Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу
от 29 октября 2020 г. N 169
Положение
о внутреннем финансовом аудите в Комитете по труду и занятости Псковской области
30 декабря 2021 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о внутреннем финансовом аудите в Комитете по труду и занятости Псковской области (далее - Положение об аудите) определяет цели, организацию и осуществление Комитетом внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Комитете осуществляется должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (субъектом внутреннего финансового аудита).
Внутренний финансовый аудит в Областном центре занятости осуществляется аудиторской группой, утвержденной пунктом 5 настоящего Приказа.
3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
4. Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита подчиняется исключительно и непосредственно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - Председатель Комитета).
5. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетных процедур.
6. В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита в Комитете на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организует и осуществляет должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита, которое:
а) имеет возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
б) в течение текущего и отчетного финансового года не принимало участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
в) не имеет родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
г) не имеет конфликта интересов.
7. В целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита в Областном центре занятости на основе принципа функциональной независимости аудиторские мероприятия организуют и осуществляют руководитель и члены аудиторской группы, которые:
а) имеют возможность беспрепятственного осуществления внутреннего финансового аудита (невмешательства в осуществление внутреннего финансового аудита третьих лиц), в том числе подготовить заключение, отразив в нем результаты проведения аудиторского мероприятия;
б) в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами внутреннего финансового аудита;
в) не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
г) не имеют конфликта интересов.
8. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Председатель Комитета.
II. Организация внутреннего финансового аудита
9. Субъект внутреннего финансового аудита до начала очередного финансового года представляет на утверждение Председателю Комитета план проведения аудиторских мероприятий.
План проведения аудиторских мероприятий представляет собой перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия. Образец плана проведения аудиторских мероприятий содержится в приложении N 1 к Положению об аудите.
10. В целях составления плана должностные лица, уполномоченные на осуществление внутреннего финансового аудита, обязаны провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
11. Субъект внутреннего финансового аудита подготавливает и направляет Председателю Комитета предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий.
12. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Председателя Комитета при поступлении информации о фактах нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
13. Под аудиторским мероприятием понимается совокупность профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Программа аудиторского мероприятия представляет собой документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы аудиторского мероприятия, наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а также сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице.
Программа аудиторского мероприятия утверждается субъектом внутреннего финансового аудита. Образец программы аудиторского мероприятия содержится в приложении N 2 к Положению об аудите.
14. Аудиторское мероприятие в Комитете проводится субъектом внутреннего финансового аудита.
15. Аудиторское мероприятие в Областном центре занятости проводится аудиторской группой, в состав которой включаются должностные лица (работники) финансово-бухгалтерского отдела Комитета под руководством субъекта внутреннего финансового аудита (руководителя группы).
16. Руководителем аудиторской группы является субъект внутреннего финансового аудита, входящий в состав аудиторской группы, ответственный за подготовку, проведение и результаты аудиторского мероприятия.
17. К методам внутреннего финансового аудита относятся:
а) аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
б) инспектирование - изучение материальных активов, документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) пересчет - проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы самостоятельных расчетов;
г) запрос - обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
д) подтверждение - процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы;
е) наблюдение - изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
18. Аудиторские проверки подразделяются на камеральные проверки, выездные и комбинированные.
19. Камеральная аудиторская проверка проводится должностным лицом, уполномоченным на осуществление внутреннего финансового аудита по месту его нахождения на основании представленных по его запросу информации, документов и материалов.
Камеральная аудиторская проверка проводится в течение 15 календарных дней со дня получения от объекта аудита информации, документов и материалов, представленных по его запросу.
По результатам камеральной аудиторской проверки оформляется акт, который подписывается субъектом внутреннего финансового аудита, не позднее последнего дня срока проведения камеральной аудиторской проверки.
Акт камеральной аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней вручается (направляется заказным письмом с уведомлением) представителю объекта аудита.
Объект аудита может представить письменные возражения на акт камеральной аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Письменные возражения объекта аудита прилагаются к материалам камеральной аудиторской проверки.
20. Выездная аудиторская проверка проводится по месту нахождения объекта аудита.
Выездная аудиторская проверка проводится в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения Председателем Комитета о проведении аудиторской проверки с возможностью продления срока не более одного раза и не более чем на 15 календарных дней по решению Председателя Комитета.
Проведение выездной аудиторской проверки может быть приостановлено Председателем Комитета на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы:
а) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения выездной аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) в случае непредставления объектом аудита информации, документов и материалов и (или) представления неполного комплекта истребуемых документов, материалов и информации, и (или) воспрепятствования проведению выездной аудиторской проверки, и (или) уклонения от проведения выездной аудиторской проверки;
в) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта аудита.
Председателю Комитета, принявшему решение о приостановлении проведения выездной аудиторской проверки, необходимо в течение 3 рабочих дней со дня его принятия:
письменно известить объект аудита о приостановлении проведения выездной аудиторской проверки и причинах приостановления;
по возможности принять меры по устранению препятствий в проведении выездной аудиторской проверки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и способствующие возобновлению проведения выездной аудиторской проверки.
После окончания выездной аудиторской проверки руководитель аудиторской группы подписывает справку о завершении выездной аудиторской проверки и вручает ее представителю объекта аудита не позднее последнего дня срока проведения выездной аудиторской проверки.
Результаты выездной аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и всеми членами аудиторской группы в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания справки о завершении выездной аудиторской проверки.
Акт выездной аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется заказным письмом с уведомлением) представителю объекта аудита.
Объект аудита может представить письменные возражения на акт выездной аудиторской проверки в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
Письменные возражения объекта аудита прилагаются к материалам выездной аудиторской проверки.
21. Комбинированная аудиторская проверка проводится как по месту нахождения главного администратора, так и по месту нахождения объектов аудита. Порядок проведения комбинированной аудиторской проверки осуществляется в соответствии с порядком проведения выездной аудиторской проверки.
22. Результатом проведения аудиторского мероприятия является документ, подписанный субъектом внутреннего финансового аудита, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - заключение). Образец заключения содержится в приложении N 3 к Положению об аудите.
Заключение по результатам аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется Председателю Комитета.
По результатам рассмотрения указанного заключения Председатель Комитета в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания акта аудиторской проверки, принимает одно или несколько из следующих решений о:
а) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) направлении материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
д) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
23. При принятии Председателем Комитета решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 22 настоящего Положения об аудите, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта внутреннего финансового аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
24. Председатель Комитета вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Пункт 25 изменен с 20 января 2022 г. - Приказ Комитета по труду и занятости Псковской области от 30 декабря 2021 г. N 253
25. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Комитета, в целях выполнения решений Председателя Комитета, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
26. Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктами 22, 24, 25 настоящего Положения об аудите, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается субъектом внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Пункт 27 изменен с 20 января 2022 г. - Приказ Комитета по труду и занятости Псковской области от 30 декабря 2021 г. N 253
27. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 18 февраля текущего финансового года согласно форме, указанной в приложении N 5 к Положению об аудите.
28. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению количества нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.
III. Повышение качества финансового менеджмента
29. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктами 22, 24, 25 Положения об аудите, субъект внутреннего финансового аудита осуществляет мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд.
30. Субъект внутреннего финансового аудита один раз в год проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формирует информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
31. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 22, 24, 25 Положения об аудите, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
32. Субъект внутреннего финансового аудита проводит указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Комитета, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) анализ результатов мероприятий органов государственного финансового контроля в Комитете, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные пунктами 22, 24, 25 Положения об аудите;
г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
33. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков субъектом внутреннего финансового аудита выявлена необходимость проведения дополнительных мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то субъект внутреннего финансового аудита информирует об этом Председателя Комитета.
34. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
35. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий Комитета и Областного центра занятости во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств Комитета и Областного центра занятости, в том числе путем формирования субъектом внутреннего финансового аудита следующего суждения:
о полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
о своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
о качестве обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
о соответствии объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
об уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
об обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
об обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
о равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
об обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения значений показателей результативности использования с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.