Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждена
постановлением администрации
города Белгорода
от 30 апреля 2021 г. N 125
Программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2023 года
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2023 года (далее - Программа) разработана в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, постановлением Правительства Белгородской области от 21 декабря 2020 года N 573-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2022 года" и определяет основные направления деятельности администрации города Белгорода в сфере управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
I. Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения городского округа "Город Белгород", устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород".
Несмотря на поступательное развитие методического обеспечения и правового регулирования бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" еще не завершен.
Сформулированные в решении Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Стратегия социально-экономического развития города Белгорода на период до 2025 года" стратегические цели и задачи социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
Наряду с положительными результатами реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород" на период до 2020 года, сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- недостаточная ответственность главных распорядителей бюджетных средств при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий;
- формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- недостаточная открытость бюджета, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород".
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород";
- модернизация бюджетного процесса в условиях программно-целевых методов управления;
- совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на эффективное использование бюджетных расходов;
- реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
- повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород".
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
II. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Белгород"
2.1. Управление доходами городского округа "Город Белгород"
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород" является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов городского округа "Город Белгород".
Основное внимание уделяется:
- развитию налогового потенциала;
- повышению достоверности планирования доходов бюджета городского округа "Город Белгород";
- оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
- повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
- сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет городского округа "Город Белгород".
На территории городского округа "Город Белгород" принимаются все возможные меры по увеличению поступлений дополнительных доходов в бюджет округа.
В рамках Программы будет продолжена реализация мер, позволяющих обеспечивать оздоровление муниципальных финансов городского округа "Город Белгород", в том числе за счет:
- обеспечения проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и отмены неэффективных налоговых льгот;
- проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемые в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена;
- актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков;
- выявления фактических землепользователей, взыскания неосновательного обогащения, содействия в оформлении прав на земельные участки;
- усиления межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления города Белгорода с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Белгородской области по выполнению мероприятий, направленных на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов за счет обеспечения полноты уплаты платежей, повышения заработной платы не ниже установленного уровня, противодействия нелегальным трудовым отношениям, легализации предпринимательской деятельности, обеспечения постановки на налоговый учет всех потенциальных плательщиков, сокращения задолженности в бюджет и других направлений.
2.2. Управление муниципальным долгом городского округа "Город Белгород"
Стратегической целью управления муниципальным долгом городского округа "Город Белгород" является обеспечение сбалансированности бюджета городского округа "Город Белгород" при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим размер муниципального долга городского округа "Город Белгород" требует постоянного мониторинга.
Необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики городского округа "Город Белгород":
- закрепить требование разработки основных направлений долговой политики городского округа "Город Белгород" к проекту бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период;
- обеспечивать привлечение кредитов от кредитных организаций по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1 процент годовых;
- использовать остатки средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Белгорода на лицевых счетах учреждений, открытых на казначейском счете N 03234643147010002600 "Средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений" в УФК по Белгородской области, как источники финансирования дефицита бюджета, рационально учитывая в зависимости от наличия фактической возможности размещения и от рыночной конъюнктуры на финансовом рынке преимущества данного долгового инструмента перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по размерам выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами;
- предусматривать при планировании новых муниципальных заимствований ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 18 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам;
- проводить работу по сокращению объема долга по муниципальным гарантиям городского округа "Город Белгород";
- осуществлять проведение мониторинга муниципального долга городского округа "Город Белгород" с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.
III. Реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности главных распорядителей средств бюджета за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления города Белгорода.
Ежегодно на стадии разработки (формирования) бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период проводится комплекс мер, направленный на минимизацию расходов, с учетом их приоритетности и значимости.
Кроме того, проводятся мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, а также численности работников бюджетной сферы в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по повышению эффективности и качества услуг в отраслях социальной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих.
3.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов
Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
- повышения объективности и качества бюджетного планирования;
- повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
- участия, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Белгород", в реализации государственных программ Белгородской области, государственных программ и национальных проектов Российской Федерации и мероприятий, софинансируемых из вышестоящих бюджетов;
- повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород".
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород", в процессе формирования проекта бюджета городского округа "Город Белгород" на очередной финансовый год и плановый период, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ городского округа "Город Белгород" исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород" согласно утвержденной методике планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа "Город Белгород".
В целом, система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ городского округа "Город Белгород".
В 2020 году в целях становления современной модели исполнительной власти, совершенствования деятельности органов местного самоуправления проведены мероприятия по централизации органов бухгалтерского учета администрации города Белгорода и муниципальных учреждений.
Данные меры позволят осуществлять гибкое управление, получать максимально эффективную отдачу от деятельности созданных структур.
3.2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение функциональной эффективности расходов в этой сфере
На основании требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в городском округе "Город Белгород" определены уполномоченные органы:
- управление муниципального заказа администрации города Белгорода - на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений городского округа "Город Белгород";
- комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода - на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля.
В целях повышения эффективности осуществления закупок на территории городского округа "Город Белгород" сформирована система нормативного правового регулирования закупок.
С 2015 года при осуществлении закупок товаров, работ, услуг используется региональная информационная система в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Белгородской области, позволяющая автоматизировать процессы планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, осуществления закупок, исполнения контрактов, мониторинга в сфере закупок, а также обеспечения контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В городском округе "Город Белгород" сформирована централизованная модель закупок. Доля конкурентных закупок, проведенных уполномоченным органом (управлением муниципального заказа администрации города Белгорода), по итогам 2020 года составила 92 процента от стоимости закупок всеми способами, включая единственного поставщика (подрядчика исполнителя).
С 2015 года уполномоченным органом проводятся совместные закупки. Доля совместных закупок в общем объеме средств, размещенных уполномоченным органом, в 2020 году составила 7,3 процента, из них:
- совместные электронные аукционы - 3,6 процента;
- совместные конкурсы с ограниченным участием в форме консолидированной закупки (проводятся с 1 июля 2020 года) - 3,7 процента.
Централизация закупок способствует повышению качества осуществления закупок, снижению риска осуществления закупок заказчиками, не имеющими должного уровня профессиональной подготовки, созданию условий для единообразной правоприменительной практики в рамках субъекта, что способствует более активному участию в осуществлении закупок хозяйствующих субъектов.
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования закупочной деятельности заказчиков городского округа "Город Белгород", повышения эффективности и результативности осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупок постановлением администрации города Белгорода от 14 ноября 2018 года N 183 утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд в городском округе "Город Белгород".
3.3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В городском округе "Город Белгород" продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности.
В соответствии со статьей 69.2, пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 3 части 5 статьи 4 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Уставом городского округа "Город Белгород" приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие:
- порядок и условия предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород";
- порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа "Город Белгород" и о финансовом обеспечении выполнения муниципального задания".
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" муниципальное задание формируется:
- в части муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями городского округа "Город Белгород" физическим лицам, - на основании общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;
- в части муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями городского округа "Город Белгород" и не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни, и работ - на основании регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Белгородской области.
3.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
На 2021 - 2023 годы в городском округе "Город Белгород" запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению закупок в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В условиях острого дефицита финансовых ресурсов необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и инвентаризацию готовой проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов муниципальной собственности. Результатом работы должен стать перечень приоритетных проектов строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности на долгосрочный период с учетом перспектив развития городского округа "Город Белгород".
С 2015 года в городском округе "Город Белгород" осуществляется планомерная работа по сокращению объемов незавершенного строительства. Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития городского округа "Город Белгород".
Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития городского округа "Город Белгород", а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения.
В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в городской округ "Город Белгород" средств федерального и областного бюджетов на поддержку отраслей экономики. Учитывая то, что ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений органами местного самоуправления города Белгорода они должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы должны иметь реальную потребность, оцениваемый эффект от использования средств и при этом не должны создавать дополнительной нагрузки на бюджет городского округа "Город Белгород".
Кроме того, в рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику города, посредством решения следующих задач:
- повышения эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями;
- создания новых инструментов бюджетной политики в сфере инвестиций, обеспечивающих "комфортные" условия для частного капитала;
- повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами;
- соблюдения муниципальными заказчиками нормативных сроков строительства (поскольку отклонения приводят к удорожанию стоимости строительства).
Использование механизмов муниципально-частного партнерства позволит обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.
IV. Совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования, учета и отчетности
Завершающим этапом бюджетного процесса является формирование бюджетной отчетности. Своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" позволяет оценить выполнение расходных обязательств городского округа "Город Белгород". Кроме того, это позволяет выявить факты возникновения просроченной задолженности получателей бюджетных средств с целью ее дальнейшей инвентаризации, реструктуризации и погашения.
В целях контроля за расходованием бюджетных средств в городском округе "Город Белгород" осуществляется мониторинг в целях недопущения кредиторской задолженности муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений города Белгорода.
В целях управления ликвидностью единого счета бюджета городского округа "Город Белгород" комитетом финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода ежедневно проводится мониторинг остатков на едином счете бюджета.
4.1. Реформирование системы бюджетных платежей
В рамках реформирования системы бюджетных платежей открыт единый казначейский счет, который позволяет сосредоточить счета организаций сектора государственного управления в финансовом органе.
Функционирование системы бюджетных платежей в условиях использования единого казначейского счета позволяет обеспечить соблюдение принципа единства кассы, внедрить единую технологию кассового исполнения бюджета, обеспечить прозрачность движения бюджетных средств, повысить качество и достоверность отчетности об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород", а также повысить эффективность управления денежными средствами.
Кроме того, использование единого счета позволяет обеспечить управление всеми свободными остатками денежных средств, находящимися на этом счете.
Совершенствование инструментов управления свободными остатками позволяет обеспечить необходимый объем остатков на едином счете для среднедневного объема выполнения обязательств муниципальных получателей бюджетных средств.
Текущий контроль за соблюдением оформления расчетных документов на соответствие требованиям банковского и налогового законодательства Российской Федерации возложен на отдел санкционирования расходов и казначейского исполнения бюджета комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода.
V. Совершенствование муниципального финансового контроля
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены сферы муниципального финансового контроля, введены понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также отнесены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля по контролю в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Для систематизации подходов к деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля в условиях расширения функционала данных органов:
- внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с Федеральными стандартами внутреннего финансового контроля, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 года N 95, от 6 февраля 2020 года N 100, от 27 февраля 2020 года N 208, от 23 июля 2020 года N 1095, от 17 августа 2020 года N 1235, от 17 августа 2020 года N 1237;
- с 1 июля 2021 года внутренний финансовый контроль будет осуществляться и в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- обеспечено проведение внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для муниципальных нужд;
- обеспечена координация осуществления главными распорядителями средств бюджета городского округа "Город Белгород", главными администраторами (администраторами) доходов бюджета городского округа "Город Белгород", главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета городского округа "Город Белгород" внутреннего финансового контроля и аудита.
В целях обеспечения единого подхода к выявлению, классификации и оценке нарушений при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля и повышения результативности контрольных мероприятий, уполномоченными должностными лицами комитета финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода применяются Методические рекомендации по классификации нарушений, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Белгородской области, утвержденные распоряжением заместителя Губернатора Белгородской области от 9 февраля 2017 года N 2.
VI. Повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами городского округа "Город Белгород"
В городском округе "Город Белгород" большое внимание в ходе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления города Белгорода, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета городского округа "Город Белгород" и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения Белгородского городского Совета о бюджете городского округа "Город Белгород", об отчете об исполнении бюджета городского округа "Город Белгород", нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в городском округе "Город Белгород".
На официальном сайте органов местного самоуправления города Белгорода ведется раздел "Открытый бюджет", где своевременно размещается информация об утвержденных показателях бюджета городского округа "Город Белгород". В рамках раздела "Открытый бюджет" публикуется "Бюджет для граждан".
В данном направлении обеспечивается своевременная актуализация материалов по параметрам бюджета городского округа "Город Белгород", а также сведений о ходе исполнения бюджета городского округа "Город Белгород".
Это позволяет в понятной, доступной и наглядной форме информировать граждан о структуре, динамике и исполнении бюджета городского округа "Город Белгород".
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение финансового образования населения городского округа "Город Белгород", формирование культуры и ответственного отношения к обязанности по уплате налогов и сборов.
Руководитель комитета финансов |
С.Ф. Рулева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.