Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Орловского района
от 14.01.2018 N 8-П
Муниципальная программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства в Орловском районе Кировской области" на 2019 - 2025 годы
1. Паспорт муниципальной программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Орловском районе Кировской области" на 2019 - 2025 годы (далее - муниципальная программа)
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел экономического развития, торговли и предпринимательства администрации Орловского района Кировской области (далее - Отдел) |
Соисполнители муниципальной программы |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района Управление образования Орловского района Кировской области |
Программно-целевые инструменты муниципальной программы |
Не предусмотрены |
Цели муниципальной программы |
Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Орловского района Кировской области. |
Задачи муниципальной программы |
- формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие малого предпринимательства; - развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность услуг для субъектов малого предпринимательства; - развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства; - укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимателя и благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве; - внедрение системы доступной информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства; - развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства; - создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого предпринимательства Орловского района на региональные и международные рынки; - поддержка и развитие отдельных направлений предпринимательской деятельности; - реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие социально-ориентированного предпринимательства. |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
- число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения; - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; - численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; - доля налоговых платежей от СМП в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет муниципального района; - оборот субъектов малого предпринимательства в расчёте на 1 работающего. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2019 - 2025 годы. Программа не предусматривает разбивку на этапы. |
Объемы ассигнований муниципальной программы |
Всего объем финансирования на 2019 - 2025 годы на реализацию муниципальной программы 105 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 0 рублей, средства областного бюджета - 0 рублей, средства местного бюджета - 105 000 рублей, другие источники - 0 рублей. В том числе по годам: 2019 год -15 тыс. рублей; 2020 год - 15 тыс. рублей; 2021 год - 15 тыс. рублей; 2022 год - 15 тыс. рублей; 2023 год - 15 тыс. рублей; 2024 год - 15 тыс. рублей; 2025 год - 15 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
- увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения с 201,58 единиц в 2019 году до 201,64 единиц в 2025 году; - увеличить долю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 13,53% в 2019 году до 13,59% в 2025 году; - увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с 0,65 тыс. человек в 2019 году до 0,71 тыс. человек в 2025 году; - увеличить долю налоговых платежей от СМП в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет муниципального района с 27,5% в 2019 году до 28% в 2025 году. - увеличить оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 1 работающего с 1,1 млн. рублей до 1,16 млн. рублей. |
2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Малое предпринимательство - важнейший элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут развиваться эффективно.
Малое предпринимательство в экономике Орловского района имеет важное значение для формирования конкурентной среды, без которой замедляется экономический рост, технический и социальный прогресс.
Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
малое предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, нерентабельные для крупного производства, способствуют развитию потребительского рынка;
малое предпринимательство создает значительное количество рабочих мест;
становление и развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической социальной стабильности государства;
развитие малого предпринимательства способствует снижению уровня безработицы, росту доходов населения и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По состоянию на 01.01.2018 в районе действуют 69 малых предприятий с численностью работающих более 700 человек и зарегистрировано 244 индивидуальных предпринимателя. Деятельность малых предприятий осуществляется практически во всех отраслях экономики. В структуре малых предприятий по видам экономической деятельности 37% составляют предприятия, осуществляющие деятельность в оптовой розничной торговле, 15% - предприятия занятые обработкой древесины и производством изделий из дерева, 38% - в прочих отраслях (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг).
Оборот субъектов малого предпринимательства в 2017 году составил 742,4 млн. руб., в том числе по обороту малых предприятий - 549,6 млн. руб., что составляет 74% от оборота субъектов малого предпринимательства.
Удельный вес налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет муниципального образования в 2017 году составил 30,3% или 15,2 млн. рублей.
Учитывая, что общий уровень безработицы в районе остается высоким, привлечение безработных в малое предпринимательство позволит создать дополнительные рабочие места и снизить социальную напряженность.
Определяющую роль в решении проблем социально-экономического развития Орловского района играют инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику района является одной из наиболее важных задач, стоящих перед муниципальным образованием, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития предпринимательства, что обеспечивает создание рабочих мест, рост объемов производства и финансовых средств, поступающих в бюджет муниципального образования в виде налоговых и неналоговых платежей.
Доля инвестиций субъектов малого предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал Орловского района в 2017 году составляет - 9,3%.
Таблица 1
Объем инвестиций субъектов малого предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал за 2015 - 2017 годы
Наименование показателя |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Инвестиции - всего (млн. руб.) |
285 |
484,6 |
493,2 |
в том числе: инвестиции субъектов малого предпринимательства (млн. руб.) |
7,8 |
25,7 |
38,9 |
Доля инвестиций субъектов малого предпринимательства в общем объеме инвестиций (%) |
2,7 |
5,3 |
7,8 |
Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства в 2017 году составил 38,9 млн. рублей, что в 4,9 раза выше аналогичного показателя 2015 года. Основным источником инвестиций, на протяжении последних лет, являются собственные средства субъектов малого предпринимательства.
Фактором, существенно ограничивающим возможности участия органов местного самоуправления в программах поддержки предпринимательского сектора, является недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов бюджета района. Выходом из этой ситуации могло бы стать объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципального образования и бизнеса в рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие социально-ориентированного предпринимательства.
Органы местного самоуправления создают условия для развития бизнеса на территории района.
С 2006 года в Орловском районе создан и работает Орловский фонд поддержки малого предпринимательства "Бизнес-центр" (далее - ФПМП "Бизнес-центр").
Он оказывает субъектам малого предпринимательства услуги в области гарантийного и льготного кредитования, нефинансовую поддержку, которая заключается в предоставлении бухгалтерских (консультации по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, ведении бухгалтерского учета (аутсорсинг), составление и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности), юридических (подготовка документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица, консультации по законодательству, составление проектов договоров, составление претензий, исковых заявлений, жалоб, представительство в суде и других органах, ведение юриспруденции (аутсорсинг) услуг, в разработке бизнес-планов и ТЭО.
Муниципальная программа будет направлена на комплексное развитие предпринимательства в Орловском районе, в том числе и решение возникающих проблем. Она позволит:
- продолжать работу по формированию благоприятных правовых, экономических и организационных условий, стимулирующих развитие предпринимательства в Орловском районе;
- повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, адекватной потребностям предпринимательства;
- укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства;
- вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации муниципальной политики по развитию малого предпринимательства, повышать общественную активность субъектов малого предпринимательства;
- обеспечивать регулирование сферы торговли;
- расширять применение отраслевого подхода к поддержке и развитию предпринимательства.
3. Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Поддержка малого предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетов политики муниципального образования.
Принимая во внимание, что развитие малого предпринимательства непосредственно связано с решением приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования, а также то, что субъекты предпринимательской деятельности функционируют во всех отраслях экономики, целесообразно стимулировать его развитие на основе программно-целевого метода.
Муниципальная программа обеспечивает реализацию мероприятий, позволяет скоординировать действия заинтересованных сторон (носит межотраслевой характер), сконцентрировать ресурсы на наиболее приоритетных направлениях решения проблемы и согласовать необходимые мероприятия по целям, задачам, срокам и ресурсам.
К документам, формирующим правовую основу Программы, а также определяющим основные механизмы ее реализации, относятся:
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный Закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Закон Кировской области от 27.12.2007 N 219-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области".
Приоритеты муниципальной политики в области развития малого предпринимательства выражаются в целях муниципальной программы - поддержка и развитие малого предпринимательства на территории Орловского района Кировской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность услуг для субъектов малого предпринимательства;
- развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
- укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимателя и благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве;
- внедрение системы доступной информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства;
- развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства;
- создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого предпринимательства Орловского района на региональные и международные рынки;
- поддержка и развитие отдельных направлений предпринимательской деятельности;
- реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие социально-ориентированного предпринимательства.
Исходя из сложившихся местных условий хозяйствования, уровня развития производительных сил и имеющихся ресурсов к приоритетным отраслям и сферам деятельности малого предпринимательства относятся:
- сельское хозяйство
- бытовое обслуживание населения
- жилищно-коммунальное хозяйство
- народные промыслы и ремесла
Выбор развития предпринимательства данных видов деятельности имеет важное значение для экономики района, поскольку позволит вовлечь в хозяйственный оборот имеющиеся местные виды ресурсов и получить максимальную бюджетную отдачу.
Основными целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы определены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы
N п/п |
Наименование показателя |
ед. изм |
Значение показателя эффективности |
||||||
Годы реализации муниципальной программы | |||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
1. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения |
ед. |
201,58 |
201,59 |
201,60 |
201,61 |
201,62 |
201,63 |
201,64 |
2. |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
13,53 |
13,54 |
13,55 |
13,56 |
13,57 |
13,58 |
13,59 |
3. |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей |
тыс чел |
0,65 |
0,66 |
0,67 |
0,68 |
0,69 |
0,70 |
0,71 |
4. |
Доля налоговых платежей от СМП в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет муниципального района |
% |
27,5 |
27,55 |
27,62 |
27,67 |
27,68 |
27,69 |
28 |
5. |
Оборот субъектов малого предпринимательства в расчёте на 1 работающего |
млн руб |
1,1 |
1,11 |
1,12 |
1,13 |
1,14 |
1,15 |
1,16 |
В результате реализации муниципальной программы планируется достичь следующих ожидаемых показателей:
- увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения с 201,58 единиц в 2019 году до 201,64 единиц в 2025 году;
- увеличить долю среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 13,53% в 2019 году до 13,59% в 2025 году;
- увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей с 0,65 тыс. человек в 2019 году до 0,71 тыс. человек в 2025 году;
- увеличить долю налоговых платежей от СМП в общем объёме налоговых поступлений от предприятий и организаций территории в консолидированный бюджет муниципального района с 27,5% в 2019 году до 28% в 2025 году.
- увеличить оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 1 работающего с 1,1 млн. рублей до 1,16 млн. рублей.
Срок реализации муниципальной программы 2019 - 2025 годы. Разделение муниципальной программы на этапы не предусмотрено.
4. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Достижение целей муниципальной программы осуществляется путем скоординированного исполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
В рамках выполнения мероприятия "Совершенствование нормативно - правовой базы в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, необходимой для реализации муниципальной программы" планируется осуществить разработку и реализацию нормативных правовых актов, устанавливающих формы и виды поддержки субъектов малого предпринимательства, условия, порядок и сроки ее предоставления, а также иные параметры, необходимые для реализации мероприятий муниципальной программы.
В рамках выполнения мероприятия "Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства" планируется организация, проведение, участие в районных, областных и межрегиональных семинарах, совещаниях, форумах, "круглых столах", конференциях, тренингах, лекциях, стажировках и других мероприятиях по вопросам создания, функционирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие существующего фонда поддержки малого предпринимательства (ФПМП "Бизнес-центр"), направленное на расширение спектра и комплексный характер предоставляемых субъектам малого предпринимательства услуг.
В рамках выполнения мероприятия "Развитие системы гарантийного кредитования субъектов малого предпринимательства" планируется проводить мероприятия по сбору необходимой документации для кредитования субъектов малого предпринимательства коммерческими банками под поручительство Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках выполнения мероприятия "Развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства" и "Микрокредитования субъектов малого предпринимательства" для поддержки субъектов малого предпринимательства планируется проведение Орловским ФПМП сбора необходимой документации для получения займов, микрозаймов на льготных условиях СМП Орловского района в Кировском областном фонде поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках выполнения мероприятия "Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства" планируется предоставление субсидий Министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области для предоставления им различных видов субсидий субъектам малого предпринимательства:
- субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
- субсидирование затрат субъектов малого предпринимательства, функционирующих в приоритетных отраслях и сферах экономики Орловского района и реализующих проекты, обладающие важным социально-экономическим значением.
В рамках выполнения мероприятия "Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела" планируется предоставление субсидий Министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области для поддержки начинающих субъектов малого предпринимательства в форме грантов, проведение конкурса по предоставлению начинающим субъектам малого предпринимательства грантов на создание собственного дела, предоставление начинающим субъектам малого предпринимательства по итогам конкурса грантов на создание собственного дела.
В рамках выполнения мероприятия "Сотрудничество со СМИ по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого бизнеса" планируется проведение конкурсов, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, регулярное информирование населения через СМИ (публикации в печатных и электронных средствах) о деятельности органов местного самоуправления в сфере поддержки предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, субъектов малого предпринимательства, мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, подготовка и издание справочно-информационных изданий для информирования граждан о возможности организации самозанятости.
В рамках выполнения мероприятия "Информационно - методическая, консультационная и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства" планируется оказание информационно консультационной поддержки лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, начинающим предпринимателям и действующим субъектам малого предпринимательства; развитие Интернет - портала малого предпринимательства; издание информационных материалов по вопросам организации и ведения собственного дела; организация и проведение социологических и статистических исследований (мониторинга) по вопросам состояния, поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном образовании.
В рамках выполнения мероприятия "Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства" планируется реализация массовых программ обучения и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства, организация и проведение семинаров, тренингов, деловых игр, курсов для лиц, желающих заниматься бизнесом, начинающих и действующих предпринимателей по вопросам организации и ведения собственного дела; развитие у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности, поддержку предпринимательских инициатив молодежи через:
проведение специализированной олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний; содействие участию подростков и молодежи в профильных сменах в рамках летнего отдыха, направленных на моделирование реальных рыночных отношений и формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности; организацию проведения деловых игр, семинаров, способствующих развитию интереса подростков и молодежи к предпринимательской деятельности; организация обучения учащихся образовательных учреждений Орловского района основам предпринимательской деятельности; участие в районных, областных, региональных конкурсах (олимпиадах и иных мероприятиях) по основам предпринимательских знаний; проведение "дней открытых дверей" на предприятиях малого бизнеса района и области для подростков и молодежи.
В рамках выполнения мероприятия "Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки" планируется информирование (публикации в печатных и электронных СМИ) субъектов малого предпринимательства Орловского района о проводимых региональных, межрегиональных, международных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях; организацию и проведение муниципальных, межмуниципальных выставок, ярмарок, фестивалей и других мероприятий с представителями деловых кругов Орловского района и районов Кировской области; оказание субъектам малого предпринимательства содействия в подборе деловых партнеров и установлении прямых бизнес-контактов (межмуниципальных, межрегиональных и международных).
В рамках выполнения мероприятия "Внедрение "отраслевого подхода" к поддержке и развитию малого предпринимательства" планируется предоставление финансовой, консультационной и организационной поддержки предприятиям торговли, сферы бытового обслуживания, туристической индустрии, народных художественных промыслов и ремесел (формирование изделиями народных художественных промыслов и ремесел сувенирного и подарочного фонда администрации района, районного музейного фонда), личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), потребительских и производственных кооперативов.
Сбор сведений для формирования торгового реестра субъектов и объектов предпринимательской деятельности сферы торговли; проведение анализа обеспеченности населения площадями торговых объектов на территории Орловского района; организация и проведение выставок-продаж и иных мероприятий организующего характера с целью налаживания связей между товаропроизводителями, оптовыми и розничными предприятиями, а также продвижения продукции местных товаропроизводителей; оказание содействия местным товаропроизводителям в выделении земельных участков и (или) торговых площадей для открытия торговых точек с целью реализации товаров собственного производства; проведение районного смотра-конкурса "На лучшее оформление фасадов, торговых залов предприятий розничной торговли и общественного питания", организация и проведение ярмарок "выходного дня" с участием местных сельскохозяйственных производителей, предприятий перерабатывающей промышленности, крестьянских и фермерских хозяйств, граждан, занимающихся садоводством, огородничеством.
Проведение районного конкурса народных и художественных промыслов; участие мастеров сферы народных художественных промыслов и ремесел в областном конкурсе "Мастеровые Вятки"; субсидирование части затрат, связанных с потреблением электроэнергии, предприятиям сферы народных художественных промыслов и ремесел на условиях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами области; предоставление предприятиям и индивидуально работающим мастерам сферы народных художественных промыслов и ремесел иных видов субсидий на условиях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами области.
Участие в областных конкурсах среди ЛПХ, К(Ф)Х, потребительских и производственных кооперативов, стимулирующих развитие малых форм хозяйствования на селе; участие в проведение краткосрочных курсов обучения представителей администраций, владельцев ЛПХ, К(Ф)Х, потребительских и производственных кооперативов по эффективным технологиям ведения сельского хозяйства и вопросам, связанным с предоставлением государственной поддержки.
Развития сети организаций бытового обслуживания населения; участие субъектов малого предпринимательства сферы бытового обслуживания в областных фестивалях и конкурсах ("Конкурс профессионального мастерства среди работников сферы быта"; "Лучшее предприятие бытового обслуживания населения" и др.).
Рекламно-информационное обеспечение продвижения туристских продуктов субъектов малого предпринимательства Орловского района, проведение рекламных кампаний в печатных и электронных изданиях по развитию туризма в Орловском районе
Информирование (публикации в печатных и электронных СМИ) субъектов малого предпринимательства Орловского района о нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, Правительства области, органов местного самоуправления.
В рамках выполнения мероприятия "Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" планируется оказание помощи молодежи в решении проблем связанных с началом ведения бизнеса: определение вида бизнеса, его организационно-правовой формы, системы налогообложения, разработка договоров различного характера, учредительных документов и т.д.
В рамках выполнения мероприятия "Поддержка самозанятости и предпринимательства безработных граждан" планируется информирование граждан о возможности реализации предпринимательства, условиях получения финансовой помощи.
В рамках выполнения мероприятия "Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства, реализующим социально-ориентированные проекты" планируется отбор перспективных инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого предпринимательства и имеющих важное социально-экономическое значение для муниципалитета, в целях предоставления им комплексной поддержки в приоритетном порядке.
Перечень реализуемых мероприятий может ежегодно меняться в зависимости от социально-экономической эффективности, а также от объемов финансирования муниципальной программы.
5. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая база, необходимая для реализации муниципальной программы. В дальнейшем разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов будет обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, Кировской области и муниципальных правовых актов.
6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 105 тыс. рублей, в том числе по годам реализации представлены в таблице 3.
Таблица 3
Общий объем финансирования муниципальной программы
N п/п |
Источники финансирования |
Оценка расходов (тыс. рублей) |
|||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
всего |
||
1. |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Областной бюджет |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Бюджет муниципального образования |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
105 |
4. |
Внебюджетные источники |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Отдел занятости населения Орловского района |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Объем ежегодных расходов, связанных с финансированием муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального образования, определяется в установленном порядке при принятии решения Орловской районной Думы о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетные источники финансирования муниципальной программы включают в себя средства частных инвесторов, в том числе субъектов малого предпринимательства.
Перечень мероприятий программы с объемами и источниками финансирования приведен в приложении 1 к муниципальной программе.
7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации муниципальной программы возможны ее изменения (корректировка), вызванные внешними факторами, негативно влияющими на реализацию муниципальной программы.
Таблица 4
Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию муниципальной программы, и мероприятия по их снижению
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Изменение федерального, (регионального) законодательства в сфере реализации муниципальной программы |
- проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном (региональном) законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов |
Недостаточность получаемой информации (от органов Росстата, по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.) о состоянии, проблемах, об уровне развития малого предпринимательства |
- привлечение органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для проведения мониторинга уровня развития субъектов предпринимательской деятельности на территории Орловского района; - ведение реестра субъектов и объектов торговли, бытового обслуживания и создание на его основе системы мониторинга отрасли. |
Отсутствие финансирования (неполное финансирование) мероприятий муниципальной программы за счет средств из различных источников |
- определение приоритетов для первоочередного финансирования; - привлечение средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников на поддержку малого предпринимательства Орловского района. |
Потеря актуальности мероприятий муниципальной программы |
- осуществление регулярных консультаций с субъектами малого предпринимательства, общественными объединениями предпринимателей и организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по вопросам эффективности реализуемых программных мероприятий; - реализация, в случае необходимости, новых мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства за счет перераспределения средств внутри разделов муниципальной программы; - изучение опыта муниципальной поддержки малого бизнеса в других районах Кировской области с высоким уровнем развития малого предпринимательства. |
Недоверие субъектов малого предпринимательства к доступности мероприятий муниципальной программы |
- осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов малого предпринимательства о видах государственной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления; - создание "прозрачных" процедур предоставления поддержки субъектам малого предпринимательства за счет привлечения общественных объединений предпринимателей к процессу принятия решений о предоставлении поддержки; - консультационно-информационная поддержка мероприятий муниципальной программы за счет привлечения общественных объединений предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы запланированным. Форс-мажорные обстоятельства. |
- проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы; - анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы от запланированных; - оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий муниципальной программы |
8. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится ежегодно на основе оценки достижения целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (далее - целевой показатель), представленных в таблице 2, исходя из соответствия фактических значений показателей их плановым значениям.
Оценка эффективности каждого целевого показателя определяется по формуле:
, где:
- номер показателя;
- эффективность реализации i-го целевого показателя, процентов;
- фактическое значение i-го целевого показателя, достигнутое в ходе реализации муниципальной программы в отчетном периоде;
- плановое значение i-го целевого показателя, предусмотренное муниципальной программой в отчетном периоде.
Интегральная оценка эффективности реализации муниципальной программы определяется по формуле:
, где:
- интегральная оценка эффективности реализации муниципальной программы;
- количество целевых показателей.
Эффективность муниципальной программы оценивается по следующей шкале значений интегральной оценки:
от 80% и выше - муниципальная программа эффективна,
от 60% до 80% включительно - муниципальная программа требует корректировки объемов финансирования и (или) целевых показателей эффективности,
менее 60% - муниципальная программа считается неэффективной и требует корректировки цели, задач, мероприятий и показателей эффективности реализации муниципальной программы.
Ответственные исполнители муниципальной программы предоставляют:
- ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о ходе реализации муниципальной программы, в отдел экономического развития, торговли и предпринимательства администрации Орловского района;
- ежегодно, в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы, согласованный с заместителем главы администрации муниципального образования, курирующим работу ответственного исполнителя муниципальной программы, в отдел экономического развития, торговли и предпринимательства администрации Орловского района.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Поддержка и развитие
малого предпринимательства
в Орловском районе
Кировской области"
на 2019 - 2025 годы
Перечень
программных мероприятий муниципальной программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Орловском районе Кировской области" на 2019 - 2025 годы
N |
Решаемые задачи |
Программные мероприятия |
Источники финансирования |
Объемы финансирования по годам реализации муниципальной программы ( тыс. руб.) Исполнители и участники муниципальной программы Исполнители и участники муниципальной программы |
Исполнители и участники муниципальной программы |
|||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Всего |
|
||||
1. |
Задача 1. Формирование благоприятной правовой среды, стимулирующей развитие малого предпринимательства. |
1.1. Совершенствование нормативно - правовой базы в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, необходимой для реализации муниципальной программы. 1.1.1. Разработка и реализация нормативных правовых актов, устанавливающих формы и виды государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, условия, порядок и сроки ее предоставления, а также иные параметры, необходимые для реализации мероприятий муниципальной программы. 1.1.2. Изучение опыта поддержки малого предпринимательства в других районах Кировской области и применение его в Орловском районе. 1.1.3. Привлечение общественных объединений предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к разработке нормативных правовых актов, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. |
финансирования не требуется |
Х |
X |
Х |
X |
Х |
Х |
Х |
Х |
Администрация Орловского района |
2. |
Задача 2. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность услуг для субъектов малого предпринимательства. |
2.1. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 2.1.1. Организация, проведение, участие в районных, областных и межрегиональных семинарах, совещаниях, форумах, "круглых столах", конференциях, тренингах, лекциях, стажировках и других мероприятиях по вопросам создания, функционирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 2.1.2. Расширение спектра информационно-консультационной поддержки субъектов малого предпринимательства, повышение доступности услуг. 2.1.3. Развитие услуг, направленных на поддержку предпринимательства Орловским фондом поддержки малого предпринимательства "Бизнес-центр" (далее - ФПМП "Бизнес-центр"). |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района
|
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3.
|
Задача 3. Развитие механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства. |
3.1. Развитие системы гарантийного кредитования субъектов малого предпринимательства. |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3.2. Развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3.3. Микрокредитование субъектов малого предпринимательства. |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
||
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3.4. Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела. |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области |
||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3.5. Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства. |
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области
|
||
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4. |
Задача 4. Укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимателя и благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве. |
4.1. Проведение конкурсов, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. |
Бюджет муниципального образования |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
105 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4.2. Сотрудничество со СМИ по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого бизнеса. 4.2.1. Регулярное информирование населения через СМИ о деятельности органов местного самоуправления в сфере поддержки предпринимательства, организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, субъектов предпринимательства, мерах государственной поддержки СМП. |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5. |
Задача 5. Внедрение системы доступной информационно-консультационной поддержки малого предпринимательства. |
5.1. Информационно-методическая, консультационная и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства. 5.1.1. Оказание информационно-консультационной поддержки лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, начинающим предпринимателям и субъектам малого предпринимательства. 5.1.2. Организация доступа субъектов предпринимательской деятельности к справочно-правовым системам, информационным ресурсам, в том числе к специализированным СМИ, сети Интернет. 5.1.3. Организация и проведение социологических и статистических исследований (мониторинга) по вопросам состояния, поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном образовании. 5.1.4. Издание информационных материалов по вопросам организации и ведения собственного дела. |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6. |
Задача 6. Развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства. |
6.1. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства. 6.1.1. Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства. 6.1.2. Обучение профессиям, способствующим открытию собственного бизнеса. 6.1.3. Подготовка и переподготовка кадров для предприятий малого бизнеса. |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6.1.4. Организация и проведение семинаров, тренингов, деловых игр, курсов для лиц, желающих заниматься бизнесом, начинающих и действующих предпринимателей по вопросам организации и ведения собственного дела. 6.1.5. Предпринимательская профориентация и тестирование на предмет возможности занятия бизнесом. 6.1.6. Обучение начинающих предпринимателей бизнес-планированию и помощь предпринимателям желающим открыть собственное дело, в подготовке бизнес-планов, экспертиза бизнес-планов. |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6.2. Развитие у подростков и молодежи интереса к предпринимательской деятельности, поддержка предпринимательских инициатив. 6.2.1. Проведение ежегодной специализированной олимпиады по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. 6.2.2. Содействие участию подростков и молодежи в профильных сменах в рамках летнего отдыха, направленных на моделирование реальных рыночных отношений и формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности. 6.2.3. Организацию проведения деловых игр, семинаров, способствующих развитию интереса подростков и молодежи к предпринимательской деятельности. 6.2.4. Организация обучения учащихся образовательных учреждений Орловского района основам предпринимательской деятельности. Участие в районных, областных, региональных конкурсах (олимпиадах и иных мероприятиях) по основам предпринимательских знаний. 6.2.5. Проведение "дней открытых дверей" на предприятиях малого бизнеса района и области для подростков и молодежи. |
Бюджет муниципального образования
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
Управление образования Орловского района Кировской области |
||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
7. |
Задача 7. Создание системы, способствующей продвижению продукции субъектов малого предпринимательства Орловского района на региональные и международные рынки. |
7.1. Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки. 7.1.1. Информирование (публикации в печатных и электронных СМИ) субъектов малого предпринимательства Орловского района о проводимых региональных, межрегиональных, международных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях. 7.1.2. Организацию и проведение муниципальных, межмуниципальных выставок, ярмарок, фестивалей и других мероприятий с представителями деловых кругов Орловского района и районов Кировской области; организацию и проведение обмена опытом представителей деловых кругов районов Кировской области. 7.1.3. Оказание субъектам малого предпринимательства содействия в подборе деловых партнеров и установлении прямых бизнес-контактов (межмуниципальных, межрегиональных и международных). |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8. |
Задача 8. Поддержка и развитие отдельных направлений предпринимательской деятельности. |
8.1. Внедрение "отраслевого подхода" к поддержке и развитию малого предпринимательства. 8.1.1. Поддержка и развитие предприятий народных художественных промыслом и ремесел. 8.1.2. Поддержка и развитие малых форм хозяйствования на селе (личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), потребительских и производственных кооперативов). 8.1.3. Поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Орловского района. 8.1.4. Поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере торговли. 8.1.5. Поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере туристской индустрии. |
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Администрация Орловского района Некоммерческое партнерство "Центр поддержки народных художественных промыслов и ремесел" Орловский ФПМП "Бизнес-центр" КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8.2. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. 8.2.1. Помощь молодежи в решении проблем связанных с началом ведения бизнеса: определение вида бизнеса, его организационно-правовой формы, системы налогообложения, разработка договоров различного характера, учредительных документов и т.д. 8.2.3. Маркетинговое, информационное, кадровое, правовое, бухгалтерское и налоговое сопровождение. 8.2.4. Формирование банка о свободных и сдаваемых в аренду помещениях и производственных площадях и информирование о них. 8.2.5. Издание информационных и справочных материалов по организации и ведению бизнеса. 8.2.6. Предложение услуг ФПМП "Бизнес-центр" для молодых начинающих предпринимателей. |
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Администрация Орловского района
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района
|
||
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8.3. Поддержка самозанятости и предпринимательства безработных граждан. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
8.3.1. Информирование граждан о возможности реализации предпринимательства, условиях получения финансовой помощи, предоставление субсидии. 8.3.2. Тестирование (анкетирование) безработного гражданина, направленное на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности. 8.3.3. Информационно-консультационное сопровождение деятельности и поддержки предпринимателей, зарегистрированных из числа безработных граждан. |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Орловский ФПМП "Бизнес-центр"
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8.3.4. Обучение бизнес-планированию, помощь в подготовке бизнес-плана. |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
8.3.5. Финансовая помощь гражданам на организацию самозанятости (компенсация затрат на регистрацию предприятия, ИП). |
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
||
КОГКУ ЦЗН Котельнического района отдел трудоустройства Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
9. |
Задача 9. Реализация мероприятий направленных на поддержку и развитие социально-ориентированного предпринимательства |
9.1. Предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства, реализующим социально-ориентированные проекты |
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Администрация Орловского района |
Бюджет муниципального образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
10. |
ВСЕГО ПО МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
105 |
|
||
|
|
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Бюджет муниципального образования |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
105 |
||
|
|
Орловский ФПМП "Бизнес-центр" |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Отдел занятости населения Орловского района |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Орловского муниципального района Кировской области от 14 января 2021 г. N 8-п "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.