Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 18 мая 2021 г. N 3.8-03/2434
по проекту федерального закона N 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1075528-7) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 мая 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.Б. Терентьевым и сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.Ю. Святенко, М.А. Львовой-Беловой 15 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь" и принят 27 января 2021 года в первом чтении, 12 мая 2021 года - во втором чтении и 18 мая 2021 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона Государственной Думой во втором чтении была принята одна поправка сенаторов Российской Федерации и одна отклонена.
Федеральный закон разработан в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь и направлен на совершенствование законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям с учетом развития современных информационных технологий, а также организации инициативного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Федеральным законом предлагается, исходя из интересов граждан, закрепить презумпцию согласия гражданина на назначение и изменение размера пенсии и установить беззаявительный порядок назначения пенсий, назначаемых по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" при согласии безработного предпенсионера, а также страховых пенсий по инвалидности и социальных пенсий по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
Также беззаявительный порядок предлагается применять:
в случае, если это выгодно пенсионеру, при назначении ему страховой пенсии по старости как лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца;
в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших приостановление выплаты, при возобновлении выплаты страховой или накопительной пенсии (достижение лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет; истечение срока действия вида на жительство);
при перерасчете размеров пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности, установленных гражданам из числа космонавтов, в связи с установлением им I группы инвалидности, либо достижением ими возраста 80 лет;
при установлении повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.
Кроме того, беззаявительный порядок предлагается распространить и на получение гражданами социальных доплат к пенсии.
Федеральным законом предусматривается, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации или на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств. В случае поступления таких документов, подтверждающих обстоятельства, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, после назначения страховой пенсии, будет производиться перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии.
Федеральным законом закрепляется право неработающих граждан, проживающих в сельской местности и получивших 25-процентное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в течение 30 календарных лет в сельском хозяйстве, на сохранение указанного повышения при выезде на новое место жительства за пределы сельской местности. Лицам, которым был осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с выездом за пределы сельской местности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается без истребования заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На Пенсионный фонд Российской Федерации возлагается обеспечение инициативного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о средствах пенсионных накоплений.
Инициативное информирование будет предоставляться застрахованным лицам, достигшим возраста 45 лет и 40 лет (мужчины и женщины соответственно), не являющимся получателями страховой пенсии по старости и получателями выплат за счет средств пенсионных накоплений, и осуществляться один раз в три года с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Застрахованные лица, не использующие единый портал государственных и муниципальных услуг, смогут самостоятельно обращаться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для получения сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Первое информирование застрахованных лиц 1977 года рождения и старше и 1982 года рождения и старше (соответственно мужчины и женщины) планируется осуществить до 31 декабря 2022 года.
Федеральным законом вводится новый способ назначения страховой пенсии по старости - в автоматическом режиме, в случае обращения граждан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, предоставлении согласия на назначение страховой пенсии по старости в указанном режиме и при соблюдении ряда условий, в том числе отсутствия периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место за пределами территории Российской Федерации. Порядок назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме будет определен Пенсионным фондом Российской Федерации.
Также Федеральным законом предоставляется возможность получения гражданами одновременно нескольких государственных услуг, оказываемых Пенсионным фондом Российской Федерации, на основании комплексного запроса гражданина. Перечень государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на основании комплексного запроса, примерная форма комплексного запроса, порядки его приема и предоставления на его основании государственных услуг, будут определяться Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним).
В связи с принятием Федерального закона потребуется принятие ряда постановлений Правительства Российской Федерации, а также приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и постановлений правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.