Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено. - Постановление Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от 22 января 2021 г. N 27
Приложение
к постановлению
администрации Тейковского
муниципального района
от 10.12.2019 N 337
Муниципальная программа
"Развитие культуры и туризма в Тейковском муниципальном районе"
27 января, 31 августа, 11, 21 декабря 2020 г., 22 января, 1 июня, 18 октября, 11 ноября, 14 декабря 2021 г., 7, 15 февраля 2022 г.
Раздел 1 изменен. - Постановление Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от 15 февраля 2022 г. N 57
1. Паспорт программы
Наименование программы |
"Развитие культуры и туризма в Тейковском муниципальном районе" |
Срок реализации программы |
2020 - 2024 годы |
Администратор программы |
Отдел культуры, туризма, молодежной и социальной политики администрации Тейковского муниципального района |
Ответственные исполнители программы |
Отдел культуры, туризма, молодежной и социальной политики |
Перечень подпрограмм |
1. "Развитие культуры Тейковского муниципального района" 2. "Предоставление дополнительного образования в сфере культуры и искусства" 4. "Повышение туристической привлекательности Тейковского района" |
Цель (цели) программы |
Повышение качества, доступности, разнообразия услуг учреждений культуры и дополнительного образования населению Тейковского района и повышение конкурентоспособности туристского рынка |
Объем ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований 2020 г. -15873,8 тыс. рублей, 2021 г. -13953,3 тыс. рублей, 2022 г. - 13881,4 тыс. рублей, 2023 г. - 8777,0 тыс. рублей, 2024 г. - 8777,0 тыс. рублей. федеральный бюджет 2020 г. - 0,0 тыс. рублей, 2021 г. - 0,0 тыс. рублей, 2022 г. - 107,5 тыс. рублей, 2023 г. - 0,0 тыс. рублей, 2024 г. - 0,0 тыс. рублей. областной бюджет 2020 г. - 4310,6 тыс. рублей, 2021 г. - 3335,3 тыс. рублей, 2022 г. - 3561,8 тыс. рублей, 2023 г. - 0,0 тыс. рублей, 2024 г. - 0,0 тыс. рублей. бюджет Тейковского муниципального района 2020 г. - 11563,2 тыс. рублей, 2021 г. - 10618,0 тыс. рублей, 2022 г. - 10212,1 тыс. рублей, 2023 г. - 8777,0 тыс. рублей, 2024 г. - 8777,0 тыс. рублей. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации программы
В современных условиях культура способна активно воздействовать и влиять на сферы общественной жизни. Она являются действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью возможно решение таких серьезных проблем, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских поселений, организация досуга населения, адаптация людей с ограниченными возможностями и многое другое. Основным источником услуг в сфере культуры в муниципальном районе являются учреждения культуры, расположенные на его территории. Культурный потенциал Тейковского муниципального района характеризуется достаточно развитой сетью муниципальных учреждений культуры, исторически сложившимися культурными традициями, уникальными объектами историко-культурного наследия. Свидетельством этого служат памятники истории и культуры. На территории района представлены разнообразные категории объектов культурного наследия. Из 68 объектов культурного наследия 11 являются памятниками истории и культуры федерального значения, 5 - регионального, 4 - муниципального значения. 48 объектов являются выявленными объектами культурного наследия.
Культурно-досуговую деятельность в районе осуществляют 14 учреждений клубного типа. Муниципальное казенное учреждение "Межпоселенческое социально-культурное объединение", в состав которого входит районный Дом культуры является методическим центром для сельских учреждений культуры. На базе учреждений культуры работает 94 клубных формирования (кружки, любительские объединения по различным направлениям), в которых занимается 1268 чел. В 2018 году клубными учреждениями района было проведено 3089 мероприятий, из них платных 488 (в 2017 году - 2908/459 соответственно). В целях интенсификации культурной жизни района проводятся различные творческие конкурсы, выставки, праздники, фестивали по популяризации народной культуры. Творческие коллективы и отдельные исполнители учреждений культуры района принимают активное участие в международных, всероссийских и областных фестивалях и конкурсах, где неоднократно становились лауреатами и дипломантами. В 2019 году в десятый раз в районе прошел областной фестиваль "Если душа родилась крылатой" по творчеству М.И. Цветаевой, в котором приняли участие творческие коллективы из муниципальных образований области.
Районная библиотека - является методическим центром для 12 сельских библиотек и имеет высокий уровень технической оснащенности, что делает ее заметным участником формирования информационного и культурного пространства района, более низкий уровень технической оснащенности у библиотек поселений. Библиотеки посещают читатели самого разного социального положения: учащиеся школ, молодежь, студенты, рабочие, служащие, пенсионеры. В 2018 г. пользователями библиотечных услуг стали 4059 человек или 38% населения Тейковского муниципального района. Ежегодно увеличивается количество муниципальных общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет. В 2019 году 54% муниципальных библиотек имеют выход в Интернет. В рамках государственной программы "Развитие культуры и туризма в Ивановской области" в 2019 году Тейковскому муниципальному району была выделена субсидия на подключение муниципальных общедоступных сельских библиотек к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и развитие библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки. Денежные средства были направлены на создание компьютеризированных рабочих мест в Сахтышской и Елховской сельских библиотеках.
В целом библиотеки района в 2018 году посетило 65521 человек, обеспечено библиотечно-информационным обслуживанием 31306 человек, посетило массовые мероприятия 34215 человек, количество выданных изданий - 81004 экземпляр. В течение года библиотеками проводится более 200 мероприятий для детей и подростков: викторины, конкурсы, презентации книг, творческие встречи. Ежегодно организуется более 300 выставок, посвященных различным памятным датам и значимым социально-культурным темам. Ежегодно в районе проходит цикл мероприятий в рамках областного фестиваля "Дни российской культуры", где для различных групп населения проходят выступления лучших творческих коллективов района и области.
Сохранение сети учреждений, обеспечение условий их функционирования является одним из приоритетных направлений деятельности в сфере культуры. Для повышения качества предоставляемых услуг ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы. Увеличение в последние годы объема финансирования отрасли культуры, позволило обеспечить безопасные условия пребывания, улучшить условия для проведения культурных мероприятий. Проблемные вопросы по содержанию, ремонту учреждений культуры решаются администрациями района и поселений. Совместная деятельность представительной и исполнительной власти, как муниципалитета, так и Правительства Ивановской области, областной Думы способствует в решении важнейшей задачи в сфере культуры - повышение качества предоставляемых услуг. На эти цели в 2018 году было израсходовано - 5973,057 тыс. рублей (2017 г. - 1219,044 тыс. рублей, 2016 г. - 1155,4 тыс. руб.), в т.ч. из федерального бюджета - 1361,054 тыс. руб. ("Субсидия бюджетам муниципальных образований Ивановской области на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах числом жителей до 50 тысяч человек в 2018 году" - 1358,030 тыс. руб. ремонт фойе РДК и 3,024 тыс. руб. - приобретение книг), из областного бюджета - 2400,0 тыс. руб. (в т.ч. "Субсидия бюджетам муниципальных образований Ивановской области на укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений культуры Ивановской области" - 1,8 тыс. руб. рублей, 600,0 тыс. рублей ремонт здания СК Нельша после пожара).
Учреждениями культуры разработаны и утверждены паспорта безопасности, проведены мероприятия по энергообследованию учреждений культуры, специальной оценке условий труда, аттестации рабочих мест.
В исполнении Указа Президента РФ от 07.05.2012 года N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" реализуется система мер по поэтапному повышению заработной платы работникам культуры.
Начальной базой для профессионального образования является Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Тейковского муниципального района "Новогоряновская детская школа искусств". На трех отделениях (хореографическое, художественное и музыкальное) ежегодно обучается около 70 учащихся в возрасте от 6 до 18 лет. Это составляет 6% от всего количества детей данного возраста, проживающего на территории района, что показывает востребованность получения эстетического и художественного образования. С 01.09.2019 г. в МКУ ДО Новогоряновской ДШИ реализуются следующие образовательные программы:
- дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;
- дополнительные профессиональные программы.
Всего в школе занимаются на 01.09.2019 г. 70 чел., из них: 10 чел. по предпрофессиональным программам.
Проблема сохранения культурного наследия сегодня осознается как одна из наиболее важных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления. Это система мероприятий, направленных на обеспечение эффективной охраны памятников истории и культуры, рациональное использование объектов культурного наследия в современных условиях.
Основными проблемами сохранения эффективного использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются следующие:
- недостаточная изученность культурного наследия на территории Тейковского муниципального района, отсутствие полного объема достоверной информации об объектах культурного наследия, необходимого для организации эффективной системы их учета и контроля;
- высокая степень физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты;
- недостаточность объема финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, прежде всего их консервации, ремонта и реставрации.
Актуальными проблемами в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Тейковского муниципального района остаются разработки первичной учетной документации - разработка проектов зон охраны памятников, учет объектов, предоставляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры и градостроительства.
Для развития туризма у Тейковского муниципального района имеется целый ряд серьезных оснований:
- выгодное географическое положение. Район географически близок к таким крупным историко-культурным центрам России, как Суздаль и Владимир. Удобное расположение района позволяет ему участвовать в маршрутах "Золотого кольца";
- достаточно высокий историко-культурный потенциал района. На территории Тейковского муниципального района, зарегистрировано 68 объектов культурного наследия, расположено 40 памятников-обелисков славы - воинам, погибшим в годы ВОВ.
Так же на территории района находятся следующие объекты туристического показа:
- самое крупное озеро в Ивановской области - озеро "Рубское",которое, является жемчужиной Ивановской области и всей Средней полосы;
- парк с. Новое Леушино;
- вековая сосна с. Алферьево;
- Красновская сосна;
- освященные родники и минеральные источники;
- озеро Сахтыш, места археологических раскопок стоянок древнего человека среднего и позднего неолита.
Многообразие исторических, культурных и природных ресурсов района позволяет развивать туризм в самых разных его формах:
- культурно-познавательный туризм;
- спортивный и активный туризм;
- гастрономический туризм;
- оздоровительный туризм;
- охотничий и рыболовный туризм;
- агротуризм или сельский туризм.
В районе проводится целый ряд мероприятий областного и районного масштаба, которые привлекают многочисленных гостей. Из праздников, проводимых ежегодно, можно выделить: обрядовые и фольклорные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Праздник русской березки - Троица, Иван Купала, Зеленые святки, Кузьминки, Яблочный спас), День района, сельскохозяйственная Ярмарка "Праздник молока", фестивали: областной песенно-поэтический фестиваль - конкурс по творчеству М.И. Цветаевой "Если душа родилась крылатой", православный музыкально-поэтический сельский фестиваль "Алферьевские зори", фестиваль искусств "Дни российской культуры", районный фестиваль "Озеро мечты" на оз. Рубском, праздники малых деревень. Проводятся также мероприятия единовременного характера, приуроченные к какому-либо событию, памятной дате.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
1. |
Количество посещений муниципальных библиотечных учреждений |
Посещений |
57380 |
57200 |
64100 |
65521 |
69615 |
2. |
Число зарегистрированных пользователей муниципальных библиотечных учреждений |
Чел. |
4318 |
4209 |
3837 |
4059 |
4087 |
3. |
Количество клубных формирований |
Ед. |
101 |
94 |
94 |
94 |
94 |
4. |
Число участников клубных формирований |
Чел. |
1393 |
1221 |
1235 |
1268 |
1258 |
5. |
Количество культурно-массовых и досуговых мероприятий |
Ед. |
3045 |
2736 |
2908 |
3089 |
3118 |
6. |
Число участников (посетителей) культурно-массовых мероприятий |
Чел. |
72525 |
66181 |
77980 |
98791 |
103497 |
7. |
Количество значимых туристских мероприятий, проведенных на территории района |
Ед. |
2 |
3 |
5 |
8 |
9 |
8. |
Количество участников событийных мероприятий |
Ед. |
100 |
150 |
250 |
400 |
450 |
9. |
Количество туристов, посетивших муниципальный район |
Ед. |
30 |
40 |
50 |
150 |
200 |
Вместе с тем, в развитии культуры и туризма района существуют серьёзные проблемы. Для полноценного функционирования учреждений культуры, как очагов досуга разновозрастного населения, необходимо: создание комфортных условий для работы кружков и клубов по интересам, приобретение светозвуковой аппаратуры, выставочного оборудования, одежды сцены, концертных костюмов, выполнение работ по установке систем охранно-пожарной сигнализации, подключение интернета и т.д. В первую очередь, необходимо отметить недостаточный объем средств, поступающий на статьи развития культуры. В настоящее время бюджетные средства направляются, в основном, на текущую деятельность. Выделенные денежные средства расходуются на содержание имущества: оплату коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг связи и оплату труда работников. Создалась острая необходимость развития информационной базы муниципальных учреждений культуры и сельских библиотек на основе новых информационных технологий, недостаточное комплектование библиотечных фондов, а также низкий уровень обеспечения процесса государственной охраны объектов культурного наследия, их общее неудовлетворительное состояние.
В районе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, однако туристский потенциал района используется далеко не в полной мере и для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию туризма в районе. Природные ресурсы района в сочетании с культурно-историческими объектами являются хорошим потенциалом для развития туризма.
Особое положение сложилось в учреждении дополнительного образования Детская школа искусств. Недостаточно финансовых возможностей по организации гастрольных поездок коллективов, участия в различных фестивалях и конкурсах, проходящих за пределами района.
Районный Дом культуры и сельские культурно досуговые учреждения требуют постоянной поддержки на проведение капитальных и текущих ремонтов, реконструкции, оснащению, а также на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий для жителей района. Созданные и действующие творческие коллективы не обеспечены техническими средствами, аппаратурой, костюмами в полной мере. В тоже время они участники всех районных праздников и фестивалей, частые гости и за его пределами. Комплексная программа предусматривает систему мероприятий, гарантирующих финансовую поддержку и стабильность работы учреждений культуры. Таким образом, программа должна быть ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения главных задач культурного развития.
3. Цель (цели) и ожидаемые результаты реализации программы
3.1. 3.1. Цель программы:
- повышение качества, доступности, разнообразия услуг учреждений культуры и дополнительного образования населению Тейковского района и повышение конкурентоспособности туристского рынка.
Программа направлена на достижение основных задач: создание условий, обеспечивающих доступ населения района к качественным услугам в области культуры; формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных ценностей, направленных на воспитание у населения чувства национальной гордости, гражданственности и патриотизма; сохранение культурного наследия и творческого потенциала района; укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства, их техническое оснащение; всестороннее и гармоническое развитие детей и подростков на основе эстетического воспитания и образования; охрана недвижимых памятников истории и культуры; информатизация библиотек, дальнейшее развитие библиотечного дела; профессиональная переподготовка кадров в учреждениях культуры; обеспечение качественного роста (исполнительского мастерства) клубных формирований, самодеятельных коллективов района, а также создание конкурентоспособного регионального туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость муниципального района на туристском рынке; популяризация историко-культурного наследия и туристско-рекреационных ресурсов района и повышение средней заработной платы работникам культуры учреждений культуры Тейковского муниципального района.
3.2. Сведения о целевых индикаторах (показателях) реализации программы
N |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
1. |
Охват населения Тейковского района услугами учреждений культуры в расчете на 1 тысячу жителей |
% |
75,8 |
76,7 |
78,9 |
79,0 |
80,0 |
80,1 |
80,2 |
2. |
Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года |
% |
100,0 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
102,2 |
3. |
Количество культурно-массовых и досуговых мероприятий |
Ед. |
3089 |
3118 |
3119 |
3120 |
3121 |
3122 |
3123 |
4. |
Количество проведенных социально значимых мероприятий, посвященных памятным и юбилейным датам |
Ед. |
12 |
15 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
5. |
Доля учреждений культуры, в которых внедрены информационно-коммуникационные технологии |
% |
53,0 |
57,2 |
60,7 |
64,3 |
67,9 |
71,4 |
75,0 |
6. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Средняя заработная плата работников учреждений культуры Тейковского муниципального района Ивановской области |
руб. |
19870 |
20970 |
22000 |
22220 |
21400 |
21400 |
21400 |
8. |
Количество туристов, посетивших муниципальный район |
Ед. |
150 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
500 |
Источником информации о целевых индикаторах является отдел культуры, туризма, молодежной и социальной политики, учреждения культуры Тейковского района.
3.3. Описание ожидаемых результатов реализации программы
Реализация настоящей программы позволит увеличить:
- охват населения Тейковского района услугами учреждений культуры Тейковского района в расчете на 1 тыс. жителей;
- объем платных и бесплатных услуг, предоставляемых учреждениями культуры населению района, что приведет к улучшению качества обслуживания населения в сфере культуры;
- туристический поток в Тейковский район.
А также:
- обеспечить повышение средней заработной платы работникам культуры до средней заработной платы в сфере культуры в Ивановской области;
- сохранность культурного и исторического наследия, что будет выражаться в:
- реставрации и регенерации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Тейковского муниципального района и их территорий;
- увеличении доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- обеспечить доступ населения к культурным ценностям, информации и знаниям, что будет выражаться в:
- широком внедрении информационных технологий в сфере культуры;
- качественно новой системе информационно-библиотечного обслуживания населения Тейковского муниципального района;
- сохранности, комплектовании и каталогизации библиотечных фондов на основе электронных информационных ресурсов.
Реализация программы позволит повысить качество предоставляемых учреждениями культуры услуг, привлечь в учреждения культуры новых посетителей, проводить мероприятия на качественно новом уровне. Увеличение уровня оплаты труда работников культуры является базовым инструментом, призванным поднять престиж профессии работника культуры, обеспечить приток квалифицированных кадров в учреждения культуры.
Раздел 4 изменен. - Постановление Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от 15 февраля 2022 г. N 57
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Ресурсное обеспечение реализации программы
тыс. руб.
N п/п |
Наименование подпрограммы / Источник ресурсного обеспечения |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
программа /всего |
15873,8 |
13953,3 |
13881,4 |
8777,0 |
8777,0 |
|
бюджетные ассигнования |
15873,8 |
13953,3 |
13881,4 |
8777,0 |
8777,0 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
107,5 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
4310,6 |
3335,3 |
3561,8 |
0,0 |
0,0 |
|
- бюджет Тейковского муниципального района |
11563,2 |
10618,0 |
10212,1 |
8777,0 |
8777,0 |
1. |
Подпрограмма "Развитие культуры Тейковского муниципального района" /всего |
11282,5 |
11616,1 |
10413,8 |
6993,3 |
6993,3 |
|
бюджетные ассигнования |
11282,5 |
11616,1 |
10413,8 |
6993,3 |
6993,3 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
107,5 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
3762,0 |
2728,4 |
2824,5 |
0,0 |
0,0 |
|
- бюджет Тейковского муниципального района |
7520,5 |
8887,7 |
7481,8 |
6993,3 |
6993,3 |
2. |
Подпрограмма "Предоставление дополнительного образования в сфере культуры и искусства" |
2091,3 |
2087,2 |
2217,6 |
1483,7 |
1483,7 |
|
бюджетные ассигнования |
2091,3 |
2087,2 |
2217,6 |
1483,7 |
1483,7 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
548,6 |
606,9 |
737,3 |
0,0 |
0,0 |
|
- бюджет Тейковского муниципального района |
1542,7 |
1480,3 |
1480,3 |
1483,7 |
1483,7 |
3. |
Подпрограмма "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Тейковского муниципального района" |
2300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
бюджетные ассигнования |
2300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- бюджет Тейковского муниципального района |
2300,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. |
Подпрограмма "Повышение туристической привлекательности Тейковского района" |
200,0 |
250,0 |
1250,0 |
300,0 |
300,0 |
|
бюджетные ассигнования |
200,0 |
250,0 |
1250,0 |
300,0 |
300,0 |
|
- федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- областной бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
- бюджет Тейковского муниципального района |
200,0 |
250,0 |
1250,0 |
300,0 |
300,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.