Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1120845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации), внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 13 апреля 2021 г. N 163/3)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 марта 2021 года (протокол N 306, пункт 80) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1120845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), направленных на установление единых подходов к информационному обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на повышение эффективности своевременного информирования населения о потенциальных рисках техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также совершенствование порядка проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о ликвидации последствий паводка в Дальневосточном федеральном округе от 28 сентября 2019 г. N Пр-2009 (далее - Перечень поручений), в соответствии с которым Правительству Российской Федерации совместно с МЧС России поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
- постоянный доступ МЧС России ко всем необходимым информационным массивам и ресурсам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на безвозмездной основе;
- ответственность должностных лиц и организаций за непредоставление или несвоевременное предоставление исчерпывающей информации для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с чем, законопроектом предусматривается установление обязанности для федеральных органов исполнительной власти по обеспечению постоянного доступа МЧС России к информационным системам в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на безвозмездной основе в целях своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации (пункт 5 законопроекта).
Также положениями законопроекта устанавливается обязанность для должностных лиц и организаций по своевременному представлению в органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (включающую, в том числе, сведения, необходимые для обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), за невыполнение которой статьей 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено привлечение к административной ответственности (пункт 2 законопроекта).
В связи с чем, следует отметить, что проектируемые изменения в целом позволяют реализовать выше обозначенные поручения Президента Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений и концепция законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем, Комитетом также отмечается, что законопроектом предлагается уточнить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 4 законопроекта). Проектируемыми изменениями устанавливается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны обеспечивать проведение эвакуационных мероприятий не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и при угрозе возникновения такой ситуации.
Тем самым, законопроектом предполагается расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако указанные требования законодательства положениями законопроекта не учитываются и не предусматриваются.
Комитетом также отмечается, что принятие рассматриваемого законопроекта потребует внесения изменений в уже принятый (постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), а также принятия (разработку) нового акта Правительства Российской Федерации ("О порядке проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций"). В связи с чем, представляется целесообразным, в случае принятия законопроекта в первом чтении, при его рассмотрении во втором и третьем чтениях обратиться к Правительству Российской Федерации о подготовке соответствующих проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых предусмотрено законопроектом (часть 10.1 статьи 123 и часть 1.2 статьи 125 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 1120845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.