Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 23 апреля 2021 г. N 333
Порядок
организации, проведения и проверки контрольных работ для обучающихся 9-х классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в общеобразовательных организациях Республики Мордовия
1. Общие положения
Настоящий Порядок организации, проведения и проверки контрольных работ для обучающихся 9-х классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования, в общеобразовательных организациях Республики Мордовия (далее - Порядок) определяет категории участников контрольных работ для обучающихся 9-х классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования (далее - контрольных работ), сроки и длительность их проведения, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке контрольных работ, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению контрольных работ, порядок проведения и проверки и оценивания контрольных работ.
2. Категории участников контрольных работ
2.1. Участниками контрольных работ являются:
обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее - образовательная организация), в том числе обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды, осваивающие образовательные программы основного общего образования;
лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, прикрепившихся для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) экстерном к образовательной организации (далее - экстерны).
Лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды принимают участие в контрольной работе по своему желанию. При проведении контрольных работ не разрабатываются адаптированные варианты заданий для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов. Для всех категорий участников контрольных работ используются аналогичные материалы.
В случае принятия указанными лицами решения о прохождении контрольной работы образовательная организация организуют проведение контрольных работ в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
3. Сроки и длительность проведения контрольных работ
3.1. Контрольные работы проводятся по учебным предметам: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Участники контрольной работы участвуют в контрольной работе по одному из указанных учебных предметов по выбору участника. Прохождение контрольных работ по нескольким учебным предметам не предусматривается.
3.2. Контрольные работы по соответствующим учебным предметам в 2021 году проводятся в следующие даты:
18 мая (вторник) - биология, литература, информатика и ИКТ;
19 мая (среда) - физика, история;
20 мая (четверг) - обществознание, химия;
21 мая (пятница) - география, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский).
Резервные сроки проведения контрольных работ по соответствующим учебным предметам не предусмотрены.
3.3. Длительность проведения контрольной работы составляет:
по литературе - 3 часа 55 минут (235 минут);
по физике, обществознанию, истории, биологии, химии - 3 часа (180 минут);
по информатике и ИКТ, географии - 2 часа 30 минут (150 минут);
по иностранным языкам (английский, французский, немецкий) - 2 часа 15 минут (135 минут).
Продолжительность контрольной работы для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа (90 минут).
3.4. В продолжительность контрольной работы не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников контрольных работ по заполнению бланков, печать материалов и др.).
4. Порядок подачи заявления на участие в контрольной работе
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Обучающиеся 9-х классов подают заявление на участие в контрольной работе с указанием выбранного учебного предмета в срок до 30 апреля 2021 года (включительно) в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы основного общего образования, экстерны подают соответствующие заявления в образовательные организации, к которым они прикрепились для прохождения ГИА-9 экстерном (приложение 1). Подача заявления предусматривает согласие участника на обработку персональных данных для внесения сведений в федеральную и региональную информационную систему ГИА-9 (далее - РИС), в соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". В случае отказа предоставить согласие на обработку персональных данных участники контрольных работ допускаются к участию в контрольных работах без внесения сведений в РИС ГИА-9.
4.2. До завершения срока подачи заявления участники контрольной работы вправе изменить выбранный ранее учебный предмет для прохождения контрольной работы, подав повторное заявление на участие в контрольной работе с указанием измененного учебного предмета.
4.3. Участники контрольных работ с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
4.4. Заявления участников контрольных работ и согласия на обработку персональных данных хранятся в образовательной организации в соответствии с номенклатурой дел данной образовательной организации.
5. Организация проведения контрольных работ
5.1. Подготовку и проведение контрольных работ организует и обеспечивает Министерство образования Республики Мордовия при участии:
Регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ) на базе ГБУ РМ "Центр оценки качества образования - "Перспектива";
муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования;
образовательных организаций Республики Мордовия.
5.2. Министерство образования Республики Мордовия в рамках организации и проведения контрольных работ:
обеспечивает проведение контрольных работ в образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
организует отбор и подготовку специалистов, входящих в состав единой комиссии по проверке контрольных работ и привлекаемых к проверке контрольных работ в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
определяет минимальное количество баллов и шкалу пересчета первичного балла за выполнение контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале;
информирование участников контрольных работ и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения контрольных работ через образовательные организации и муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и размещения информации на официальном сайте Министерства образования Республики Мордовия http://mo.edurm.ru/;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ контрольных работ, в том числе определяют места хранения КИМ, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;
ознакомление участников контрольных работ и (или) их родителей (законных представителей) с результатами контрольных работ в сроки, установленные настоящим Порядком.
5.3. РЦОИ в рамках организации и проведения контрольных работ:
осуществляет технологическое и информационно-методическое сопровождение подготовки и проведения контрольных работ;
вносит в РИС ГИА-9 сведения об участниках контрольных работ, о местах проведения, о результатах контрольных работ, полученных участниками;
получает задания для проведения контрольных работ по соответствующим предметам от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр тестирования" посредством защищенной сети передачи данных;
не ранее чем за 1 календарный день до дня проведения контрольной работы передает защищенные задания контрольной работы в образовательные организации с соблюдением требований к информационной безопасности;
устанавливает сроки, порядок сбора и передачи информации о результатах контрольных работ ответственными специалистами образовательных организаций и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в РЦОИ.
5.4. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках организации проведения контрольных работ:
назначают муниципального координатора, ответственного за проведение контрольных работ, и сообщают сведения о нем в РЦОИ и образовательные организации;
обеспечивают проведение контрольных работ в подведомственных образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
предоставляют в установленные сроки сведения для внесения в РИС, обеспечивая их полноту и достоверность (не позднее 30 апреля 2021 г.);
организуют ознакомление участников с результатами контрольных работ в установленные сроки.
5.5. Образовательные организации в рамках организации и проведения контрольных работ:
обеспечивают прием заявлений участников контрольных работ на участие в контрольных работах в срок до 30 апреля 2021 года (включительно);
размещают информацию на официальном сайте образовательной организации и информируют участников контрольных работ и их родителей (законных представителей) о проведении, местах и сроках проведения контрольных работ,
издают приказ о проведении контрольных работ в образовательной организации, определяющий состав работников, участвующих в организации и проведении контрольных работ;
под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению контрольных работ, о порядке проведения и проверки контрольных работ, установленном настоящим Порядком;
обеспечивают создание специальных условий (при необходимости) для участников с ОВЗ, инвалидов, детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому и в медицинских организациях;
проводят контрольные работы в образовательной организации в соответствии с настоящим Порядком;
обеспечивают информационную безопасность при хранении и использовании заданий контрольных работ, принимают меры по защите заданий от разглашения содержащейся в них информации;
информируют участников контрольных работ о результатах, полученных обучающимися, экстернами;
обеспечивают хранение и уничтожение использованных материалов (бланков, заданий контрольных работ, черновиков участников, ведомостей проведения, протоколов экспертов) в соответствии с номенклатурой дел образовательной организации.
6. Подготовка к проведению контрольных работ в образовательной организации
6.1. Контрольные работы проводятся в образовательных организациях, в которых проходят обучение участники контрольных работ.
6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения контрольных работ, должны обеспечивать проведение контрольных работ в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.3. Для проведения контрольных работ выделяются:
аудитории для проведения контрольных работ;
помещение для получения и тиражирования заданий контрольных работ, выдачи и приемки материалов, обработки информации о результатах (далее - Штаб).
6.4. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для получения, тиражирования заданий, ключей.
6.5. Аудитории проведения должны быть изолированы от остальных кабинетов, в которых осуществляется учебная деятельность, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения контрольной работы.
6.6. В аудитории проведения должны быть:
рабочее место для организатора в аудитории;
настроенные на точное время часы, находящиеся в поле зрения участников контрольных работ;
закрытые стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам (а день проведения контрольных работ).
Аудитории, выделяемые для проведения контрольных работ, оснащаются:
по иностранным языкам - средствами воспроизведения и записи аудиозаписи;
по информатике и ИКТ - компьютерной техникой.
6.7. Руководитель образовательной организации издает приказ о проведении, определяющий состав работников, участвующих в организации, проведении и проверке контрольных работ:
ответственный организатор образовательной организации, осуществляющий полный цикл подготовки, проведения и передачи результатов контрольных работ, обеспечивающий информационную безопасность заданий;
технический специалист, обеспечивающий подготовку технических средств для получения от РЦОИ и тиражирования заданий контрольных работ, оказывающий другую необходимую информационно-техническую помощь в ходе подготовки и проведения контрольных работ;
организаторы в аудитории, обеспечивающие выполнение контрольных работ участниками в соответствии с инструкциями; при проведении контрольной работы по учебному предмету в состав организаторов в аудитории не входят специалисты по данному учебному предмету;
при необходимости в состав работников могут быть включены организаторы вне аудитории, обеспечивающие передвижение участников контрольных работ и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в контрольных работах (в случае если контрольные работы проводятся во время учебного процесса в образовательной организации).
6.8. Не позднее чем за 1 день до проведения контрольных работ ответственный организатор образовательной организации и/или технический специалист проверяет аудитории проведения.
7. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению контрольных работ
7.1. Сведения об участниках контрольных работ представляют образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.
7.2. Информация об участниках контрольных работ с указанием выбранного ими учебного предмета для прохождения контрольной работы должна быть внесена в РИС не позднее 4 мая 2021 года.
7.3. Содержание заданий для проведения контрольных работ будет соответствовать документам, определяющим структуру и содержание КИМ основного государственного экзамена 2021 года по соответствующим учебным предметам. Со структурой и содержанием КИМ основного государственного экзамена 2021 года по соответствующим учебным предметам можно ознакомиться на официальном сайте федерального государственного научного бюджетного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (https://fipi.ru).
7.4. Руководители муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководители государственных общеобразовательных организаций определяют лиц, ответственных за обеспечение информационной безопасности КИМ для проведения контрольной работы.
7.5. Передача заданий контрольной работы в образовательные организации будет осуществляться по защищенному каналу и (или) физически на съемных носителях информации с соблюдением требований к информационной безопасности.
8. Проведение контрольных работ
8.1. До начала контрольных работ руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо, распределяет участников по аудиториям в произвольном порядке.
8.2. Вход участников контрольных работ в образовательную организацию или место проведения контрольных работ начинается с 9:15.
8.3. Во время проведения контрольных работ участникам контрольных работ запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
8.4. Участники контрольных работ рассаживаются за рабочие столы в аудитории в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).
8.5. Во время проведения контрольных работ в аудитории должны присутствовать не менее двух организаторов по проведению контрольных работ в образовательной организации.
8.6. В день проведения контрольных работ за 1 час 20 минут до начала контрольной работы РЦОИ передает пароли к защищенным заданиям контрольной работы ответственным лицам в муниципальном образовании с последующим доведением до ответственного лица в образовательной организации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Ответственный организатор и/или технический специалист скачивают КИМ для участников контрольных работ, аудиофайлы для проведения контрольных работ по иностранному языку, дополнительные материалы для информатики и ИКТ.
8.8. Печать заданий контрольной работы проводится в образовательной организации (в классах в присутствии участников контрольной работы или централизовано в определенном руководителем образовательной организации месте в присутствии ответственного лица образовательной организации).
8.9. Контрольные работы начинаются в 10:00.
8.10. Если участник контрольной работы опоздал, он допускается к написанию контрольной работы, при этом время окончания написания контрольной работы не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Организаторы по проведению контрольных работ предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков контрольной работы.
8.11. До начала контрольных работ в аудитории организаторы проводят инструктаж участников, который состоит из двух частей.
8.12. Первая часть инструктажа проводится с 9:50 до 10:00 и включает в себя информирование участников о порядке проведения контрольных работ, продолжительности написания контрольных работ, о времени и месте ознакомления с результатами контрольных работ, а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.
8.13. Организаторы выдают участникам контрольных работ индивидуальные комплекты, состоящие из бланка N 1, бланков N 2 и КИМ, а также листы бумаги для черновиков (далее - черновики).
8.14. Вторая часть инструктажа начинается не ранее 10:00 и включает в себя ознакомление участников контрольных работ с КИМ, проверку совпадения номера варианта в КИМ и на контрольном листе бланков ответов, заполнение регистрационных частей бланков.
8.15. По указанию организаторов в аудитории проверяют совпадение номера варианта в КИМ и на контрольном листе бланков ответов, заполняют регистрационные поля бланков. В случае выявления несовпадения номера варианта в КИМ и на контрольном листе бланков ответов члены комиссии производят дополнительную печать и замену КИМ на КИМ с требуемым номером варианта. Комплект бланков при этом в замене не нуждается.
8.16. После проведения второй части инструктажа организаторы объявляют начало, продолжительность и время окончания контрольных работ и фиксируют их на доске, после чего участники контрольных работ приступают к написанию контрольных работ.
8.17. Организаторы проверяют правильность заполнения участниками контрольных работ регистрационных полей бланков, по запросу участника организаторы выдают ему дополнительный бланк ответов N 2.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.19. По мере необходимости участникам контрольных работ выдаются черновики.
8.20. Во время проведения контрольных работ на рабочем столе участников контрольных работ, помимо бланков N 1 и N 2, дополнительного бланка, находятся:
ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
лекарства (при необходимости);
листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения контрольных работ.
8.21. За 30 минут и за 5 минут до окончания контрольных работ организаторы сообщают участникам о скором завершении написания контрольных работ и о необходимости перенести записи из черновиков в бланки записи (в том числе в дополнительные бланки записи).
8.22. Участники контрольных работ, досрочно завершившие написание контрольных работ, сдают бланки, черновики и покидают место проведения контрольных работ, не дожидаясь установленного времени завершения контрольных работ.
8.23. Организаторы принимает материалы на месте, где сидит участник.
8.24. По истечении времени написания контрольных работ организаторы объявляют об окончании выполнения контрольных работ и собирают у участников контрольных работ бланки N 1 и N 2, дополнительные бланки записи, черновики.
8.25. Организаторы проверяют бланки каждого участника, а затем ставят "Z" в области бланка N 2 (или дополнительного бланка), оставшейся незаполненной.
8.26. Организаторы заполняют отчетные формы, использованные во время проведения контрольной работы.
8.27. Собранные бланки N 1 и N 2, дополнительные бланки, черновики, а также отчетные формы для проведения контрольных работ организаторы передают ответственному специалисту образовательной организации.
8.28. Доставку в РЦОИ оригиналов контрольных работ на проверку и обработку осуществляют ответственные на муниципальном уровне в соответствии со сроками, установленными РЦОИ.
9. Порядок проверки и оценивания контрольных работ
9.1. Проверка контрольных работ осуществляется экспертами, входящими в состав единой предметной комиссии по всем учебным предметам, по которым проводится контрольная работа, созданной Министерством образования Республики Мордовия (далее - комиссия по проверке), в РЦОИ.
9.2. Эксперты комиссии по проверке контрольных работ должны соответствовать указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
знание требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по соответствующему предмету, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контрольных работ.
Владение необходимыми предметными компетенциями:
наличие высшего образования по специальности по соответствующему учебному предмету.
Владение компетенциями, необходимыми для проверки контрольных работ:
умение объективно оценивать ответы участников, в том числе устные;
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
9.3. Проверка контрольных работ осуществляется экспертом один раз по шкале оценивания (приложение 2) и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году основного государственного экзамена.
10. Результаты контрольных работ
10.1. Результаты выполнения контрольной работы должны быть внесены в РИС не позднее 10 календарных дней со дня проведения контрольной работы по соответствующему учебному предмету.
10.2. Результаты контрольной работы не являются условием допуска к ГИА-9.
10.3. Результаты контрольной работы по определенным учебным предметам могут быть использованы при приеме на профильное обучение.
В этом случае участники контрольных работ выбирают учебный предмет для прохождения контрольной работы исходя из предпочитаемой дальнейшей образовательной траектории.
10.4. Рекомендуется выставление полученной за контрольную работу отметки в классный журнал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.