Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту среднего
профессионального образования
по специальности 20.02.05 Организация
оперативного (экстренного) реагирования
в чрезвычайных ситуациях,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 21 апреля 2021 г. N 192
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 20.02.05 Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Прием экстренных вызовов (сообщений о происшествиях) |
знать: нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов в центре приема и обработки экстренных вызовов (далее - ЦОВ); формализованные классификаторы, применяемые в рамках приема и обработки экстренных вызовов в ЦОВ; основные сведения о транспортной инфраструктуре в зоне обслуживания ЦОВ; основные географические названия в зоне обслуживания ЦОВ; административно-территориальное деление Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и в зоне обслуживания ЦОВ; названия и расположение основных мест массового пребывания людей, зон отдыха, водных объектов, опасных производственных объектов, расположенных в зоне обслуживания ЦОВ; правила русской письменной и устной речи; основы паралингвистики; основы психологии детского возраста, психологии лиц старшего возраста и маломобильных групп граждан; основные психологические состояния пострадавших и потерпевших; психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных происшествиях; основы конфликтологии; этические нормы общения, речевой и деловой этикет; правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов; уметь: идентифицировать язык абонента, если абонент разговаривает на одном из иностранных языков, входящих в перечень языков, обслуживаемых ЦОВ; выбирать алгоритм опроса заявителя в зависимости от типа происшествия и следовать ему; кратко и понятно формулировать вопросы для получения информации, находить понятные заявителю формулировки, задавать наводящие вопросы; оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя, корректно противостоять психологическому давлению с его стороны; использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса; определять адрес (место) происшествия со слов заявителя и/или с использованием систем позиционирования, электронных и печатных карт, по ориентирам и объектам; использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств); пользоваться топографической картой для определения района возможного местонахождения потерявшегося человека; формулировать данные для регистрации происшествия на основании полученной от заявителя информации, не допуская собственной интерпретации полученных сведений; фиксировать одновременно с опросом заявителя сведения по существу вызова, характеристики происшествия, адрес (место) чрезвычайного события, контактные данные заявителя; использовать аппаратно-программные средства, применяемые для приема экстренных вызовов; управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии; набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 100 символов в минуту; иметь практический опыт в: приеме экстренных вызовов. |
Оповещение экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб, служб жизнеобеспечения населения и единых дежурно-диспетчерских служб о происшествии |
знать: нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов в ЦОВ; основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ЭОС, ABC и ЕДДС; перечень ЭОС, ABC и ЕДДС, их назначение, структуру, функции, территориальную ответственность; соглашения и регламенты информационного взаимодействия структур, участвующих в обеспечении безопасности, в зоне обслуживания ЦОВ; формализованные классификаторы, применяемые в рамках приема и обработки экстренных вызовов в ЦОВ; перечень общественных волонтерских организаций, которые могут быть привлечены к поисково-спасательным операциям (при наличии); правила русской письменной и устной речи; правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов; уметь: определять с учетом типа происшествия перечень ЭОС, ABC и ЕДДС, подлежащих оповещению; определять административно-территориальную принадлежность адреса (места) происшествия для оповещения ЭОС, ABC и ЕДДС; формулировать сообщение о происшествии для оповещения ЭОС, ABC и ЕДДС; использовать аппаратно-программные средства для оповещения ЭОС, ABC, ЕДДС и других служб о происшествии; использовать средства телекоммуникации для оповещения ЭОС, ABC и ЕДДС о происшествии (в случае сбоя работы аппаратно-программных средств); управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии; находить контактные данные дежурно-диспетчерских служб ЭОС и ABC, ЕДДС (при сбое аппаратно-программных средств); использовать контактные данные общественных волонтерских организаций, которые могут быть привлечены к поисково-спасательным операциям (при наличии); управлять речевым взаимодействием, в том числе в ситуациях, когда участниками коммуникации являются несколько человек; набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 100 символов в минуту; иметь практический опыт в: оповещении ЭОС, ABC и ЕДДС о происшествии. |
Оказание справочно-консультативной помощи заявителям |
знать: нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие прием и обработку экстренных вызовов в ЦОВ; структуру и порядок использования применяемых в работе электронных и иных справочно-информационных ресурсов; типовой перечень поводов для оказания справочно-консультативной помощи и соответствующих им справочно-информационных ресурсов, применяемых для поиска информации; содержание рекомендаций по правилам поведения заявителя на месте происшествия и соответствующих им методических документов; перечень общественных поисково-спасательных организаций, которые могут быть привлечены для предоставления заявителю специальной справочной информации и/или специальных рекомендаций (при наличии); правила русской письменной и устной речи; этические нормы общения, речевой и деловой этикет; правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов; уметь: кратко и понятно формулировать информацию, передаваемую заявителю; оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя; использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса; использовать средства телекоммуникации, применяемые для справочно-консультативной помощи заявителя; управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии; использовать аппаратно-программные средства для поиска информации, необходимой заявителю; использовать резервные информационные ресурсы, хранимые в печатном виде (при сбоях в работе аппаратно-программных средств); пользоваться топографической картой для содействия в ориентировании потерявшемуся человеку; использовать контактные данные общественных поисково-спасательных организаций, которые могут быть привлечены для предоставления заявителю специальной справочной информации и/или специальных рекомендаций (при наличии); управлять речевым взаимодействием, в том числе в ситуациях, когда участниками коммуникации являются несколько человек; набирать текст на клавиатуре со скоростью не менее 100 символов в минуту; иметь практический опыт в: оказании справочно-консультативной помощи заявителям. |