Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1133046-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления обязанности отдельным категориям лиц декларировать сведения о цифровых финансовых активах) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции, являющийся соисполнителем, рассмотрел представленный законопроект в части, касающейся вопросов своего ведения, и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона направлен на приведение в соответствие законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и законодательства о выборах и референдумах.
Ввиду того, что в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) в 2021 году вступают в силу изменения, устанавливающие правовой статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты, а также порядок их обращения и осуществления операций с ними, законопроектом в том числе вносятся изменения законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"), обязывающие отдельные категории лиц, к числу которых относятся, в частности, лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, должности государственной (муниципальной) службы, ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
При этом статьей 24 Федерального закона N 259-ФЗ также предусматривается возможность осуществления контроля за вышеуказанными расходами по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Принимая во внимание реализуемые в России принципы публичности и открытости при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, следует отметить актуальность внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части необходимости представления кандидатами, участвующими в выборах, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Кроме того, проектом федерального закона исключается понятие "акция", чем приводится в соответствие с Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ранее исключившими данный термин в связи с тем, что акции являются одним из видов ценных бумаг.
Законопроект также содержит переходные положения, согласно которым нормы Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" будут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после вступления в силу проектируемого регулирования.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
На основании изложенного Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законодательной инициативы и рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1133046-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.