Комментарий к письму ГТК РФ от 17 августа 2004 г. N 07-61/29788
"О сертификации импортных запасных частей
и оборудования к автомобилям"
Опубликованное письмо заинтересует всех, кто занимается импортом запасных частей к транспортным средствам. Таможенники пояснили, какие запчасти подлежат обязательной сертификации, а какие - можно ввозить в Россию свободно. Новые требования могут повлечь за собой дополнительные затраты, а значит, с документом следует ознакомиться и бухгалтерам.
Гарантия безопасности
Любое транспортное средство - источник повышенной опасности. Ненадежные тормоза, шасси, рулевое управление грозят бедой не только водителю и пассажирам, но и другим участникам дорожного движения. А неисправные двигатели и системы выхлопа наносят ущерб природе. Поэтому неудивительно, что к качеству автомобильных узлов и агрегатов предъявляются повышенные требования.
Соответствие любой потенциально опасной продукции установленным стандартам подтверждается сертификатом. Импортные запчасти - не исключение. Однако таможенники считают, что в зависимости от их назначения сертификацию некоторых деталей можно не проводить. Основный вывод, который следует из опубликованного письма, таков: если комплектующие предназначены для узкого круга пользователей или для эксплуатации в относительно безопасных условиях, сертифицировать их необязательно. Но если на запчасти есть массовый спрос либо если их низкое качество может нанести серьезный ущерб людям или природе, на таможне от импортера потребуют сертификат.
Например, двигатели для пассажирских автобусов общего пользования подлежат сертификации в обязательном порядке. Однако те же двигатели можно ввозить без сертификата, если они будут устанавливаться на автобусах, которые перевозят авиапассажиров от здания аэропорта до самолета.
Обратите внимание: сертификация целого ряда товарных позиций (большинство двигателей, амортизаторы, тормозные накладки, глушители и т.п.) в письме оставлена под вопросом. То есть окончательное решение о том, нужен сертификат или нет, будет принимать чиновник таможенной службы. Но для этого он должен ознакомиться с результатами технической экспертизы того или иного агрегата. Кто будет проводить такую экспертизу, из письма неясно. Возможно, этим займутся таможенные лаборатории, но не исключено, что импортеру придется обращаться в специальные экспертные организации. Разумеется, проведение экспертизы будет платным.
Сертификация и ПБУ 18/02
Несколько слов об учете расходов на сертификацию. С недавних пор этим вопросом занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). К нему перешли функции, которые до административной реформы выполнял Госстандарт. По фиксированным тарифам Ростехрегулирование взимает плату только за оформление документов. Все исследования, которые проводят его специалисты, оплачиваются по договорным расценкам. Пока эти расценки определяются по нормативам, утвержденным постановлением Госстандарта России от 23.08.99 N 44.
В бухгалтерском учете затраты на сертификацию покупных товаров включаются в их стоимость (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом учете такие расходы признаются прочими и списываются по факту оказания услуг (ст. 320 НК РФ). Из-за различий в оценке может возникнуть налогооблагаемая временная разница.
Пример
В сентябре 2004 года торговая фирма "Шасси" ввозит в Россию партию импортных колес. Контрактная стоимость товаров - 200 000 руб., таможенная пошлина - 20 000 руб., таможенный сбор - 200 руб., НДС - 39 600 руб. Колеса подлежат обязательной сертификации. Стоимость услуг по сертификации составила 5900 руб. (в т.ч. НДС - 900 руб.).
Таможня выпустила товары для свободной реализации в сентябре. "Шасси" продало их в IV квартале.
В бухгалтерском учете импортера нужно сделать следующие записи (операции, связанные с передачей образцов в Ростехрегулирование и продажей товара, не рассматриваются):
Дебет 41 субсчет "Товары на таможенном складе" Кредит 60
- 200 000 руб. - отражена стоимость товаров, находящихся на временном хранении;
Дебет 41 субсчет "Товары на таможенном складе" Кредит 76
- 5000 руб. - оказаны услуги по сертификации;
- 900 руб. - учтен НДС по затратам на сертификацию;
- 5900 руб. - оплачены услуги Ростехрегулирования;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51
- 39 600 руб. - уплачен НДС на таможне;
- 20 200 руб. (20 000 + 200) - перечислены таможенные платежи;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 39 600 руб. - учтен НДС, уплаченный на таможне;
Дебет 41 субсчет "Товары на таможенном складе" Кредит 76
- 20 200 руб. - таможенные платежи включены в стоимость товаров;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 40 500 руб. (900 + 39 600) - принят к вычету входной НДС;
Дебет 41 Кредит 41 "Товары на таможенном складе"
- 225 200 руб. (200 000 + 5000 + 20 200) - приняты к учету товары, выпущенные для свободной реализации.
В налоговом учете таможенные платежи и затраты на сертификацию можно списать на расходы сразу, не дожидаясь реализации товаров. Поскольку колеса проданы лишь в IV квартале, в сентябре налогооблагаемая прибыль "Шасси" будет меньше балансовой. С возникшей временной разницы бухгалтер должен начислить отложенное налоговое обязательство:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77
- 6048 руб. ((5000 руб. + 20 200 руб.) x 24%) - отражено отложенное налоговое обязательство с разницы в оценке импортного товара.
Это обязательство нужно погашать по мере реализации колес.
А.П. Распутин,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.