Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1134427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1134427-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внедрения системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях реализации задачи внедрения общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее - система контроля), поставленной пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Согласно положениям законопроекта система контроля будет представлять собой федеральную государственную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального, местного значений, об истории дорожных работ, а также результатов оценки технического состояния автомобильных дорог, проведенных на указанных автомобильных дорогах, и оперативных и статистических показателей деятельности в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с нормами законопроекта система контроля должна обеспечивать, в том числе: сбор, хранение, обработку и анализ информации; доступ к информации, содержащейся в указанной системе контроля, в электронной форме; получение и использование достоверной и актуальной информации; взаимодействие оператора системы, поставщиков информации и пользователей информацией.
Согласно нормам законопроекта оператором системы контроля будет являться федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или определенное решением указанного органа подведомственное ему государственное учреждение. Вместе с тем полагаем, что непосредственно в законопроекте целесообразно было бы указать конкретного оператора системы контроля или предусмотреть конкретный порядок его определения, что позволит обеспечить более четкое и оперативное применение указанных положений законопроекта на практике, а также повысить стабильность организации и эксплуатации данной системы контроля.
Законопроектом предусмотрено признание статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) о Едином государственном реестре автомобильных дорог (далее - ЕГРАД) утратившей силу, поскольку:
- ЕГРАД не отвечает функциям формирования и поддержания единой цифровой базы данных в сфере дорожного хозяйства, предусмотренной паспортом национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в части аттестации на соответствие требованиям по защите информации, определенным паспортами данного национального проекта и федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства";
- нецелесообразно осуществлять одновременно использование информационной системы контроля и информационного ресурса ЕГРАД, состав информации в которых будет частично дублироваться.
Согласно положениям части 5 проектируемой в законопроекте статьи 10.1 Федерального закона N 257-ФЗ порядок создания, ведения, эксплуатации, модернизации системы контроля, включая сроки, способы и порядок представления информации для ее включения в систему контроля, состав представляемых сведений, а также правила взаимодействия оператора системы контроля, поставщиков информации и пользователей информацией будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Следует отметить, что в соответствии с проектируемой статьей 10.1 Федерального закона N 257-ФЗ владелец автомобильной дороги обязан представлять информацию, указанную в пунктах 1 - 9 части 6 данной статьи, для ее включения в систему контроля в соответствии с порядком, указанным в части 5 данной статьи. При этом виды информации, размещаемой в системе контроля, указываются в части 6 проектируемой в законопроекте статьи 10.1 Федерального закона N 257-ФЗ.
Нормами проектируемого пункта 10 статьи 12 и проектируемого пункта 10 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности предлагается отнести информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения, в том числе посредством системы контроля, и информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в том числе посредством системы контроля. При этом полагаем, что согласно положениям Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 87-ФЗ) данные полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов, указанные в законопроекте, а также другие полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренные в действующей части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ в отношении данных видов муниципальных образований, необходимо отнести также к компетенции органов местного самоуправления нового вида муниципального образования - муниципального округа.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что его принятие не повлечет за собой изменение объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также выделение дополнительных финансовых средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на мероприятия по обеспечению создания и функционирования данной системы контроля.
При этом вместе с законопроектом представлен перечень нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Из данного перечня следует, что в целях реализации законопроекта потребуется принятие Приказа Министерства транспорта Российской Федерации, который должен регламентировать значительный круг вопросов относительно системы контроля - порядок создания, ведения, эксплуатации, модернизации системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, включая состав размещаемых сведений, сроки, способы, и порядок предоставления информации для ее включения в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, а также правила взаимодействия оператора системы, поставщиков информации и пользователей информацией (далее - Приказ Минтранса России).
Таким образом, часть положений законопроекта не будет иметь прямого действия, поскольку указанные в нем вопросы смогут реализовываться после принятия указанного ведомственного нормативного правового акта, от содержания которого будет зависеть эффективность организации создания, функционирования и использования всей системы контроля, а также выработка конкретных мер по решению данных вопросов. При этом в данном случае до принятия данного Приказа Минтранса России будет достаточно сложно определить в полной мере пределы компетенции и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере, а также оценить отсутствие или наличие необходимости выделения дополнительных финансовых затрат из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в целях реализации положений законопроекта.
В связи с этим полагаем, что при рассмотрении Государственной Думой во втором чтении указанного законопроекта Правительство Российской Федерации должно представить в Государственную Думу информацию о сроках принятия данного Приказа Минтранса России и подробное содержание его основных нормативных предписаний, в том числе, в части определения компетенции и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации положений законопроекта и Приказа Минтранса России.
В целом принятие законопроекта направлено на формирование необходимых условий для создания, эксплуатации и модернизации эффективной системы контроля, что, в свою очередь, должно обеспечить выполнение целей и задач, поставленных федеральным проектом "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.