Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1023005-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(второе чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с проектной редакцией статьи 13.14 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) устанавливается административная ответственность "за получение информации любым незаконным способом, доступ к которой ограничен федеральным законом". С учетом проектного наименования данной статьи "Незаконное получение информации с ограниченным доступом" в диспозиции ее части 1 следует вести речь о "незаконном получении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом".
С учетом устанавливаемых в отношении граждан административных штрафов за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.14 и 13.14.1 Кодекса, необходимо скорректировать редакцию вносимых изменений в абзац первый части 1 статьи 3.5 Кодекса, заменив в ней слова "частью 2 статьи 13.11" словами "частью 2 статьи 13.11, статьями 13.14 и 13.14.1".
Обращает на себя внимание диспропорция проектных санкций статей 13.14 и 13.14.1 Кодекса как в сравнении с другими его статьями, в которых установлена административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным раскрытием информации (см. статью 5.53, часть 2 статьи 7.12, часть 6 статьи 7.31.1, части 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 13.11, части 3 и 7 статьи 13.15, части 3 и 4 статьи 13.31, статью 14.29, часть 5 статьи 15.19 Кодекса), так и в сравнении с проектной статьей 17.13.
На наш взгляд, в дополнительном обосновании нуждается выделение в части 2 статьи 17.13 Кодекса такого субъекта ответственности, как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. примечание к статье 2.4 Кодекса).
Полагаем, что в проектной части 2 статьи 17.13 Кодекса следует вести речь о близких родственниках перечисленных в диспозиции данной части лиц, чьи персональные данные не могут быть распространены или предоставлены. При этом обращаем внимание, что в проектной части 1 названной статьи административная ответственность будет наступать за незаконное распространение сведений исключительно о защищаемых лицах и их имуществе.
Диспозиция проектной части 2 проектной статьи 17.13 не согласуется с наименованием указанной статьи. Согласно проектной редакции части 2 статьи 17.13 Кодекса административная ответственность за сбор и (или) передачу (распространение, предоставление или доступ) сведений, совершенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в отношении судей, прокуроров, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, органов государственной охраны и т.д.. наступает независимо от того, принято ли в отношении названных лиц решение о применении к ним мер государственной защиты. В этой связи понятие "защищаемые лица" в наименовании статьи требует уточнения, поскольку вторая ее часть устанавливает ответственность за правонарушения, совершенные в области персональных данных в отношении более широкого круга лиц. С учетом положений статьи 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в наименовании статьи 17.13 словосочетание "защищаемых лицах" следует заменить словосочетанием "лицах, подлежащих государственной защите".
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.