Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 49.02.03 Спорт

Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту

среднего профессионального образования
по специальности 49.02.03 Спорт,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 21 апреля 2021 г. N 193

 

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 49.02.03 Спорт

 

Основной вид деятельности

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Организация и проведение спортивной подготовки и судейства спортивных соревнований в избранном виде спорта

знать:

требования федеральных стандартов спортивной подготовки по ИВС, определяющие особенности спортивной подготовки на различных этапах;

теоретические и методические основы планирования тренировочного процесса на различных этапах спортивной подготовки в ИВС;

теоретические и методические основы различных разделов спортивной подготовки в ИВС;

разновидности физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий ИВС, особенности их эксплуатации;

технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в ИВС;

технику профессионально значимых двигательных действий ИВС;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы занятий на различных этапах спортивной подготовки в ИВС;

условия и способы формирования и развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

методические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств в ИВС с учётом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей занимающихся;

средства, методы, приемы формирования у занимающихся представлений о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом;

технику безопасности, способы и приёмы предупреждения травматизма на тренировочных занятиях;

способы и приемы страховки и самостраховки в ИВС;

методы и методики педагогического контроля за тренировочной и соревновательной деятельностью в ИВС;

порядок проведения контрольных упражнений и тестирования для оценки уровня подготовленности занимающихся;

подходы к анализу тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

технику и тактику соревновательной деятельности в ИВС;

основы организации соревновательной деятельности занимающихся в ИВС;

уровень стандартных и рекордных результатов соревновательной деятельности (по виду спорта, спортивной дисциплине);

виды учётно-отчётной документации, требования к ее ведению и оформлению;

критерии и подходы в диагностике спортивной предрасположенности к занятиям ИВС;

методики массового и индивидуального отбора в ИВС;

общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями;

особенности антидопингового обеспечения в ИВС;

правила организации самоконтроля, методы и техники самоконтроля спортсмена;

объективные и субъективные показатели самоконтроля за тренировочной и соревновательной деятельностью;

основы анализа показателей самоконтроля;

квалификационные требования к спортивным судьям по ИВС;

состав главной судейской коллегии по виду спорта и функции спортивных судей;

правила вида спорта, в том числе правила подачи сигналов, жестов спортивным судьям;

требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;

способы проверки качественных и нормируемых характеристик спортивных объектов, снарядов, инвентаря, оборудования в целях проведения соревнований по виду спорта;

положение или регламент и программа соревнований;

правила инспектирования места проведения спортивного соревнования;

правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;

правила и порядок составления отчётности при организации судейства соревнования в ИВС;

уметь:

планировать тренировочный процесс с использованием различных методов, приемов и форм организации, с учетом этапа спортивной подготовки, группы занимающихся в ИВС;

использовать собственный тренировочный и соревновательный опыт в ИВС при планировании тренировочных занятий;

подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий ИВС с учётом задач спортивной подготовки;

проводить тренировочные занятия по основным разделам спортивной подготовки в ИВС;

использовать различные средства, методы, приемы формирования у занимающихся представлений о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом;

использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, воспитания физических качеств;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;

использовать собственный тренировочный опыт в ИВС при проведении тренировочных занятий;

использовать систему нормативов и методик педагогического контроля на тренировочных занятиях;

пользоваться контрольно-измерительными приборами;

оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях;

анализировать тренировочный процесс и соревновательную деятельность;

анализировать готовность занимающихся к спортивным соревнованиям;

повышать спортивную мотивацию и волю к победе занимающегося;

осуществлять психолого-методическую поддержку занимающихся в тренировочной деятельности и в период соревнований;

применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе;

использовать собственный соревновательный опыт в ИВС в процессе организации соревновательной деятельности спортсменов;

вести первичную учетно-отчетную документацию в электронном и бумажном виде;

проводить набор в группы спортивной подготовки по результатам контрольных нормативов;

проводить собеседование и оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группы спортивной подготовки;

проводить методически обоснованный отбор занимающихся в спортивную команду;

оказывать методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних занимающихся;

находить и использовать информацию по антидопинговому обеспечению в профессиональной деятельности;

проводить образовательные и пропагандистские мероприятия, направленные на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

вести учет собственной тренировочной и соревновательной деятельности;

оценивать собственное физическое и психическое состояние, в том числе динамику его изменения;

формулировать предложения и рекомендации по совершенствованию программ тренировок и тактики выступления на соревнованиях по результатам самоконтроля;

оценивать соответствие состояния мест проведения спортивного соревнования, спортивных снарядов, инвентаря, оборудования, экипировки участников соревнований требованиям вида спорта и положения или регламента спортивных соревнований;

определять потребность в материально-техническом обеспечении проведения спортивного соревнования;

формировать требования к составу и квалификации судейского корпуса для организации судейства соревнований;

пользоваться спортивным инвентарем, контрольно-измерительными приборами, средствами контроля и фиксации технических действий участников спортивного соревнования;

оценивать корректность технических действий участников спортивного соревнования, их соответствие правилам вида спорта;

подавать сигналы, в том числе жестами, спортивным судьям в соответствии с правилами вида спорта;

осуществлять инструктаж спортивных судей по вопросам судейства спортивного соревнования;

анализировать события и технические действия участников, решение спортивных судей с точки зрения правил вида спорта, этических норм в области спорта;

оформлять отчётные документы при организации судейства соревнования в ИВС;

анализировать передовой отечественный и зарубежный опыт спортивного судейства;

иметь практический опыт в:

планировании тренировочного процесса с учётом особенностей этапа спортивной подготовки, группы занимающихся в ИВС;

подборе, эксплуатации и подготовке к занятиям спортивного оборудования и инвентаря;

проведении тренировочных занятий по основным разделам спортивной подготовки в ИВС;

проведении мероприятий по формированию у обучающихся представления о теоретических основах физической культуры, ИВС и интереса к занятиям физической культурой и спортом;

проведении оценки уровня подготовленности занимающихся;

оценивании деятельности занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в ИВС;

наблюдении, анализе и самоанализе тренировочных занятий и процесса тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;

наблюдении за деятельностью занимающихся на тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях;

выполнении с занимающимися анализа соревновательной деятельности в ИВС;

планировании и организации участия занимающихся в спортивных соревнованиях по ИВС;

ведении учётно-отчётной документации по реализации программы на различных этапах спортивной подготовки, в том числе с использованием электронных форм;

анализе результатов сдачи занимающимися контрольных нормативов для набора в группы спортивной подготовки на различных этапах;

проведении образовательных и пропагандистских мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

тренировочной и соревновательной деятельности в ИВС на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) или на этапе совершенствования спортивного мастерства, или на этапе высшего спортивного мастерства);

собственном спортивном совершенствовании;

ведении дневника самоконтроля;

обеспечении готовности к проведению спортивного соревнования в ИВС;

фиксации технических действий и определения результатов выступлений участников спортивных соревнований.

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта

знать:

требования к планированию учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;

теоретические и методические основы планирования учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;

сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы учебных занятий;

условия и способы формирования и развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

технику безопасности, способы и приёмы предупреждения травматизма на учебных занятиях по физической культуре и спортом;

способы и приемы страховки и самостраховки;

особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ;

подходы к анализу учебных занятий при освоении дополнительных общеобразовательных программ;

основные направления досуговой деятельности;

теоретические и методические основы планирования досуговых мероприятий;

содержание, методы, средства, формы, современные технологии организации досуговой деятельности;

методика организации и проведения досуговых мероприятий;

методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;

виды документации, обеспечивающие организацию проведения досуговых мероприятий, требования к её ведению и оформлению;

основы волонтёрской деятельности в области физической культуры и спорта;

требования и порядок проведения набора в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности;

требования по обеспечению безопасности и профилактике травматизма в организациях дополнительного образования;

требования нормативных документов к материально-технической базе организации дополнительного образования;

методики оценки результативности физкультурно-спортивной работы в организации дополнительного образования;

уметь:

осуществлять планирование проведения учебных занятий с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

определять задачи и содержание учебных занятий с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе одаренных детей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь с учетом задач учебного занятия;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки обучающихся;

использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

использовать различные средства, методы и приемы обучения двигательным действиям, развития физических качеств с учетом особенностей: избранной области деятельности и задач дополнительной

общеобразовательной программы; состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;

проводить учебные занятия в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, в том числе с использованием средств базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности и избранного вида спорта;

стимулировать и мотивировать деятельность и общение обучающихся на учебных занятиях;

оценивать и анализировать процесс и результаты деятельности обучающихся на учебных занятиях;

составлять протокол наблюдения учебного занятия с учётом цели анализа;

устанавливать соответствие содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать результаты;

осуществлять планирование подготовки досугового мероприятия;

определять задачи и содержание досугового мероприятия;

составлять план поведения досугового мероприятий с учётом возраста, подготовленности, интересов обучающихся;

использовать различные методы и формы организации досуговой деятельности с учетом возраста, подготовленности, интересов обучающихся;

разрабатывать программу проведения досугового мероприятия;

составлять план ресурсного обеспечения досугового мероприятия;

взаимодействовать с обучающимися, участниками мероприятий и иными заинтересованными лицами в процессе планирования и организации мероприятия;

понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы обучающихся при проведении досуговых мероприятий;

использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися при проведении досуговых мероприятий;

использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;

организовывать и проводить досуговые мероприятия;

составлять отчётную документацию о проведении досугового мероприятия;

проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий;

выявлять наиболее перспективных обучающихся для комплектования секций и групп спортивной и оздоровительной направленности;

проводить беседы, консультации с лицами, поступающими и обучающимися в секциях и группах спортивной и оздоровительной направленности;

вести документацию, обеспечивающую эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений;

определять соответствие материально-технической базы организации дополнительного образования требованиям нормативных документов;

собирать и анализировать информацию в области физкультурно-спортивной работы в организации дополнительного образования;

иметь практический опыт в:

анализе планов учебных занятий;

планировании учебных занятий;

наблюдении, анализе и самоанализе учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам;

проведении учебных занятий по дополнительным общеобразовательным программам;

анализе процесса и результатов деятельности обучающихся на учебных занятиях;

анализе методических материалов, обеспечивающих организацию проведения досуговых мероприятий;

наблюдении, анализе и самоанализе досугового мероприятия;

планировании подготовки досугового мероприятия;

разработке документов, обеспечивающих организацию и проведение досугового мероприятия (программа проведения, программа ресурсного обеспечения, отчётная документация);

организации и проведении досугового мероприятия;

определении уровня подготовленности, мотивации, наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний у лиц, поступающих в секции и группы спортивной и оздоровительной направленности;

консультировании обучающихся или их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);

определении соответствия оборудования, инвентаря нормам технике безопасности;

проведении инструктажа по техники безопасности с обучающимися;

оценке состояния материально-технической базы организации дополнительного образования.

Методическое обеспечение спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта

знать:

теоретические основы методической деятельности тренера (тренера-преподавателя);

условия и требования к спортивной подготовке в физкультурно-спортивных организациях;

условия и требования к реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

виды и особенности дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, требования к их разработке;

виды и особенности программ, реализуемых на этапах спортивной подготовки;

требования к разработке программ, реализуемых на этапах спортивной подготовки;

особенности построения процесса спортивной подготовки в ИВС;

теоретические основы и методику планирования тренировочного и соревновательного процесса в избранном виде спорта;

современные методики подготовки обучающихся по программам этапов спортивной подготовки;

содержание и техники комплексного контроля уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся;

нормативы физической и функциональной подготовленности обучающихся по видам спорта;

назначение и особенности использования контрольно-измерительных приборов и средств измерения при проведении тестирования физической и функциональной подготовленности обучающихся;

источники, способы обобщения, представления и распространения опыта спортивной подготовки;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферату, конспекту;

основы организации исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта;

методы и методики педагогического исследования и проектирования;

уметь:

анализировать федеральные стандарты спортивной подготовки, федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки по ИВС;

анализировать планы спортивной подготовки и годовые тренировочные планы спортивной подготовки;

анализировать документы, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

осуществлять планирование с учётом особенностей реализуемой программы этапа спортивной подготовки;

отбирать наиболее эффективные средства и методы, методики подготовки обучающихся по программам этапов спортивной подготовки;

разрабатывать планы спортивной подготовки, в том числе в части, касающейся организации общей физической, специальной подготовки;

разрабатывать документы, обеспечивающие реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

выполнять физиологическое обоснование комплексов упражнений, планов спортивной подготовки;

подбирать показатели и системы тестов для определения уровня физической и функциональной подготовленности обучающихся;

руководить действиями обучающегося во время выполнения тестирования;

регистрировать и фиксировать контрольные показатели физической и функциональной подготовленности обучающегося;

использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерения;

использовать систему тестов для контроля и оценки уровня физической и функциональной подготовленности обучающегося;

анализировать динамику физической и функциональной подготовленности обучающегося;

интерпретировать результаты тестирования уровня физической и функциональной подготовленности обучающегося;

определять пути самосовершенствования профессионального мастерства;

обобщать передовой опыт подготовки спортсменов и разрабатывать предложения по его использованию;

обобщать и анализировать собственный соревновательный и тренировочный опыт;

представлять результаты собственной профессиональной деятельности;

разрабатывать методические материалы на основе макетов, образцов, требований, в том числе с использованием информационных технологий;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность с помощью руководителя;

использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

иметь практический опыт в:

анализе программ и методических материалов, обеспечивающих тренировочный процесс

и соревновательную деятельность в ИВС и реализацию дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;

планировании спортивной подготовки в ИВС на различных этапах подготовки;

планировании учебных занятий (циклов занятий) с учётом задач и особенностей реализуемой программы;

разработке методических материалов

для реализации программ;

анализе и аналитической обработке фактических данных и результатов медицинских и психологических наблюдений за показателями физической и функциональной подготовленности обучающегося;

разработке рекомендаций по корректировке цикла тренировки по результатам тестирования физической и функциональной подготовленности обучающегося;

изучении и обобщении передового опыта деятельности тренера (тренера-преподавателя);

презентации материалов систематизации передового опыта спортивной подготовки;

разработке методических материалов на основе макетов, образцов, требований;

оформлении портфолио профессиональных достижений;

участии в исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры и спорта.