Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к постановлению Правительства
Приморского края
от 19 мая 2021 г. N 302-пп
Изменения,
вносимые в раздел I "Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами" приложения N 11 к государственной программе Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2020 - 2027 годы"
"I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
1. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 1 июля 2018 года в Приморском крае проживали 5,2 тыс. инвалидов со стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, 1,8 тыс. инвалидов, использующих протезы, 2,3 тыс. инвалидов со стойкими расстройствами функции зрения, 2,6 тыс. инвалидов со стойкими расстройствами функции слуха.
На протяжении 5 последних лет показатель общей численности инвалидов в Приморском крае имеет устойчивую тенденцию к снижению и составляет:
на 1 января 2016 года - 123,0 тыс. человек;
на 1 января 2017 года - 120,1 тыс. человек;
на 1 января 2018 года - 117,2 тыс. человек;
на 1 января 2019 года - 115,1 тыс. человек;
на 1 января 2020 года - 114,2 тыс. человек (6% населения Приморского края).
При этом численность детей-инвалидов возросла с 5,2 тыс. человек в 2016 году до 6,3 тыс. человек на начало 2020 года. Увеличение составило 1,1 тыс. человек (данные рассчитаны на основании Краевого сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь).
На 1 января 2020 года численность инвалидов трудоспособного возраста в Приморском крае составила 40877 человек, или 35,8% от общей численности инвалидов, проживающих на территории Приморского края, в том числе: мужчин - 25792 человека, женщин - 14209 человек, детей - 876 человек.
На фоне снижения общей численности инвалидов в течение 2019 года численность инвалидов среди трудоспособного населения увеличилась на 380 человек, или на 0,6 процентных пункта, в том числе: среди мужчин - на 31 человека, среди женщин - на 322 человека, среди детей - на 27 человек.
В отношении мужчин-инвалидов следует отметить, что если на 1 января 2019 года их доля в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составляла 63,6% от общей численности трудоспособных инвалидов (25761 человек), то на 1 января 2020 года данный показатель сократился до 63,1% (на 0,5 процентных пункта), что свидетельствует о замедлении темпов инвалидизации среди мужчин трудоспособного возраста. При этом в течение 2019 года доля трудоустроенных мужчин-инвалидов возросла с 21,0% до 21,3% (на 72 человека), численность трудоустроенных мужчин-инвалидов составила 5492 человека.
Численность инвалидов среди женщин в течение 2019 года увеличилась на 322 человека (с 13887 человек до 14209 человек), на 1 января 2020 года доля женщин-инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составила 34,8%, что на 0,5 процентных пункта больше, чем на 1 января 2019 года. При этом численность женщин-инвалидов, осуществляющих трудовую деятельность, возросла только на 101 человека и составила 3906 человек, или 27,5% (на 1 января 2019 года - 27,4%).
В настоящее время численность детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет составляет 876 человек (2,1% от численности инвалидов трудоспособного возраста), из них трудовую деятельность никто не осуществляет. Тогда как на 1 января 2019 года работали 9 человек из 849 детей-инвалидов трудоспособного возраста.
Таким образом занятость среди инвалидов трудоспособного возраста возросла в течение 2019 года с 9234 человек (22,8%) до 9398 человек (23%). При этом занятость среди детей-инвалидов сократилась.
2. В современных социально-экономических условиях государственная поддержка и социальная защита инвалидов, обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН являются одними из важнейших задач общества, необходимость выполнения которых вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
13 декабря 2006 года Организацией Объединенных Наций принята Конвенция о правах инвалидов, которая предусматривает, что государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Указанная Конвенция 24 сентября 2008 года подписана от имени Российской Федерации, ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
Приоритеты в решении проблем инвалидов и других МГН в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности, создания оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов обозначены нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, предусмотрены требования к органам власти и организациям независимо от их организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за неисполнение данных требований.
Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в соответствующих сферах: транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других.
В целях обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" одними из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
В целях реализации этих направлений приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
Одними из основных задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов. Решение этих задач в числе других мероприятий включает обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года" в число приоритетных задач развития Дальнего Востока входит формирование условий повышенной комфортности и доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, а также семей и детей за счет повышения качества обслуживания и развития всех форм предоставления социальных услуг (нестационарная, полустационарная, стационарная и срочная социальная помощь).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года" определены принципы государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий в том числе:
обеспечение конституционных прав граждан, проживающих в сельской местности, в том числе обеспечение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
создание условий для повышения доступности и качества иных социально значимых услуг, предоставляемых сельским жителям на возмездной основе.
Вышеперечисленные нормативные правовые акты явились основанием для комплексного подхода к решению проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.
На краевом уровне также создана нормативная правовая база для обеспечения комплексного подхода к решению проблем по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.
На основании Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" внесены поправки в 17 краевых законов в сферах образования, культуры, здравоохранения, спорта, транспорта, социального обслуживания и занятости, избирательного права, жилья, информации, туризма.
Внесены дополнения в 1455 регламентов государственных и муниципальных услуг, предусматривающие требования по обеспечению доступности государственных и муниципальных услуг и объектов, на которых они предоставляются. Действующими регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг определено право граждан на обращение за их получением в отделения ГАУ Приморского края "МФЦ" (далее - отделения МФЦ) и непосредственно в органы исполнительной власти и местного самоуправления Приморского края, предоставляющие соответствующие услуги. В Приморском крае создано 111 отделений МФЦ, отвечающих требованиям доступности для инвалидов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг".
Распоряжением Администрации Приморского края от 9 октября 2015 года N 326-ра "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности в Приморском крае" предусмотрено планомерное повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг к 2038 году.
В соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2019 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признании утратившим силу п. 16 ч. 6 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" внесены поправки в краевое законодательство, исключающие избыточные требования о предоставлении инвалидами документов, выдаваемых федеральными учреждениями бюро медико-социальной экспертизы.
В период 2013 - 2019 годов в рамках государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2013 - 2021 годы" (утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 393-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2013 - 2021 годы" и действовавшей до 2020 года) на мероприятия по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН израсходовано 423,89 млн рублей (в том числе средств федерального бюджета - 171,78 млн рублей, средств краевого бюджета - 207,03 млн рублей, средств бюджетов муниципальных образований края - 39,25 млн рублей, внебюджетных средств - 5,83 млн рублей), в их реализации приняли участие 27 муниципальных образований края, адаптировано 1059 приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (доля доступных объектов увеличилась с 25% до 60,2%).
3. В целях реализации государственной политики в области социальной поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья в Приморском крае действует система социальной реабилитации инвалидов, которая направлена на их самореализацию и интеграцию в общество.
Краевая система учреждений социального обслуживания, обеспечивающих оказание помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям и семьям с детьми в трудной жизненной ситуации, состоит из 28 учреждений общей мощностью 5179 мест, в том числе:
5 домов-интернатов для престарелых и инвалидов (1058 мест);
1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов (35 мест);
1 центр по оказанию помощи лицам категории БОМЖ (25 мест);
8 психоневрологических интернатов (2475 мест);
1 реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью (281 место);
1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей (405 мест);
10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (900 мест);
КГАУСО "ПЦСОН", предоставляющий социальные услуги в форме социального обслуживания на дому (на обслуживании состоят 7942 гражданина пожилого возраста и инвалида).
Предоставление услуг в сфере социальной защиты населения гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях осуществляют 17 организаций. В домах-интернатах постоянно проживают более 4000 человек, из них 87% - инвалиды, 10% - дети-инвалиды.
В период с 2014 по 2018 годы проведены работы по капитальному ремонту 26 учреждений социального обслуживания на общую сумму 337,28 млн рублей. На данные средства были проведены подрядные работы по капитальному ремонту зданий, ограждений учреждений, благоустройству территорий, а также мероприятия по повышению тепловой защиты (утеплению) учреждений путем проведения капитального ремонта внутренних сетей отопления с заменой радиаторов отопления, кровли, заменой оконных и дверных блоков, работы по утеплению фасадов зданий, по ремонту и утеплению кровли зданий, установке металлических дверей.
В течение 2014 - 2018 годов проведен комплекс мероприятий по формированию доступной среды на 36 объектах в 16 домах-интернатах (расширение дверных проемов, установка дверных доводчиков, замена порогов, устройство пандусов, установка поручней на лестницах, кнопки вызова сотрудника в жилых корпусах, мнемосхем со шрифтом Брайля и др.).
Все учреждения социального обслуживания в достаточном количестве имеют кресла-коляски, трости, ходунки.
Размещение в домах-интернатах граждан, имеющих ограничения в передвижении, производится с учетом имеющихся у них заболеваний в отделения и комнаты, оборудованные необходимыми приспособлениями для максимального обеспечения возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя в повседневной жизни.
Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 31 декабря 2019 года N 820 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Приморском крае" установлены стандарты предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Приморском крае.
Услуги в сфере социальной защиты населения в нестационарных условиях предоставляются КГАУ С О "ПЦСОН" в соответствии с приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 31 декабря 2019 года N 821 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Приморском крае".
Отделения КГАУСО "ПЦСОН", расположенные на территориях всех муниципальных образований Приморского края, включают 38 отделений социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, 9 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, одно отделение срочного социального обслуживания. Ежегодно услуги в сфере социальной защиты населения на дому предоставляются более 9 тыс. граждан, срочную социальную помощь получают более 60 тыс. граждан.
В 28 муниципальных образованиях края работают пункты проката технических средств реабилитации (предоставляют гражданам костыли, трости опорные, ходунки, кресла-коляски, кресло-туалет, ванны надувные для мытья, физиотерапевтическое оборудование, используемое в домашних условиях). Услугами пунктов проката пользуются в среднем 3000 человек в год.
Для обеспечения доступности социальных услуг для граждан, проживающих в отдаленных районах края, работают выездные мобильные бригады, в составы которых включаются специалисты по социальной работе, сотрудники КГКУ "ЦСПН ПК", ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, учреждений здравоохранения и другие специалисты по мере необходимости.
Развиваются стационарозаменяющие технологии социального обслуживания на дому: патронаж, паллиативный патронаж, бинарный патронаж, реабилитационная бригада, особый уход, хоспис на дому.
Ведет работу "Школа реабилитации и ухода для родственников, осуществляющих уход за пожилыми людьми и инвалидами", где бесплатно проводятся занятия по организации самостоятельного ухода за больными.
Стационарные учреждения социального обслуживания доступны для граждан с ограниченными возможностями, в том числе при условии использования ассистивных средств и помощи персонала. В данных условиях для формирования безбарьерной среды имеется потребность в дооборудовании некоторых объектов пандусами, расширенными дверными проемами для обеспечения их доступности для инвалидов, установке подъемников (лифтов).
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей в течение года проходят реабилитацию в условиях круглосуточного и дневного пребывания около 7 тыс. несовершеннолетних, обслуживается около 49 тыс. граждан, из них более 23,5 тыс. несовершеннолетних; оказывается социальная помощь более 28 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Дети-инвалиды, проживающие в семьях, проходят социальную реабилитацию в отделениях для детей с ограниченными возможностями здоровья на 150 мест на базе 6 из 10 действующих краевых государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей, которые осуществляют социальную реабилитацию около 1,7 тысячи детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями ежегодно.
С 2018 года на базе двух учреждений организована работа Служб ранней помощи и кабинетов экстренной психологической помощи родителям, впервые получившим информацию о наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности.
С 2014 года в подпрограмме "Доступная среда" приняли участие 3 детских социально-реабилитационных центра, на территории которых оборудованы 6 объектов.
Отделы приема граждан КГКУ "ЦСПН ПК" в различной степени оборудованы для обеспечения доступности различным категориям МГН (стационарные и мобильные пандусы, кнопки вызова помощника, видеоувеличители, автодоводчики дверей, индукционные системы, тактильные знаки доступности и планы помещений). Значительная часть помещений, занимаемых указанными отделами приема граждан, еще нуждается в оборудовании для обеспечения доступности МГН, в том числе с учетом расстройства различных функций.
С 2014 по 2020 годы для адаптации 25 объектов социальной защиты приобретены мобильные пандусы, кнопки вызова помощника, видеоувеличители, автодоводчики дверей, информационные индукционные системы для слабослышащих (далее - индукционные петли), тактильные знаки доступности, оборудованы пандусами входные группы.
В Приморском крае государственные услуги в сфере занятости населения предоставляют 28 отделений краевого государственного казенного учреждения "Приморский центр занятости населения" (далее - КГКУ "ПЦЗН"), расположенных на 35 объектах.
Все объекты оборудованы выделенными местами для приема инвалидов. В 17 отделениях объекты оборудованы парковками для автотранспортных средств инвалидов. В 12 отделениях на входах в помещениях расположены мнемосхемы. 20 отделений оборудованы кнопками вызова помощника. 14 отделений оснащены видеоувеличителями для слабовидящих инвалидов. В 13 отделениях помещения для предоставления государственных услуг оснащены индукционными петлями.
В 2018 году в рамках подпрограммы оборудованы 7 отделений, которые оснащены беспроводными кнопками вызова помощника, портативными индукционными системами для слабослышащих, световыми маячками для обозначения дверных проемов, тактильными табличками для помещений, электронными лупами для слабовидящих инвалидов, мнемосхемами движения по объекту; пандусами перекатными для преодоления порогов в помещении, кнопками вызова помощника, пандусами телескопическими, сменными креслами-колясками, нанесена контрастная лента на пороги и лестничные марши, вывесками организации дублируемыми шрифтом Брайля.
4. Оказание медицинской помощи инвалидам на территории Приморского края осуществляется во всех медицинских организациях Приморского края. В 2018 году в медицинские организации обратились 116824 инвалидов. Проведена восстановительная терапия, из них в амбулаторно-поликлинических условиях лечение получил 91653 человек, что составило 78,5% от общего числа получивших медицинскую помощь. Стационарное лечение получили 13519 человек, что составило 11,5% от общего числа обратившихся в медицинские учреждения. В Приморском крае широко используются стационарозамещающие технологии для лечения инвалидов. В 2018 году организовано 16926 стационаров на дому для данной категории пациентов, что составило 14,5% от общего количества инвалидов, получивших медицинскую помощь.
Всего в учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Приморского края, в оперативном управлении находится 1372 объекта, из них 840 - здания, в которых оказывается медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях, в том числе, 280 объектов здравоохранения относятся к поликлиникам, 150 - к стационарам, 52 - к поликлиникам со стационарами, 355 фельдшерско-акушерских пунктов, 3 - офиса (кабинета) врача общей практики.
В 2018 году в учреждениях здравоохранения Приморского края продолжались мероприятия по формированию доступной среды, в том числе, за счет собственных средств краевых учреждений здравоохранения.
В 109 лечебно-профилактических учреждениях оборудовано из 840 зданий 270 оборудованы пандусами, 48 зданий оборудованы звуковой/световой индикацией, 12 - указателями по системе Брайля, в 52 - входные двери приспособлены для МГН. Около 1/3 всех имеющихся лестничных маршей приспособлены для слабовидящих граждан, 96 зданий имеют лифт оборудованный поручнями для инвалидов. В 112 учреждениях здравоохранения организована электронная запись на прием к врачу.
В 2018 году в рамках реализации государственной программы Приморского края "Развитие здравоохранения Приморского края" на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 397-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие здравоохранения Приморского края" на 2013 - 2021 годы", предусмотрены расходы на формирование доступной среды предусмотрены в сумме 1779,97 тыс. рублей. Выполнено работ по установке пандусов на сумму 1399,35 тыс. рублей, что составило 78,6%.
5. Особое внимание в Приморском крае уделяется обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях создания специальных условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного образования развиваются сетевые образовательные услуги на основе использования дистанционного обучения, инфраструктура доступа к электронным образовательным системам.
В 29 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных организациях обучаются 3495 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 966 детей-инвалидов: с нарушениями слуха (2 образовательных организации), зрения (2 образовательных организации), интеллекта (23 образовательных организации), опорно-двигательного аппарата (1 образовательная организация), с задержкой психического развития (1 образовательная организация).
Разработаны меры, направленные на обеспечение доступности и предоставление услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом региональной специфики.
В 19 образовательных организациях созданы условия для получения детьми - инвалидами качественного образования (3 - дошкольные, 1 - организация дополнительного образования, 15 - общеобразовательные организации).
Для расширения возможностей получения профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп в Приморском крае на базе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Автомобильно-технический колледж" (г. Уссурийск) действует базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов.
В рамках развития системы конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс" в Приморском крае обеспечивается эффективная профессиональная ориентация и мотивация к профессиональному образованию, оказывается содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. Прием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих кадров, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена) и программам профессионального обучения осуществляется в соответствии с приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года N 457 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования".
Для данной категории граждан профессиональное образование осуществляется очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Наиболее востребованы 4 основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования: наладчик аппаратного и программного обеспечения, компьютерные сети, информационные системы (по отраслям), банковское дело и 15 программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих): бухгалтер, столяр, повар, кондитер, пекарь, штукатур-маляр, облицовщик, плиточник, столяр строительный, плотник, изготовитель пищевых полуфабрикатов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, овощевод, цветовод, младший воспитатель.
В 2018 году в 31 краевой профессиональной образовательной организации обучались 134 инвалида 2 и 3 групп, в 10 - для 321 выпускника коррекционных школ специально созданы 23 группы с адаптированными учебными программами профессионального обучения.
6. Одним из направлений системы реабилитации инвалидов является социокультурная реабилитация, создание условий для их самореализации, привлечение внимания государственной власти и общества к инвалидам как к гражданам, имеющим равные права и возможности с другими категориями населения Приморского края.
Из 850 учреждений сферы культуры 14 учреждений и 8 филиалов находятся в краевом подчинении.
Расположенные в Приморском крае кинотеатры (17 единиц) являются коммерческими организациями и самостоятельно определяют свою репертуарную политику. При муниципальных учреждениях культурно-досугового типа осуществляют деятельность 6 кинозалов (Дальнереченский городской округ, Лесозаводский городской округ, Кавалеровский муниципальный район, Красноармейский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Черниговский муниципальный район). Министерством культуры и архивного дела Приморского края проводится работа по оказанию методической помощи вышеуказанным организациям и учреждениям в сфере кинематографии в вопросах формирования доступной среды и предоставления информации инвалидам в доступной форме.
В связи с тем, что большинство краевых объектов культуры расположено в зданиях, имеющих статус памятников истории и культуры, формирование беспрепятственного доступа инвалидов к ним достаточно проблематично. Доступность для инвалидов услуг в этой сфере обеспечивается с помощью специальных программ и мероприятий.
С 2014 по 2018 год в рамках подпрограммы "Доступная среда" для 14 зданий краевых учреждений культуры было приобретено специализированное оборудование.
Ежегодно министерством культуры и архивного дела Приморского края и подведомственными учреждениями культуры проводятся культурно-массовые мероприятия с участием МГН, в том числе детей-инвалидов, а также граждан, не имеющих инвалидности, с целью социальной адаптации инвалидов. Наиболее крупными и значимыми являются нижеследующие мероприятия:
краевой смотр самодеятельности "Надежда. Вдохновение. Талант" среди воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Приморского края, по итогам которого проводится краевой фестиваль и выставка декоративно-прикладного творчества "Я талантлив!";
выставка художественных работ и декоративно-прикладного творчества, посвященная Всероссийской декаде инвалидов с участием творческой молодежи из числа инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности.
Концертно-театральные организации предоставляют бесплатные билеты на спектакли и концерты по заявкам обществ инвалидов и министерства труда и социальной политики Приморского края, музеи проводят выездные мероприятия в сотрудничестве с краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Парус надежды" (далее - СРЦН "Парус надежды"), специализированными учебными заведениями. Краевое государственное автономное учреждение культуры "Приморская государственная картинная галерея" организует выезды в специализированные учреждения в целях проведения виртуальных экскурсий для инвалидов.
В период 2014-2018 годов для осуществления полноценной деятельности КГУК "Приморская краевая библиотека для слепых":
изданы тактильные рукодельные книги для маленьких незрячих детей;
приобретена портативная информационная индукционная система;
приобретен Брайлевский дисплей для оборудования рабочего места слабовидящего сотрудника библиотеки;
приобретены тифлофлэшплееры для библиотек-филиалов в г. Артеме и г. Уссурийске и библиотечных пунктов для инвалидов по зрению.
При Приморском краевом драматическом театре молодежи осуществляет деятельность инклюзивная театральная студия "Особенные люди", участниками которой являются инвалиды, дети-инвалиды и граждане, не имеющие инвалидности.
В 2017 году был поставлен первый спектакль студии "Путешествия по грезам" по мотивам сказки "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери и состоялась успешная премьера данного спектакля. В декабре 2017 года был организован показ спектакля в рамках подпрограммы "Доступная среда" для детей-инвалидов, воспитанников коррекционных школ и социально-реабилитационных центров.
7. В сфере физической культуры и спорта функционирует три краевых учреждения.
В период 2014 - 2017 годов проведены мероприятия по созданию условий для доступности краевых объектов спорта для инвалидов и других МГН, в том числе:
в Учебно-тренировочном центре "Олимпиец" (г. Владивосток) переоборудованы санитарные зоны (расширены проемы, устранены барьеры, установлены специальные поручни); установлены специализированные подъемники в бассейне; в коридорах, выходах ликвидированы барьеры для доступа инвалидов-колясочников; установлены специальные поручни в коридорах; переоборудована шахта лифта, установлен новый лифт;
в спортивном комплексе "Ледовая Арена" (с. Чугуевка), в плавательном бассейне (г. Партизанск) в результате проведенных мероприятий для адаптации помещений для инвалидов в полном объеме обеспечен доступ всех категорий инвалидов;
на стадионе "Юность" г. Владивосток в 2017 году проведены следующие виды работ:
выделено 2 специальных парковочных мест для инвалидов;
установка мнемосхемы;
выделение (покраска) бордюр;
установка системы вызова персонала, приобретение и установка системы информирования для слабослышащих групп населения;
маркировка лестничных проемов (в здании) контрастной самоклеящейся лентой;
установка информационно-тактильных знаков с наименованием кабинетов;
замена лестничных поручней внутри здания;
оборудование специальных зрительских мест для инвалидов с навесом;
нанесение пути движения на стадионе до трибун;
тактильная вывеска наименование учреждения;
приобретение и установка стойки металлической с поручнем для уличного размещения мнемосхемы;
приобретение подъемника лестничного мобильного.
КСК "Фетисов-Арена" приобретены и установлены тактильные таблички с шифром Брайля.
В сфере физической культуры и спорта работа с инвалидами организована в 17 организациях адаптивной физкультуры во Владивостокском, Арсеньевском городских округах, Кавалеровском, Кировском, Пограничном, Хасанском и Хорольском муниципальных районах. В других городах и районах Приморского края формой организации работы с инвалидами является проведение соревнований по шахматам, шашкам, дартсу, пауэрлифтингу и другим видам спорта. На спортивных сооружениях инвалидам предоставляются льготные услуги. Например, в городском округе закрытого административно-территориального образования Большой Камень инвалиды бесплатно посещают бассейн спорткомплекса "Звезда", городской тир, тренажерный и теннисный залы.
В Уссурийском городском округе имеется специализированный спортивный зал, оборудованный для занятий инвалидов, в котором данная категория граждан занимается бесплатно.
С 2012 года в целях стимулирования организаций, предоставляющих инвалидам бесплатные услуги по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, предоставлялись субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат и (или) недополученных доходов, возникающих при обеспечении ими занятий адаптивной физической культурой и спортом.
Получателями субсидии являются юридические лица из городов Владивосток, Уссурийск, Находка, Артем, Спасск-Дальний, Октябрьского и Пограничного муниципальных районов. В среднем в данных организациях ежегодно бесплатно физической культурой и спортом занимается 300 - 350 человек.
На основании распоряжения Администрации Приморского края от 18 ноября 2016 года N 553-ра "О создании краевого государственного автономного учреждения "Центр адаптивной физической культуры и адаптивного спорта Приморского края" путем учреждения" в регионе с 2017 года действует КГАУ "ЦАС", целью деятельности которого является обеспечение реализации полномочий министерства физической культуры и спорта Приморского края по осуществлению мер в части развития физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Приморском крае, в том числе реализация мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).
Ежегодно учреждением организуются и проводятся следующие мероприятия:
чемпионат и первенство Приморского края по русским и стоклеточным шашкам, по шахматам по спорту слепых (в среднем количество участников - 110 человек);
краевые соревнования среди лиц с ограниченными возможностями здоровья по шашкам и шахматам (в среднем количество участников - 35 человек);
фестиваль среди лиц с ограниченными возможностями здоровья по баскетболу на колясках и шашкам (в среднем количество участников - 40 человек);
краевые соревнования по плаванию (в среднем количество участников - 60 человек);
краевой фестиваль по настольному теннису среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата;
соревнования, посвященные Олимпийскому дню (проводятся муниципальными образованиями Приморского края, в среднем количество участников - 110 человек);
краевые соревнования, посвященные Дню физкультурника (в среднем количество участников - 60 человек);
открытая краевая спартакиада среди лиц с ограниченными возможностями здоровья среди всех групп инвалидов (в среднем количество участников - 276 человек, 11 территорий);
соревнования, посвященные Всероссийской декаде инвалидов, в 4 муниципальных образованиях Приморского края (в среднем количество участников - 70 человек).
Недостатками в развитии адаптивной физической культуры и спорта являются отсутствие современной спортивно-тренировочной базы для подготовки спортсменов-инвалидов, отсутствие доступа лиц с ограниченными возможностями к большинству объектов спорта, нехватка профессиональных кадров адаптивной физической культуры.
8. По данным ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" на протяжении ряда последних лет в Приморском крае наблюдается рост положительных результатов реабилитации в общей численности инвалидов Приморского края, прошедших реабилитацию. Данный показатель составил:
по результатам 2017 года в отношении инвалидов в возрасте до 18 лет - 25,8%, в возрасте старше 18 лет - 14,4%;
по результатам 2018 в отношении инвалидов в возрасте до 18 лет - 40,2%, в возрасте старше 18 лет - 41,1%.
С 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" вступили в силу поправки в статью 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части закрепления за органами исполнительной власти Приморского края, согласно сферам их деятельности (социальная защита и занятость, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт), следующих полномочий:
разработка перечня мероприятий по исполнению реабилитационных или абилитационных мероприятий, включенных в ИПРА;
представление в ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" информации об исполнении мероприятий, включенных в вышеуказанный перечень.
В соответствии с приказами Минтруда России от 13 июня 2017 года N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" и от 15 октября 2015 года N 723н "Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы" в Приморском крае данная работа органами исполнительной власти организована в электронном виде.
В отдельных случаях передача информации осуществляется на бумажном носителе.
8.1. Здравоохранение.
Порядок работы в эксплуатируемой всеми участниками процесса информационной системе "СКИПРА" в сфере здравоохранения предусматривает, что технологические операции по загрузке вновь поступивших ИПРА из информационной системы ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" (далее - витрина МСЭ) в информационную систему "СКИПРА" и выгрузке данных об исполнении ИПРА из информационной системы "СКИПРА" на витрину МСЭ на регулярной основе осуществляет КГБУЗ "Информационно-технологический центр Приморского края".
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" (далее - ГАУЗ "ККЦ СВМП") в информационной системе "СКИПРА" выполняет распределение полученных из витрины МСЭ ИПРА детей-инвалидов по медицинским организациям-исполнителям по месту их прикрепления на медицинское обслуживание согласно полису обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации-исполнители на регулярной основе в информационной системе "СКИПРА" отслеживают поступившие на исполнение выписки ИПРА и организуют работу по разработке перечня мероприятий по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, который фиксируется ими в данной информационной системе. По завершении мероприятий по реабилитации медицинская организация фиксирует исполнение мероприятий в информационной системе "СКИПРА" и заносит сведения в систему мониторинга деятельности медицинских организаций о выполнении и статусе мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации ИПРА ребенка-инвалида. Сведения заполняются в информационно-аналитической системе "Web-мониторинг показателей здравоохранения Приморского края" в установленные сроки по следующим направлениям: общее число инвалидов, прикрепленных к медицинской организации, из них имеющих разработанную программу ИПРА с перечнем медицинских мероприятий, число уведомленных инвалидов, количество разработанных ИПРА с законченным сроком исполнения, количество выполненных ИПРА из числа разработанных медицинских мероприятий, процент выполнения ИПРА с законченным сроком исполнения. Сведения из информационно-аналитической системы "Web-мониторинг показателей здравоохранения Приморского края" аккумулируются, анализируются, и хранятся в ГАУЗ "Приморский краевой медицинский информационно-аналитический центр".
ГАУЗ "ККЦ СВМП" наряду с функциями распределителя обеспечивает контроль сроков исполнения ИПРА в информационной системе "СКИПРА" и осуществляет выгрузку на витрину МСЭ выполненных медицинскими организациями ИПРА детей-инвалидов при наличии отметки медицинской организации-исполнителя о выполнении всех мероприятий по реабилитации.
Медицинские организации размещают перечень рекомендованных и выполненных реабилитационных мероприятий детям-инвалидам, у которых срок очередного освидетельствования "бессрочно" или 2021 - 2030 годы. Данные ИПРА не подлежат выгрузке на витрину МСЭ, так как программа не завершена, и, следовательно, сведения по данной категории инвалидов не учитываются ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю". В настоящее время программа доработана с учетом ранее представленных предложений только в части возможность выборки по детям-инвалидам.
8.2. Образование.
На территории края работа по исполнению образовательными учреждениями мероприятий ИПРА проводится в информационной системе "СКИПРА" с использованием защищенной сети передачи данных VipNet 6114 в соответствии с приказами департамента образования и науки Приморского края от 24 февраля 2016 года N 178-а "О реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида", от 6 июня 2017 года N 1015-а "О порядке работы по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в информационной системе "СКИПРА".
Муниципальные органы управления образованием, образовательные организации имеют доступ к информационной системе "СКИПРА".
В муниципальных органах управления образованием назначены ответственные координаторы по осуществлению образовательными организациями района мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов.
В сфере образования технологические операции по загрузке из витрины МСЭ вновь поступивших ИПРА в информационной системе "СКИПРА" и выгрузке данных об исполнении ИПРА ребенка-инвалида из информационной системы на витрину МСЭ осуществляет министерство образования Приморского края.
Министерство образования Приморского края в информационной системе "СКИПРА" выполняет распределение полученных из витрины МСЭ ИПРА детей-инвалидов по муниципальным органам управления образованием, краевым общеобразовательным организациям-исполнителям по месту обучения ребенка-инвалида.
Организации-исполнители в информационной системе "СКИПРА" отслеживают поступившие на исполнение выписки ИПРА и организуют работу по разработке перечня мероприятий по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, который фиксируется ими в данной информационной системе. По завершении мероприятий по реабилитации образовательная организация фиксирует исполнение мероприятий в информационной системе "СКИПРА".
Министерство образования Приморского края осуществляет выгрузку на витрину МСЭ выполненных образовательными организациями ИПРА детей-инвалидов при наличии отметки образовательной организации-исполнителя о выполнении всех мероприятий по реабилитации.
В соответствии с федеральным статистическим наблюдением ведется мониторинг обучающихся, являющихся детьми-инвалидами, по уровням образования.
8.3. Физическая культура и спорт.
Взаимодействие с ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" в части получения выписок из ИПРА и предоставления информации об исполнении мероприятий, возложенных ИПРА на министерство физической культуры и спорта Приморского края, осуществляется с использованием информационной системы "СКИПРА" КГАУ "ЦАС".
К мероприятиям по реализации ИПРА в сфере физической культуры и спорта относятся следующие направления:
информирование граждан, в соответствии с полученными выписками, об имеющихся возможностях по льготному (бесплатному) тренировочному процессу для инвалидов, детей-инвалидов в Приморском крае (осуществляется путем рассылки информационных писем гражданам, либо посредством телефонной связи);
интеграция инвалидов, детей-инвалидов в организованные тренировочные мероприятия (осуществляется через подачу заявления о зачислении в группы занятий от инвалида, ребенка-инвалида или его законного представителя в КГАУ "ЦАС").
Кроме этого, в рамках реализации мероприятий ИПРА осуществляется проведение краевых соревнований среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Приморского края на соответствующий год.
8.4. Социальная защита и занятость.
Министерством труда и социальной политики Приморского края проводятся мероприятия по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов.
Налажено взаимодействие с ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" по получению выписок из ИПРА и предоставлению информации об исполнении мероприятий из ИПРА в электронном виде посредством витрины МСЭ.
Выписки из ИПРА в электронном виде поступают в государственную информационную систему Приморского края "Адресная социальная помощь" (далее - ИС ПК АСП).
Все учреждения, находящиеся в ведении министерства труда и социальной политики Приморского края, подключены к ИС ПК АСП и при обращении инвалида, ребенка-инвалида имеют информацию о выданной ему ИПРА и рекомендованных мероприятиях социальной и профессиональной реабилитации.
При выполнении мероприятий из ИПРА сотрудники учреждений, находящихся в ведении министерства труда и социальной политики Приморского края, проставляют в ИС ПК АСП отметки о выполнении соответствующих мероприятий реабилитации. Информация в отношении выполненных мероприятий еженедельно выгружается на витрину МСЭ. При наличии в информационной системе выписки из ИПРА граждан, которым инвалидность установлена бессрочно, информация о выполнении мероприятий реабилитации в отношении таких граждан также выгружается на витрину МСЭ.
9. В рамках государственных программ Приморского края, муниципальных программ реализуются мероприятия, в том числе направленные на формирование безбарьерной среды.
На территории Приморского края насчитывается более 200 оборудованных парковочных мест, находящихся вблизи административных зданий, различных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, созданных с соблюдением требований ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 года N 1425-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", об установлении опознавательного знака "Инвалид" при обозначении парковочных мест, предназначенных для автомобилей, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид", и применении таблички "Инвалиды" совместно со знаком для указания, что парковка (парковочное место) отведена для стоянки указанных автомобилей.
На территории Приморского края расположено 10 крупных железнодорожных вокзалов: Арсеньев, Владивосток, Дальнереченск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Гродеково, Ружино, Сибирцево, Тихоокеанская, Хасан. В залах ожидания выделены места, имеются пентаграммы - указатели маршрута движения.
На вокзальном комплексе станции Владивосток, вокзале станции Хасан оборудованы пандусы и обустроены туалеты для инвалидов. Для инвалидов-колясочников оборудовано дополнительное окно справочного бюро на вокзале станции Владивосток на высоте 0,8 м от уровня пола. На вокзале станции Дальнереченск переоборудован туалет для инвалидов.
Во время ремонта вокзала и пассажирской платформы станции Уссурийск проведена работа по обустройству центрального входа, входа со стороны станции в здание вокзала пандусами, тремя пандусами оборудованы лестничные марши на перронной платформе, выполнены работы по устройству туалета для инвалидов в западном крыле здания вокзала.
Для обеспечения доступной среды для инвалидов была произведена поставка 4 единиц техники для беспрепятственного передвижения инвалидов на вокзальных комплексах и для посадки в вагон (платформа подъемная мобильная вертикальная для инвалидов на вокзальные комплексы станций Владивосток, Спасск-Дальний, Сибирцево; подъемная платформа с наклонным перемещением для инвалида на вокзальный комплекс станции Владивосток). Запланирована поставка подъемника мобильного гусеничного лестничного на вокзал станции Владивосток.
Для удобства просмотра информации о прибытии/убытии поездов, наличии мест и билетов на поезда на вокзале станции Владивосток установлены 2 информационные справочные установки пассажира системы "Экспресс - 3" настенного варианта. Поставка информационных установок планируется в дальнейшем до полного укомплектования всех вокзалов.
Железнодорожные вокзалы Арсеньев, Владивосток, Дальнереченск, Уссурийск, Гродеково, Сибирцево, Хасан обустроены пандусами для беспрепятственного пользования вокзальным комплексом.
Произведен ремонт посадочной платформы с нанесением тактильных направляющих на железнодорожных вокзалах Хасан и Сибирцево, нанесена контрастная маркировка на стеклянные поверхности входных групп и краевые ступени лестничных маршей на вокзалах, проведен ремонт санитарных комнат железнодорожного вокзала Уссурийск для инвалидов с учетом уширения дверных проемов, тактильных направляющих.
Установлено индукционное оборудование (петли) "Исток" для людей с ослабленным слухом на железнодорожных вокзалах Владивосток, Хасан, Гродеково, Ружино, Уссурийск, Тихоокеанская, Сибирцево, Дальнереченск.
Обустроена санитарная комната для инвалидов в здании железнодорожных вокзалов Тихоокеанская и Ружино, произведена поставка подъемного оборудования по перемещению по лестничным маршам на железнодорожные вокзалы Гродеково и Тихоокеанская, проведен ремонт санитарных комнат железнодорожного вокзала Владивосток для инвалидов с учетом уширения дверных проемов, исключения порогов.
В целях создания оптимальных условий обслуживания всех категорий инвалидов и маломобильных граждан на воздушном транспорте акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" реализует свою комплексную программу.
В АО "Международный аэропорт Владивосток" имеется комната по обслуживанию маломобильных пассажиров, в которой квалифицированный персонал предоставляет комфортные условия пребывания, осуществляется персональная помощь при нахождении пассажира в терминале, по прохождению паспортного и таможенного контроля, посадке и высадке из воздушного судна.
На привокзальной площади АО "Международный аэропорт Владивосток" выделены специальные парковочные места, обозначенные придорожными знаками с нанесением разметки на асфальтовом покрытии, оборудованные прямым каналом связи с персоналом комнаты по обслуживанию маломобильных пассажиров.
Комната по обслуживанию данной категории пассажиров оснащена инвалидными креслами: два моделирующих инвалидных кресла с откидной спинкой, пять современных кресел-каталок, коляска узкая для передвижения на борту воздушного судна, каталка с гидроприводом и щит для транспортировки спинальных больных, также имеется в наличии санитарный автомобиль для транспортировки пассажиров к борту воздушного судна.
Для инвалидов с нарушением зрения выделен специальный пешеходный путь (тактильная плитка) от автобусной остановки до входных групп аэровокзального комплекса. Ограждающие стеклянные конструкции вокруг входных групп в здание аэровокзального комплекса обозначены яркой контрастной маркированной краской желтого цвета.
В аэровокзальном комплексе применяется акустическое, тактильное, визуальное информационное сопровождение инвалидов всех категорий. Основные пути следования для пассажиров данной категории дублируются лифтами и эскалаторами.
По всему периметру и на всех этажах здания терминала имеются туалетные комнаты, специально предназначенные для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, оборудованные переговорными устройствами, обеспечивающими связь с комнатой маломобильных пассажиров.
В АО "Международный аэропорт Владивосток" проведены мероприятия по обследованию состояния доступности объекта транспорта для пассажиров с инвалидностью и других лиц с ограниченной мобильностью с привлечением специалистов отдела департамента труда и социальной защиты Приморского края по Артемовскому городскому округу, представителей общества инвалидов г. Артема Приморской краевой организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", получен паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) от 16 февраля 2017 года N ДТП 169-9. Итоговое заключение о состоянии доступности: "Доступен полностью всем".
В Приморском крае существует сеть аэропортов и посадочных площадок, предназначенных для обслуживания воздушных судов, выполняющих полеты на местных воздушных линиях (далее - МВД).
С учетом социально-экономической значимости для региона сети аэропортов МВД Администрацией Приморского края на базе аэродромов Пластун и Кавалерово создано краевое государственное унитарное авиационное предприятие (далее - КГУАП) "Пластун Авиа".
В состав КГУАП "Пластун Авиа" входят 14 посадочных площадок.
В настоящее время 9 посадочных площадок (п/п "Амгу", п/п "Кавалерово", п/п "Пластун", п/п "Светлая", п/п "Терней", п/п "Дальнегорск", п/п "Дальнереченск", п/п "Преображение", п/п "Восток") отвечают требованиям транспортной безопасности и полностью приспособлены для обслуживания инвалидов и МГН.
На территории Приморского края расположены 3 морских вокзала: морской вокзал Владивосток, международный грузопассажирский терминал в пос. Зарубино, вокзал морских прибрежных сообщений.
На морском вокзале Владивосток организована служба сервиса, которая оказывает помощь инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями передвижения в прохождении пограничного и таможенного контроля, сопровождении по вокзалу. Вокзал не имеет необходимого технического оборудования для самостоятельного передвижения инвалидов-колясочников.
Международный грузопассажирский терминал в пос. Зарубино оснащен пандусами для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями передвижения.
Вокзал морских прибрежных сообщений не имеет барьеров для пользования им маломобильной категорией граждан.
Перевозки на общественном автомобильном транспорте в Приморском крае осуществляют коммерческие транспортные компании и муниципальные предприятия. Перевозки на электрическом наземном транспорте осуществляются только муниципальными предприятиями. Создание оптимальных условий обслуживания всех категорий инвалидов на объектах транспортного комплекса осуществляется в рамках комплексных программ коммерческих компаний и планов мероприятий органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.
10. Для обеспечения информацией инвалидов с нарушениями органов зрения и слуха 372 единицы (26%) пассажирского транспорта оборудованы автоматическими речевыми информаторами, 26 единиц (2%) - электронными информационными табло, 441 автобус (30%) - дополнительными поручнями.
На остановках общественного транспорта устанавливаются электронные табло, отображающие информацию о времени прибытия пассажирских автобусов. Помимо времени прибытия маршрутов информационные панели дополнены данными о температуре воздуха и текущем времени.
В течение последних лет в Приморском крае существенно повысился уровень распространения информационно-коммуникационных технологий.
В Приморском крае имеется успешный опыт предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме: запись на прием к врачу, оформление загранпаспорта, регистрация транспортных средств, предварительная запись на государственную регистрацию брака и др., а также автоматизация оказания коммерческих услуг (оплата за услуги связи, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Успешно функционируют краевые отраслевые информационные системы в сфере образования - электронная школа Приморья, а также здравоохранения, социальной защиты населения, потенциально пригодные для преобразования в функциональные системы электронного правительства.
Введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс портала государственных и муниципальных услуг Приморского края. На нем размещена информация о 3302 услугах, в том числе на портале представлено 518 региональных услуг и 2591 муниципальная услуга.
В сети Интернет созданы официальные сайты исполнительных органов государственной власти Приморского края, на которых открыты версии для слабовидящих. На официальных сайтах размещается информация о деятельности Правительства Приморского края, органов исполнительной власти. Обеспечена возможность доступа населения к формам документов и направлению обращений.
В целях выявления проблем граждан с инвалидностью, формирования в обществе уважительного отношения к правам инвалидов в средствах массовой информации Приморского края, включая телевизионные и интернет-ресурсы, регулярно размещаются информационные материалы, касающиеся основных аспектов жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями здоровья.
В эфире краевого государственного бюджетного учреждения "Общественное телевидение Приморья" осуществляется субтитрование ежедневных новостных программ.
11. Согласно распоряжению Администрации Приморского края от 5 декабря 2017 года N 518-ра "О введении в опытную эксплуатацию системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Приморского края" с 5 декабря 2017 года в регионе введена в опытную эксплуатацию система обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
К данной системе подключены 113 служб по всему краю.
Для вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" инвалиды с нарушением слуха могут использовать средства связи (телефонные устройства с текстовым выходом), которые включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Устойчивый прием коротких текстовых сообщений для системы "112" осуществляется ОАО "МТС". В дальнейшем все операторы связи, предоставляющие услуги жителям Приморского края, должны обеспечить прием коротких текстовых сообщений на номер "112" и системы будет функционировать в режиме постоянной эксплуатации.
12. В Приморском крае предоставление инвалидам по слуху услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) и обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется ГУ - Приморское региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Обучение детей с нарушением слуха и зрения в Приморском крае, в том числе детей-инвалидов, осуществляется краевыми государственными общеобразовательными бюджетными учреждениями (далее - КГОБУ) "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида", "Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад II вида", "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV видов", "Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида".
КГОБУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида" является специализированным учреждением для детей с нарушением слуха. В этом учреждении обеспечивается обучение и воспитание глухих детей, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии у обучающихся с нарушением слуха, широкое использование слуховой аппаратуры и другого реабилитационного оборудования с учетом степени и характера нарушения слуха.
КГОБУ "Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад II вида" является специализированным учреждением для детей с нарушением слуха в возрасте от 3 до 12 лет. В соответствии с методикой обучения дошкольников и учащихся начальной школы в обучении используются таблички и дактилирование. Программа обучения не предусматривает использование жестовой речи.
КГОБУ "Коррекционная школа-интернат III - IV видов" является специализированным учреждением для детей с нарушением зрения, в котором составлена и реализуется программа, рассчитанная на 12 лет обучения. В учебный план III - IV видов включены индивидуально-групповые занятия в 5 - 10 классах и коррекционные курсы: ритмика, лечебная физическая культура, массаж, охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, социально-бытовая и пространственная ориентировка с 1 по 12 класс.
В школе функционирует структурное подразделение - Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов Приморского края, в котором обучается 2 незрячих ребенка, 18 - слабовидящих, 12 - с нарушением слуха, 1 - слепоглухой.
Для каждого учащегося составлены индивидуальные учебные программы с учетом медицинского диагноза, уровня обученности. Отдельным блоком в программе выделен здоровьесберегающий аспект: экология программы для сохранения здоровья и ограничения вредного воздействия компьютерного оборудования на ребенка. Для каждого учащегося, в зависимости от медицинского диагноза, индивидуальной программы реабилитации, подобран специализированный комплект компьютерного оборудования и программного обеспечения.
В учебном и воспитательном процессах педагоги используют компьютерные, информационно-коммуникационные, проектно-исследовательские, сетевые, дистанционные технологии, технологии личностно-ориентированного образования, электронные и цифровые образовательные Интернет-ресурсы, программу голосового управления компьютером для слепых и слабовидящих Jaws, брайлевское оборудование (принтер, дисплей), электронную лупу, специальное программное обеспечение для увеличения изображения части экрана "Экранная лупа", "Экранный диктор".
В ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию. Большое внимание уделяется коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
Учащиеся с нарушенным слухом включены в процесс активной деятельности. У слабослышащих учащихся учителя формируют адекватную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей.
КГОБУ "Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида" является специализированным учреждением для слабовидящих и поздноослепших детей. Данным учреждением реализуются адаптированные программы дошкольного образования (нормативный срок - 3 года) и начального общего образования (нормативный срок - 4 года).
Учителя, работающие с детьми, систематически повышают квалификацию путем самообразования, обучения на различных курсах, участия в работе семинаров, вебинаров.
Русскому жестовому языку в рамках подпрограммы обучились 76 специалистов, в том числе 56 социальных работников, 20 специалистов краевых учреждений физической культуры и спорта.
13. Несмотря на проводимую работу по решению проблем инвалидов и других МГН, в настоящее время в Приморском крае окончательно не сформирована система безбарьерной среды жизнедеятельности этих категорий граждан для интеграции их в общество, организационно-методического и информационного обеспечения данной проблемы.
В рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2013 - 2021 годы" и подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края на 2020 - 2027 годы" в 2014 - 2020 годах мероприятия по адаптации проведены на 1091 объекте. Доля доступных объектов, включенных в реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов (1759 объектов), возросла с 25% до 62,0%.
По результатам научно-исследовательских работ, проведенных Приморским научно-исследовательским центром социологии в 2019 году, доля граждан, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, составляет 40,2% в общей численности опрошенных (в 2014 году - 20%).
Результаты исследований продемонстрировали подчеркнуто толерантное отношение жителей Приморского края к людям с ограниченными возможностями здоровья. Более 54,7% опрошенных признают навыки, достоинства и способности инвалидов. Большинство респондентов (79,5%) считают, что общество не может считаться нормальным без включения инвалидов в социальную активность.
Вместе с тем полученные данные позволяют говорить о том, что общество в целом пока не в полной мере готово к принятию инвалидов, к постоянному взаимодействию с ними в повседневной жизни. Только половина опрошенных склоняется к тому, что люди с ограниченными возможностями могут быть безболезненно интегрированы в общество, 42,3% считают, что социальная дистанция между инвалидами и не инвалидами пока не может быть преодолена.
При этом 58,4% опрошенных инвалидов уверены, что отношение общества к инвалидам стало более внимательным.
Для обеспечения эффективной социальной интеграции, преодоления социальной эксклюзии инвалидов Приморского края необходимо решение следующих проблем:
1) не в полной мере решена задача обеспечения доступности услуг социальной сферы для инвалидов. В значительной части зданий, в которых размещены учреждения и организации, предоставляющие услуги в социальной сфере, отсутствует беспрепятственный доступ и возможность свободного перемещения в помещениях для инвалидов и других МГН нарушением различных функций передвижения и ориентации.
Обустройство (дооснащение) зданий специальными приспособлениями, облегчающими пребывание в них инвалидов и других МГН, позволит повысить комфортность условий пребывания, компенсировать утраченные функции организма, что будет способствовать полной адаптации инвалида в обществе;
2) передвижение по улицам и пользование автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования не отвечает современным требованиям доступности для инвалидов и других МГН.
В целях решения данной проблемы необходимы реконструкция и оборудование сети тротуаров и переходов, приобретение специальных автобусов и троллейбусов, адаптированных для инвалидов и других МГН;
3) отсутствует должное внимание, в том числе со стороны собственников, к проблеме беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам жизнедеятельности и предоставляемым услугам.
Наличие указанной проблемы приводит к низкой трудовой и социальной активности инвалидов, а также к высокой социальной зависимости и вынужденной изоляции, негативно отражается на качестве их жизни, образовательном и культурном уровне;
4) отмечается равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании.
Для преодоления социальной разобщенности (отношенческих барьеров) необходима активизация работы по проведению соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных мероприятий.
Для продолжения работы по повышению уровня доступности объектов и услуг в Приморском крае в первую очередь необходимо точно и объективно оценить ситуацию, определить приоритеты, последовательность действий и объем финансовых ресурсов, необходимых для решения проблемы.
Для этого необходима консолидация усилий не только органов государственной власти Приморского края, но и органов местного самоуправления, общественных организаций, иных некоммерческих организаций, а также представителей бизнеса.
Таким образом, решение проблемы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Приморском крае возможно лишь путем реализации дополнительных мер с использованием комплексного программно-целевого метода.
14. Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов развития доступной среды для инвалидов и других МГН могут стать: разрозненные действия органов исполнительной власти Приморского края, снижение их ответственности, бессистемное решение стоящих перед государством задач в этой области, нерациональное использование бюджетных средств, незначительное внимание к проблеме обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к предоставляемым услугам.
Соответственно в рамках подпрограммы необходимо продолжить системную работу, направленную на повышение доступности объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в том числе приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в целях обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН, а также оказания им содействия в получении доступа к объектам социальной инфраструктуры и социально-бытовых услуг, на реализацию мероприятий по предоставлению услуг МГН в альтернативных формах, повышению доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, содействию их социальной интеграции.
Подпрограмма является инструментом налаживания взаимодействия и выработки общих подходов исполнительных органов государственной власти Приморского края к реализации эффективных мер по формированию доступной среды к объектам социальной инфраструктуры, информации, средствам коммуникаций и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, к услугам в сферах здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и спорта.
Реализация подпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. Управление рисками входит в систему управления подпрограммой:
отсутствие ожидаемых конечных результатов подпрограммы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;
дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий подпрограммы;
снижение финансирования подпрограммы.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг изменения состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в Приморском крае, ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых показателей.
Снижение финансирования подпрограммы не позволит реализовать в полном объеме выполнение отдельных мероприятий, что, в свою очередь, повлечет изменение сроков достижения поставленных целей и в итоге повлияет на ожидаемые результаты.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.