Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением администрации
города Белгорода
от 30 апреля 2021 года N 124
Основные направления
долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики городского округа "Город Белгород" на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов (далее - долговая политика) разработаны в целях обеспечения эффективного управления муниципальным долгом городского округа "Город Белгород" (далее - муниципальный долг городского округа), своевременного и полного исполнения муниципальных долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга, поддержания объема и структуры долговых обязательств в установленных бюджетным законодательством ограничениях.
При разработке основных направлений долговой политики города Белгорода учтены положения основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Белгород".
В 2021 - 2023 годах реализация долговой политики будет осуществляться с учетом преодоления последствий распространения в 2020 году новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и поэтапного восстановления экономики.
II. Итоги реализации долговой политики
Итоги реализации долговой политики города Белгорода за 2019 год
По итогам 2019 года размер муниципального долга городского округа составил 2708494,4 тыс. рублей или 59,2 процента к объему доходов бюджета городского округа "Город Белгород" (далее - бюджет городского округа) без учета безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета и не превышает верхний предел муниципального долга городского округа, установленный статьей 13 решения Белгородского городского Совета от 25 декабря 2018 года N 40 "О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов", а также соответствует ограничениям, определенным статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Структура муниципального долга городского округа по состоянию на 1 января 2020 года сложилась следующим образом:
- кредиты кредитных организаций - 2610000,0 тыс. рублей;
- муниципальные гарантии - 98494,4 тыс. рублей.
В структуре муниципальных долговых обязательств наибольший удельный вес (96,4 процента) занимали обязательства по кредитным договорам кредитных организаций. На финансирование дефицита бюджета были привлечены кредитные ресурсы ПАО ФК "Открытие" в связи с открытием возобновляемой кредитной линии на общую сумму 1040000 тыс. рублей и ПАО "Сбербанк России" на общую сумму 570000 тыс. рублей.
Общий объем привлеченных коммерческих кредитов составил 1610000 тыс. рублей. Привлечение заемных ресурсов кредитных организаций осуществлялось по ставкам, не превышающим установленное Правительством Российской Федерации ограничение (ключевая ставка Банка России плюс 1 процент).
В течение 2019 года погашены кредиты, полученные от кредитных организаций в 2018 году, в сумме 790000 тыс. рублей.
На покрытие временных кассовых разрывов администрацией города Белгорода в 2019 году привлекались бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета городского округа в объеме 1040000 тыс. рублей. Данные кредитные ресурсы позволили своевременно и в полном объеме осуществить исполнение бюджетных обязательств. Погашение бюджетных кредитов осуществлено вовремя и в полном объеме.
Муниципальные гарантии по состоянию на 1 января 2020 года составили 98494,4 тыс. рублей, что на 86210 тыс. рублей меньше аналогичного показателя на 1 января 2019 года. Удельный вес гарантийных обязательств в структуре муниципального долга городского округа снизился до 3,6 процента или на 3, 3 процента.
В соответствии с Программой муниципальных гарантий городского округа "Город Белгород" предоставление гарантий в отчетном периоде не предусматривалось.
Годовая сумма платежей по обслуживанию муниципального долга городского округа составила 173843 тыс. рублей или 2,6 процента объема расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Просроченные муниципальные долговые обязательства по состоянию на 1 января 2020 года отсутствуют.
Текущее состояние муниципального долга городского округа
Распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало значительное влияние на динамику доходов и расходов бюджета городского округа и, как следствие, на параметры муниципального долга городского округа.
На размер дефицита бюджета городского округа и, как следствие, объемы и условия привлечения заемных средств в 2020 году оказывали влияние следующие негативные факторы:
- существенное снижение собственных доходов бюджета городского округа, обусловленное ухудшением экономической ситуации во II квартале 2020 года (введение ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)), а также принятыми мерами поддержки субъектов экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях (предоставление отсрочки по уплате платежей по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов, перенос сроков уплаты налогов, отмена авансовых платежей по налогам и снижение налоговых ставок);
- неблагоприятные экономические тенденции, связанные с уровнем доходов населения и бизнеса, снижение деловой активности;
- снижение курса национальной валюты и цен на нефть;
- необходимость выполнения не только существующих расходных обязательств, но и реализация дополнительных мер поддержки населения для смягчения последствий пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);
- высокая волатильность финансовых рынков.
В 2020 году долговая политика была нацелена в первую очередь на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа.
В соответствии с программой внутренних заимствований городского округа "Город Белгород" на 2020 год, утвержденной решением Белгородского городского Совета от 24 декабря 2019 года N 187 "О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов", было предусмотрено привлечение заимствований в сумме 2915000 тыс. рублей (без учета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета).
По состоянию на 1 января 2021 года объем муниципального долга городского округа составил 2782423 тыс. рублей или 59,1 процента от максимально возможной величины, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Структура муниципального долга городского округа на указанную дату состояла из следующих муниципальных долговых обязательств: кредиты кредитных организаций - 97,2 процента или 2705000 тыс. рублей, муниципальные гарантии - 2,8 процента или 77423,8 тыс. рублей.
Осуществлено расходов на обслуживание муниципального долга городского округа за отчетный финансовый год на сумму 170349,7 тыс. рублей.
Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета городского округа, администрацией города Белгорода в 2020 году были привлечены бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на едином счете бюджета городского округа в объеме 770000 тыс. рублей.
Практика активного использования бюджетных кредитов, привлеченных в Федеральном казначействе, а также повышение эффективности управления свободными остатками средств бюджета городского округа и муниципальных учреждений позволили своевременно и в полном объеме осуществить исполнение расходных обязательств.
По состоянию на 1 января 2021 года бюджетный кредит полностью погашен.
Все установленные бюджетным законодательством ограничения по объему муниципального долга городского округа и сумме расходов на обслуживание муниципального долга городского округа соблюдены.
В целях снижения долговой нагрузки бюджета городского округа и расходов на обслуживание муниципального долга городского округа в 2020 году проводились следующие мероприятия:
- временно привлекались остатки средств бюджетных и автономных учреждений со счета Управления Федерального казначейства по Белгородской области;
- осуществлялось перекредитование кредитов кредитных организаций с высокой процентной ставкой кредитами с более низкой процентной ставкой;
- проводилась работа с кредитными организациями по вопросам снижения ставок кредитования;
- привлекались бюджетные кредиты, предоставленные Управлением Федерального казначейства по Белгородской области на пополнение остатков средств на счете местного бюджета, по ставке 0,1 процента годовых;
- проводились мероприятия по оптимизации расходов бюджета в объеме 110727,0 тыс. рублей;
- в результате комплекса мер, направленных на увеличение доходной базы бюджета, по состоянию на 1 января 2021 года получены дополнительные доходы в размере 21000 тыс. рублей.
Вышеперечисленные меры по снижению долговой нагрузки позволили сохранить верхний предел муниципального долга городского округа по состоянию на 1 января 2021 года на экономически безопасном уровне.
В целях контроля над муниципальным долгом муниципальных образований Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области утверждены правила проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Белгородской области.
По итогам оценки, проведенной департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области в сентябре 2020 года городской округ "Город Белгород" отнесен ко II группе муниципальных образований Белгородской области со средней долговой устойчивостью.
III. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики города Белгорода
Эффективная долговая политика должна учитывать такие факторы, как уровень социально-экономического развития городского округа "Город Белгород"; необходимость финансового обеспечения, в том числе за счет заемных ресурсов, инвестиционных затрат; уровень доходов населения и организаций; развитие банковского сектора; структуру сформированного долгового портфеля; прогнозы уровня инфляции; инфляционные ожидания инвесторов.
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики.
Фактор первый - макроэкономические условия реализации долговой политики.
К макроэкономическим факторам относятся инфляция и политика Центрального Банка Российской Федерации по изменению ключевой ставки рефинансирования. Эти факторы влияют на стоимость заемных средств и на оценку выполнения условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
Кроме того, макроэкономическая ситуация оказывает непосредственное влияние на основные параметры бюджета городского округа, а следовательно, на объем привлекаемых кредитных ресурсов и других муниципальных долговых обязательств.
Для бюджетной системы городского округа "Город Белгород" в 2021 году имеются риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в России в связи с распространением COVID-19 и принятием мер по устранению последствий коронавирусной инфекции, падение спроса на продукцию предприятий промышленного комплекса, сокращение объемов производства, повышение цен на сырье, материалы, перевозки, энергоносители непосредственно влияет на снижение доходного потенциала городского округа "Город Белгород".
С учетом данных факторов, поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа с учетом доходов дорожного фонда и дополнительных доходов от единого норматива отчисления от налога на доходы физических лиц в 2021 году составят 5141061 тыс. рублей (109,1 процента к исполнению 2020 года).
При этом постоянно увеличиваются расходы бюджета городского округа на исполнение решений, принятых на федеральном уровне, и социально значимых обязательств перед жителями города Белгорода. Общий объем бюджетных ассигнований социального характера предусмотрен на 2021 год в объеме 9828813,1 тыс. рублей, и их доля в общем объеме расходов составит 73,8 процента, при этом на исполнение публичных нормативных обязательств с учетом поступлений из вышестоящих бюджетов планируется направить 2166331,8 тыс. рублей.
Плановый размер дефицита бюджета на 2021 год составит 367103,0 тыс. рублей или 7,14 процента от объема доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений (аналогичный показатель бюджета 2020 года составлял 9,7 процента от объема доходов бюджета городского округа (без учета безвозмездных поступлений)). Размер дефицита не превышает ограничения, установленные бюджетным законодательством.
В сложившихся условиях основным источником финансирования дефицита бюджета городского округа будут выступать кредиты кредитных организаций, а также бюджетные кредиты и, как следствие, существенный объем муниципального долга городского округа приходится на самый дорогой вид долговых инструментов коммерческий кредит при отсутствии ресурсов для его сокращения.
На плановый период 2022 - 2023 годов бюджет городского округа сформирован с профицитом.
Таким образом, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости городского округа будут по-прежнему вне опасных зон, но без тенденции к улучшению.
Второй фактор - уровень муниципального долга городского округа.
Муниципальный долг городского округа по состоянию на 1 января 2021 года сложился в объеме 2782423 тыс. рублей или 59,1 процента от доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений. Долговая нагрузка на одного жителя городского округа "Город Белгород" составила 7,1 тыс. рублей на жителя.
На трехлетний период 2021 - 2023 годов планируется постепенное снижение объема муниципального долга городского округа на 648306 тыс. рублей или на 9,7 процента.
При планировании муниципальных заимствований необходимо учитывать, что сохраняется высокий риск ухудшения финансовой конъюнктуры и роста процентных ставок по коммерческим кредитам, что может отрицательно повлиять на уровень долговой нагрузки, на условия заимствований и вызвать рост расходов на обслуживание муниципального долга городского округа.
При этом необходимо поддерживать долговую устойчивость городского округа "Город Белгород" на уровне, соответствующем системе оценки, утвержденной статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Белгородской области от 6 июля 2020 года N 302-пп "Об утверждении правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Белгородской области".
Для учета указанных факторов администрация города Белгорода устанавливает более строгие ограничения по долговой нагрузке: отношение объема муниципального долга городского округа к сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа.
Расходы по обслуживанию и погашению муниципальных долговых обязательств являются приоритетными и не подлежат сокращению.
IV. Цели и задачи долговой политики города Белгорода
Целями долговой политики являются обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа, улучшение показателей долговой устойчивости, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Белгородской области от 6 июля 2020 года N 302-пп "Об утверждении правил проведения оценки долговой устойчивости муниципальных образований Белгородской области", проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований и формирование оптимальной структуры муниципального долга городского округа, обеспечение положительной кредитной истории города Белгорода и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием муниципального долга городского округа.
Основными задачами долговой плотики являются:
1) снижение показателя соотношения объема муниципального долга городского округа к общему объему доходов бюджета городского округа без учета безвозмездных поступлений в соответствующем финансовом году;
2) поддержание структуры муниципального долга городского округа и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;
3) выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию муниципального долга городского округа;
4) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о муниципальном долге городского округа.
V. Инструменты реализации долговой политики города Белгорода
Обеспечение сбалансированности бюджета городского округа при одновременном сдерживании, в рамках установленных ограничений, объема муниципального долга городского округа и минимизации расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств предполагает использование следующих инструментов.
В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа в 2021 - 2023 годах будет продолжена реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов бюджета городского округа.
С учетом текущей экономической ситуации работа по росту доходного потенциала будет нацелена на решение следующих основных задач:
- мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала города;
- обеспечение сбалансированности бюджета городского округа путем получения доходов в запланированных объемах, а также дополнительных доходов за счет погашения задолженности налогоплательщиками по налогам, пеням и плательщиками по платежам в бюджет городского округа.
Основными инструментами по увеличению доходов бюджета городского округа являются:
1) осуществление мер налогового стимулирования инвестиционной активности на территории городского округа "Город Белгород";
2) повышение эффективности управления муниципальными активами;
3) оценка эффективности налоговых расходов;
4) совершенствование налогового администрирования.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа будет продолжена работа:
- по максимальному использованию механизмов межведомственного взаимодействия, направленного на соблюдение платежной дисциплины;
- по проведению информационной кампании, направленной на повышение налоговой культуры налогоплательщиков и формирование негативного отношения к фактам уклонения от уплаты налогов;
- по координации действий главных администраторов доходов бюджета городского округа, направленных на увеличение собираемости налогов и сборов;
- по проведению заседаний городской межведомственной комиссии по предотвращению фактов преднамеренного и фиктивного банкротства предприятий с целью погашения задолженности по доходным источникам, поступающим в бюджет городского округа.
Основными направлениями мероприятий по оптимизации бюджетных расходов является:
1) концентрация бюджетных ресурсов на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
2) осуществление бюджетных расходов исходя из приоритезации с учетом возможностей доходной базы бюджета городского округа, повышение эффективности бюджетных расходов.
При формировании бюджета городского округа на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов пересмотрена первостепенность расходных обязательств и уточнены приоритеты внутри сфер, изменения были определены в первую очередь эпидемиологической ситуацией.
Четкая приоритезация расходов в совокупности с политикой эффективного использования бюджетных средств позволит при любом развитии событий обеспечить полноту и своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и всех мер социальной поддержки населению городского округа "Город Белгород".
В целях минимизации расходов на обслуживание муниципальных долговых обязательств и удержание объема муниципального долга городского округа на экономически безопасном уровне будет проводиться взвешенная кредитная политика.
Кредиты от кредитных организаций являются основным источником финансирования дефицита бюджета городского округа и погашения муниципального долга городского округа. Использование данного инструмента долговой политики целесообразно при незначительных объемах заимствований, которые планирует осуществлять городской округ. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения в бюджет городского округа кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Кроме того, необходимо осуществлять мониторинг кредитного рынка и рынка облигаций с целью определения оптимальных параметров привлечения заемных ресурсов (объем - стоимость - срок).
Использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета городского округа - важный инструмент снижения долговой нагрузки на бюджет городского округа.
Привлечение "коротких" бюджетных кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1 процента годовых сроком пользования до 90 дней позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций и, как следствие, обеспечить выполнение целевого показателя по расходам на обслуживание муниципального долга городского округа.
В целях контроля за реализацией основных направлений долговой политики разработан план мероприятий по сокращению уровня долговой нагрузки городского округа "Город Белгород" на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов согласно приложению 1 к настоящей долговой политике.
Отчет о реализации плана мероприятий по сокращению уровня долговой нагрузки городского округа "Город Белгород" на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов формируется комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города ежеквартально по форме согласно приложению 2 к настоящей долговой политике и размещается на официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом городского округа, являются:
- риск недостаточного поступления доходов в бюджет городского округа, поскольку недопоступление доходов потребует поиск альтернативных источников для выполнения расходных обязательств бюджета городского округа и обеспечения его сбалансированности;
- риск рефинансирования муниципальных долговых обязательств и, как следствие, вероятность потерь бюджета городского округа вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
- риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет за собой вероятность увеличения суммы расходов бюджета городского округа на обслуживание муниципального долга городского округа, вследствие увеличения Центробанком России ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
- риск снижения ликвидности заимствований, что может привести к отсутствию в бюджете городского округа средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств городского округа в срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
- риск наступления случая неисполнения принципалами обязательств по кредитам, обеспеченным муниципальными гарантиями города Белгорода.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, является осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета городского округа и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета городского округа, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств городским округом "Город Белгород".
Руководитель комитета финансов |
С.Ф. Рулева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.