Методические рекомендации МР 2.2.0244-21
"Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 17 мая 2021 г.)
Введены впервые
I. Область применения и общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения безопасных для человека условий труда.
1.2. Методические рекомендации не распространяются в отношении условий труда водолазов, космонавтов, условий выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач.
1.3. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленные гигиенические нормативы*.
1.4. В случае наличия методических документов, определяющих возможность учёта влияния отдельных видов реализуемых профилактических мероприятий на уровни факторов, воздействующих на работающего, имеется возможность учета реализованных мероприятий при принятии решения о соответствии или несоответствии текущего уровня фактора установленным гигиеническим нормативам.
1.5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают и выполняют перечень мероприятий по улучшению условий труда, направленных на снижение рисков для здоровья человека. Источником информации для разработки данного перечня являются результаты производственного контроля и специальной оценки условий труда. Данная норма призвана унифицировать объем форм, используемых специалистами в сфере охраны и гигиены труда, в частности исключить необходимость формирования иных документов, кроме предусмотренных пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 8 части 1 статьи 15"
II. Рекомендации к организации производственного контроля за условиями труда
2.1. Производственный контроль за условиями труда - это внутренний производственный контроль, который обязаны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и выполнением санитарно-профилактических мероприятий.
Производственный контроль проводится в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требованиями СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - СП 2.2.3670-20).
2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают Программу производственного контроля за условиями труда.
2.3. Программа производственного контроля за условиями труда содержит 3 раздела:
2.3.1. Первый раздел - "Перечень должностных лиц (работников) юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля";
2.3.2. Второй раздел - "Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований".
2.3.2.1. Определён исчерпывающий перечень источников информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам. Основой является документация изготовителя (производителя), эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые в технологическом процессе. В обязательном порядке применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля работодателем при осуществлении производственной деятельности. Необходимо отметить, что отсутствие факторов в одном из источников информации не является основанием для его исключения из производственного контроля, в случае если он был идентифицирован в другом источнике информации.
Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда, в ходе которой и должны быть идентифицированы факторы, подлежащие в дальнейшем производственному контролю.
При выявлении нарушений при проведении специальной оценки условий труда экспертиза качества СОУТ может быть проведена в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
2.3.2.2. Ответственность за определение номенклатуры, объема и периодичности производственного контроля возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля определяются не в произвольном порядке, а в соответствии с установленными требованиями и нормами. В частности, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации производственного контроля необходимо учитывать требования стандартов безопасности труда, до момента принятия соответствующих технических регламентов.
2.3.2.3. Порядок организации производственного контроля и проведения замеров для различных факторов и видов работ определяется следующим образом:
1. Химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия:
- периодичность контроля максимально-разовых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливается в зависимости от класса опасности вредного вещества (п. 4.2.5 ГОСТ 12.1.005):
- для I класса - не реже 1 раза в 10 дней,
- II класса - не реже 1 раза в месяц,
- III и IV классов - не реже 1 раза в квартал.
- при установленном соответствии содержания вредных веществ III, IV классов опасности уровню ПДК допускается проводить контроль не реже 1 раза в год;
- периодичность контроля среднесменных концентраций должна быть не реже 1 раза в год (п. 4.3.2 ГОСТ 12.1.005).
2. Физические факторы. Контроль проводится только в отношении факторов, которые не соответствуют гигиеническим нормативам, а также после реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
Шум - ранее не реже 1 раза в год (п. 3.3 ГОСТ 12.1.003), рекомендуется устанавливать по согласованию с организациями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, и указывать в регламенте безопасного ведения работ (п. 6.2 ГОСТ 12.1.003).
Световая среда - 1 раз в год, а также при наличии жалоб на освещение (п. 4.1 МУК 4.3.2812-10 "Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест").
Периодичность контроля вибрации на рабочих местах, проводимого работодателем, рекомендуется устанавливать по согласованию с организациями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, и указывать в регламенте безопасного ведения работ. Минимально рекомендуемая частота контроля вибрации для целей внутреннего контроля - 1 раз в год (пп. 3, 5 ГОСТ 12.1.012).
Напряженность электростатического поля - при приеме в эксплуатацию новых электроустановок высокого напряжения постоянного тока, при вводе нового технологического процесса, сопровождающегося электризацией материалов при каждом изменении конструкции электроустановок и технологических процессов и после проведения ремонтных работ, при организации нового рабочего места (п. 2.1 ГОСТ 12.1.045).
Напряженность электрического поля промышленной частоты - 1 раз в два года, а также при приемке в эксплуатацию новых электроустановок, при организации новых рабочих мест, при изменении конструкции электроустановок и стационарных средств защиты от электрического поля, при применении новых схем коммутации (п. 2.6 ГОСТ 12.1.002 (в порядке текущего санитарного надзора).
Электромагнитные поля радиочастотного диапазона - 1 раз в год, а также при вводе в действие новых установок; при внесении изменений в конструкцию, размещение и режим работы действующих установок; во время и после проведения ремонтных работ, которые могут сопровождаться изменением излучаемой мощности; при внесении изменений в средства защиты от ЭМП; при организации новых рабочих мест (п. 2.4 ГОСТ 12.1.006);
Микроклимат - не реже 1 раза в год (п. 2.7 СП 2.2.3670-20).
3. Факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Минимальная частота проведения замеров тяжести и напряжённости трудового процесса требованиями санитарных правил не установлена. Учитывая положения п. 1.1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" допускается использование результатов оценки тяжести и напряжённости трудового процесса, полученных в ходе проведения специальной оценки условий труда (частота проведения специальной оценки условий труда требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлена не реже 1 раза в 5 лет).
4. Биологический фактор - в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год (п. 2.8 СП 2.2.3670-20). Для целей определения классов чистоты предлагается использовать:
- приложение 3 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
- таблица 5.30 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
2.3.2.4. Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды на рабочих местах может быть сокращена, но не реже чем 1 раз в год для химических факторов и АПФД (за исключением веществ остронаправленного действия), в случаях, если на них не отмечается в течение 3 лет и более, превышений гигиенических нормативов по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями аккредитованными в установленном порядке, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-профилактических мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности выше среднего уровня в данном муниципальном образовании, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, отсутствия обращений и жалоб граждан по результатам рассмотрения которых подтверждены доводы о неудовлетворительных условиях труда на предприятии.
Оценка обоснованности предложений по сокращению хозяйствующими субъектами периодичности производственного лабораторного контроля проводится федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.3.2.5. Периодичность лабораторного контроля физических факторов, подпадающих под критерии, установленные п. 2.7 СП 2.2.3670-20, в случае отсутствия установленных требований законодательства и национальных стандартов, принимается один раз в год.
2.3.2.6. В обязательном порядке лабораторные исследования и испытания на рабочих местах в рамках производственного контроля проводятся после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
В соответствии с положениями п. 1.1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при осуществлении производственного контроля могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
2.3.2.7. Лабораторные исследования и испытания могут быть проведены юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно или с привлечением иной лаборатории (центра), аккредитованного в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
Исходя из требований п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Учитывая, что данные производственного контроля в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" могут применяться для целей специальной оценки условий труда, требования к организации производственного контроля должны соответствовать Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Кроме того, в соответствии с п. 5 приказа Минтруда России от 16.12.2019 N 796н "О внесении изменений в Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 996н" в случае отсутствия результатов исследований (испытаний) и измерений АПФД, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного на данных рабочих местах производственного контроля за условиями труда, за последний год, условия труда на рабочих местах по фактору АПФД следует относить к вредным условиям труда: третьей степени, третьего класса.
Исходя из вышеизложенного измерения для целей производственного контроля, могут осуществляться только аккредитованными лабораториями.
2.3.2.8. Подтверждением выполнения производственного контроля за условиями труда являются протоколы лабораторных испытаний.
2.3.3. Третий раздел - "Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования); количество лиц, непосредственно контактирующих с данными веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий)".
2.3.3.1. Информацию о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами в программу производственного контроля за условиями труда, рекомендуется вносить в виде таблицы.
Таблица
Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами
Tехнологические процессы при которых используются канцерогенные вещества |
Структурное подразделение (участок, цех), профессии |
Профессия (должность) |
Факторы производственной среды и производственные процессы, обладающие канцерогенными свойствами* |
Количество лиц, контактирующих с канцерогенными веществами |
|
всего |
в т.ч. женщин |
||||
|
|
|
|
|
|
______________________________
Примечание:
* - наименование канцерогенных химических, физических и биологических факторов, производственных процессов должно быть указано в соответствии с приложением 2 СП 2.2.3670-20.
2.3.3.2. В качестве источника информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, может быть использован ранее согласованный с органами Роспотребнадзора "Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации".
2.3.3.3. Наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее согласованного "Санитарно-гигиенического паспорта канцерогеноопасной организации" не освобождает от необходимости включения информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами в Программу производственного контроля.
2.3.3.4. Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, актуализируется после проведения реконструкции, изменения режимов технологических процессов, смене применяемых сырья и материалов, но не реже 1 раза в 5 лет. Следует отметить, что указанное касается только изменений технологических процессов, связанных с использованием канцерогенных веществ и факторов.
III. Рекомендации к разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника
3.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в целях предупреждения вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника предусматривают разработку и внедрение следующих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий:
- технологические и технические;
- организационные;
- организацию лечебно-профилактического питания;
- применение средств индивидуальной защиты.
Приведенные мероприятия являются взаимодополняемыми и не могут быть использованы в качестве единственного метода, направленного на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника.
3.2. При разработке и внедрении технологических и технических мероприятий следует (при наличии технической возможности) устранять, предотвращать или уменьшать опасность в источнике образования и распространения вредных и (или) опасных производственных факторов.
Решение о наличии или отсутствии технической возможности определяется индивидуально в каждой конкретной ситуации, в качестве доводов может использоваться факт наличия или отсутствия аналогичных технических решений на других объектах в данной отрасли (виде экономической деятельности).
3.3. Организационные мероприятия направлены на снижение времени неблагоприятного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работника.
К одним из организационных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития заболеваний среди работников является организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Полномочия контроля за организацией медицинских смотров со стороны органов Роспотребнадзора закреплены в силу положений ст. 34 "Обязательные медицинские осмотры" Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
3.4. Непосредственное регулирование системы организации медицинских смотров в силу положений 213 ст. TK РФ регулируются приказами Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" и Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".
Исходя из требований части 4 ст. 213 ТК РФ "Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти". В связи с чем имеется однозначное разделение понятий "вредные и опасные производственные факторы" и "работы".
Перечень факторов определен приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры".
В соответствии со статьей 209 ТК РФ "Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию". Учитывая, что из перечня факторов исключена оговорка относительно уровней воздействия факторов производственной среды и трудового процесса, текущие формулировки текста приказа устанавливают требования к обязательному проведению медицинского смотра всем лицам, у которых на рабочих местах имеются (идентифицированы) вредные и опасные факторы указанные в приказе Минтруда России N 988н независимо от установленного класса условий труда.
Виды работ и порядок организации медицинских смотров установлен приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры". Соответственно все требования, изложенные в данном приказе, касаются исключительно работ и не затрагивают вопросы вредных и опасных факторов. В пункте 20 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н указано, что "Периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта; организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку". Соответственно в данном приказе в дополнение к лицам, работающим с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащим обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (далее по тексту ПМО) установлено ещё 3 категории лиц, подлежащих ПМО, зафиксированных в тексте и приложениях к приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.
Исходя из текста представленных документов имеется только один случай, устанавливающий ограничения к проведению медицинских смотров в зависимости от установленного класса условий труда (подклассы 3.1-3.4, класс 4) - это медицинские осмотры, которые должны проводиться в центре профпатологии (п. 40 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н).
3.5. С позиций надзора за организацией медицинского осмотра и формируемых документов органы Роспотребнадзора контролируют:
1. Факт и сроки поступления списков работников, которые проходят медицинские осмотры в адрес орган# федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.
2. Содержание данных списков: перечень лиц, подлежащих ПМО; перечень факторов, который должен содержать: все факторы, идентифицированные на рабочих местах в соответствии с приказом Минтруда России N 988н; перечень работ в соответствии с приказом Минздрава России N 29н.
3. Факт выдачи направлений на медицинский осмотр (под роспись).
4. Соблюдение сроков прохождения медицинских смотров, основным документом в данном случае является заключение по результатам осмотра;
5. Соблюдение требования о направлении отдельных категорий лиц в центры профессиональной патологии
6. Привлечение работодателя и органов Роспотребнадзора к формированию заключительного акта. Фактом, подтверждающим привлечение всех сторон к составлению акта, может являться наличие подписей и печатей участвующих сторон. Принимая во внимание отсутствие обязательных форм заключительного акта в составе Приказа N 29н, наличие подписей и печатей со стороны Работодателя и Роспотребнадзора может быть утверждено в рекомендованных формах на региональном уровне.
3.6. Лечебно-профилактическое питание направлено на повышение сопротивляемости организма к определенным профессиональным вредностям, ограничению накопления в организме вредных веществ. Вид и объем лечебно-профилактического питания определяется характером действующего агента, а также продолжительностью контакта с ним.
3.7. Использование средств индивидуальной защиты в числе приоритетов мер по улучшению условий труда занимает последнее место.
3.7.1. Средства индивидуальной защиты, используемые работниками должны отвечать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011).
IV. Рекомендации к разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при работе с отдельными факторами и технологическими процессами на этапе эксплуатации, реконструкции и модернизации производства
4.1. Химические вещества, которые могут выделяться в воздух рабочей зоны при осуществлении технологических процессов, а также применении оборудования и инструментов должны соответствовать гигиеническим нормативам, изложенных в СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Не допускается применение химических веществ, не имеющих и утверждённых в установленном порядке гигиенических нормативов. Применение химических веществ предполагает их использование в качестве исходного сырья и материалов, т.е. целенаправленное использование какой-либо химической субстанции в технологическом процессе, что должно быть отражено в технической документации или рецептурах.
4.2. При применении транспортеров для транспортировки пылящих материалов постоянные рабочие места, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и наблюдением за работой транспортных систем, оборудуются средствами пылеудаления и (или) пылеподавления.
Следует считать, что средства пылеудаления и (или) пылеподавления устанавливаются в местах перегрузки. Выбор методов пылеудаления и (или) пылеподавления (переход на закрытые способы транспортировки, укрытие мест пылеобразования, орошение, аспирация и т.д.) юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют самостоятельно.
4.3. Для расчета количества аварийных комплектов СИЗ следует исходить из максимального количества работающих в данном производственном помещении (складе) в смену.
4.4. Пескоструйные работы на открытых площадках с применением сухого песка не запрещены, однако в соответствии с п. 4.11 СП 2.2.3670-20 технологические процессы, характеризующиеся применением, образованием и выделением пыли, должны быть механизированы или автоматизированы; предусматривать способы подавления пыли в процессе ее образования с применением воды или других средств.
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
4.6. При осуществлении технологических процессов, характеризующихся образованием и выделением пыли в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют подбор СИЗ органов дыхания с учетом концентраций пыли в воздухе рабочей зоны и устанавливают режимы их применения.
4.7. Выбор вида средств, для обеспечения требуемого воздухообмена в помещениях без естественного проветривания осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно.
4.8. В целях исключения вторичного загрязнения воздуха рабочей зоны, ухудшения параметров световой среды воздуховоды вентиляционных систем, пол, стены и элементы строительных конструкций цехов, проемы и поверхности окон, арматура освещения очищаются от пыли и копоти не реже одного раза в три месяца. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в зависимости от интенсивности загрязнения пылью могут установить более частый режим уборки. Подтверждением выполнения требований положений п. 4.24 могут служить организационно-распорядительные документы хозяйствующего субъекта, регламентирующие организацию уборки, наряд-допуски на проведение таких работ и др.
4.9. Зоны с эквивалентным уровнем звука выше гигиенических нормативов должны быть обозначены предписывающим знаком МОЗ "Работать в защитных наушниках" в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
V. Рекомендации к производственным зданиям, помещениям и сооружениям
5.1. Важным гигиеническим требованием является достаточность кубатуры и площади помещения на одного работающего.
В СП 2.2.3670-20 установлена минимальная площадь помещений для одного работника вне зависимости от вида выполняемых работ. Минимальный требуемый объем помещений, на одного работника (для постоянных рабочих мест) зависит от вида выполняемых работ, в соответствии с категориями работ по интенсивности энергозатрат:
- не менее 15 при выполнении легкой физической работы с категорией энергозатрат Iа-Iб;
- не менее 25 при выполнении работ средней тяжести с категорией энергозатрат IIа-IIб;
- не менее 30 при выполнении тяжелой работы с категорией энергозатрат III.
5.2. Работы с интенсивными энергозатратами характерны для большинства технологических процессов в металлургической, машиностроительной, химической и других отраслей промышленности величины помещений, что определяется размерами оборудования и потребностью рационального его обслуживания.
Категории работ по уровню энергозатрат организма приведены в таблице 5.1 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Информация о категории работ по уровню энергозатрат организма применительно к конкретному рабочему месту содержится в протоколе проведения исследований (испытаний) и измерений микроклимата.
Информация об объемно-планировочных решениях объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения содержится в проектной документации.
5.3. Для ряда технологических процессов важное значение имеет внутренняя отделка помещений, в частности использования материалов, которые не сорбируют яды и не превращаются в дальнейшем в источник их выделения. Например, при использовании ртути стены могут быть покрыты плитками, эмалевыми или масляными красками.
5.4. Входы в производственные здания и сооружения оборудуются приспособлениями для очистки обуви. Под приспособлениями для очистки обуви понимаются устройства или комплекс мер, направленных на очистку обуви от загрязнений (грязь, снег, пыль, влага и др.).
Необходимость оборудования входов в производственные здания и сооружения приспособлениями для очистки обуви не зависит от погодных условий и времени года.
Право выбора устройств или комплекса мер для очистки обуви остается за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
5.5. Для поддержания параметров микроклимата производственные помещения оборудуются системами, ограничивающими попадание холодного воздуха извне. В качестве таких систем могут выступать воздушные и тепловые завесы.
Автоматические двери и доводчики дверей не являются системами, ограничивающими попадание холодного воздуха извне.
Входы и въезды в неотапливаемые склады системами, ограничивающими попадание холодного воздуха извне не оборудуются.
VI. Рекомендации к организации технологических процессов и рабочих мест
6.1. Допустимые величины психофизиологических производственных факторов по показателям тяжести и напряженности труда изложены в таблице 5.75 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
6.2. Для обеспечения допустимых величин по показателям тяжести и напряженности труда юридические лица и индивидуальные предприниматели предусматривают реализацию следующих методов:
- механизация и автоматизация технологических процессов;
- подбор и применение оборудования, направленного на снижение влияния факторов трудового процесса;
- оснащение рабочего места с учетом физиолого-анатомических особенностей работника;
- разработка и применение специальных режимов труда и отдыха;
- смена видов деятельности в течение одной смены;
- расширение перечня (видов) выполняемых операций, выполняемых одним работником при конвейерном производстве.
Перечисленные методы могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности.
6.3. Рабочие места, предназначенные для работы в положении, стоя оснащаются сиденьем-поддержкой.
Работой в положении "стоя" следует считать работу, которая не предполагает возможности ее выполнения в положении "сидя" и перемещение в пространстве между объектами радиусом не более 5 м.
6.4. Для лиц, работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон), оборудуется место для сна и принятия горячей пищи. Площадь и оснащение мест для сна устанавливаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно. В случае если наличие у работника право перерыва на сон не закреплено локальным нормативным актом, то оборудовать место для сна не требуется.
6.5. В целях восстановления возможных функциональных изменений состояния организма работников рекомендуется организовать режим труда таким образом, чтобы продолжительность ежедневного отдыха между сменами была вдвое больше продолжительности работы.
6.6. Помещения для приема пищи оснащаются устройствами для разогрева пищи (СВЧ-печь, электрические плиты и др.). Покрытие стен, полов и потолков в комнате приема пищи в соответствии с п. 8.20 СП 2.2.3670-20 должно быть выполнено из влагостойких материалов, обеспечивающих проведение влажной уборки и дезинфекционных мероприятий.
VII. Рекомендации к организации условий труда женщин в период беременности и кормления ребенка
7.1. На рабочих местах женщин в период беременности и кормления ребенка рекомендуется установить оптимальные параметры микроклимата.
7.2. Для женщин в период беременности и кормления ребенка предпочтительны стационарные рабочие места и работы, выполняемые в свободном режиме и позе, допускающей перемену положения по желанию. Нежелательна постоянная работа "стоя" и "сидя".
7.3. На рабочих местах женщин в период беременности и кормления ребенка рекомендуется предусмотреть наличие подставки для ног, регулируемой по высоте и углу наклона, имеющей рифленую поверхность.
VIII. Рекомендации к санитарно-бытовым помещениям
8.1. Санитарно-бытовые помещения и устройства на предприятиях предназначены для удовлетворения бытовых потребностей во время работы, ликвидации некоторых отрицательных последствий трудового процесса в течение и по окончании смены, проведения профилактических мероприятий по устранению функциональных сдвигов в организме, вызванных влиянием вредных производственных факторов.
8.2. В гардеробных быть# предусматривается раздельное хранение рабочей и личной одежды. Рабочая одежда (спецодежда) - это средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты от вредных и опасных факторов для здоровья сотрудника на рабочем месте.
8.3. Количество мест в гардеробных спецодежды должно соответствовать количеству работников в наибольшей смене, занятых на работах, сопровождающихся загрязнением одежды и тела.
8.4. Внутренняя отделка гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, кабин для личной гигиены женщин, ручных и ножных ванн должна быть влагостойкой, с гладкими поверхностями, устойчивыми к воздействию моющих, дезинфицирующих средств.
8.5. При организации санитарно-бытового обеспечения предприятий следует руководствоваться СП 44.13330.2011 "Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87".
______________________________
* СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роспотребнадзор разработал рекомендации по соблюдению новых санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда. Затронуты в т. ч. вопросы производственного контроля, предупреждения вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, эксплуатации, реконструкции и модернизации производства, организации технологических процессов и рабочих мест.
Рекомендации не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, выполнение аварийно-спасательных работ или боевых задач.
Методические рекомендации МР 2.2.0244-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 17 мая 2021 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (Москва, 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, сентябрь 2021 г., N 3
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой "17" мая 2021 г.
3. Введены впервые