Комментарий к постановлению Правления ПФР от 19 июля 2004 г. N 97п
"Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР
страхователей, производящих выплаты физическим лицам"
и к постановлению Правления ПФР от 22 июля 2004 г. N 98п
"Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР
страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд
Российской Федерации в виде фиксированных платежей"
Пенсионный фонд кардинально изменил правила регистрации организаций и предпринимателей, которые работают "в одиночку". Новый порядок он изложил в двух документах (постановления от 19.07.2004 N 97п и от 22.07.2004 N 98п). В них фонд учел поправки, которые были внесены в статью 11 Федерального закона об обязательном пенсионном страховании еще в конце прошлого года (Закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ).
Новый порядок будут применять вновь созданные организации и предприниматели. Тем, кто уже состоит на учете в отделениях Пенсионного фонда, менять регистрационный номер не надо.
Регистрация организаций
и предпринимателей-"одиночек"
Новый порядок отличается от прежних правил. Раньше все страхователи должны были вставать на учет самостоятельно. Для этого они обращались в отделение фонда и представляли туда необходимые документы. Этот порядок можно было поменять еще два года назад, а точнее - с 1 июля 2002 года, когда государственной регистрацией фирм стали заниматься налоговые инспекции. Исполняя закон о госрегистрации, они стали подавать в территориальные отделения Пенсионного фонда сведения, которые содержат всю информацию о зарегистрированных предприятиях. Этой информации было вполне достаточно, чтобы "пенсионщики" могли поставить на учет организации, не запрашивая у них дополнительных документов. Однако, судя по всему, поняли они это только тогда, когда налоговикам "отдали" еще и регистрацию предпринимателей, сведения по которым они также обязаны направлять в пенсионные отделения. Чтобы избавить себя от лишних бумаг, Пенсионный фонд внес изменения в статью 11 Закона N 167-ФЗ и разработал новый порядок регистрации организаций и предпринимателей, работающих на себя самостоятельно. Он состоит в том, что теперь отделения Пенсионного фонда будут регистрировать названных плательщиков автоматически. То есть обращаться и представлять какие-либо документы последним туда не придется.
Присваивать регистрационные номера "пенсионщики" будут в течение пяти дней после того, как получат необходимые документы из налоговой инспекции. Страхователь узнает об этом из извещения, которое ему направит пенсионное отделение. В нем будет указан присвоенный ему регистрационный номер.
Также Пенсионный фонд изменил порядок регистрации организаций по местонахождению обособленных подразделений с отдельным балансом и расчетным счетом. С подобной просьбой головная организация должна сама обратиться в территориальное отделение фонда по местонахождению филиала. Правда, никакой формы заявления для этого случая не предусмотрено. Учитывая это, просьбу можно изложить в произвольной форме. Никакие другие сведения в Пенсионный фонд представлять не надо. Как и в первом случае, за вас это сделает налоговая инспекция, в которой зарегистрирован филиал. Правда, представит она их туда только после того, как пенсионное отделение направит ей официальный запрос. В течение пяти дней после того, как фонд получит необходимые сведения, регистрационный номер филиалу будет присвоен. Вы узнаете его из извещения, которое получите от "пенсионщиков" в двух экземплярах, один из которых нужно передать в отделение по месту основного пенсионного учета. На это вам отводится 10 дней.
Регистрация остальных страхователей
Как отмечалось выше, порядок регистрации остальных страхователей не изменился. Речь идет, во-первых, о предпринимателях, которые заключают с гражданами трудовые, гражданско-трудовые и авторские договоры. А во-вторых, о нотариусах, детективах и адвокатах, которые заключают такие же договоры либо работают "в одиночку". Все указанные плательщики должны вставать на учет, как и прежде, самостоятельно. При этом те коммерсанты, которые работают "в одиночку", должны зарегистрироваться в течение 30 дней со дня получения лицензии (удостоверения). А работодатели - в течение 30 дней со дня заключения договоров. Чтобы получить регистрационный номер, им надо представить в отделение Пенсионного фонда следующие документы:
- заявление (приложение 5 к порядку);
- копию свидетельства о госрегистрации;
- копию паспорта с пропиской;
- копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
- копии трудовых (гражданско-правовых, авторских) договоров.
С.В. Ранцева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.