Решение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2021 г. N АКПИ21-108
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домовой" о признании недействующими подпункта "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 31 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
согласно подпункту "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 1 Правил управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил, обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Общество с ограниченной ответственностью "Домовой" (далее - ООО "Домовой") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими подпункта "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 31 1 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 50, пункту 1 статьи 157, пункту 1 статьи 328, пункту 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушают принцип свободы договора, право на извлечение прибыли, поскольку понуждают управляющую организацию заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на безвозмездной основе, то есть без встречного предоставления другой стороной договора и без вознаграждения за риск несовершения платежей со стороны третьих лиц, при этом управляющая организация за выполнение условий договора отвечает перед ресурсоснабжающей организацией всем своим имуществом.
Как указывает административный истец, управляющая организация ООО "Домовой" является кредитором ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула". В результате применения оспариваемых положений Правил кредиторы ООО "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") и ПАО "Т Плюс" инициировали процедуру банкротства в отношении должника ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула", что повлекло нарушение имущественных прав ООО "Домовой", выразившееся в возникновении просроченной кредиторской задолженности ввиду неплатежеспособности (банкротства) должника. В нарушение принципа пропорционального распределения неполной оплаты (частично произведенных платежей), поступившей от собственников и пользователей помещений находящихся под управлением должника многоквартирных домов, который предусмотрен пунктом 118 Правил, ООО "УКС" и ПАО "Т Плюс" до признания должника банкротом уже получили причитающиеся им денежные средства, а также денежные средства сверх той суммы, на которую вправе были рассчитывать. ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" не имея прибыли от выполнения работ и оказания услуг в связи с неполной их оплатой, несло ответственность всем своим имуществом перед кредиторами, что повлекло нарушение имущественных прав ООО "Домовой", выразившееся в возникновении просроченной кредиторской задолженности ввиду неплатежеспособности (банкротства) должника.
В суде представитель административного истца ООО "Домовой" по доверенности адвокат Шампаров А.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм данного Кодекса перед иными нормами гражданского права, содержащимися в других законах, регулирующих гражданско-правовые отношения, в том числе, принятых позднее. Оспариваемые положения Правил не допускают возможности управляющей организации отказаться от заключения договора о предоставлении коммунальных услуг, однако в связи с заключением указанных договоров управляющая организация не может получить вознаграждение за риск несовершения платежей со стороны третьих лиц, при этом своей выгоды от поставки коммунального ресурса она не имеет, так как приобретает коммунальный ресурс не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг населению, выступая как посредник и не имея собственного экономического интереса.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 25 февраля 2021 г. N ДГ-П16-2230).
Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации Кордюкова Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "Домовой" по доверенности адвоката Шампарова А.В., административного ответчика Правительства Российской Федерации Кордюковой Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации") Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2021 г. N 299.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, иные вопросы предоставления коммунальных услуг.
В разделе IV Правил определены права и обязанности исполнителя. В силу подпункта "б" пункта 31 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, также управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил, обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, что соответствует части 1 статьи 161 и части 2 статьи 162, статье 157 2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157 2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157 2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2 3 статьи 161 названного Кодекса).
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 поименованного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157 2 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157 2 поименованного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, деятельность по управлению многоквартирным домом предполагает обязанность предоставлять собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также приобретать коммунальные услуги с целью содержания общего имущества многоквартирного дома, для чего лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, заключаются соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отказаться от заключения которых лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, не вправе.
Доводы административного истца о противоречии подпункта "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 31 1 Правил нормам гражданского законодательства, регулирующим соотношение гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права, общие положения о юридических лицах, обязательственном праве, являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и не препятствуют управляющим компаниям извлекать прибыль из своей деятельности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Домовой" о признании недействующими подпункта "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 31 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда |
В.С. Кириллов |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2021 г. N АКПИ21-108
Текст решения опубликован не был