Письмо Министерства здравоохранения РФ от 28 апреля 2021 г. N 25-3/797
Вопрос: Комитет по конкурентной политике Мурманской области в рамках реализации функции по методологическому сопровождению закупочной деятельности заказчиков Мурманской области просит разъяснить порядок применения норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" (далее - Приказ N 450н).
Поставщиками медицинских изделий могут быть лица, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), и лица, применяющие общую систему налогообложения (далее - ОСНО).
Поставщики, применяющие ОСНО, начисляют НДС по ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ. Поставщики, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДС согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 9 приказа N 450н установлено, что начальная цена единицы медицинского изделия, цена единицы медицинского изделия и (или) стоимости расходных материалов, и (или) стоимости услуг по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия для медицинских изделий, устанавливается как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен без учета НДС.
При последующем расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) в соответствии с пунктом 17 Приказа N 450н начальная цена единицы медицинского изделия увеличивается на сумму НДС, что экономически влечет завышение стоимости товара за счет НДС в случае, когда заказчиком получены ценовые предложения от лиц, применяющих разные налоговые режимы.
Просим пояснить, необходимо ли уменьшать цену единицы медицинского изделия на размер ставки НДС по ценовым предложениям поставщиков, применяющих УСН, для расчета НМЦК на следующем примере.
Закупаемое медицинское изделие в соответствии с требованиями законодательства РФ облагается НДС по налоговой ставке, применяемой в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ.
Поставщики предоставляют три коммерческих предложения (далее - КП).
В КП-1 прописано, что цена товара указана с учетом НДС, в КП-2 и КП-3 присутствует информация о том, что поставщиками применяется УСН и сумма НДС не указана. Стоимость товара, указанная в КП-1 отличается от стоимости товаров согласно КП-2 и КП-3 незначительно (существенно меньше исчисленной суммы НДС).
Необходимо ли в таком случае при определении начальной цены единицы медицинского изделия в соответствии с пунктом 9 Приказа N 450н уменьшать на сумму НДС стоимость товара, указанную в КП-2 и КП-3 с целью исключения завышения НМЦК?
Ответ: Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России рассмотрел ваше обращение от 08.04.2021 N 25-05/384-АК по вопросу применения норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" (далее - приказ Минздрава России от 15.05.2020 N 450н) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения норм Минздрава России от 15.05.2020 N 450н.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации постановлением от 02.07.2019 N 847 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" установило, что при осуществлении закупок медицинских изделий порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" (далее - Порядок).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начальная цена единицы медицинского изделия, цена единицы медицинского изделия и (или) стоимости расходных материалов, и (или) стоимость услуг по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации для медицинских изделий, не указанных в пунктах 2, 3 и 5 данного порядка, устанавливается как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) посредством использования одного или совокупности следующих методов:
а) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частями 2-6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ;
б) на основе информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Расчет НМЦК, в том числе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляется по формуле согласно пункту 17 Порядка.
Таким образом, пунктом 9 Порядка установлено, что начальная цена единицы медицинского изделия определяется без учета НДС на основании информации полученной, в том числе от организаций применяющих упрощенную систему налогообложения.
При этом согласно пункту 17 Порядка НМЦК рассчитывается с учетом налога на добавленную стоимость (если применимо для закупаемого медицинского изделия).
Относительно применения НДС полагаем возможным отметить следующее.
Согласно разъяснениям Минфина России, например, письма от 15.05.2019 N 24-01-07/34829, от 12.05.2020 N 24-01-08/38165 и от 19.05.2020 N 24-01-06/40971, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом в соответствии с положениями Закона о# N 44-ФЗ при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.
Одновременно сообщаем, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются на основании положений статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 22 Закона 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Исполнение иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 указанной статьи.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрос на предоставление ценовой информации может содержать, в том числе описание объекта закупки, исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, сроки предоставления ценовой информации, а также указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.
По мнению Минфина России, при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Директор Департамента |
Е.М. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Начальная цена единицы медизделия определяется без учета НДС на основании информации, полученной в том числе от организаций на УСН.
При этом НМЦК рассчитывается с учетом НДС (если применимо для закупаемого медизделия).
При установлении НМЦК заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи.
Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 28 апреля 2021 г. N 25-3/797
Текст письма опубликован не был