Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 апреля 2021 г. N 03-08-05/26639
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения от 10.03.2021 и от 11.03.2021 по вопросу апостилирования документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Российская Федерация присоединилась к Гаагской конвенции 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписывающее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.
Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
В последнее время для урегулирования вопроса апостилирования или легализации документов, подтверждающих статус налогового резидента, а также учитывая определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2008 N 14556/07, соответствующие положения включаются в международные договоры Российской Федерации в области налогообложения.
В данный момент Российской Федерацией заключены следующие международные договоры в области налогообложения, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 20.12.2010 "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" и Протокол к нему от 20.12.2010;
- Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" и Протокол к нему от 24.09.2011;
- Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург от 28.06.1993 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" и Протокол к нему от 21.11.2011;
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты от 24.04.2013 "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протокол к ней от 24.04.2013;
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" и Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках указанной Конвенции, от 15.03.2016;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики от 13.10.2014 "Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протоколы к нему от 13.10.2014 и от 08.05.2015;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики от 18.01.2016 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протокол к нему от 18.01.2016;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов от 07.12.2011 "О налогообложении дохода от инвестиций договаривающихся государств и их финансовых и инвестиционных учреждений";
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур от 09.09.2002 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" и Протокол к нему от 17.11.2015;
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.06.1993 (в редакции Протокола от 24.05.2018);
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 (в редакции Протокола от 05.06.2018);
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 14.11.2016;
- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017;
- Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 19.05.2015 (ратифицирована Российской стороной Федеральным законом от 23.05.2018 N 115-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, включение положений, отменяющих процедуры апостилирования, в последние заключаемые соглашения об избежании двойного налогообложения и протоколы о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения свидетельствует о сложившейся международной налоговой практике и обычаях, действующих на территории Российской Федерации, которые позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля.
Таким образом, имеющаяся с 01.01.1996 практика применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994 (далее - Соглашение) свидетельствует о сложившихся правилах и обычаях в двусторонних российско-узбекских отношениях в области международного налогообложения, которые позволяют считать оригинал документа, подтверждающего статус налогового резидента одного из двух договаривающихся государств, достаточным основанием для признания лица в качестве имеющего постоянное местонахождение в одном из этих договаривающихся государств для целей применения Соглашения, даже в том случае, когда Соглашение не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации таких документов.
Заместитель директора |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В данный момент Россией заключены договоры в области налогообложения, которые позволяют принимать документы без апостиля, с Латвией, Швейцарией, Люксембургом, Мальтой, Казахстаном, Китаем, Гонконгом, ОАЭ, Сингапуром, Швецией, Австрией, Эквадором, Японией, Бельгией.
Практика применения Соглашения между Россией и Узбекистаном об избежании двойного налогообложения позволяет считать оригинал документа о статусе налогового резидента достаточным основанием для признания лица в качестве имеющего постоянное местонахождение в одном из этих государств даже в случае, когда Соглашение не содержит положений, регулирующих вопросы апостилирования и легализации таких документов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 апреля 2021 г. N 03-08-05/26639
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 14 мая 2021 г. N 17-18