Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу" внесен Президентом Российской Федерации
(утв. Решением от 12 мая 2021 г. N 203/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1168313-7 "О денонсации Российской Федерацией Договора по открытому небу" (далее - законопроект), внесенный Президентом Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Проектом федерального закона предлагается денонсировать Договор по открытому небу, подписанный в городе Хельсинки 24 марта 1992 года и ратифицированный Российской Федерацией 26 мая 2001 года.
Договор по открытому небу (далее - Договор) - многосторонний международный договор, предоставляет право государствам-участникам совершать наблюдательные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов над любыми территориями друг друга в соответствии с квотами, согласованными наблюдательными миссиями.
Целью договора являлось содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями.
Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года, однако фактически участвовала в нём с самого начала.
На 2017 год участниками Договора являлись 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Договор способствовал значительному укреплению доверия в военной сфере. Россия внесла существенный вклад в выполнение Договора, ежегодно принимала и проводила наибольшее количество наблюдательных полетов, а также первой создала и начала использовать цифровую аппаратуру наблюдения.
Наряду с этим в 2015 году США сделали невозможным проведение наблюдательных полетов над своей территорией, оказавшись предоставлять достаточное количество промежуточных посадок для российских самолетов Ан-30Б.
Вместе с этим, с 2017 года в русле общей антироссийской линии США стали ужесточать свои подходы. Так, с 1 января 2018 года США перестали предоставлять России разрешение на отход от американских правил воздушного движения и норм авиационной безопасности, изменили специальные процедуры для выполнения наблюдательных полётов над Гавайскими островами, отказались предоставлять ночёвки на некоторых своих авиабазах США и установили ограничения для наблюдательных полётов над территорией Алеутских островов, установили ограничения по высоте полета самолета наблюдения, не предусмотренных Договором.
С 2002 года по настоящее время Франция не предоставила информацию по процедурам наблюдения над удаленными территориями, из-за чего наблюдательные полеты Российской Федерацией в этих зонах совершать невозможно.
В 2018 г. ситуация с Договором по открытому небу была критической - наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение Консультативной комиссии по открытому небу о распределении квот полётов, в котором была предусмотрена миссия над её территорией. Еще 6 апреля 2012 года Грузия заявила о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках Договора по открытому небу, ссылаясь на то, что Российская Федерация не разрешает полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной границы на Кавказе. Позиция Российской Федерации исходит из того, что в соответствии с Договором наблюдательные полёты проводятся не ближе 10 км от границ Абхазии и Южной Осетии, не являющихся государствами-участниками Договора.
Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования Договора для большинства государств-участников, Российская Федерация исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией.
22 ноября 2020 года США под надуманным предлогом вышли из Договора, что существенно нарушило баланс интересов государств - участников Договора, достигнутый при его заключении. Таким образом, был нанесен серьезный ущерб соблюдению Договора и его значимости в укреплении доверия и транспарентности, возникла угроза национальной безопасности Российской Федерации.
Комитет по обороне считает, что решение США о выходе из Договора нарушило баланс интересов государств-участников, возникла угроза национальной безопасности Российской Федерации, а роль договора как инструмента укрепления доверия и безопасности была подорвана.
При этом усилия Российской Федерации по сохранению Договора не нашли отклика ни в Вашингтоне, ни в столицах стран-союзниц США. И хотя государства-участники поддерживали Договор, высказывали сожаление в связи с решением США, но вместе с тем солидаризировались в оценке, что такой шаг США был "обоснованным", при этом призывая Россию вернуться к полной реализации договора.
Российская сторона указывала, что после выхода США из Договора остаются страны, входящие в НАТО, что позволяет Вашингтону получать информацию от них. В то время как Российской Федерации будет запрещено осуществлять инспекции над территорией США.
С учётом национальных интересов Президентом Российской Федерации принято решение о начале внутригосударственных процедур по выходу России из Договору по открытому небу.
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что в сложившейся обстановке денонсация Договора по открытому небу в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и положительно скажется на обеспечении военной безопасности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект и денонсировать Договор по открытому небу, подписанный в городе Хельсинки 24 марта 1992 года.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.