Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которыми допускается учреждение гражданином личного фонда - унитарной некоммерческой организации, преследующей цели управления имуществом фонда при жизни гражданина.
Законопроект предусматривает право личного фонда заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом фонда (проектируемый пункт 7 статьи 123.20-4 ГК РФ), и обязанность учредителя определить порядок передачи выгодоприобретателям фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда (проектируемый пункт 3 статьи 123.20-6 ГК РФ), при этом порядок назначения выгодоприобретателя (проектируемый пункт 2 статьи 123.20-8 ГК РФ) не исключает возможности назначения таковым учредителя личного фонда, что не соответствует основным признакам некоммерческой организации (отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и запрет на распределение полученной прибыли между участниками). Кроме того, положения, устанавливающие порядок управления личным фондом (проектируемая статья 123.20-7 ГК РФ), также не позволяют отнести данную организацию к унитарным некоммерческим организациям, для которых участие учредителя в управлении ими нехарактерно (параграф 7 главы 4 ГК РФ), и, напротив, свидетельствуют о том, что личный фонд создается для удовлетворения личных целей учредителя. Данные положения указывают на то, что личный фонд может использоваться как коммерческая организационно-правовая форма юридического лица, при этом формально являясь некоммерческой организацией.
Таким образом, создание личных фондов порождает существенные риски для правовой системы Российской Федерации, среди которых: использование личных фондов для сокрытия активов, в том числе от кредиторов, наследников, правоохранительных и налоговых органов; создание непрозрачных холдинговых структур для сокрытия действительных выгодоприобретателей; использование личных фондов в целях отмывания доходов и финансирования терроризма.
Предлагаемые законопроектом меры в виде субсидиарной ответственности личного фонда в течение трех лет со дня его создания не устраняют риски нарушения прав кредиторов.
Указанные особенности личных фондов с большой вероятностью приведут к широкому распространению использования личных фондов во всех сферах гражданских отношений. Это повлечет кардинальное изменение сложившихся моделей управления имуществом, коммерческих отношений и организации бизнеса.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 июля 2019 г. N 6894п-П13 "Официальным отзыв на проект федерального закона N 499538-7 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, И.В. Белых, М.В. Емельяновым и другими, членами Совета Федерации А.А. Клишасом, С.Ю. Фабричным"
Текст письма опубликован не был