Решение Ульяновского областного суда от 16 апреля 2021 г. по делу N 3а-70/2021
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района города Ульяновска о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90,
установил:
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90.
В обоснование заявленных требований прокурором указано на следующее.
По результатам проверки, проведенной по обращению ***., установлено, что органы местного самоуправления вмешались в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно установив санитарно-защитную зону в пределах границ земельных участков, расположенных в кадастровом квартале ***.
Так, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в связи с размещением испрашиваемого ***. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале *** в границах санитарно-защитной зоны объектов, оказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека, отказано в предварительном согласовании предоставления участка на праве аренды.
Прокурор просил признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, в части установления на Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды (статья 20) санитарно-защитной зоны в границах земельных участков, расположенных в кадастровом квартале ***.
Представитель административного истца Б.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске доводам, дав пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Ульяновской Городской Думы З. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что причиной внесения оспариваемых административным истцом изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" явилась необходимость приведения Правил в соответствие с генеральным планом города. Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" и оспариваемые решения к ним утверждены решением компетентного представительного органа местного самоуправления - Ульяновской Городской Думой с соблюдением процедур, установленных статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, с учетом публичных слушаний, официально опубликованы в газете "Ульяновск сегодня", не противоречат законодательным и иным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу. В настоящее время решается вопрос об исключении из Правил землепользования и застройки статьи 20, устанавливающей санитарно-защитные зоны.
Представитель заинтересованных лиц: администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Б.Т. оставила решение на усмотрение суда, подтвердив, что имеется проект вносимых изменений в Правила землепользования и застройки, которым предусматривается отсутствие в кадастровом квартале санитарно-защитных зон.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Муниципальное образование "город Ульяновск" является муниципальным образованием со статусом городского округа (статья 1 Устава муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Устав).
Согласно статьям 24, 28 Устава и статье 30 Регламента Ульяновской Городской Думы, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 19 октября 2001 года N 155, Ульяновская Городская Дума является представительным органом муниципального образования и к ее полномочиям относится утверждение правил землепользования и застройки.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Правила землепользования и застройки).
Решением Ульяновской Городской Думы от 26 марта 2008 года N 31 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 с изменениями" Правила землепользования и застройки были изложены в новой редакции.
Статьей 20 Правил землепользования и застройки в указанной редакции утверждена "Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды", отображающая: 1) особо охраняемые природные территории; 2) озелененные территории; 3) водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, размеры которых определены в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; 4) санитарно-защитные зоны предприятий, сооружений, границы которых определены в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03); 5) предприятия, сооружения и иные объекты, являющиеся источником воздействия на окружающую среду; 6) шумовые зоны аэродромов; 7) зоны воздушного подхода к аэродромам; 8) зону ограничения строительства запретного района в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 года N 135; 9) зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; 10) границу оползневых зон и допустимой застройки, определенных на основании "Отчета по определению границ оползневой зоны г. Ульяновска", выполненного ОАО "Ульяновск ТИСИз" в 2004 году.
Решениями Ульяновской Городской Думы от 7 июня 2010 года N 66, от 29 июня 2011 года N 69, от 23 июля 2014 года N 91 и от 21 июня 2017 года N 79 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в том числе изложены в новой редакции картографические изображения (карты) статей 18, 18.1 и статьи 20.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети "Интернет" (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
В силу статьи 31 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 года N 67 и действовавшего на момент утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" и внесения в них изменений (включая решение Ульяновской Городской Думы от 23 июля 2014 года N 91), решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования "город Ульяновск", принимались большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы.
Аналогичное положение предусмотрено Уставом муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года N 119 (часть 1 статьи 29).
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования) в газете "Ульяновск сегодня", если иное не установлено муниципальным правовым актом. Официальное опубликование должно быть не позднее семи дней после принятия правового акта (статья 10 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 года N 67; статья 10 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 года N 119).
Как следует из материалов дела, этапы процедуры подготовки проекта Правил землепользования и застройки и проектов вносимых изменений в Правила землепользования и застройки и их утверждения соблюдены. Упомянутые муниципальные правовые акты опубликованы в газете "Ульяновск сегодня" и размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска в сети "Интернет".
Таким образом, оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, их официального опубликования.
Материалами дела подтверждено, что по результатам обращения ***. с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка в кадастровом квартале *** (***) под индивидуальное жилищное строительство отказано ввиду нахождения участка в границах санитарно-защитной зоны объектов, оказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека.
Согласно статье 20 "Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды" Правил землепользования и застройки запрашиваемый земельный участок частично расположен в санитарно-защитной зоне.
Пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ определено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пункту 3 статьи 42, пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
При этом статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила).
Санитарные правила определяют, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В силу пункта 2.1 Санитарных правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным Санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно сообщению Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, 29 декабря 2020 года санитарно-эпидемиологические заключения на проект санитарно-защитной зоны с 26 июня 2006 года для предприятий, расположенных в непосредственной близости от испрашиваемого *** участка не выдавались.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
С учетом приведенных выше нормативных предписаний, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, и установление либо изменение существующих границ санитарно-защитных зон к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
С учетом выявленного в границах кадастрового квартала *** установления границ санитарно-защитной зоны органом местного самоуправления в отсутствие на то полномочий, требования административного истца о признании недействующими в оспариваемой части Правил землепользования и застройки подлежат удовлетворению.
Поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, применялись и были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ суд полагает, что указанный муниципальный нормативный правовой акт Ульяновской Городской Думы подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Засвияжского района города Ульяновска удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 года N 90, в части установления на Карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды (статья 20) санитарно-защитной зоны в границах земельных участков, расположенных в кадастровом квартале ***.
В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете "Ульяновск сегодня".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Н.А. Пулькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 16 апреля 2021 г. по делу N 3а-70/2021
Текст решения опубликован в газете "Ульяновск сегодня" от 22 июня 2021 г. N 52