Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
об организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения Брянской области с использованием подсистемы "Телемедицинские консультации"
Порядок использования подсистемы "Телемедицинские консультации"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила использования подсистемы "Телемедицинские консультации" на территории Брянской области при организации и оказании медицинскими организациями медицинской помощи и включает:
1.1. Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой.
1.2. Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями.
1.3. Порядок организации дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов.
2. Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью получения:
- заключения медицинского работника сторонней медицинской организации, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий (далее - консультант, врачи - участники консилиума) по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации;
- протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.
3. Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
- профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (в том числе находящегося на диспансерном учёте);
- принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
II. Правила осуществления дистанционного взаимодействия при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий с использованием Системы ТМК
4. Для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой медицинская организация, медицинский работник которой осуществляет оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (далее - консультирующая медицинская организация), обеспечивает необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей).
5. Методические рекомендации по оснащению медицинских организаций оборудованием, применяемым в процессе оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, в том числе к передаче, обработке и хранению данных (приложение 4).
6. Дистанционное наблюдение может осуществляться с использованием ЕГИСЗ через личный кабинет пациента "Моё здоровье" на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ).
7. В целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации. Все пользователи региональной телемедицинской системы должны иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА и на ЕПГУ.
8. Консультация с применением телемедицинских технологий считается завершенной по факту внесения информации, подтверждаемой усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной аккредитованным удостоверяющим центром (далее - КЭП), в медицинскую информационную систему, а также после получения запросившей организацией медицинского заключения по результатам консультации или протокола консилиума врачей или предоставления доступа к соответствующим данным и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации.
9. Консультант (врачи - участники консилиума) несет ответственность за рекомендации, предоставленные по результатам консультации (консилиума врачей) с применением телемедицинских технологий, в пределах данного им медицинского заключения.
10. Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
11. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием медицинской информационной системы, региональной информационной системы, телемедицинской информационной системы.
12. Обеспечивается возможность информационного взаимодействия с федеральным реестром электронных медицинских документов.
13. Оплата телемедицинских услуг осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
14. Обеспечивается возможность осуществления авторизации в Системе ТМК пациента или его законного представителя, оформление согласия на обработку персональных данных в форме электронного документа, оформления согласия пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство.
III. Формы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
15. Консультации (консилиумы врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий проводятся:
- в экстренной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного;
- в неотложной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни больного;
- в плановой форме - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.
IV. Режимы дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
16. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий проводятся в режиме реального времени и (или) отложенных консультаций.
17. Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме реального времени предусматривает, консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник (лечащий врач, либо фельдшер, акушер, на которого возложены функции лечащего врача в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами - участниками консилиума) либо пациент (или его Законный представитель) непосредственно взаимодействует с медицинским работником.
18. Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме отложенных консультаций предусматривает консультацию, при которой консультант (врачи - участники консилиума) дистанционно изучает медицинские документы пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента, готовит медицинское заключение без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медицинским работником, проводящим диагностическое исследование.
V. Порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах с применением телемедицинских технологий
19. Участниками консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в экстренной и неотложной формах являются:
- лечащий врач;
- консультант (врачи - участники консилиума).
20. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в экстренной и неотложной формах устанавливает лечащий врач.
21. По результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей).
22. В случае проведения консилиума врачей протокол консилиума врачей подписывается всеми врачами - участниками консилиума.
23. Подписанное медицинское заключение (протокол консилиума врачей) и сопутствующие материалы вносятся в медицинскую информационную систему, при необходимости, направляется в электронном виде лечащему врачу.
VI. Порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в плановой форме с применением телемедицинских технологий
24. Участниками консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в плановой форме являются:
- лечащий врач;
- консультант (врачи - участники консилиума).
25. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в плановой форме устанавливает лечащий врач.
26. Предварительно лечащий врач обеспечивает проведение обследования пациента по имеющемуся у пациента заболеванию или состоянию, по которому требуется консультация (консилиум врачей).
27. Лечащий врач получает у пациента информированное добровольное согласие на проведение телемедицинской консультации в соответствии с приложением 1, оформляет направление на телемедицинскую консультацию в соответствии с приложением 2 и направляет их в профильный телемедицинский центр в соответствии с маршрутизацией пациентов посредством региональной телемедицинской системы.
28. Лечащий врач подготавливает клинические данные пациента (данные осмотра, диагностических и лабораторных исследований, иные данные) в электронном виде и направляет их консультанту (врачам - участникам консилиума) либо обеспечивает дистанционный доступ к соответствующим медицинским данным пациента.
29. Телемедицинский центр рассматривает поступившие материалы и информирует медицинскую организацию о времени (расписании) и форме консультации любым доступным каналом связи (информационная система, телефон, электронная почта и т.д.).
30. Телемедицинская консультация проводится в назначенное время в оборудованной аудитории телемедицинского центра, с одной стороны, и в оборудованной аудитории телемедицинского пункта - с другой стороны, с использованием региональной телемедицинской системы. Лечащим врачом своевременно предоставляются данные обследований пациента до начала консультации в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.
31. По результатам телемедицинской консультации врачом-консультантом формируется заключение, оформляется протокол телемедицинской консультации (приложение 3). Протокол подписывается, направляется в медицинскую организацию, приславшую заявку на получение консультации, посредством региональной телемедицинской системы.
32. В случае проведения консилиума врачей протокол консилиума врачей подписывается всеми участниками консилиума.
33. Подписанное медицинское заключение (протокол консилиума врачей) и сопутствующие материалы вносятся в медицинскую информационную систему, при необходимости направляется в электронном виде лечащему врачу.
VII. Порядок организации оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями
34. Участниками консультаций являются:
- пациент и (или) его законный представитель;
- медицинский работник (медицинские работники).
35. При оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках программы государственных гарантий выбор консультирующей медицинской организации и врача-консультанта осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
36. Консультирующая медицинская организация предоставляют пациенту и (или) его законному представителю в доступной форме, в том числе посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", следующую информацию:
- о консультирующей медицинской организации, участвующей в оказании консультации:
- наименование консультирующей медицинской организации;
- место нахождения;
- контактная информация (контактный телефон, адрес электронной почты);
- лицензия на осуществление соответствующих видов деятельности;
- перечень профилей оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
- о консультанте, враче - участнике консилиума:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- сведения о медицинской организации (наименование, место нахождения, контактные данные), а также сведения о лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
- занимаемая должность в медицинской организации;
- стаж работы по специальности (лет);
- сведения о квалификационной категории, ученой степени;
- сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, включая:
- порядок оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- порядок идентификации и аутентификации пациента (или его законного представителя) с использованием единой системы идентификации и аутентификации (обязательно в случае получения консультаций в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи);
- порядок оформления согласия пациента на обработку персональных данных, данных о состоянии его здоровья в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- порядок получения медицинского заключения по результатам проведенной консультации;
- технические требования к электронным документам, предоставляемым пациентом (или его законным представителем) медицинскому работнику;
- режим оказания медицинской организацией медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
- об информационных системах, используемых при консультации, и операторах указанных систем:
- наименование информационной системы;
- наименование и контакты оператора информационной системы, используемой при консультации;
- место хранения документации и сопутствующих документов, полученных в результате оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями (наименование информационной системы и наименование и контакты оператора информационной системы).
37. При проведении консультаций пациентов и (или) их законных представителей с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации).
38. Результатом консультации является медицинское заключение или при условии предварительного установления диагноза на очном приеме (осмотре, консультации) по данному обращению, - соответствующая запись о корректировке ранее назначенного лечения в медицинской документации пациента лечащим врачом, в том числе формирование рецепта на лекарственный препарат в форме электронного документа, назначение необходимых дополнительных обследований, выдача справки (медицинского заключения) в форме электронного документа.
39. В случае обращения пациента без предварительного установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) медицинское заключение может содержать рекомендации пациенту или его законному представителю о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
40. Информация, указанная в пунктах 38 и 39 настоящего Порядка, направляется в электронном виде пациенту и (или) его законному представителю, либо обеспечивается дистанционный доступ к соответствующим данным, в том числе путем ее размещения на информационном ресурсе, посредством которого осуществляется консультация.
VIII. Порядок организации дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациентов
41. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом по результатам очного приема (осмотра, консультации) и установления диагноза заболевания.
42. Участниками дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента являются:
- пациент и (или) его законный представитель;
- лечащий врач по случаю обращения, в рамках которого осуществляется дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также, при необходимости, медицинский работник, осуществляющий дистанционное наблюдение и (или) экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.
43. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента осуществляется с использованием мобильного приложения "На Приём", и (или) регионального портала Брянской области "napriem.info", и (или) медицинской информационной системы Брянской области.
44. При дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациента осуществляется:
- ручной ввод данных о состоянии здоровья пациента, в том числе ручной ввод данных с медицинских изделий, не имеющих функции передачи данных;
- регистрация и контроль актуальности сведений о медицинских изделиях, используемых для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;
- направление сообщений лечащему врачу, в том числе от пациентов, а также медицинских работников, обеспечивающих дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента;
- документирование фактов передачи и получения данных о состоянии здоровья пациента;
- обработка данных о состоянии здоровья пациента;
- доступ лечащего врача, который назначил дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации) к сведениям о состоянии здоровья пациента;
- контроль показателей состояния здоровья пациента;
- индивидуальная настройка предельных значений показателей состояния здоровья пациента;
- направление сообщений пациенту;
- экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений;
- передача и отображение сведений о состоянии здоровья пациента в электронной медицинской карте пациента;
- организация и ведение личного кабинета пациента;
- настройка различных видов автоматизированных уведомлений.
45. При дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациента в том числе может осуществляться дистанционное получение данных о состоянии здоровья пациента в автоматическом режиме при использовании медицинских изделий, имеющих функции передачи данных, в том числе в информационной системе, используемой для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;
46. Лечащий врач, назначивший дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, обязан обеспечить экстренное реагирование по месту нахождения пациента при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.
IX. Организация информационного взаимодействия подсистемы "Телемедицинские консультации" с внешними системами
47. В рамках выполнения требований нормативных правовых актов по организации и оказанию медицинской помощи с применением телемедицинских технологий Система ТМК обеспечивает возможность осуществления информационного взаимодействия со следующими системами:
- Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА);
- Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ);
- Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в части взаимодействия с подсистемами:
- федеральным регистром медицинских работников (ФРМР);
- федеральным реестром медицинских организаций (ФРМО);
- федеральным реестром электронных медицинских документов;
- медицинской информационной системой Брянской области;
X. Организация службы технической поддержки работы подсистемы "Телемедицинские консультации"
48. Целью службы технической поддержки является оперативное разрешение проблем, связанных с процессом работы в ТМК, с функционированием или использованием ТМК.
49. Техническая поддержка осуществляется в рамках обеспечения работоспособности подсистемы "Телемедицинские консультации" по следующему регламенту:
- плановая недоступность сервиса при проведении работ с предварительным уведомлением, до 4 часов в календарный месяц;
- нормативное время решения инцидентов 1-ого приоритета, 4 часа;
- нормативное время решения инцидентов 2-ого приоритета, 12 часов;
- нормативное время решения инцидентов 3-ого приоритета, 24 часа;
50. 99% инцидентов в течение календарного квартала должны укладываться в нормативное время.
51. Приём обращений осуществляется службой технической поддержки по следующим каналам:
- портал технической поддержки;
- электронная почта;
- горячая линия (телефон);
52. Режим обработки обращений службой технической поддержки: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 9.00 до 18.00.
XI. Организация хранения и обеспечения защиты данных в подсистеме "Телемедицинские консультации"
53. Документирование информации о проведении консультации с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
54. Материалы, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, включая материалы, направленные на консультацию, медицинские заключения по результатам консультаций и протоколы консилиумов врачей, данные, внесенные в медицинскую документацию пациента, а также аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме (далее - сопутствующие материалы), подлежат хранению.
55. Документация подлежит внесению в электронную медицинскую карту пациента медицинской информационной системы консультирующей медицинской организации.
56. Запросившая медицинское заключение медицинская организация обязана осуществлять заимствование медицинского заключения (протокола консилиума врачей) в медицинской информационной системе.
57. Хранение документации осуществляется в течение сроков, предусмотренных для хранения соответствующей первичной медицинской документации.
58. Срок хранения сопутствующих материалов составляет один год.
59. Предоставление доступа к документации и сопутствующим материалам в течение сроков их хранения осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка, законодательства Российской Федерации.
60. Для обеспечения безопасности информации в медицинской информационной системе Брянской области применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности информации.
61. Информационное взаимодействие медицинской информационной системы Брянской области с ЕГИСЗ, ГИС Брянской области осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных. При этом участниками информационного взаимодействия должна быть обеспечена защита информации при передаче по каналам связи с применением средств криптографической защиты информации, сертифицированных ФСБ России.
XII. Организация межрегионального взаимодействия медицинских работников при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
62. В рамках получения высококвалифицированной консультативной помощи, осуществляется проведение консультаций (консилиумов врачей) между медицинскими работниками Национальных медицинских исследовательских центров Министерства здравоохранения Российской Федерации (НМИЦ) и региональными телемедицинскими центрами Брянской области при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
63. При необходимости проведения телемедицинской консультации (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий происходит согласование даты и времени консультации, заявка на ее проведение размещается в Федеральной телемедицинской системе Минздрава России ФТМС в соответствующем запросе (необходимо подтверждение консультируемой стороны).
64. Обеспечивается возможность осуществления информационного взаимодействия между НМИЦ и региональными телемедицинскими центрами Брянской области через подсистему ТМК ФЭР ЕГИСЗ.
65. ТМК ФЭР ЕГИСЗ на федеральном уровне представлена телемедицинскими центрами НМИЦ, в состав регионального уровня входят головные медицинские организации Брянской области по соответствующим профилям оказания медицинской помощи.
66. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей подсистемы "Телемедицинские консультации" размещены на портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ по адресу: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3807.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.