В целях реализации статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", распоряжения Правительства Российский Федерации от 30 января 2021 г. N 208-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Мордовия.
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований в срок до 1 сентября 2021 г. обеспечить разработку и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования в соответствии с настоящим Порядком.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
А.В. Грибанов |
Порядок
разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Мордовия
(утв. приказом Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 11 мая 2021 г. N 105-П)
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Мордовия (далее - Порядок) разработан в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях:
1) установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Республики Мордовия;
2) создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения муниципального образования;
3) формирования конкурентной среды, обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
4) обеспечения рационального размещения розничной торговой сети и наиболее полного удовлетворения потребности населения в торговом обслуживании;
5) соблюдения баланса интересов между населением, субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими торговую деятельность, органами местного самоуправления.
2. Порядок содержит требования к разработке, утверждению и изменению органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия (далее - органы местного самоуправления) схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) на землях, земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной (за исключением федеральной собственности) и муниципальной собственности.
3. Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, отведенных для размещения розничных рынков, ярмарок, а также проведением праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, имеющих краткосрочный характер (до 15 дней).
4. Разработка Схемы осуществляется на принципах:
1) необходимости обеспечения устойчивого развития территории муниципальных образований;
2) необходимости достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) необходимости обеспечения населения дополнительными товарами и торговыми услугами в зависимости от спроса в сезонные периоды года;
4) размещения не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов, включенных в Схему;
5) недопущения ухудшения условий проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения;
6) баланса интересов между населением, субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими торговую деятельность, органами местного самоуправления;
7) места размещения нестационарных торговых объектов и их внешний вид не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки. Прилегающая к нестационарному объекту территория должна быть благоустроена.
2. Основные понятия
5. Для целей настоящего Порядка используются следующие термины и определения:
схема размещения нестационарных торговых объектов - разработанный и утвержденный органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном Минэкономики Республики Мордовия, документ, которым определены виды нестационарных торговых объектов, их местоположение и размер площади земельного участка и нестационарного торгового объекта, специализация, период размещения;
нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
специализация нестационарного торгового объекта - ассортиментная специфика, при которой восемьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы, за исключением деятельности по реализации печатной продукции.
Специализация нестационарного торгового объекта по реализации печатной продукции определяется, если пятьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляет печатная продукция;
павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов;
киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса;
палатка - передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой временную, легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товарного запаса, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест, на площади которых хранится товарный запас на один день торговли;
временная торговая площадка - нестационарный торговый объект, представляющий собой место, в том числе оборудованное сборно-разборными конструкциями, для осуществления временной, в том числе сезонной торговли. К временным торговым площадкам относятся елочные базары, площадки по продаже рассады и саженцев, а также другие подобные площадки;
выносное холодильное оборудование - холодильник для хранения и реализации прохладительных напитков и мороженого;
торговый автомат (вендинговый автомат) - временное техническое устройство, сооружение или конструкция, осуществляющее продажу штучного товара, оплата и выдача которого осуществляется с помощью технических приспособлений, не требующих непосредственного участия продавца;
объект мобильной торговли - нестационарный торговый объект, представляющий специализированный автомагазин, передвижное сооружение (автоприцепы, автоцистерны, прочие передвижные объекты), автолавку или иное специально оборудованное для осуществления розничной торговли транспортное средство;
компенсационное (альтернативное) место - это равноценное по критериям территориальной и пешеходной доступности и иным критериям место размещения нестационарного торгового объекта, которое должно быть предложено субъекту розничной торговли в случае изменения градостроительной ситуации до истечения действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта.
3. Порядок разработки и утверждения Схемы
6. Схема является единой для муниципального образования, разрабатывается, утверждается, изменяется и дополняется органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, разработанных Правительством Республики Мордовия.
7. Схема в городском округе Саранск разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городского округа Саранск. Схема в муниципальных районах утверждается органами местного самоуправления муниципального района на основании Схем, разработанных и утвержденных поселениями, входящими в состав муниципального района.
8. Схема носит бессрочный характер.
9. Схема представляет собой адресный перечень мест размещения нестационарных торговых объектов и должна содержать следующие сведения:
1) адрес нестационарного торгового объекта (при его наличии) или адресное обозначение места расположения нестационарного торгового объекта с указанием границ улиц, дорог иных ориентиров (при наличии);
2) вид нестационарного торгового объекта;
3) специализация торгового объекта;
4) площадь земельного участка и нестационарного торгового объекта;
5) форма собственности земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также наименование органа, уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом;
6) период размещения нестационарного торгового объекта.
10. Схема должна состоять из двух частей:
1) текстовой части, оформленной в виде таблицы по форме, согласно приложению к настоящему Порядку;
2) графической части, оформленной в виде карты муниципального образования Республики Мордовия с предусмотренными на ней местами размещения нестационарных торговых объектов.
11. Схема включает:
1) нестационарные торговые объекты, расположенные на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (за исключением федеральной собственности);
2) нестационарные торговые объекты, расположенные на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности;
3) возможные места для расположения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (за исключением федеральной собственности);
4) возможные места для расположения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.
12. При разработке Схемы органы местного самоуправления должны учитывать:
1) требования Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и использования объектов культурного наследия, в области образования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
2) размещение существующих торговых объектов, кроме объектов, установленных самовольно без разрешительных документов;
3) необходимость восполнения недостатка стационарной торговой сети и (или) недостатка тех или иных групп товаров, улучшения организации и качества торгового обслуживания населения.
13. Схема разрабатывается на основании результатов инвентаризации фактически размещенных нестационарных торговых объектов и мест их размещения, а также потребности в торговых объектах на соответствующей территории.
14. По итогам инвентаризации проводится оценка потребности в нестационарных торговых объектах по видам и специализациям и мероприятия по рациональному размещению нестационарных объектов исходя из местных особенностей, обеспечения территориальной доступности, уровня развития товаропроизводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах обеспечивается возможность приобретения населением товаров.
15. Для обеспечения товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Республики Мордовия, в которых отсутствует стационарный торговый объект, рекомендовать предусматривать в схеме не менее одного объекта мобильной торговли, в иных случаях - не менее пяти процентов объектов мобильной торговли от общего количества мест размещения в схеме.
16. Органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня утверждения Схемы направляет ее в Минэкономики Республики Мордовия на бумажном и электронном носителях. В случае принятия нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в ранее утвержденную Схему, в Минэкономики Республики Мордовия направляется копия утвержденной Схемы с учетом внесенных изменений.
17. Утвержденная Схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых, актов, а также размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления, Минэкономики Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
18. Изменения и дополнения в Схему вносятся в порядке, установленном разделом 4 настоящего Порядка.
19. Утверждение Схемы и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения и прав хозяйствующих субъектов на размещение нестационарных торговых объектов, возведение (установка), реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы или внесенных в нее изменений.
4. Порядок внесения в Схему изменений и дополнений
20. Внесение изменений в Схему осуществляется:
1) в части включения мест размещения нестационарного торгового объекта в следующих случаях:
а) по инициативе исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления в целях развития застроенных территорий Республики Мордовия, повышения обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии соответствующего заявления, содержащего следующие сведения:
- адресные ориентиры, площадь земельного участка и нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в Схему;
- вид и специализация и период размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в Схему.
Предложения, направленные для включения в Схему исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, местного самоуправления должны включать информацию, предусмотренную пунктом 9 настоящего Порядка.
Решение о включении в Схему нестационарного торгового объекта по результатам рассмотрения предложения, внесенного в орган местного самоуправления хозяйствующим субъектом, принимается органом местного самоуправления с учетом принципов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.
В случае если нестационарный торговый объект предлагается располагать на земле или земельном участке, в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной собственности (за исключением федеральной собственности), решение об их включении в Схему принимается по согласованию с органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом.
В целях согласования включения в Схему нестационарного торгового объекта по предложению хозяйствующего субъекта орган, уполномоченный на утверждение Схемы в течение 3 рабочих дней, направляет в орган, уполномоченный на распоряжение имуществом (в случае если нестационарный торговый объект предлагается располагать на земле или земельном участке, в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной собственности), заявление о включении нестационарного торгового объекта в Схему (далее - заявление).
В заявлении указываются следующие сведения:
- адресные ориентиры, площадь земельного объекта и нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в Схему;
- вид и специализация и период размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в Схему.
2) В части исключения мест размещения нестационарного торгового объекта в следующих случаях:
а) наличие решения исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия или органа местного самоуправления:
- об изъятии земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд;
- о благоустройстве территории, на которой предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта;
- о необходимости реализации мероприятий национальных, федеральных и региональных проектов на территории, на которой предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта;
б) ремонт и (или) реконструкция автомобильных дорог, повлекшие невозможность размещения нестационарного торгового объекта в данном месте;
в) если место размещения не соответствует требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка.
21. Внесение изменений в Схему, в результате которых место размещения нестационарного торгового объекта исключается из схемы, осуществляется с предоставлением собственнику нестационарного торгового объекта, размещенного на месте, исключаемом из Схемы, права выбора компенсационного (альтернативного) места размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурсных процедур на период до окончания срока действия договора, заключенного в отношении места размещения нестационарного торгового объекта, исключаемого из Схемы.
22. Компенсационное (альтернативное) место предоставляется собственнику нестационарного торгового объекта, размещенного на месте, исключаемом из Схемы, из числа свободных мест в Схеме или по предложению хозяйствующего субъекта и по согласованию органами местного самоуправления в другом месте, соответствующем требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка, с включением данного места в Схему.
23. Порядок предоставления компенсационного (альтернативного) места устанавливается органами местного самоуправления.
24. Уведомление об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы и предоставлении права выбора компенсационного (альтернативного) места направляется хозяйствующему субъекту не менее чем за 12 месяцев до момента исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы, за исключением случая необходимости реализации мероприятий национальных, федеральных и региональных проектов, при котором уведомление направляется не менее чем за 3 месяца до момента исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы.
25. Основаниями для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов по предложению хозяйствующего субъекта, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия являются:
а) отсутствие в предложениях хозяйствующего субъекта сведений, предусмотренных подпунктом "б" части 1 пункта 20 настоящего Порядка;
б) не согласование включения в Схему нестационарного торгового объекта органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим имуществом;
в) несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства Российской Федерации, предусмотренным подпунктом 1 пункта 12 настоящего Порядка;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
д) несоответствие требований, предусмотренных пунктом 34 настоящего Порядка;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 34" следует читать "пунктом 27"
е) отсутствие в предложениях исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка;
В решении об отказе указывается ссылка на реквизиты и положения нормативного правового акта, предусматривающего ограничения на использование земель, земельных участков, зданий, строений сооружений, находящихся в государственной собственности (за исключением федеральной собственности), или в муниципальной собственности, для целей расположения нестационарных торговых объектов.
26. Решение о включении нестационарного торгового объекта в Схему или об отказе во включении в Схему по предложению хозяйствующего субъекта, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия принимается в течение 20 календарных дней со дня поступления соответствующего предложения в органы местного самоуправления. Об указанном в настоящем пункте решении органы местного самоуправления письменно уведомляет лицо, подавшее соответствующее предложение, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
5. Размещение нестационарных торговых объектов после утверждения Схемы
27. Требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов определяются типовыми архитектурными решениями, утвержденными органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Саранск.
28. Нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов и доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований.
29. Нестационарные торговые объекты должны размещаться в местах, удобных как для покупателей, так и для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность наиболее эффективным и востребованным у потребителей способом, в местах высокого сосредоточения людей, а также в иных местах, позволяющих наиболее полным образом удовлетворить потребности граждан в комфортном и быстром совершении покупок.
30. Нестационарные торговые объекты не должны размещаться на инженерных сетях и коммуникациях, в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций, на газонах, цветниках и прочих объектах озеленения, детских и спортивных площадках, вдоль автодорог общего пользования, в зонах перекрестков, на тротуарах, арках зданий, на элементах благоустройства.
31. Введение либо изменение и (или) дополнение указанных требований не может служить основанием для пересмотра, мест размещения нестационарных торговых объектов, размещенных в установленном порядке до введения или изменения соответствующих требований.
Приложение
к Порядку разработки и утверждения
органами местного самоуправления
схемы размещения нестационарных торговых
объектов на территории Республики Мордовия
Форма Схемы
размещения нестационарных торговых объектов
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории
_____________________________________________________________
(наименование муниципального образования Республики Мордовия)
N |
Адрес нестационарного торгового объекта или адресное обозначение места расположения |
Вид нестационарного торгового объекта |
Специализация торгового объекта |
Площадь земельного участка/площадь нестационарного торгового объекта |
Форма собственности земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также наименование органа, уполномоченного на распоряжение соответствующим имуществом |
Период размещения нестационарного торгового объекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 11 мая 2021 г. N 105-П "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Мордовия"
Вступает в силу с 20 мая 2021 г.
Текст приказа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 мая 2021 г. N 1301202105200002