Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" (в части определения механизма возврата в доход Российской Федерации денежных средств, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не представлены сведения, подтверждающие законность их получения) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 21 апреля 2021 г. N 164/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 12 апреля 2021 года (протокол N 308, пункт 98) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в качестве соисполнителя рассмотрен проект федерального закона N 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить правовые основания для обращения в доход Российской Федерации денежных средств, полученных в отчетный период и за предшествующие два года, в отношении которых лицо, замещающее должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей), не представило сведений, подтверждающих их получение на законных основаниях. Контроль за законностью получения денежных средств данной категорией лиц будет осуществляться органами прокуратуры Российской Федерации, которые наделяются правом получения справок по операциям, счетам и вкладам у кредитных организаций.
Законопроектом не предусматривается введение новых видов проверки сведений о доходах для уполномоченных на проведение проверки лиц и кадровых служб органов публичной власти и организаций. Выявление указанных обстоятельств будет осуществляться в рамках проведения проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, результаты проверки в трехдневный срок передаваться в органы прокуратуры Российской Федерации. В случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему прокурором решения о проведении проверки законности получения средств, физическое лицо, в отношении которого она будет проводиться, уведомляется об этом в письменной форме в течение двух дней со дня принятия такого решения. Полагаем, стоит на федеральном уровне разработать форму документа-уведомления о таком решении.
В случае не подтверждения законности полученных средств, Генеральный прокурор или подчиненный ему прокурор в течение четырех месяцев рассматривают материалы проверки, после чего обращаются в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентном размеру денежных средств, поступивших на счет лица, проинформировав при этом орган государственной власти, местного самоуправления или организацию, где данное лицо замещает (занимает) должность. Нижний предел суммы денежных средств, в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие законность их получения, при котором органы прокуратуры должны будут обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации соответствующей денежной суммы, предлагается установить в сумме 10 000 рублей.
Аналогичная процедура уже предусмотрена в отношении обращения в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) установленную законодательством должность, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. Так, только за шесть месяцев 2019 года в доход государства было изъято имущества на 17,3 млрд рублей.
Комитет отмечает, что построение оптимальной системы антикоррупционного регулирования остается одной из приоритетных задач государственной политики в настоящее время. Мировая практика показывает, что обращение в доход государства денежных средств и имущества, не соразмерного с доходами лиц, на которых распространяются антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности, - эффективная и действенная мера противодействия коррупции.
Обращение по решению суда в доход Российской Федерации денежных средств, в отношении которых не представлены доказательства законности их происхождения, относится к особым правовым мерам, применяемым в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства и направленным на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей.
Осуществление контроля над источниками получения денежных средств полностью соотносится с требованиями международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение. И самое главное - позволят существенно уменьшить экономическую привлекательность коррупционного поведения и тем самым реально повысить эффективность антикоррупционного механизма.
Предлагаемые законопроектом правовые, организационно- управленческие механизмы не только многократно увеличивают риск негативных последствий для коррупционеров на всех уровнях управления, но и способствуют минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Принимая во внимание вышеизложенное Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.