного жилья, постоянно проживающих на территории Курганской области.
Согласно положениям статей 78, 97-1, 98, 107, 115 Устава Курганской области, утвержденного Законом Курганской области от 16 декабря 1994 г. N 1, Правительство Курганской области является коллегиальным, постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Курганской области, возглавляемое высшим должностным лицом области - Губернатором Курганской области. Правительство Курганской области правомочно решать все вопросы государственного управления, которые в соответствии с федеральным и областным законодательством входят в его компетенцию.
Из абзаца 2 статьи 116-1 Устава Курганской области, пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" (далее - Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444) следует, что Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Постановление вступает в законную силу в соответствии с пунктом 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 после его официального опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Курганской области в форме постановления и опубликован 28 августа 2019 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что постановление Правительства Курганской области от 26 августа 2019 г. N 306 "О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2016 г. N 315" принято уполномоченным органом, и с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии постановления Правительства Курганской области в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Предоставление гражданам субсидии из областного бюджета на снижение процентных ставок кредитных организаций при приобретении квартир в строящихся и во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах является мероприятием государственной программы и дополнительной мерой социальной поддержки для граждан, осуществляемой за счет средств областного бюджета.
Согласно абзацам 5 и 6 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности, и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости (часть 2.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Из положений статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что органы государственной власти самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Как следует из пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе предоставлять дополнительные меры социальной поддержки, в том числе устанавливать, что меры социальной поддержки распространяются только на категории лиц, зарегистрированных и постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку такие меры финансируются за счет средств субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами.
Критерий о наличии регистрации на территории Курганской области установлен в пределах полномочий субъекта Российской Федерации с учетом соблюдения баланса социально значимых интересов, целей и задач, исходя из принципа справедливости, и направлен на уточнение адресности мер поддержки, предоставляемых из средств бюджета Курганской области.
Поскольку Правительство Курганской области вправе устанавливать условия предоставления гражданам субсидии, определение критерия о регистрации гражданина по месту жительства на территории Курганской области и возложение обязанности предоставлять подтверждающие документы обусловлено необходимостью подтверждения соответствия заявителей условиям предоставления субсидии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление N 306 соответствует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 184-ФЗ.
Абзацем 26 раздела III "Механизм предоставления субсидий из областного бюджета на снижение процентных ставок кредитных организаций при приобретении квартир в строящихся или вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах" государственной программы, утвержденной постановлением N 306, предусмотрено, что невыполнение Заемщиком в установленные сроки обязанности по уведомлению АО "КИЖК" о снятии с регистрационного учета по месту жительства на территории Курганской области, о расторжении брака Заемщиком, относящимся к категории "молодые семьи", об увольнении Заемщика, относящегося к категории "работники бюджетных организаций", из бюджетной организации, не освобождает его от обязанности возвратить сумму излишне выплаченной субсидии из областного бюджета.
Данная норма предусматривает обязанность возврата в областной бюджет излишне выплаченной субсидии в случае, если гражданин утратил право на ее получение, но продолжал получать субсидию, за период с момента утраты права получения субсидии до момента, когда об этом стало известно АО "КИЖК", но не за все время получения субсидии.
Абзацем 29 раздела III "Механизм предоставления субсидий из областного бюджета на снижение процентных ставок кредитных организаций при приобретении квартир в строящихся или вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах" государственной программы, утвержденной постановлением N 306, предусмотрено, что положения, установленные абзацами одиннадцатым - тринадцатым данного раздела, распространяются на Заемщиков, получивших ипотечные кредиты на условиях Программы, целевой программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 гг.", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 25 октября 2010 г. N 495, подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области" государственной программы Курганской области "Развитие жилищного строительства" на 2014 - 2018 гг., утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. N 504.
Указанной нормой предусмотрен перечень граждан-участников, получивших право на данную субсидию в разное время, на которых распространяется требование о наличии регистрации по месту жительства на территории Курганской области.
Вопреки доводам административного иска, приведенные правовые нормы обратной силы не имеют и распространяются на правоотношения, возникшие после вступления в законную силу постановления N 306.
В силу положений постановления Правительства Курганской области N 315 государственной программой является система мероприятий (взаимосвязанных по задачам, срокам реализации и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей в сфере социально-экономического развития Курганской области.
Сроки реализации государственной программы определяются соответствующей государственной программой.
Таким образом, государственная программа имеет сроки исполнения и утверждается на определенный период.
Вместе с тем, предоставление гражданам субсидии на снижение процентных ставок кредитных организаций при приобретении квартир является долгосрочным и длящимся во времени мероприятием, и не ограничено сроками исполнения конкретной государственной программы.
Получателями субсидии в настоящее время являются граждане, ставшие участниками программы в разные годы.
В приведенном выше абзаце 29 раздела III "Механизм предоставления субсидий из областного бюджета на снижение процентных ставок кредитных организаций при приобретении квартир в строящихся или вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах" государственной программы, утвержденной постановлением N 306, перечислены все граждане-участники программ, получающие указанную субсидию в настоящее время на основании реализации государственной программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области", поскольку требование к получателям является единым для всех, независимо от времени начала получения данной меры поддержки.
Таким образом, не имеется оснований полагать нарушенными права граждан, принявших самостоятельное решение о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Курганской области.
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что оспариваемые нормы постановления N 306 положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, не противоречат.
Доводы административных истцов о том, что в настоящее время они вынуждены самостоятельно вносить платежи по ипотечному кредиту в полном объеме, не могут быть приняты во внимание, поскольку граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие кредитные договоры заключены административными истцами добровольно. Обоснованные финансовые затраты граждан, вытекающие из договорных обязательств, не могут являться основанием для признания нормативного правового акта субъекта Российской Федерации недействующим.
Поскольку по настоящему делу не установлено несоответствия оспариваемого нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и повлекшего нарушение прав и законных интересов административных истцов, в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Таким образом, сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Платоновой Лилии Николаевны, Коркунова Михаила Григорьевича, Коркуновой Татьяны Александровны о признании недействующими абзацев 11, 12, 13, 26, 27, 29 раздела III приложения к государственной программе Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 августа 2019 г. N 306, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2021 г.
Судья |
В.В. Варлаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 12 февраля 2021 г. по делу N 3а-8/2021
Текст решения опубликован не был