В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, статьи 2; 2021. N 1 (часть 1) статьи 39), распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года N 208-р (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 2021, 9 февраля, N 0001202102090002), Законом Республики Дагестан от 01 декабря 2011 года N 76 "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2011, N 23, статьи 1109; 2013, N 24 (раздел I, II) статьи 16, 24), Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 января 2017 года N 12 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Республики Дагестан площадью торговых объектов" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 2017, 24 января, N 0500201701240003) и Указом Главы Республики Дагестан от 16 июля 2020 года N 49 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 2020, 22 июля, N 0500202007220007; 2021, 3 января N 0500202101030002), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан (далее - Порядок).
2. Управлению торговли и потребительских рынков довести настоящий приказ до глав муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для разработки схем размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований в соответствии с Порядком, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа.
3. В целях обеспечения единообразного применения законодательства в части разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, а также увеличения доходов и роста благосостояния граждан рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
- провести публичные обсуждения схем размещения нестационарных торговых объектов с участием жителей и предпринимательского сообщества, а также привести в соответствие с Порядком нормативные правовые акты, регулирующие разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования;
- оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках;
- обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами;
- содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов;
- обеспечить крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством, огородничеством, осуществляющим заготовку пищевых лесных ресурсов, возможность реализации указанной продукции в местах с высокой проходимостью, специально отведенных органами местного самоуправления, в том числе с использованием объектов для осуществления развозной торговли, для чего обеспечить выделение необходимого количества мест для осуществления торговли;
- обеспечить развитие розничных и оптовых рынков как важнейшей инфраструктуры малого торгового и производственного бизнеса, устранив излишнее администрирование их деятельности, в том числе ограничения по ассортименту реализуемой продукции;
- предусмотреть в муниципальных программах (подпрограммах) мероприятий по предоставлению производителям товаров (сельскохозяйственных и продовольственных товаров, в том числе фермерской продукции, текстиля, одежды, обуви и прочих) и организациям потребительской кооперации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, муниципальных преференций в виде предоставления мест для размещения нестационарных и мобильных торговых объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на льготных условиях или на безвозмездной основе;
- внести необходимые изменения в муниципальные нормативно-правовые акты в части продления договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов. При этом, сроки действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов должны составлять не менее 7 лет с правом пролонгации неограниченное число раз;
- размещать нестационарные торговые объекты в соответствии с действующим градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам, комплексному решению существующей архитектурной среды, архитектурно-художественному облику муниципального образования.
4. Разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан в сети "Интернет": www.minpromdag.ru.
5. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Дагестан в установленном законом порядке.
6. Направить копию настоящего приказа в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан для включения в федеральный регистр правовых нормативных актов субъектов Российской Федерации.
7. Настоящий приказ вступает в силу в установленном законодательством порядке.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр промышленности |
Н.Р. Халилов |
Утвержден
приказом Министерства промышленности
и торговли Республики Дагестан
от "30" апреля 2021 г. N 44-ОД
Порядок
разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан
1. Общие положения
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от 01 декабря 2011 года N 76 "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Республики Дагестан" и устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления в Республике Дагестан схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Республики Дагестан (далее - Схема).
1.1. При разработке Порядка используются следующие понятия:
- нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
- бахчевой развал - нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную, временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки или установленной торговой палатки, предназначенный для продажи сезонных бахчевых культур;
- елочный базар - нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки для продажи натуральных хвойных деревьев и веток хвойных деревьев;
- схема - документ, состоящий из двух частей, графической и текстовой, содержащий сведения о размещении нестационарной торговой сети на территории муниципального образования Республики Дагестан.
1.2. Включение объектов в Схему размещения осуществляется в следующих целях:
- обеспечение единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан;
- формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
- необходимость обеспечения устойчивого развития территорий;
- достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории Республики Дагестан;
- создание условий для обеспечения жителей Республики Дагестан качественными и безопасными товарами и услугами;
- обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории Республики Дагестан.
1.3. Порядок применяется в отношении размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Включение в Схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
1.4. Требования, установленные порядком, не распространяются на отношения, связанные с:
- размещением и использованием нестационарных торговых объектов в стационарных торговых объектах, в иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности;
- размещением нестационарных торговых объектов, находящихся на территориях розничных рынков, ярмарок, а также при проведении праздничных и иных массовых мероприятий, имеющих краткосрочный характер.
2. Требования, предъявляемые к разработке Схемы и нестационарному торговому объекту
2.1. Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Республики Дагестан должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным, экологическим и иным установленным действующим законодательством нормам и правилам.
2.2. При разработке Схемы органы местного самоуправления руководствуются следующими принципами:
- особенностью развития торговой деятельности конкретного муниципального образования Республики Дагестан;
- необходимости размещения не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов;
- обеспечения беспрепятственного развития улично-дорожной сети;
- обеспечения беспрепятственного движения транспорта и пешеходов;
- обеспечения комфортных и безопасных условий проживания граждан;
- специализации нестационарного торгового объекта;
- обеспечения соответствия деятельности нестационарных торговых объектов санитарным, противопожарным, экологическим требованиям, правилам продажи отдельных видов товаров, требованиям законодательства по защите прав потребителей, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, соблюдения ограничений, установленных законодательством, регулирующим оборот табачных изделий, алкогольной продукции;
- востребованности нестационарных торговых объектов хозяйствующими субъектами и потребителями.
2.3. При разработке Схемы органы местного самоуправления используют следующие критерии:
2.3.1. Обеспечение свободного движения пешеходов и доступа потребителей к торговым объектам, в том числе без барьерную среду жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях.
2.3.2. Соответствие внешнего вида нестационарных торговых объектов архитектурному облику сложившейся застройки муниципального образования.
2.3.3. Благоустройство площадок для размещения нестационарных торговых объектов и прилегающей территории в соответствии с правилами благоустройства территории муниципального образования.
2.3.4. Нестационарные торговые объекты, составляющие инфраструктуру дорожного сервиса, включаются уполномоченным органом местного самоуправления в Схему в соответствии с Порядком.
2.3.5. Осуществление хранения бахчевых культур, хвойных деревьев непосредственно на бахчевом развале или елочном базаре соответственно.
2.3.6. Размещение торгового оборудования (столы, стулья, прилавки и другие подобные объекты) в пределах нестационарного торгового объекта.
2.3.7. Размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с региональными и местными нормативами градостроительного проектирования с учетом их размещения:
- вне посадочных площадок остановок общественного транспорта;
- вне полос отвода автомобильных дорог;
- вне арок зданий, газонов, цветников, клумб, площадок (детских, для отдыха, спортивных), дворовых территорий жилых зданий, мест, не оборудованных подъездами для разгрузки товара;
- не ближе 5 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов;
- вне железнодорожных путепроводов и автомобильных эстакад, мостов;
- вне надземных и подземных переходов, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные переходы;
- не ближе 25 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям;
- обеспечивающего подъезд пожарной, аварийно-спасательной техники или доступ к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и другие).
2.3.8. Размещение нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях, а также в охранных зонах инженерных сетей допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и при условии согласования такого размещения с собственниками (владельцами, эксплуатирующими организациями) сетей и коммуникаций.
2.4. Схема включает:
- нестационарные торговые объекты, расположенные на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в том числе на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
- нестационарные торговые объекты, расположенные на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности;
- возможные места для расположения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в том числе на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
- возможные места для расположения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.
2.5. Схема носит бессрочный характер.
2.6. Эксплуатация нестационарного торгового объекта должна осуществляться в строгом соответствии с нормами налогового, трудового гражданского законодательства и законодательства Российской Федерации "О защите прав потребителей".
3. Порядок разработки и утверждения Схемы, внесение в нее изменений
3.1. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), с учетом предложений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района или городского округа, органа местного самоуправления внутригородского района, а также предложений, поступивших от населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 01 октября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.
3.2. Схема состоит из двух частей: графической части с условными обозначениями и приложения, содержащего описательную (текстовую) часть.
Графическая часть - графическое изображение на административной карте муниципального образования сведений о размещении нестационарных торговых объектов с указанием порядкового номера нестационарного торгового объекта и условного обозначения в зависимости от типа нестационарного торгового объекта и ассортимента реализуемой продукции (вида оказываемых услуг).
Приложение - текстовая часть (в виде таблицы), разработанная по форме согласно приложению к настоящему Порядку, с указанием:
- сведений об общем количестве мест торговли;
- порядковой нумерации каждого места;
- сведений об использовании нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства;
- адресных ориентиров, типа нестационарного торгового объекта, срока его функционирования, ассортимента реализуемой продукции (вида оказываемых услуг);
- площади земельного участка, выделенного для осуществления торговой деятельности;
- площади нестационарного торгового объекта, количества рабочих мест.
3.3. После разработки проекта Схемы (проекта изменений, внесенных в Схему) орган местного самоуправления направляет указанный проект на согласование в органы местного самоуправления (структурные подразделения органов местного самоуправления) (при наличии таких органов), уполномоченные:
- в области градостроительной деятельности;
- в области использования и распоряжения земель;
- в области организации благоустройства;
- в области обеспечения благоприятной окружающей среды;
- в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению;
- в области создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли;
- в области охраны объектов культурного наследия (если схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территориях объектов культурного наследия и зон их охраны (при наличии таковых).
3.4. Органы, указанные в пункте 3.3. настоящего Порядка, рассматривают в течение 14 календарных дней представленный им на согласование проект Схемы, по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или отказе в согласовании проекта Схемы.
Решение об отказе в согласовании проекта Схемы принимается при ее несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации, регламентирующим сферу деятельности органов местного самоуправления, указанных в пункте 3.3. настоящего Порядка.
Согласование, отказ в согласовании, замечания (предложения) оформляются письменно.
3.5. Замечания (предложения) к проекту Схемы, поступившие от органов, указанных в пункте 3.3. настоящего Порядка, рассматриваются уполномоченным органом местного самоуправления, который по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:
- внести изменения и (или) дополнения в проект Схемы;
- не учитывать замечания при доработке Схемы (предложений) с направлением письменного мотивированного ответа в адрес органа (органов), направившего (направивших) соответствующие замечания (предложения).
3.6. Измененный с учетом поступивших замечаний (предложений) проект Схемы (проект изменений, внесенных в Схему), подлежит повторному согласованию с органами (структурными подразделениями), представившими замечания (предложения) в течение 5 рабочих дней.
3.7. Схема утверждается муниципальным правовым актом, который подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципального правового акта, а также размещается на официальном сайте местной администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней после утверждения.
3.8. В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения, предусматривающие:
3.8.1. Увеличение количества нестационарных торговых объектов (кроме объектов, осуществляющих деятельность в определенный сезон (время года) по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал.
При этом количество нестационарных торговых объектов, уже включенных в Схему и функционирующих на законных основаниях, не сокращается.
3.8.2. Размещение нестационарных торговых объектов, осуществляющих деятельность в определенный сезон (время года), не чаще одного раза в год.
3.8.3. Изменение места нахождения нестационарного торгового объекта, ранее включенного в Схему, или его исключение из Схемы, которое возможно с обязательным предоставлением компенсационного места размещения такого нестационарного торгового объекта не чаще одного раза в год.
3.9. Основаниями для внесения изменений в Схему является:
- новая застройка районов, микрорайонов, иных территорий населенных пунктов муниципальных образований, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- размещение на территориях муниципальных образований новых стационарных торговых объектов, повлекшее превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности населения площадью торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также от некоммерческих организаций, представляющих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
- изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- ремонт и реконструкция автомобильных дорог.
3.10. Предложения и обращения, указанные в пункте 3.9. настоящего Порядка, направляются в уполномоченный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней со дня поступления рассматривает их и принимает мотивированное решение о внесении либо невнесении изменений в Схему.
3.11. Изменения, внесенные в Схему, утверждаются муниципальным правовым актом, который подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего Схему в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней после его принятия.
3.12. В течение 5 рабочих дней после опубликования муниципальный правовой акт, которым утверждена Схема, а также копия официального печатного издания, в котором опубликована Схема, направляются органами местного самоуправления в Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан (далее - Министерство). В случае принятия нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в ранее утвержденную Схему, в Министерство направляется копия утвержденной Схемы с учетом внесенных изменений.
3.13. Утверждение Схемы, а также внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.
3.14. Схема размещения, а также изменения и дополнения Схемы подлежат публичному обсуждению органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с участием жителей и предпринимательского сообщества.
Схема
(текстовая часть) размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования
______________________________________________________________
(наименование муниципального образования Республики Дагестан
по состоянию на _____________ 20___ год
Порядковый номер нестационарного объекта |
Адрес расположения (место расположения) нестационарного торгового объекта (фактический адрес) |
Тип нестационарного торгового объекта (палатка, киоск, автолавка, лоток и другое)* |
Специализация нестационарного торгового объекта (ассортимент реализуемой продукции, оказываемой услуги) |
Площадь земельного участка/ нестационарного торгового объекта, кв. м/количество рабочих мест |
Собственник земельного участка |
Срок размещения нестационарного торгового объекта (постоянно или сезонно с ____ по _____) |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-----------------------------
* Указывается тип нестационарного торгового объекта в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан от 30 апреля 2021 г. N 44-ОД "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан"
Вступает в силу с 27 мая 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан" (www.pravo.e-dag.ru) 26 мая 2021 г.