Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по специальности 49.02.03 Спорт,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 21 апреля 2021 г. N 193
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 49.02.03 Спорт
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Организация и проведение спортивной подготовки и судейства спортивных соревнований в избранном виде спорта |
знать: требования федеральных стандартов спортивной подготовки по ИВС, определяющие особенности спортивной подготовки на различных этапах; теоретические и методические основы планирования тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки в ИВС; теоретические и методические основы различных разделов спортивной подготовки в ИВС; разновидности физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий ИВС, особенности их эксплуатации; технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в ИВС; технику профессионально значимых двигательных действий ИВС; сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы занятий на различных этапах спортивной подготовки в ИВС; условия и способы формирования и развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом; методические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств в ИВС с учётом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей занимающихся; средства, методы, приемы формирования у занимающихся представлений о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом; технику безопасности, способы и приёмы предупреждения травматизма на тренировочных занятиях; способы и приемы страховки и самостраховки в ИВС; методы и методики педагогического контроля за тренировочной и соревновательной деятельностью в ИВС; порядок проведения контрольных упражнений и тестирования для оценки уровня подготовленности занимающихся; подходы к анализу тренировочного процесса и соревновательной деятельности; технику и тактику соревновательной деятельности в ИВС; основы организации соревновательной деятельности занимающихся в ИВС; уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности (по виду спорта, спортивной дисциплине); виды учётно-отчётной документации, требования к ее ведению и оформлению; критерии и подходы в диагностике спортивной предрасположенности к занятиям ИВС; методики массового и индивидуального отбора в ИВС; общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; особенности антидопингового обеспечения в ИВС; правила организации самоконтроля, методы и техники самоконтроля спортсмена; объективные и субъективные показатели самоконтроля за тренировочной и соревновательной деятельностью; основы анализа показателей самоконтроля; квалификационные требования к спортивным судьям по ИВС; состав главной судейской коллегии по виду спорта и функции спортивных судей; правила вида спорта, в том числе правила подачи сигналов, жестов спортивным судьям; требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию; способы проверки качественных и нормируемых характеристик спортивных объектов, снарядов, инвентаря, оборудования в целях проведения соревнований по виду спорта; положение или регламент и программа соревнований; правила инспектирования места проведения спортивного соревнования; правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники; правила и порядок составления отчётности при организации судейства соревнования в ИВС; уметь: планировать тренировочный процесс с использованием различных методов, приемов и форм организации, с учетом этапа спортивной подготовки, группы занимающихся в ИВС; использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт в ИВС при планировании тренировочных занятий; подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий ИВС с учётом задач спортивной подготовки; проводить тренировочные занятия по основным разделам спортивной подготовки в ИВС; использовать различные средства, методы, приемы формирования у занимающихся представлений о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом; использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, воспитания физических качеств; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности; использовать собственный тренировочный опыт в ИВС при проведении тренировочных занятий; использовать систему нормативов и методик педагогического контроля на тренировочных занятиях; пользоваться контрольно-измерительными приборами; оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях; анализировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность; анализировать готовность занимающихся к спортивным соревнованиям; повышать спортивную мотивацию и волю к победе занимающегося; осуществлять психолого-методическую поддержку занимающихся в тренировочной деятельности и в период соревнований; применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе; использовать собственный соревновательный опыт в ИВС в процессе организации соревновательной деятельности спортсменов; вести первичную учетно-отчетную документацию в электронном и бумажном виде; проводить набор в группы спортивной подготовки по результатам контрольных нормативов; проводить собеседование и оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группы спортивной подготовки; проводить методически обоснованный отбор занимающихся в спортивную команду; оказывать методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних занимающихся; находить и использовать информацию по антидопинговому обеспечению в профессиональной деятельности; проводить образовательные и пропагандистские мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; вести учет собственной тренировочной и соревновательной деятельности; оценивать собственное физическое и психическое состояние, в том числе динамику его изменения; формулировать предложения и рекомендации по совершенствованию программ тренировок и тактики выступления на соревнованиях по результатам самоконтроля; оценивать соответствие состояния мест проведения спортивного соревнования, спортивных снарядов, инвентаря, оборудования, экипировки участников соревнований требованиям вида спорта и положения или регламента спортивных соревнований; определять потребность в материально-техническом обеспечении проведения спортивного соревнования; формировать требования к составу и квалификации судейского корпуса для организации судейства соревнований; пользоваться спортивным инвентарем, контрольно-измерительными приборами, средствами контроля и фиксации технических действий участников спортивного соревнования; оценивать корректность технических действий участников спортивного соревнования, их соответствие правилам вида спорта; подавать сигналы, в том числе жестами, спортивным судьям в соответствии с правилами вида спорта; осуществлять инструктаж спортивных судей по вопросам судейства спортивного соревнования; анализировать события и технические действия участников, решение спортивных судей с точки зрения правил вида спорта, этических норм в области спорта; оформлять отчётные документы при организации судейства соревнования в ИВС; анализировать передовой отечественный и зарубежный опыт спортивного судейства; иметь практический опыт в: планировании тренировочного процесса с учётом особенностей этапа спортивной подготовки, группы занимающихся в ИВС; подборе, эксплуатации и подготовке к занятиям спортивного оборудования и инвентаря; проведении тренировочных занятий по основным разделам спортивной подготовки в ИВС; проведении мероприятий по формированию у обучающихся представления о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом; проведении оценки уровня подготовленности занимающихся; оценивании деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в ИВС; наблюдении, анализе и самоанализе тренировочных занятий и процесса тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию; наблюдении за деятельностью занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях; выполнении с занимающимися анализа соревновательной деятельности в ИВС; планировании и организации участия занимающихся в спортивных соревнованиях по ИВС; ведении учётно-отчётной документации по реализации программы на различных этапах спортивной подготовки, в том числе с использованием электронных форм; анализе результатов сдачи занимающимися контрольных нормативов для набора в группы спортивной подготовки на различных этапах; проведении образовательных и пропагандистских мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним; тренировочной и соревновательной деятельности в ИВС на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) или на этапе совершенствования спортивного мастерства, или на этапе высшего спортивного мастерства); собственном спортивном совершенствовании; ведении дневника самоконтроля; обеспечении готовности к проведению спортивного соревнования в ИВС; фиксации технических действий и определения результатов выступлений участников спортивных соревнований. |
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта |
знать: требования к планированию учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта; теоретические и методические основы планирования учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта; сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы учебных занятий; условия и способы формирования и развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом; формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; технику безопасности, способы и приёмы предупреждения травматизма на учебных занятиях по физической культуре и спортом; способы и приемы страховки и самостраховки; особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ; подходы к анализу учебных занятий при освоении дополнительных общеобразовательных программ; основные направления досуговой деятельности; теоретические и методические основы планирования досуговых мероприятий; содержание, методы, средства, формы, современные технологии организации досуговой деятельности; методика организации и проведения досуговых мероприятий; методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий; виды документации, обеспечивающие организацию проведения досуговых мероприятий, требования к её ведению и оформлению; основы волонтёрской деятельности в области физической культуры и спорта; требования и порядок проведения набора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности; требования по обеспечению безопасности и профилактике травматизма в организациях дополнительного образования; требования нормативных документов к материально-технической базе организации дополнительного образования; методики оценки результативности физкультурно-спортивной работы в организации дополнительного образования; уметь: осуществлять планирование проведения учебных занятий с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); определять задачи и содержание учебных занятий с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь с учетом задач учебного занятия; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся; использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, развития физических качеств с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности; проводить учебные занятия в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, в том числе с использованием средств базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности и избранного вида спорта; стимулировать и мотивировать деятельность и общение обучающихся на учебных занятиях; оценивать и анализировать процесс и результаты деятельности обучающихся на учебных занятиях; составлять протокол наблюдения учебного занятия с учётом цели анализа; устанавливать соответствие содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать результаты; осуществлять планирование подготовки досугового мероприятия; определять задачи и содержание досугового мероприятия; составлять план поведения досугового мероприятий с учётом возраста, подготовленности, интересов обучающихся; использовать различные методы и формы организации досуговой деятельности с учетом возраста, подготовленности, интересов обучающихся; разрабатывать программу проведения досугового мероприятия; составлять план ресурсного обеспечения досугового мероприятия; взаимодействовать с обучающимися, участниками мероприятий и иными заинтересованными лицами в процессе планирования и организации мероприятия; понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий; использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий; использовать профориентационные возможности досуговой деятельности; организовывать и проводить досуговые мероприятия; составлять отчётную документацию о проведении досугового мероприятия; проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий; выявлять наиболее перспективных обучающихся для комплектования секций и групп спортивной и оздоровительной направленности; проводить беседы, консультации с лицами, поступающими и обучающимися в секциях и группах спортивной и оздоровительной направленности; вести документацию, обеспечивающую эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений; определять соответствие материально-технической базы организации дополнительного образования требованиям нормативных документов; собирать и анализировать информацию в области физкультурно-спортивной работы в организации дополнительного образования; иметь практический опыт в: анализе планов учебных занятий; планировании учебных занятий; наблюдении, анализе и самоанализе учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам; проведении учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам; анализе процесса и результатов деятельности обучающихся на учебных занятиях; анализе методических материалов, обеспечивающих организацию проведения досуговых мероприятий; наблюдении, анализе и самоанализе досугового мероприятия; планировании подготовки досугового мероприятия; разработке документов, обеспечивающих организацию и проведение досугового мероприятия (программа проведения, программа ресурсного обеспечения, отчётная документация); организации и проведении досугового мероприятия; определении уровня подготовленности, мотивации, наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний у лиц, поступающих в секции и группы спортивной и оздоровительной направленности; консультировании обучающихся или их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам); определении соответствия оборудования, инвентаря нормам технике безопасности; проведении инструктажа по техники безопасности с обучающимися; оценке состояния материально-технической базы организации дополнительного образования. |
Методическое обеспечение спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта |
знать: теоретические основы методической деятельности тренера (тренера-преподавателя); условия и требования к спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях; условия и требования к реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта; виды и особенности дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, требования к их разработке; виды и особенности программ, реализуемых на этапах спортивной подготовки; требования к разработке программ, реализуемых на этапах спортивной подготовки; особенности построения процесса спортивной подготовки в ИВС; теоретические основы и методику планирования тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта; современные методики подготовки обучающихся по программам этапов спортивной подготовки; содержание и техники комплексного контроля уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся; нормативы физической и функциональной подготовленности обучающихся по видам спорта; назначение и особенности использования контрольно-измерительных приборов и средств измерения при проведении тестирования физической и функциональной подготовленности обучающихся; источники, способы обобщения, представления и распространения опыта спортивной подготовки; логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту; основы организации исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта; методы и методики педагогического исследования и проектирования; уметь: анализировать федеральные стандарты спортивной подготовки, федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки по ИВС; анализировать планы спортивной подготовки и годовые тренировочные планы спортивной подготовки; анализировать документы, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта; осуществлять планирование с учётом особенностей реализуемой программы этапа спортивной подготовки; отбирать наиболее эффективные средства и методы, методики подготовки обучающихся по программам этапов спортивной подготовки; разрабатывать планы спортивной подготовки, в том числе в части, касающейся организации общей физической, специальной подготовки; разрабатывать документы, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта; выполнять физиологическое обоснование комплексов упражнений, планов спортивной подготовки; подбирать показатели и системы тестов для определения уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся; руководить действиями обучающегося во время выполнения тестирования; регистрировать и фиксировать контрольные показатели физической и функциональной подготовленности обучающегося; использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерения; использовать систему тестов для контроля и оценки уровня физической и функциональной подготовленности обучающегося; анализировать динамику физической и функциональной подготовленности обучающегося; интерпретировать результаты тестирования уровня физической и функциональной подготовленности обучающегося; определять пути самосовершенствования профессионального мастерства; обобщать передовой опыт подготовки спортсменов и разрабатывать предложения по его использованию; обобщать и анализировать собственный соревновательный и тренировочный опыт; представлять результаты собственной профессиональной деятельности; разрабатывать методические материалы на основе макетов, образцов, требований, в том числе с использованием информационных технологий; готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность с помощью руководителя; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы; иметь практический опыт в: анализе программ и методических материалов, обеспечивающих тренировочный процесс и соревновательную деятельность в ИВС и реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта; планировании спортивной подготовки в ИВС на различных этапах подготовки; планировании учебных занятий (циклов занятий) с учётом задач и особенностей реализуемой программы; разработке методических материалов для реализации программ; анализе и аналитической обработке фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности обучающегося; разработке рекомендаций по корректировке цикла тренировки по результатам тестирования физической и функциональной подготовленности обучающегося; изучении и обобщении передового опыта деятельности тренера (тренера-преподавателя); презентации материалов систематизации передового опыта спортивной подготовки; разработке методических материалов на основе макетов, образцов, требований; оформлении портфолио профессиональных достижений; участии в исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта.
|