Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Северная Осетия-Алания
от "19" мая 2021 г. N 486
Положение
о подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Республике Северная Осетия-Алания в 2021 году
Перечень условных обозначений и сокращений
Аудитории |
Помещения, предоставляемые для проведения экзаменов, обеспечивающие проведение экзаменов в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
ИК |
Индивидуальный комплект участника ОГЭ |
КИМ |
Контрольный измерительный материал |
КК |
Конфликтная комиссия Республики Северная Осетия-Алания |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования |
ОГЭ |
Основной государственный экзамен |
ОИВ |
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания (орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования) |
ОМСУ |
Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования |
ПК |
Предметные комиссии Республики Северная Осетия-Алания |
ПМПК |
Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации Республики Северная Осетия-Алания - государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр оценки качества образования" |
Сопровождающие |
Представители образовательных организаций, сопровождающие участников ГИА до ППЭ |
Субъект Российской Федерации |
Республика Северная Осетия-Алания |
Участники ГИА |
Участники государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена, допущенные к ГИА в установленном порядке |
Участники ГИА с ОВЗ |
Обучающиеся, экстерны с ограниченными возможностями здоровья, допущенные к ГИА в установленном порядке |
Участники ГИА - дети-инвалиды и инвалиды |
Обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды, допущенные к ГИА в установленном порядке |
ФИПИ |
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФЦТ |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
Штаб ППЭ |
Специально отведенное помещение в ППЭ для руководителя ППЭ |
Экстерны |
Лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования |
ЭМ |
Экзаменационные материалы, включающие в себя листы (бланки) ответов, КИМ для проведения ОГЭ, тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ, а также листы бумаги для черновиков (за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение")) |
1. Документы, регламентирующие проведение ГИА
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования" (вместе с прилагаемыми Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.12.2013 N 1274 "Об утверждении Порядка разработки использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
Особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 марта 2021 г. N 104/306 (далее - Особенности ГИА в 2021 году);
методические документы Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического обеспечения ГИА;
иные нормативные правовые акты и инструктивные документы по вопросам организации и проведения ГИА в Российской Федерации (и в Республике Северная Осетия-Алания в частности);
настоящее Положение.
2. Организация проведения ГИА
2.1. Основные полномочия ОИВ по организации ГИА
ОИВ обеспечивает проведение ГИА в субъекте Российской Федерации, в том числе:
создает ГЭК, ПК и КК и организует их деятельность;
определяет и представляет на согласование в ГЭК кандидатуры руководителей ППЭ;
определяет и утверждает составы организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников для проведения ГВЭ в устной форме (далее - экзаменаторы-собеседники), ассистентов для лиц, указанных в пункте 44 Порядка (далее - ассистенты);
по согласованию с ГЭК определяет места расположения ППЭ, распределяет между ними участников ГИА, руководителей ППЭ и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников для проведения ГВЭ в устной форме, ассистентов;
организует формирование и ведение РИС и внесение сведений в ФИС;
организует информирование участников ГИА и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА через образовательные организации и ОМСУ, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и ведения раздела на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ОИВ или специализированных сайтах;
обеспечивает подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению ГИА, в соответствии с требованиями Порядка и Особенностями ГИА в 2021 году;
осуществляет аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 28.06.2013 N 491;
принимает решение об оборудовании ППЭ стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи;
определяет минимальное количество первичных баллов, подтверждающее освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
обеспечивает информационную безопасность при хранении, использовании и передаче ЭМ, в том числе определяет места хранения ЭМ, лиц, имеющих к ним доступ, принимает меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;
обеспечивает проведение ГИА в ППЭ в соответствии с требованиями Порядка;
обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ в соответствии с Порядком;
обеспечивает перевод суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания;
обеспечивает ознакомление участников ГИА с результатами ГИА по учебным предметам в устанавливаемые Порядком сроки;
определяет сроки проведения ГИА для обучающихся образовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, освобождаемых от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до начала ГИА, по согласованию с учредителями таких исправительных учреждений (но не ранее 20 февраля текущего года);
организует ГИА для несовершеннолетних лиц, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при содействии администрации таких учреждений с учетом специальных условий содержания и необходимости обеспечения общественной безопасности во время прохождения ГИА;
определяет технические и программные средства, автоматизирующие проведение, обработку и внесение результатов ГИА в РИС;
определяет форму проведения ГВЭ (автоматизированная или неавтоматизированная);
принимает решение о создании в составе ГЭК, ПК и КК территориальных экзаменационных, предметных и конфликтных подкомиссий, осуществляющих отдельные полномочия ГЭК, ПК и КК на территории одного или нескольких муниципальных районов и (или) городских округов;
в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации по согласованию с ГЭК принимает решение о переносе сдачи экзамена в другой ППЭ или на другой день, предусмотренный расписанием проведения ГИА;
формирует и тиражируют КИМ для проведения ОГЭ с помощью открытого банка заданий и специализированного программного обеспечения, размещенных на официальном сайте Рособрнадзора или специально выделенном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
организует проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении;
направляет в ППЭ информацию о количестве участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов в данном ППЭ и о необходимости организации проведения экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития не позднее двух рабочих дней до дня проведения экзамена по соответствующему учебному предмету;
принимает решение о сканировании экзаменационных работ участников ГИА в ППЭ;
определяет лиц, ответственных за уничтожение неиспользованных ЭМ и использованных КИМ для проведения ОГЭ, текстов, тем, заданий, билетов для проведения ГВЭ, использованных листов бумаги для черновиков;
принимает решение об исключении эксперта из состава ПК в случае установления факта нарушения экспертом требований, указанных в Порядке, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях;
принимает решение совместно с двумя и более ОИВ других субъектов Российской Федерации об организации обмена экзаменационными работами между соответствующими субъектами Российской Федерации (межрегиональная перекрестная проверка);
принимает решение о проведении ПК перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ГИА;
принимает решение об ознакомлении участников ГИА с полученными ими результатами экзаменов по учебным предметам с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;
принимает решение о подаче и (или) рассмотрении апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;
принимает решение о подаче заявлений об участии в ГИА с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;
принимает решение о схеме организации проведения ОГЭ по иностранным языкам с учетом единого расписания экзаменов.
2.2. Сроки организации информирования о порядке ГИА
В целях информирования граждан о порядке проведения ГИА в средствах массовой информации, на официальных сайтах ОИВ, образовательных организаций или на специализированных сайтах публикуется следующая информация:
о сроках проведения ГИА - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления;
о сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА по учебным предметам - не позднее чем за два месяца до завершения срока подачи заявления;
о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций - не позднее чем за месяц до начала экзаменов;
о сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА - не позднее чем за месяц до начала ГИА.
2.3. Формирование КИМ ОГЭ и текстов, тем, заданий, билетов для проведения ГВЭ
2.3.1. КИМ ОГЭ формируются ОИВ с помощью открытого банка заданий и специализированного ПО.
Параметры доступа к открытому банку заданий, специализированному ПО, указаниям по работе с данным ПО, общим требованиям к сборке КИМ ОГЭ, а также общим требованиям к форматированию вариантов КИМ предоставляются ФИПИ уполномоченному представителю ОИВ, ответственному за формирование КИМ ОГЭ.
ОИВ обеспечивает информационную безопасность при хранении, использовании и передаче ЭМ, в том числе определяют лиц, имеющих доступ к ЭМ, места хранения ЭМ, принимают меры по защите ЭМ от разглашения содержащейся в них информации.
Спецификации ЭМ для проведения ОГЭ по учебным предметам размещаются на официальном сайте ФИПИ (http://fipi.ru).
2.3.2. Спецификации текстов, тем, заданий, билетов для проведения ГВЭ по учебным предметам в устной и письменной формах, а также сборники тренировочных материалов для подготовки к ГВЭ (устная и письменная формы) размещаются на официальном сайте ФИПИ (http://fipi.ru).
Тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ формируются ФИПИ, ФЦТ обеспечивает размещение текстов, тем, заданий, билетов для проведения ГВЭ на технологическом портале по подготовке и проведению ГИА в соответствии с графиком размещения материалов, направленным Рособрнадзором в адрес ОИВ.
2.4. Организация хранения КИМ и текстов, тем, заданий, билетов для проведения ГВЭ
Хранение КИМ и текстов, тем, заданий, билетов для проведения ГВЭ осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором.
Вскрытие ЭМ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, запрещено.
2.5. Организация тиражирования и доставки КИМ
На всех этапах работы с КИМ ОИВ принимает меры по обеспечению их информационной безопасности.
2.5.1. Согласно принятой ОИВ организационно-технологической схеме тиражирование КИМ на бумажные носители может производиться в РЦОИ, ОМСУ, ППЭ или региональной типографии.
В случае использования ЭМ на электронных носителях в зашифрованном виде руководитель ППЭ получает от РЦОИ код расшифровки КИМ и в присутствии члена ГЭК, общественных наблюдателей (при наличии) организует расшифровку и тиражирование на бумажные носители.
По решению ГЭК тиражирование ЭМ проводится в аудиториях в присутствии участников ГИА.
2.5.2. По завершении экзамена запечатанные пакеты с экзаменационными работами в тот же день направляются членами ГЭК в РЦОИ (структурные подразделения РЦОИ муниципального района и (или) городского округа).
Неиспользованные ЭМ и использованные КИМ для проведения ОГЭ и тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ, а также использованные листы бумаги для черновиков направляются в места, определенные ОИВ, для обеспечения их хранения.
Неиспользованные ЭМ и использованные КИМ для проведения ОГЭ, тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, использованные листы бумаги для черновиков - в течение месяца после проведения экзамена.
По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, определенными ОИВ.
В случае если по решению ОИВ сканирование экзаменационных работ участников ГИА проводится в Штабе ППЭ, то в ППЭ сразу по завершении экзамена техническим специалистом производится сканирование экзаменационных работ в присутствии члена ГЭК, руководителя ППЭ, общественных наблюдателей (при наличии).
2.6. Формирование РИС и информационный обмен с ФИС
ОИВ определяет уполномоченную организацию с предоставлением права доступа к РИС - РЦОИ. Уполномоченная организация (РЦОИ) назначает ответственных за внесение сведений в РИС.
Региональные базы данных создаются и ведутся с помощью:
1. ПО "Автоматизированная информационная система "Государственная итоговая аттестация" (АИС ГИА-9) - в субъектах Российской Федерации, использующих ПО ФЦТ;
2. ПО "Импорт данных ГИА-9" - в субъектах Российской Федерации, использующих собственный программный ресурс.
Формирование и ведение РИС, в том числе внесение в РИС сведений, обработка, хранение и использование содержащейся в ней информации, взаимодействие с ФИС, доступ к информации, содержащейся в РИС, а также защита информации осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, с применением единых классификаторов и справочников, стандартизированных технических и программных средств, в том числе позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных и стандартных протоколов.
РЦОИ осуществляет формирование и ведение РИС в соответствии с Правилами формирования и ведения ФИС/РИС.
РЦОИ обеспечивает постоянную доступность уполномоченной Рособрнадзором организации (ФЦТ) к сведениям, содержащимся в РИС, на региональных серверах в защищенной сети ФЦТ вне зависимости от используемой технологии.
Формат сведений, вносимых в РИС, должен строго соответствовать установленному формату.
В целях осуществления контроля за своевременным внесением данных в ФИС ФЦТ устанавливает связь всех региональных баз данных ГИА-9 с единой федеральной базой данных ГИА-9 в рамках защищенной сети ФЦТ.
РЦОИ осуществляет обмен информацией с ФИС в соответствии с Правилами формирования и ведения ФИС/РИС посредством ПО "Импорт данных ГИА-9". В случае использования субъектом Российской Федерации ПО АИС ГИА-9 обмен информацией с ФИС осуществляется как посредством ПО "Импорт данных ГИА- 9", так и ПО АИС ГИА-9.
РЦОИ по решению ОИВ осуществляет мониторинг полноты, достоверности и актуальности сведений, внесенных в РИС(1).
Информационный обмен при взаимодействии ФИС и РИС осуществляется в сроки, установленные Графиком внесения сведений в РИС для досрочного и основного периодов проведения ГИА в 2021 году.
РЦОИ обеспечивает бесперебойную и непрерывную работу каналов связи для взаимодействия РИС и ФИС, а также своевременное предоставление данных в ФИС.
3. Информация об участии в ГИА
3.1. Общие сведения
ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является обязательной.
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку.
Экстерны допускаются к ГИА при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат "зачет" за итоговое собеседование по русскому языку.
ГИА проводится в формах ОГЭ, ГВЭ.
В 2021 году ГИА включает в себя экзамены по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы).
ГИА по физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому и испанскому), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), родному языку из числа языков народов Российской Федерации, литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в 2021 году не проводится.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их желанию проводится только по одному обязательному учебному предмету по выбору указанных участников ГИА.
При проведении ОГЭ используются КИМ, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов в устной или письменной формах.
3.2. Категории участников ГИА
Участниками ОГЭ являются:
обучающиеся образовательных организаций, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, обучающиеся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, экстерны, допущенные в текущем году к ГИА.
Участниками ГВЭ являются:
обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды.
Для участников ГВЭ ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ. При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ОГЭ и ГВЭ).
3.3. Особенности подачи заявления об участии в ГИА в 2021
Участники ГИА, перечисленные в подпункте "б" пункта 6 Порядка, вправе изменить форму ГИА, указанную ими в заявлениях, поданных в соответствии с пунктами 12 и 13 Порядка, при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально.
В этом случае указанные участники ГИА подают заявления в ГЭК с указанием измененной формы ГИА не позднее чем за две недели до даты соответствующего экзамена.
Принятие решения об уважительности или неуважительности причины изменения формы ГИА, сроков участия в ГИА, изменения участниками ГИА перечня учебных предметов, указанных ими ранее в заявлениях, отнесено к компетенции ГЭК, которая принимает его по каждому участнику ГИА отдельно в соответствии с документами, подтверждающими уважительность причины.
В 2021 году по решению ОИВ подача заявлений об участии в ГИА организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
3.4. Сроки и продолжительность проведения ГИА
Для проведения ГИА на территории Российской Федерации и за ее пределами устанавливаются сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету (далее - единое расписание ГИА).
ГИА проводится в основной период проведения экзаменов (далее - основной период), резервные сроки основного периода, дополнительные резервные сроки основного периода, дополнительный период проведения экзаменов (далее - дополнительный период) и резервные сроки дополнительного периода.
В случае установления в едином расписании ГИА двух дат проведения ГИА по одному учебному предмету в рамках основного периода ГЭК самостоятельно распределяет участников ГИА на указанные даты проведения ГИА, исходя из вместимости аудиторного фонда, с соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации (2).
ГИА для обучающихся образовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, освобождаемых от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до начала ГИА, проводится в досрочный период в сроки, определяемые ОИВ, по согласованию с учредителями таких исправительных учреждений, но не ранее 20 февраля текущего года.
В продолжительность экзаменов по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (настройку необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов, инструктаж участников ГИА, выдачу им ЭМ, заполнение ими регистрационных полей листов (бланков)).
При продолжительности экзамена более 4 часов организуется питание участников ГИА. Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий определяется ОИВ.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность экзамена по учебному предмету увеличивается на 1,5 часа.
3.5. Повторное прохождение ГИА в текущем учебном году
3.5.1. По решению председателя ГЭК повторно допускаются к сдаче ГИА по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) в резервные сроки основного периода:
участники ГИА, принявшие участие в ГИА в основной период, но получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
участники ГИА, проходящие ГИА только по одному обязательному учебному предмету, принявшие участие в ГИА в основной период, но получившие по указанному учебному предмету неудовлетворительный результат;
участники ГИА, не явившиеся на экзамен (экзамены) в основной период по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники ГИА, принявшие участие в ГИА по соответствующему учебному предмету в основной период, но не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники ГИА, принявшие участие в ГИА по соответствующему учебному предмету в основной период, апелляции которых о нарушении порядка проведения ГИА конфликтной комиссией были удовлетворены;
участники ГИА, принявшие участие в ГИА по соответствующему учебному предмету в основной период, чьи результаты были аннулированы по решению председателя ГЭК в случае выявления фактов нарушений Порядка, совершенных лицами, указанными в пунктах 49 и 50 Порядка, или иными (в том числе неустановленными) лицами.
3.5.2. В дополнительные резервные сроки основного периода к сдаче ГИА по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) по решению председателя ГЭК допускаются:
участники ГИА, не явившиеся на экзамен (экзамены) в основной период и (или) резервные сроки основного периода по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
участники ГИА, впервые принявшие участие в ГИА в резервные сроки основного периода, но получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
участники ГИА, проходящие ГИА только по одному обязательному учебному предмету, впервые принявшие участие в ГИА в резервные сроки основного периода, но получившие по указанному учебному предмету неудовлетворительный результат;
участники ГИА, впервые принявшие участие в ГИА в резервные сроки основного периода и повторно допущенные по решению председателя ГЭК к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету по причинам, указанным в абзацах пятом - седьмом подпункта 3.5.1 настоящего Положения.
3.5.3. В дополнительный период к сдаче ГИА по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) по решению председателя ГЭК допускаются:
участники ГИА, не прошедшие ГИА по обязательным учебным предметам или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих учебных предметов на ГИА в резервные сроки основного периода (дополнительные резервные сроки основного периода);
участники ГИА, проходящие ГИА только по одному обязательному учебному предмету, не прошедшие ГИА или получившие повторно неудовлетворительный результат по обязательному учебному предмету в резервные сроки основного периода (дополнительные резервные сроки основного периода).
3.5.4. В резервные сроки дополнительного периода к сдаче ГИА по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) по решению председателя ГЭК допускаются участники ГИА, принявшие участие в ГИА в дополнительный период и повторно допущенные по решению председателя ГЭК к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету по причинам, указанным в абзацах втором - седьмом подпункта 3.5.1 настоящего Положения.
4. Требования к ППЭ
4.1. Общая часть
ГИА проводится в ППЭ, места расположения которых определяются ОИВ.
ППЭ - здание (комплекс зданий, сооружение), которое используется для проведения ГИА. Территорией ППЭ является площадь внутри здания (сооружения) либо части здания (сооружения), отведенная для проведения ГИА.
По решению ОИВ ППЭ оборудуются:
стационарными и (или) переносными металлоискателями;
средствами видеонаблюдения;
средствами подавления сигналов подвижной связи.
Входом в ППЭ является место проведения уполномоченными лицами работ с использованием стационарных и (или) переносных металлоискателей (в случае принятия ОИВ соответствующего решения).
При входе в ППЭ осуществляются проверка наличия документов, удостоверяющих личность участников ГИА и лиц, указанных в пунктах 49 и 50 Порядка, установление соответствия их личности представленным документам, проверка наличия указанных лиц в списках распределения в данный ППЭ. Также проводятся мероприятия, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности измерение температуры участников ГИА и пр.
В здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ, до входа в ППЭ выделяются:
места для хранения личных вещей участников ГИА, организаторов, медицинских работников, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных работ по химии, экзаменаторов-собеседников, технических специалистов и ассистентов;
помещение для сопровождающих;
помещение для представителей средств массовой информации.
4.2. Общие требования к ППЭ
Количество и места расположения ППЭ определяются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), общей численности участников ГИА на территории субъекта Российской Федерации, территориальной доступности и вместимости аудиторного фонда с соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации (3).
В случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации ОИВ по согласованию с ГЭК принимают решение о переносе сдачи экзамена в другой ППЭ или на другой день, предусмотренный единым расписанием экзаменов.
В аудиториях ППЭ должно быть:
рабочее место для организаторов в аудитории;
настроенные на точное время часы, находящиеся в поле зрения участников ГИА;
закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам (в день проведения экзамена).
В аудиториях ППЭ для каждого участника ГИА организуется отдельное рабочее место.
Аудитории, выделяемые для проведения экзаменов по русскому языку оснащаются средствами воспроизведения аудиозаписи.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, и имеющих заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК, экзамен может быть организован на дому, в медицинской организации. Для этого организуется ППЭ по месту жительства участника экзамена, по месту нахождения медицинской организации.
Во время проведения экзамена на дому, в медицинской организации присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК. Для участника ГИА необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации, по согласованию с ГЭК. При совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации, в ППЭ на дому, в медицинской организации могут присутствовать: член ГЭК, который может выполнять функционал руководителя ППЭ, организатор, который может одновременно выполнять функции технического специалиста, а также ассистент (при необходимости). Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ на дому, в медицинской организации, прибывают в указанный ППЭ не ранее 09.00 по местному времени.
4.3. Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ
4.3.1. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют (4):
а) руководитель образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченное им лицо;
б) руководитель ППЭ и организаторы ППЭ (5);
в) член ГЭК;
г) технический специалист, оказывающий информационно-техническую помощь руководителю ППЭ и организаторам ППЭ, члену ГЭК;
д) сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники органов внутренних дел (полиции);
е) медицинские работники;
ж) экзаменаторы-собеседники (для проведения ГВЭ в устной форме);
з) ассистенты (при необходимости).
Вышеперечисленные лица не имеют право покидать ППЭ во время проведения ГИА. Порядком не предусмотрена процедура повторного допуска лиц, привлекаемых к проведению ГИА, в случае их выхода из ППЭ в день проведения экзамена. В целях предупреждения нарушений Порядка, а также возникновения коррупционных рисков в ППЭ во время проведения экзамена повторный допуск перечисленных лиц, покинувших ППЭ, запрещается.
4.3.2. В день проведения экзамена в ППЭ могут присутствовать также:
а) должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования;
б) аккредитованные представители средств массовой информации (могут присутствовать в аудиториях для проведения экзамена только до момента вскрытия ПК с ЭМ или до момента начала печати ЭМ);
в) аккредитованные общественные наблюдатели (могут свободно перемещаться по ППЭ, при этом в одной аудитории находится только один общественный наблюдатель).
4.3.3. Допуск участников ГИА, а также лиц, перечисленных в подпункте 4.3.1. в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ, утвержденных ОИВ, учредителем, загранучреждением. Проверка указанных документов, установление соответствия личности представленным документам, проверка наличия лиц в списках распределения в данный ППЭ осуществляются при входе в ППЭ сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками органов внутренних дел (полиции) совместно с организаторами.
Допуск в ППЭ лиц, указанных в подпункте 4.3.2, а также сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих их полномочия.
4.4. Организация помещений и техническое оснащение ППЭ
В ППЭ должны быть организованы:
а) аудитории для участников ОГЭ;
б) помещение для руководителя ППЭ (Штаб ППЭ), оборудованное телефонной связью, сканером (при необходимости), принтером, персональным компьютером, сейфом (или металлическим шкафом) для осуществления безопасного хранения ЭМ;
в) медицинский кабинет, либо отдельное помещение для медицинских работников;
г) помещение для общественных наблюдателей.
В Штабе ППЭ организуются места для хранения личных вещей членов ГЭК, руководителя образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченного им лица, руководителя ППЭ, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, а также иных лиц, определенных Рособрнадзором, должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
В Штабе ППЭ организуется место для руководителя образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченного им лица.
Помещения, не использующиеся для проведения экзамена, в день проведения экзамена должны быть заперты и опечатаны.
Не позднее двух рабочих дней до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету ОИВ направляют в ППЭ информацию о количестве участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов в данном ППЭ и необходимости организации проведения экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ППЭ оборудуется с учетом состояния их здоровья, особенности психофизического развития (6).
Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Во время проведения экзамена для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических процедур.
4.5. Особенности организации ППЭ для проведения ГВЭ в устной форме
При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы участников ГИА записываются на аудионосители или записываются на аудионосители с одновременным протоколированием. Аудитории, выделяемые для записи устных ответов, оборудуются средствами цифровой аудиозаписи.
Участник ГИА по команде технического специалиста или организатора ППЭ громко и разборчиво дает устный ответ на задание. При проведении экзамена экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГИА уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса экзаменационного задания. Технический специалист или организатор ППЭ предоставляет участнику ГИА возможность прослушать запись его ответа и убедиться, что она произведена без технических сбоев.
Участники ГИА могут взять с собой на отведенное место в аудитории медицинские приборы и препараты, показанные для экстренной помощи, а также необходимое техническое оборудование для выполнения заданий (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, лупа или иное увеличительное устройство, специальные чертежные инструменты и др.).
В случае одновременной аудиозаписи и протоколирования устных ответов, участнику экзамена предоставляется возможность ознакомиться с протоколом его ответа и убедиться, что он записан верно.
4.6. Особенности организации ППЭ для проведения ГВЭ в письменной форме
Участникам ГВЭ по русскому языку в аудиториях предоставляются орфографические и толковые словари, позволяющие устанавливать нормативное написание слов и определять значения лексической единицы.
Орфографические и толковые словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ заблаговременно (не позднее чем за 1 календарный день до проведения экзамена). Пользоваться личными орфографическими словарями участникам экзамена в целях предупреждения недопущения нарушений Порядка в части использования справочных материалов, письменных заметок запрещается.
Руководитель ППЭ обязан проверить предоставленные словари на предмет отсутствия в них справочных материалов, письменных заметок и т.п.
4.7. Готовность ППЭ и аудиторий
Не позднее чем за один календарный день до начала экзамена руководитель ППЭ и руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), должны обеспечить готовность ППЭ, проверить соответствие всех помещений, выделяемых для проведения ГИА, установленным требованиям и заполнить протокол готовности ППЭ.
5. Проведение ГИА
5.1. Общая часть
В день экзамена участник ГИА прибывает в ППЭ не позднее 9.00 по местному времени.
Допуск участников ГИА в ППЭ осуществляется с 09.00 по местному времени при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и при наличии их в утвержденных ОИВ списках распределения в данный ППЭ. В случае отсутствия у участника ГИА документа, удостоверяющего личность, при наличии его в списках распределения в данный ППЭ он допускается в ППЭ после подтверждения его личности сопровождающим. Проверка указанных документов, установление соответствия личности представленным документам, проверка наличия лиц в списках распределения в данный ППЭ осуществляются при входе в ППЭ сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, и (или) сотрудниками органов внутренних дел (полиции) совместно с организаторами.
Член ГЭК присутствует при организации входа участников ГИА в ППЭ и осуществляет контроль за выполнением требования о запрете участникам ГИА, организаторам, ассистентам, медицинским работникам, техническим специалистам, экзаменаторам-собеседникам для проведения ГВЭ в устной форме иметь при себе средства связи, в том числе осуществляет контроль за организацией сдачи иных вещей в специально выделенном до входа в ППЭ месте для хранения личных вещей участников ГИА, работников ППЭ.
Согласно спискам распределения, размещенным при входе в ППЭ на информационном стенде, участник ГИА определяет аудиторию, в которую он распределен на экзамен.
Организаторы распределяются по аудиториям, исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов (7). Во время проведения экзамена часть организаторов находится на этажах ППЭ (организаторы вне аудитории) и помогает участникам ГИА ориентироваться в помещениях ППЭ, а также осуществляет контроль за перемещением лиц, не задействованных в проведении экзамена.
Участники ГИА рассаживаются за рабочие места в соответствии с проведенным распределением. Рекомендуется зигзагообразная рассадка. Изменение рабочего места не допускается.
В зависимости от выбора формы сдачи экзамена (письменная или устная форма), а также литеры ЭМ производится рассадка участников ГВЭ.
При организации ГВЭ по русскому языку следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для участников экзамена, выбравших написание сочинения, изложения с творческим заданием, диктанта.
Если участник ГИА опоздал на экзамен, он допускается к сдаче ГИА в установленном порядке, при этом время окончания экзамена не продлевается, о чем сообщается участнику ГИА.
Во время экзамена на рабочем столе участника ГИА помимо ЭМ находятся:
а) гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
б) документ, удостоверяющий личность;
в) средства обучения и воспитания;
г) лекарства и питание (при необходимости);
д) специальные технические средства (для лиц, указанных в пункте 44 Порядка) (при необходимости);
е) листы бумаги для черновиков, выданные в ППЭ.
Иные вещи участники ГИА оставляют в специально отведенном месте для хранения личных вещей участников ГИА, расположенном до входа в ППЭ.
Во время проведения экзамена в ППЭ запрещается:
а) участнику ГИА - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
б) организаторам ППЭ, ассистентам, медицинским работникам, техническим специалистам, специалистам по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экспертам, оценивающим выполнение лабораторных работ по химии, экзаменаторам-собеседникам - иметь при себе средства связи;
в) лицам, перечисленным в пункте 49 и 50 Порядка, - оказывать содействие участникам ГИА, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
г) участникам ГИА, организаторам ППЭ, ассистентам, техническим специалистам, специалистам по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экспертам, оценивающим выполнение лабораторных работ по химии, экзаменаторам-собеседникам - выносить из аудиторий и ППЭ ЭМ на бумажном или электронном носителях, фотографировать ЭМ.
Руководителю образовательной организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченному им лицу, руководителю ППЭ, членам ГЭК, сотрудникам, осуществляющим охрану правопорядка, и (или) сотрудникам органов внутренних дел (полиции), аккредитованным представителям средств массовой информации и общественным наблюдателям, должностным лицам Рособрнадзора, иным лицам, определенным Рособрнадзором, должностным лицам органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, разрешается использование средств связи только в связи со служебной необходимостью в Штабе ППЭ.
До начала экзамена организаторы в аудитории проводят инструктаж, в том числе информируют участников ГИА о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, а также о времени и месте ознакомления с результатами ГИА.
Организаторы в аудитории информируют участников ГИА о том, что записи на КИМ для проведения ОГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ и листах бумаги для черновиков, не обрабатываются и не проверяются.
Организаторы в аудитории выдают участникам ГИА ЭМ, которые включают в себя листы (бланки) ответов, КИМ для проведения ОГЭ, тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ, а также листы бумаги для черновиков.
В случае обнаружения брака или некомплектности ЭМ у участников ГИА организаторы в аудитории выдают такому участнику ГИА новый комплект ЭМ.
По указанию организаторов в аудитории участники ГИА заполняют регистрационные поля экзаменационной работы. Организаторы в аудитории проверяют правильность заполнения участниками ГИА регистрационных полей экзаменационной работы. По завершении заполнения регистрационных полей экзаменационной работы всеми участниками ГИА организаторы в аудитории объявляют начало экзамена и время его окончания, фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники ГИА приступают к выполнению экзаменационной работы.
В случае нехватки места в листах (бланках) ответов на задания с развернутым ответом по просьбе участников ГИА организаторы в аудитории выдают ему дополнительный лист (бланк). При этом организаторы в аудитории фиксируют связь номеров основного и дополнительного листа (бланка) в специальных полях листов (бланков) в соответствии с технологией проведения ГИА, принятой в субъекте Российской Федерации. По мере необходимости участникам ГИА выдаются дополнительные листы бумаги для черновиков.
Во время экзамена участники ГИА соблюдают Порядок и следуют указаниям организаторов ППЭ, а организаторы ППЭ обеспечивают соблюдение требований Порядка в аудитории и ППЭ.
Во время экзамена участники ГИА не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена участники ГИА могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении организаторов вне аудитории. При выходе из аудитории участники ГИА оставляют ЭМ и листы бумаги для черновиков на рабочем столе. Организатор в аудитории проверяет комплектность оставленных участником ГИА ЭМ и листов бумаги для черновиков.
Лица, допустившие нарушение Порядка, удаляются с экзамена. Для этого организаторы ППЭ, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели (при наличии) приглашают члена ГЭК, который составляет акт об удалении с экзамена и удаляет лиц, нарушивших Порядок, из ППЭ. Организатор в аудитории ставит в соответствующем поле бланка участника ГИА необходимую отметку. Акт об удалении с экзамена составляется членом ГЭК в Штабе ППЭ в присутствии руководителя ППЭ, организатора ППЭ, общественного наблюдателя (при наличии).
В случае если участник ГИА по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, он досрочно покидает аудиторию. Организатор в аудитории приглашает организатора вне аудитории, который сопровождает такого участника ГИА к медицинскому работнику и приглашает члена ГЭК. При согласии участника ГИА досрочно завершить экзамен член ГЭК и медицинский работник составляют акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. Организатор в аудитории ставит в соответствующем поле бланка участника ГИА необходимую отметку.
Акты об удалении с экзамена и о досрочном завершении экзамена по объективным причинам составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр акта выдается лицу, нарушившему Порядок, или лицу, досрочно завершившему экзамен по объективным причинам, второй экземпляр в тот же день направляется в ГЭК для рассмотрения и последующего направления в РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ.
Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам является документом, подтверждающим уважительность причины досрочного завершения экзамена, в соответствии с которым председатель ГЭК принимает решение о повторном допуске участника экзамена к сдаче ГИА в текущем учебном году по соответствующему учебному предмету (соответствующим учебным предметам) в резервные сроки. Дополнительно представлять медицинскую справку или иные медицинские документы к указанному акту не требуется.
5.2. Особенности проведения ОГЭ по русскому языку
Экзаменационная работа включает в себя письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение) (задание 1). Для воспроизведения текста изложения (задание 1) используется аудиозапись на электронном носителе (входит в комплект ЭМ).
Каждая аудитория для проведения ОГЭ по русскому языку должна быть оснащена средствами воспроизведения аудиозаписи.
Технические специалисты или организаторы в аудитории настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно всем участникам экзамена. Аудиозапись прослушивается участниками экзамена дважды с перерывом в 5 - 6 минут. Во время прослушивания текста участникам ГИА разрешается делать записи на листах бумаги для черновиков. После повторного прослушивания участники ГИА приступают к написанию изложения. Организаторы в аудитории отключают средство воспроизведения аудиозаписи.
5.3. Завершение ГИА
За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы в аудитории сообщают участникам ГИА о скором завершении экзамена и напоминают о необходимости перенести ответы из листов бумаги для черновиков, КИМ для проведения ОГЭ, текстов, тем, заданий и билетов для проведения ГВЭ в листы (бланки) ответов.
Участники ГИА, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, сдают ЭМ и листы бумаги для черновиков организаторам в аудитории и покидают аудиторию и ППЭ, не дожидаясь завершения экзамена.
По истечении времени экзамена организаторы в аудитории объявляют об окончании экзамена и собирают ЭМ, листы бумаги для черновиков у участников ГИА. Если листы (бланки) ответов и дополнительные листы (бланки) ответов содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), то организаторы в аудитории погашают их следующим образом: "Z" (8).
Собранные ЭМ и листы бумаги для черновиков организаторы в аудитории упаковывают в отдельные пакеты.
На каждом пакете организаторы в аудитории отмечают наименование, адрес и номер ППЭ, номер аудитории, наименование учебного предмета, по которому проводился экзамен, и количество материалов в пакете, фамилию, имя, отчество (при наличии) организаторов в аудитории. По завершении экзамена член ГЭК составляет отчет о проведении экзамена в ППЭ, который в тот же день передается в ГЭК.
Запечатанные пакеты с экзаменационными работами в тот же день направляются членом ГЭК в РЦОИ (структурные подразделения РЦОИ муниципального района и (или) городского округа).
В случае если по решению ОИВ сканирование ЭМ участников ГИА проводится в Штабе ППЭ, в ППЭ сразу по завершении экзамена техническим специалистом производится сканирование экзаменационных работ в присутствии члена ГЭК, руководителя ППЭ, общественных наблюдателей (при наличии).
Неиспользованные ЭМ и использованные КИМ для проведения ОГЭ и тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ, а также использованные листы бумаги для черновиков направляются в места, определенные ОИВ, для обеспечения их хранения.
Неиспользованные ЭМ и использованные КИМ для проведения ОГЭ, тексты, темы, задания, билеты для проведения ГВЭ хранятся до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, использованные листы бумаги для черновиков - в течение месяца после проведения экзамена. По истечении указанного срока перечисленные материалы уничтожаются лицами, определенными ОИВ.
6. Обработка ЭМ
Обработка экзаменационных работ (сканирование, верификация, распознавание) и их проверка осуществляется на региональном уровне и занимает не более десяти календарных дней.
Проверка экзаменационных работ участников ГИА осуществляется ПК по соответствующим учебным предметам.
В состав ПК по каждому учебному предмету привлекаются лица, отвечающие требованиям Порядка (далее - эксперты).
Эксперты работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц (за исключением сотрудников РЦОИ, осуществляющих организационно-технологическое сопровождение работы ПК) и распространения информации ограниченного доступа.
В местах работы ПК могут присутствовать:
а) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
б) аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;
в) должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.
Экспертам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
Записи на КИМ для проведения ОГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, а также листах бумаги для черновиков не обрабатываются и не проверяются.
При проверке устных ответов на задания ГВЭ ПК обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или протоколами устных ответов участников экзамена.
После окончания проверки экзаменационных работ и получения результатов оценивания каждой экзаменационной работы, включая оценивание кратких ответов, РЦОИ предоставляет председателю ПК (и привлеченным к этой работе председателем ПК экспертам предметной комиссии) информацию о полном спектре кратких ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом, а также информацию о количестве и доле участников экзамена, давших такой ответ. Председатель ПК (совместно с привлеченными экспертами ПК) на основании полученной информации о кратких ответах участников ОГЭ уточняют перечень кратких ответов, которые могут и должны быть также засчитаны правильными при автоматизированной проверке кратких ответов. После уточнения перечня кратких ответов, РЦОИ проводит автоматизированную перепроверку экзаменационных работ (кратких ответов в них).
При работе с экзаменационными работами и ЭМ соблюдается режим информационной безопасности, а также принимаются меры по защите от разглашения содержащейся в них информации. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ. Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) РЦОИ переводит в пятибалльную систему оценивания.
Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ РЦОИ направляет в уполномоченную организацию результаты обработки и проверки экзаменационных работ.
По решению ОИВ двух и более субъектов Российской Федерации организуется обмен экзаменационными работами между соответствующими субъектами Российской Федерации (далее - межрегиональная перекрестная проверка).
Организационное и технологическое обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ осуществляют РЦОИ.
Внесение сведений в РИС о результатах экзаменационных работ участников ГИА осуществляется в сроки, установленные Графиком внесения сведений в РИС для досрочного, основного и дополнительного периодов проведения ГИА. Указанный график ежегодно направляется Рособрнадзором в ОИВ.
7. Ознакомление с результатами ГИА
Утверждение результатов ГИА осуществляется председателем ГЭК в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результаты ГИА в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также ОМСУ для ознакомления участников ГИА с утвержденными председателем ГЭК результатами ГИА.
Ознакомление участников ГИА с утвержденными председателем ГЭК результатами ГИА по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также ОМСУ. Указанный день считается официальным днем объявления результатов.
По решению ОИВ ознакомление обучающихся с полученными ими результатами осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
8. Прием и рассмотрение апелляций
Участник ГИА имеет право подать апелляцию в письменной форме о нарушении Порядка и (или) о несогласии с выставленными баллами. Участник ГИА и (или) его родители (законные представители) при желании могут присутствовать при рассмотрении апелляции.
КК не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом, нарушением участником ГИА требований Порядка или неправильным оформлением экзаменационной работы.
При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА, подавшего апелляцию.
Апелляцию о нарушении порядка проведения ГИА (за исключением случаев, установленных пунктом 78 Порядка) участник ГИА подает в день проведения экзамена по соответствующему предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении Порядка членом ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов ППЭ, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и (или) сотрудников органов внутренних дел (полиции), медицинских работников, а также ассистентов. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция о нарушении порядка проведения ГИА и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом ГЭК в КК.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА КК рассматривает апелляцию, заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
1) об отклонении апелляции;
2) об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА была подана апелляция, аннулируется. Участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в иной день, предусмотренный едиными расписаниями экзаменов.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами, в том числе по результатам перепроверки экзаменационной работы, подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
Участники ГИА или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами непосредственно в КК или в ОО, в которой они были допущены к ГИА. Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, передает ее в КК в течение одного рабочего дня после ее получения.
Участники ГИА и (или) их родители (законные представители) заблаговременно информируются о времени и месте рассмотрения апелляций.
КК при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами запрашивает в РЦОИ распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участника ГИА, протоколы устных ответов, копии протоколов проверки экзаменационной работы ПК, КИМ для проведения ОГЭ участника ГИА, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
До заседания КК по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами КК устанавливает правильность оценивания развернутого ответа участника экзамена, подавшего апелляцию. Для этого к рассмотрению апелляции привлекается эксперт по соответствующему учебному предмету, ранее не проверявший данную экзаменационную работу. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами КК предъявляет указанные материалы участнику ГИА (в случае его участии в рассмотрении апелляции).
Участник ГИА (участник ГИА, не достигший возраста 14 лет, - в присутствии родителей (законных представителей)) письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа, протокол устного ответа.
В случае если эксперт не дает однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы участника ГИА, КК обращается в Комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету (ФИПИ) с запросом о предоставлении разъяснений по критериям оценивания. В запросе в обязательном порядке формулируются вопросы, возникшие при формировании заключения о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта. ФИПИ организует рассмотрение запроса по соответствующему учебному предмету и предоставляет в КК подготовленные Комиссией по разработке КИМ разъяснения.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами КК принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов. При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
КК рассматривает апелляцию о нарушении порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в КК, а апелляцию о несогласии с выставленными баллами - четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в КК. После утверждения председателем ГЭК результаты ГИА передаются в ОО, ОМСУ для ознакомления участника ГИА с полученными ими результатами ГИА.
9. Листы (бланки) ответов участников ГИА
9.1. Общая часть
9.1.1. Участники ГИА выполняют экзаменационные работы на листах (бланках) ответов, включающих в себя:
лист (бланк) ответов N 1 на задания с кратким ответом;
лист (бланк) ответов N 2 на задания с развернутым ответом (может быть реализован как два отдельных листа - лист 1 и лист 2);
дополнительный лист (бланк) ответов N 2 на задания с развернутым ответом;
лист (бланк) устного экзамена.
Предпочтительно использовать односторонние листы (бланки) ответов N 2. Далее в тексте настоящего Положения предполагается, что бланки односторонние.
9.1.2. В листе (бланке) ответов N 1 на задания с кратким ответом рекомендуется предусмотреть три части - верхнюю, среднюю и нижнюю.
В верхней части листа (бланка) ответов N 1 (регистрационная часть) предлагается расположить следующие поля:
"Код региона";
"Код образовательной организации";
"Номер и буква класса";
"Код пункта проведения экзамена";
"Номер аудитории";
"Код предмета";
"Название предмета";
"Дата проведения экзамена";
"Сведения об участнике государственной итоговой аттестации", включающие в себя поля:
"Фамилия";
"Имя";
"Отчество (при наличии)";
"Серия и номер документа, удостоверяющего личность" (9);
"Подпись участника экзамена".
В верхней части листа (бланка) ответов N 1 на задания с кратким ответом необходимо разместить образец написания цифр, букв и символов.
В средней части листа (бланка) ответов N 1 рекомендуется расположить поле(я) записи результатов выполнения заданий с кратким ответом.
В нижней части листа (бланка) ответов N 1 предлагается предусмотреть поля:
"Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом";
"Количество заполненных полей "Замена ошибочных ответов";
"Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ГИА";
"Не завершил экзамен по уважительной причине";
"Подпись ответственного организатора".
Рекомендуется в листе (бланке) ответов N 1 на задания с кратким ответом по химии предусмотреть поля для оценивания лабораторной работы двумя экспертами.
9.1.3. В листе (бланке) ответов N 2 на задания с развернутым ответом и дополнительном листе (бланке) ответов N 2 на задания с развернутым ответом рекомендуется предусмотреть две части - верхнюю и нижнюю.
В верхней части листа (бланка) ответов N 2 и дополнительном листе (бланке) ответов N 2 предлагается расположить следующие поля:
"Код региона";
"Код предмета";
"Название предмета".
Также в этой части необходимо предусмотреть поле для записи цифрового значения кода дополнительного листа (бланка) ответов N 2 и (или) следующего дополнительного листа (бланка) ответов N 2, который будет использован участником экзамена.
В нижней части листа (бланка) ответов N 2 рекомендуется расположить поле для ответов на задания с развернутым ответом и рекомендации для участников экзамена в случае недостатка места для записи ответов.
9.1.4. В листе (бланке) устного экзамена рекомендуется предусмотреть три части - верхнюю, среднюю и нижнюю.
В верхней части листа (бланка) устного экзамена предлагается расположить следующие поля:
"Код региона";
"Код образовательной организации";
"Номер и буква класса";
"Код пункта проведения экзамена";
"Номер аудитории";
"Код предмета";
"Название предмета";
"Дата проведения экзамена".
Также в верхней части листа (бланка) устного экзамена необходимо разместить образец написания цифр, букв и символов.
В средней части листа (бланка) устного экзамена указываются следующие сведения об участнике государственной итоговой аттестации:
фамилия;
имя;
отчество (при наличии);
серия и номер документа, удостоверяющего личность (10);
поле "Подпись участника экзамена".
В нижней части листа (бланка) устного экзамена рекомендуется расположить поля:
"Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ГИА";
"Не завершил экзамен по уважительной причине";
"Подпись ответственного организатора".
9.1.5. Основные правила заполнения листов (бланков) ответов.
Все листы (бланки) ответов заполняются гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.
Для помечания поля выбора ответа заполненным используется символ метки "X".
Символ метки ("X") не должен быть слишком толстым.
Участник экзамена должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых буквенно-цифровых полях листов (бланков) ответов N 1, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов.
Каждое поле в листах (бланках) заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества (при наличии) участника экзамена, реквизитов документа, удостоверяющего личность).
Если участник экзамена не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в КИМ.
На листах (бланках) ответов N 1 и N 2, а также на дополнительных листах (бланках) ответов N 2 не должно быть пометок, содержащих информацию о личности участника экзамена.
Категорически запрещается:
делать в полях, вне полей листов (бланков) ответов N 1 и N 2, дополнительных листах (бланках) ответов N 2 какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей указанных листов (бланков) ответов;
использовать для заполнения листов (бланков) ответов цветные ручки вместо черной, карандаш, иные письменные принадлежности, средства для исправления внесенной в листы (бланки) ответов информации (корректирующую жидкость, ластик и др.).
9.2. Заполнение листа (бланка) ответов N 1
По указанию ответственного организатора в аудитории участники экзамена заполняют верхнюю часть листа (бланка) ответов N 1 на задания с кратким ответом.
Ответственный организатор в аудитории проверяет правильность заполнения регистрационных полей у каждого участника экзамена и соответствие данных участника экзамена (ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность) в регистрационных полях и документе, удостоверяющем личность. В случае обнаружения ошибочного заполнения регистрационных полей организаторы в аудитории дают указание участнику экзамена внести соответствующие исправления.
Исправления могут быть выполнены следующими способами:
запись новых символов (цифр, букв) более жирным шрифтом поверх ранее написанных символов (цифр, букв);
зачеркивание ранее написанных символов (цифр, букв) и заполнение свободных клеточек справа новыми символами (цифрами, буквами). Данный способ возможен только при наличии достаточного количества оставшихся свободных клеточек.
Заполнение полей "Удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ГИА" или "Не завершил экзамен по уважительной причине" организатором в аудитории обязательно, если участник экзамена удален с экзамена в связи с нарушением установленного порядка проведения ГИА или не завершил экзамен по объективным причинам соответственно. Отметка организатора в аудитории заверяется подписью организатора в аудитории в специально отведенном для этого поле "Подпись ответственного организатора".
В случае если участник экзамена отказывается ставить личную подпись в поле "Подпись участника ГИА", организатор в аудитории ставит свою подпись в поле участника экзамена.
В средней части листа (бланка) ответов N 1 на здания с кратким ответом краткий ответ записывается справа от номера задания.
Ответ на задание с кратким ответом нужно записать в такой форме, в которой требуется в инструкции к данному заданию (или группе заданий), размещенной в КИМ перед соответствующим заданием или группой заданий (рис. 1).
Не разрешается использовать при записи ответа на задания с кратким ответом никакие иные символы, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака "дефис" ("минус"), диакритических знаков, образцы которых даны в верхней части листа (бланка).
Краткий ответ в соответствии с инструкцией к заданию может быть записан только в виде:
одной цифры;
целого числа (возможно использование знака "минус");
конечной десятичной дроби (возможно использование знака "минус");
последовательности символов (11), состоящей из букв и (или) цифр;
слова или словосочетания (нескольких слов).
Если в ответе больше символов, чем количество клеточек, отведенных для записи ответов на задания с кратким ответом, то ответ записывается в отведенном для него месте, не обращая внимания на разбиение этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины отведенного под него поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом. Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.
"Рис. 1"
9.3. Замена ошибочных ответов
В нижней части листа (бланка) ответов N 1 на задания с кратким ответом предусмотрены поля для записи исправленных ответов на задания с кратким ответом взамен ошибочно записанных.
Для замены ответа, внесенного в лист (бланк) ответов N 1 на задания с кратким ответом, нужно в соответствующих полях замены проставить номер задания, ответ на который следует исправить, и записать новое значение верного ответа на указанное задание (рис. 2).
В случае если в области замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом будет заполнено поле для номера задания, а новый ответ не внесен, то для оценивания будет использоваться пустой ответ (т.е. задание будет засчитано невыполненным). Поэтому в случае неправильного указания номера задания в области замены ошибочных ответов, неправильный номер задания следует зачеркнуть.
Ниже приведен пример замены.
"Рис. 2"
Ответственный организатор в аудитории по окончании выполнения экзаменационной работы участником экзамена должен проверить лист (бланк) ответов N 1 участника экзамена на наличие замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом. В случае если участник экзамена осуществлял во время выполнения экзаменационной работы замену ошибочных ответов, организатору в аудитории необходимо посчитать количество замен ошибочных ответов, в поле "Количество заполненных полей "Замена ошибочных ответов" поставить соответствующее цифровое значение, а также поставить подпись в специально отведенном месте.
В случае если участник экзамена не использовал поле "Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом" организатор в поле "Количество заполненных полей "Замена ошибочных ответов" ставит "X" и подпись в специально отведенном месте.
9.4. Заполнение листов (бланков) ответов N 2 и дополнительного листа (бланка) ответов N 2, а также листа (бланка) устного экзамена
Лист (бланк) ответов N 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом (строго в соответствии с требованиями инструкции к КИМ и к отдельным заданиям КИМ). Запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам на задания, в том числе содержащие информацию о персональных данных участника экзамена.
Дополнительный лист (бланк) ответов N 2 выдается организатором в аудитории по требованию участника экзамена в случае недостаточного количества места для записи развернутых ответов.
Поле для записи цифрового значения кода дополнительного листа (бланка) ответов N 2 и (или) следующего дополнительного листа (бланка) ответов N 2 заполняется организатором в аудитории только при выдаче следующего дополнительного листа (бланка) ответов N 2, если участнику экзамена не хватило места на ранее выданных дополнительных листах (бланках) ответов N 2. В этом случае организатор в аудитории вносит в это поле цифровое значение кода следующего дополнительного листа (бланка) ответов N 2, который выдает участнику экзамена для заполнения. Если дополнительный лист (бланк) ответов N 2 не выдавался, то поле указанное остается пустым.
Поле для записи цифрового значения кода дополнительного листа (бланка) ответов N 2 и (или) следующего дополнительного листа (бланка) ответов N 2 заполняет организатор в аудитории только при выдаче дополнительного листа (бланка) ответов N 2, вписывая в это поле цифровое значение кода дополнительного листа (бланка) ответов N 2. который выдается участнику экзамена. Если дополнительный лист (бланк) ответов N 2 не выдавался, то указанное поле остается пустым.
Лист (бланк) устного экзамена заполняется так же, как регистрационная часть листа (бланка) ответов N 1. В поле "Номер аудитории" указывается номер аудитории проведения устного экзамена.
____________________
(1) При переезде обучающегося из одного региона в другой или при нахождении на длительном лечении в другом субъекте ОИВ субъект Российской Федерации, из которого выезжает обучающийся, направляет ходатайство в ОИВ другого субъекта Российской Федерации о включении данного обучающегося в РИС субъекта Российской Федерации, в который он переехал, с указанием факта исключения обучающегося из РИС своего субъекта.
(2) Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) (далее - СП 2.4.3648-20).
(3) СП 2.4.3648-20.
(4) При проведении экзамена по учебному предмету в состав организаторов и ассистентов не входят специалисты по данному учебному предмету. В 2021 году допускается привлекать в качестве руководителей ППЭ, технических специалистов, а также ассистентов работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном ППЭ.
(5) Организаторы распределяются по аудиториям проведения экзаменов исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов. В 2021 году в случае невозможности обеспечить присутствие во всех аудиториях проведения экзаменов двух организаторов по решению ГЭК в аудитории может присутствовать один организатор.
(6) Подробно информация об особенностях проведения ОГЭ для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов представлена Положении об организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания в 2021 году.
(7) В 2021 году в случае невозможности обеспечить присутствие во всех аудиториях проведения экзаменов двух организаторов по решению ГЭК в аудитории может присутствовать один организатор.
(8) Как правило, данный знак "Z" свидетельствует о завершении выполнения участником экзамена заданий КИМ, ответы на которые оформляются на листах (бланках) ответов N 2 или на дополнительных листах (бланках) ответов N 2 (при их использовании), а также свидетельствует о том, что данный участник ГИА свою экзаменационную работу завершил и более не будет возвращаться к оформлению своих ответов на соответствующих листах (бланках) (продолжению оформления ответов). Указанный знак проставляется на последнем листе соответствующего листа (бланка) ответов N 2 (т.е. знак "Z" ставится только на последнем бланке в конце всей работы). Например, если участник экзамена выполнил все задания с развернутым ответом (или посильные ему задания), оформил ответы на задания с развернутым ответом на листе (бланке) ответов N 2, дополнительные листы (бланки) ответов N 2 не запрашивал и, соответственно, не использовал их, то знак "Z" ставится на листе (бланке) ответов N 2 из комплекта в области указанного бланка, оставшейся незаполненной участником экзамена.
(9) Примерный перечень часто используемых при проведении ГИА документов, удостоверяющих личность, приведен в приложении N 2.
(10) Примерный перечень часто используемых при проведении ГИА документов, удостоверяющих личность, приведен в приложении N 2.
(11) В случае если ответ на задание требуется записать в виде последовательности цифр (чисел) или букв, то ответ в поле листа (бланка) ответа N 1 необходимо записать в соответствии с инструкцией к заданию: в виде последовательности цифр (чисел) или букв, без каких-либо разделительных символов, в том числе пробелов, т.е. нельзя оставлять пустые клеточки, запятые и другие разделительные символы между цифрами (числами) или буквами последовательности. При оценивании кратких ответов на задания, где ответом является последовательность символов, порядок следования символов последовательности влияет на оценивание такого ответа. При этом разделительные символы, в том числе пробелы, запятые и пр. будут игнорироваться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.